Церковь святых Бориса и Глеба в Никульчино ЖМП 8 август 2015 /  10 сентября 2015 г. 13:29 Образ святости. Борис и Глеб Тысячелетие трагической гибели святых Бориса и Глеба Россия отмечалось скромно — основные торжества в этом году были посвящены великому князю Владимиру. Да и подвиг братьев по-прежнему остается непонятен многим православным христианам. За что погибли Борис и Глеб и о чем им нужно молиться, размышляет настоятель церкви Святых Бориса и Глеба села Никульчина (Вятская митрополия) протоиерей Александр Балыбердин. Беспомощные святые? Известно, что отношение человека к святым избирательно — к одним мы обращаемся чаще, к другим реже. Иконы Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, а с недавних пор и блаженной Матроны есть в любом православном доме. Икона святых Бориса и Глеба найдется куда реже. Скорее всего, только если хозяин носит одно из этих имен и почитает князей своими небесными покровителями. И действительно, зачем? Ведь икона нужна для молитвы, просьбы. При этом святые помогают в том, в чем сами подвизались, чему посвятили свою жизнь. Так, святых Кирилла и Мефодия принято просить о помощи в учебе, святителя Спиридона — о помощи в житейских делах, святых Петра и Февронию — об укреплении семьи, мученика Антипу — об избавлении от зубной боли, мученика Трифона — о поиске работы. Известно, что святые братья как младшие сыновья великого князя Владимира с юных лет были посвящены в премудрости управления «русским мipoм». Поэтому удельные князья, как правило, просили у своих «сродников» Бориса и Глеба помощи в военных сражениях и государственных делах и не раз ее получали, как, например, новгородский князь Александр в сражении на реке Неве или московский князь Дмитрий в битве на Куликовом поле. Но сегодня, по прошествии десяти веков, наши современники не чувствуют потребности обратиться к святым Борису и Глебу с молитвой, потому что не знают, в чем они могут помочь и о чем их просить. Потерянная память Конечно, в советские годы, когда миллионы людей силой государственного принуждения были оторваны от православной веры, подвиг князей и их канонизация были вычеркнуты из исторической памяти. Вряд ли современные студенты Российской академии музыки имени Гнесиных знают о том, что главное здание этого учебного заведения на Поварской улице в Москве было построено на месте церкви святых Бориса и Глеба, разрушенной в советское время. Как и гости Москвы не знают о том, что старый Арбат берет начало с площади, которую раньше украшал Борисоглебский храм. Сейчас на его месте возведена часовня.

http://e-vestnik.ru/history/obraz_svyato...

Они приступали к юноше с самыми сладкими посулами. Они грозили самыми грозными карами. Борис в ответ только смотрел куда-то в одному ему ведомую даль и наконец, после двух дней увещаний, передал уговорщикам запечатанный конверт. Те жадно вскрыли его, но обнаружили лишь заявление Бориса Огородникова об исключении его из комсомола «по религиозной причине». Уговорщики от досады наобещали Борису все возможные и невозможные неприятности: и по работе, и по учебе, и по свободе, и по несвободе, и по пожизненной психбольнице… В общем, все-все самое ужасное — и в этой жизни, и даже в будущей… Брошенные на религиозный фронт, уговорщики поневоле набрались мистического духа. Но для Бориса среди всех этих устрашений было ясно одно — в семинарию ему поступить не дадут. И тогда по совету настоятеля храма он отправился в Псково-Печерский монастырь, хотя совершенно не представлял, что и кого там встретит. Но Тот, Кто так властно взял в Свои руки жизнь и судьбу Бориса Огородникова, знал о каждом его шаге и о каждом шаге людей, которых Он посылал ему навстречу. В монастыре Бориса сразу выделил из общей толпы паломников Великий Наместник архимандрит Алипий. Ответственные товарищи, приставленные к Псково-Печерскому монастырю, предупредили отца Алипия, чтобы тот ни в коем случае не брал к себе героя-пограничника. Архимандрит Алипий, тогда уже смертельно больной, внимательно выслушал их и на следующий день издал указ о зачислении в обитель послушника Бориса Огородникова. Этот указ был чуть ли не последним, подписанным архимандритом Алипием. Вскоре он умер, и постригал в монашество послушника Бориса уже новый наместник — архимандрит Гавриил. Ответственные товарищи не замедлили предупредить и архимандрита Гавриила, что он должен в ближайшее время сделать все, дабы Борис Огородников покинул Печоры. Наместник заверил, что со своей стороны прекрасно понимает трудность сложившейся ситуации, и пообещал сделать все для этого юноши. И он действительно сделал все что смог. Поскольку буквально через несколько дней совершил монашеский постриг, и на свет появился новый человек — юный монах Рафаил.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

После бурного царствования Иоанна Грозного царствование Феодора Иоанновича было отдыхом и успокоением для Руси. Были произведены весьма благодетельные для населения мероприятия, были защищены от неприятеля границы. Первосвятитель Русской Церкви был возвышен из митрополичьего в высший патриарший сан. Все это происходило при непосредственном участии Бориса Годунова. О смерти Царевича Димитрия уже перестали говорить, и Борис Годунов как правитель приобрел всеобщее расположение. Поэтому, когда народу сообщили, что Царица постриглась, сейчас же раздались голоса: «Да здравствует Царь Борис Феодорович». Патриарх Иов горячо поддерживал это, считая Бориса Годунова умным государственным деятелем и благочестивым христианином. Борис отказался принять царскую власть и уехал в Новодевичий монастырь к своей сестре, вдовствующей Царице-инокине, которая тоже отказалась благословить брата на Царство. Тогда был созван Всероссийский Земский Собор. Земский Собор вслед за Патриархом решил умолять Бориса быть Царем. Указывалось на его родство с последним Царем, на то, что будто Иоанн Грозный, умирая, поручил Феодора заботам Бориса Годунова, что от скончавшегося Царя был поставлен во главе государства, показал при нем свою государственную мудрость и является теперь лучшим его преемником. Громадный крестный ход во главе с Патриархом отправился в Новодевичий монастырь, причем духовенство угрожало отлучить Бориса от Церкви, если он и дальше будет упорствовать. Искренно или притворно, Бог весть помышления человеческие, отказавшийся прежде от престола Борис теперь согласился принять престол от Земского Собора, как бы уступая лишь настоянию Патриарха и всего русского народа. Царица-инокиня благословила его. Через несколько месяцев Борис венчался на Царство, причем, указывая на ворот своей сорочки, обещал и последнюю сорочку разделить с бедными своего царства. В грамоте о восшествии на престол Бориса Годунова и в приветственной речи Патриарха указывались вышеприведенные его права на престол. Присягали не одному Борису, а также сыну его и дочери, то есть династии. Подобно тому, как прежде Русь принадлежала своему княжескому роду, позднее Московскому Царскому, хотя власть сосредоточивалась в руках старшего в порядке первородства ее члена, так и теперь Царский Престол переходил всему роду Годуновых, хотя самодержавную власть восприял единолично Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Совместно Ярославичи подняли тело святого Бориса в деревянной гробнице и в окружении черноризцев со свечами внесли в новый храм. Когда открыли гробницу, весь храм наполнился благоуханием. Митрополит Георгий, грек по происхождению, не очень твердо веривший в святость князей, был потрясен этим чудным знамением. Святые мощи князья переложили в новую гробницу. Когда вносили каменную гробницу с мощами благоверного князя Глеба, она остановилась в церковных дверях и не сдвинулась с места до тех пор, пока присутствовавшие не стали молитвенно взывать ко Господу со словами покаяния. Только тогда она переместилась и была расположена с мощами благоверного Бориса. Митрополит Георгий взял руку мученика Глеба и благословил ею русских князей. После Божественной литургии братья устроили совместную трапезу, свидетельствуя о своей любви, согласии и единомыслии. Этот день памяти перенесения мощей так же стал широко праздноваться на Руси. Летописец под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба явился новым великим праздником земли Русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отечеству. Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была написана вскоре после их прославления. Святые мученики издревле почитаются в Русской Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные списки их житий, сказаний об их мощах, храмы и монастыри, названные в их честь. Их заступничество простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах. Литература: 1 . Страдания и чудеса святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских. М., 1907. 2 . Казанский Л. Жизнь и мученическая кончина святых князей Бориса и Глеба. М., 1899. 3 . Богословский С. Д. Святые благоверные князья Борис и Глеб, первомученики Православной Церкви. М., 1916. 4 . Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви в 12-ти т. Т. 1. СПб., 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В обители духовник сказал мне, чтобы я молился преподобному батюшке Серафиму, святителю Спиридону Тримифунтскому и Божией Матери пред Ее Курским Коренным образом. И я молился. И приехал прямо на то место, где находится святой образ. Семь месяцев учился в семинарии в Джорданвилле, а перед самым отъездом в Санкт-Петербург сподобился не только приложиться к иконе, но и ночевал в одном с ней помещении. – Александр, какие из вещей, подобных старинным, хотелось бы вышить? – В ближайшем будущем – архиерейский саккос. А в целом мне интересна стилистика золотого шитья разных областей России, как церковная, так и светская. Хотелось бы также обобщить историю золотошвейного училища в Торжке. Это одно из старейших учебных заведений России, оно основано в 1894 году. В 1995 году его посетил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Кстати, одновременно с изучением церковной вышивки я пытаюсь больше постигнуть и основы Православной веры: участвую в православных конференциях, которые проходят в городе на Неве, познакомился с мастерскими и школами на Украине, в Белоруссии, в Москве. А еще очень хотелось бы добраться до Смоленска, где, по архивным данным, в краеведческом музее находится плащаница с раки преподобного Ефрема Новоторжского, и вернуть ее в отреставрированный Борисоглебский монастырь в Торжке. – Расскажите подробнее об этом святом. – Преподобный Ефрем – брат Георгия и Моисея Угринов. Венгры по национальности, братья были конюхами у князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Георгий защищал Бориса и сам мученически погиб: желая завладеть золотой гривной, которая была у него на шее, убийцы Бориса отрубили Георгию голову. Ефрем, которого не было при злодеянии, нашел голову брата и, по благословению митрополита Киевского, пошел в окрестности Торжка, где в 1015–1016 годах основал обитель преподобного Симеона Столпника и странноприимный дом. Повествуя о мученическом подвиге князей Бориса и Глеба, он ходил через Смоленск в Киев и призывал прославить князей в лике святых. К 1037 году преподобный Ефрем построил в Торжке каменный храм во имя Бориса и Глеба, позже перестроенный. В XVIII веке при разборке старого собора там нашли посох архимандрита, его литургические принадлежности: чашу и дискос, расшитую золотом шапку архимандрита, что говорит о том, что золотое шитье существовало здесь уже в X столетии.

http://pravoslavie.ru/30441.html

В том же году я прочитал книгу отца Бориса «Введение в христианскую психологию». Безусловно, это одна из лучших миссионерских книг. Отец Борис твердо отстаивал Истину, но никого не осуждал. В слове на выпускном школьном вечере «Что такое жизнь» (в книгу вошли не только статьи священника, но и некоторые его проповеди) отец Борис сказал своим ученикам: «И еще один последний совет, пусть он не покажется вам банальным – любите Россию. Всегда знайте, что Богом вам дано жить в великой стране. Наша земля сегодня поругана, унижена, но не убита. Не ищите виновных. Это лишит вас благодати Христовой. Скажите лишь: я и сам не без греха, и начинайте трудиться». (Б. В. Ничипоров. «Введение в христианскую психологию», Москва, «Школа-пресс», 1994, с. 150). Книга издана в 1994 году, но и сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Прекрасно понимающий ограниченность психологии, отец Борис не только не отрицал ее, но и добрым словом вспоминал своих университетских преподавателей. Все статьи и проповеди, вошедшие в книгу, пронизаны любовью. И в то же время за каждой строкой чувствовался воин, воин Христов. Когда в конце 2001 года я решился сотрудничать с церковными изданиями, первый материал, о котором подумал – интервью с отцом Борисом . Оно и стало одной из первых моих публикаций на сайте «Православие.Ru». Я благодарен за содействие близкому другу отца Бориса, замечательному психологу и человеку Андрею Феликсовичу Копьёву. А сегодня, когда отец Борис покинул этот мир, благодарю Бога за то, что успел познакомиться с этим удивительным человеком. Впечатление от встречи было таким же ярким, как и от книг. Пастырь и воин, живой, человечный, свободный. Но это, повторяю, лучше опишут люди, близко знавшие батюшку. В прошлом году в издательстве «Паломникъ» вышла новая книга отца Бориса в двух частях «Времена и сроки». Эта книга в чем-то перекликается с блистательной пушкинистикой Валентина Семеновича Непомнящего и «Образом в искусстве» Николая Николаевича Третьякова (также отошедшего ко Господу в этом году). Все трое талантливо решали задачу, точно сформулированную архимандритом Иоанном (Экономцевым) в послесловии к «Временам и срокам»: «Не отрицание культуры и фундаменталистский нигилизм, а воцерковление культуры в ее высших достижениях – вот задача может быть, важнейшая для нас сегодня». (Протоиерей Борис Ничипоров. «Времена и сроки». Книга первая. «Паломникъ». Фонд «Сеятель», Москва, 2002. С. 182). Несомненно, «Времена и сроки» интересны всем гуманитариям. Пожалуй, в этой книге именно к ним обращена миссионерская проповедь отца Бориса.

http://pravoslavie.ru/82.html

824 Яко Иуда, иже на Тайной вечери дерзну. Самозванец, дерзнувший вступить на престол московских царей, сравнивается с предателем Иудой, по евангельской легенде, присутствовавшим на прощальном ужине Христа с учениками. 826 У некоего инославна духоборныя ереси призятьствовася... «Духоборной ересью» Тимофеев называет католичество. Иноверец, о котором идет речь, – сандомирский воевода Юрий Мнишек, поляк, на дочери которого Марине женился Лжедимитрий I. 827 Оста же по смерти Бориса царя супруга его – жена Бориса Годунова – Мария Григорьевна, дочь Малюты Скуратова; была убита вместе с сыном Федором боярами в 1605г. 10 июня. 828 Сына – дара Божия именуема – сын Бориса Годунова, Федор Борисович Годунов, вступивший на московский престол после смерти отца и убитый вместе с матерью в 1605г. 10 июня, 16 лет от роду. Современники, в том числе и Тимофеев, очень хорошо отзываются о Федоре Годунове. В повести, приписываемой Катыреву-Ростовскому, мы читаем такую его характеристику: «Царевич Федор, сын царя Бориса, отроча зело чудно, благолепием цветуще, яко цвет дивной на селе, от Бога преукрашен, яко крин в поли цветущи; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изообилен. Научен же бе от отца своего книжному почитанию и во ответех дивен и сладкоречив вельми. Пустошное же и гнило слово никогда же изо уст его исхождаше; о вере же и поучении книжном со усердием прилежа». Иван Тимофеев готов даже признать Федора Годунова «святым» за его мученическую смерть. 829 Дщерь же деву имущи чертожницу. Имеется в виду дочь Бориса Годунова Ксения Борисовна. О ней см. сноску 775. 831 И чудо, аще не бе ото отступника той тайноругательно что! Тимофеев не уверен в том, на каком положении находилась Ксения при Лжедимитрии. Эта неуверенность непонятна. Тимофеев был в Москве во время царствования «Расстриги» и не мог не знать, что самозванец сделал Ксению своей наложницей. 832 Патриарха несвящена Игната. Рязанский епископ Игнатий был поставлен самозванцем на место сведенного им с патриаршего престола Иова. Он исполнял обязанности патриарха только во время правления самозванца. В 1606г. царем Василием Шуйским он был низведен с патриаршего престола и заточен в келье Чудова монастыря в Москве. В 1611г. ему удалось бежать. Конец своей жизни он прожил в Литве, приняв там унию. Умер в 1640г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Он достиг 55 или 56 года, и если бы всё шло по его желанию, то он совершил бы много великих дел. Во время своего правления он очень украсил Москву и издал много полезных законов и привилегий, приказал на всех перекрёстках учредить караульни и большие рогатки, которыми загораживали улицы так, что каждая из них представляла собой как бы отдельный город; он также приказал по вечерам ходить с фонарём под страхом пени за ослушание. Вообще Борис был искусен в управлении. Любя постройки, он ещё в царствование Феодора велел построить кругом Москвы высокую стену из плитняка; обвёл стеной Смоленск; на границе с Татарией велел основать хорошо укреплённый город, названный в честь Бориса Борисо-городом. Борис, по свидетельству того же иностранца, имел больше доверия к попам и монахам, чем к своим самым преданным боярам. Слишком много доверяя льстецам и клеветникам, он под влиянием их сделался тираном и стал изводить все знатнейшие роды. Главная причина жестокого правления Бориса заключалась именно в том, что он находился под влиянием негодяев и своей жестокосердной жены; если бы он действовал самостоятельно он не был бы тираном. Характеризуя царя Бориса, иностранцы отличают и похвальное желание его бороться с общественными пороками своего времени. Так, Борис жестоко преследовал тех, которые брали взятки и подарки, и многих вельмож и дьяков предавал за то публичной казни. К сожалению, по свидетельству современников, это не помогало. Таким образом кончина царя Бориса, по-видимому, не вызвала единодушного соболезнования современников. Тем не менее, как засвидетельствовал очевидец, весь народ при погребении, по обычаю, громко вопил и плакал. В осиротелой семье царя Бориса Годунова остались его вдова, царица Мария Григорьевна, шестнадцатилетний сын Феодор Борисович и юная дочь Ксения Борисовна. На престол московский вступил царь Феодор Борисович Годунов. Все современники единодушно свидетельствуют о цветущей, красивой наружности юного царя, о природном уме и добром сердце, о необыкновенной любви его к книжному учению и к приобретению познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Дальнейший рассказ о чудесах Бориса и Глеба после перенесения мощей их в 1072 г. составлен именно пр. Нестором, который ясно дает понять, что передает здесь как современник и очевидец 71 , следовательно, рассказ этот присоединен к „Сказанию» неизвестного автора уже из „Чтения» Нестора, позднее и не тем лицом, которое записывало первые чудеса. О втором перенесении мощей св. Бориса и Глеба, бывшем в 1115 г. при Владимире Мономахе , пр. Нестор не говорит, так как писал свое „Чтение» раньше этого события, следовательно, рассказ о нем – этом втором перенесении – заимствован и прибавлен к „Сказанию» из какого-нибудь третьего источника и уже позднее Нестора. Таким образом, есть некоторая возможность хотя отчасти проследить, как (и даже откуда) постепенно восполнялся рассказ о чудесах св. мучеников, пока он не достиг самой обширной известной теперь редакции. Целью этого пополнения вероятно было желание собрать „во едино» все разбросанные в разных сочинениях сказания о чудесах Бориса и Глеба и, так сказать, округлить сведения о их мощах. Подобною целью и могли задаваться позднейшие списатели „Сказания» об убиении Бориса и Глеба и сказания о чудесах их. В виду сейчас сказанного, указание проф. Соболевского на то, что к „Сказанию» прибавлены сведения о перенесении мощей св. мучеников в 1115 г. и, следовательно, произведение это написано позднее сейчас указанного года, в действительности решительно не может говорить ни о времени составления „Сказания“, ни о времени жизни автора. Такая ссылка ученого проф. могла бы иметь значение (и то отчасти) в том только случае, если бы Соболевскому удалось доказать, что самая обширная редакция сказания о чудесах, какую он и имеет в виду, несомненно, принадлежит одному автору. Но доказать-то это положительно трудно!.. Вопреки такой ссылке (какую делает проф. Соболевский) ученые указывают, что в самом „Сказании» (а не в рассказе о чудесах) не говорится даже о таком славном событии, каково перенесение мощей Бориса и Глеба в новую церковь в 1072 г., и отсюда заключают, что „Сказание» написано до этого года 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010