Амасийский же митрополитъ Иасафъ рече: «От нивы жатва, а от винограда плоды сндныя. Иже нива пожата будет, исщиститься, а лоза, егда обзана будет, тои и смириться. А слава великого князя Бориса, иже на всякъ день повсюду слышана, не оскудиваетъ». Молодовский же митрополитъ Димианъ рече: «Чюдна есть святыхъ отець и похвалениа о великомъ князи Борисе, и свтло есть его благочестие простреся по всей земли». Ставропольский же митрополитъ Исаиа рече: «И азъ же слышю великаго князя Бориса житие его аки блаженнаго Иакова, а незлобие же Моисиово, и благоговиние целомудреннаго Иосифа». Родоский же митрополитъ Нафанаилъ рече: «Есть ми мала нужа днесь к вашей любви и совщати множеству глаголемыхъ, и не слышимъ бо иного князя таковаго в Руси, и якоже великий князь Борисъ». Милитинский же митрополитъ рече: «Милостыни же и щедроты великого князя Бориса по всимъ землямъ поминаеми суть». Драмаский же митрополитъ Дорофий рече: «Но много деръзновениа иметъ к Богу великий князь Борисъ. И помагаетъ ми слово написанное: “И милость на судии хвалиться”; 120 “Блажени милостиви, яко ти помиловани будутъ”. 121 Тако же и великаго князя Бориса милостыни и щедроты, не токъмо в Руской земли творимая, но и до Царствующаго града и до Святыя горы, 122 реку же, и до самого Иеросалима дотече, и якоже нкая денница». Мелетиньский же митрополитъ Матфй рече: «Кый убо есть разумъ или кый умъ постигнути можетъ повестование о великомъ князи Борис, и якоже какъ о немъ слышимъ». Тритриасийский митрополитъ Калистъ рече: «Аще ли есть вра права, то и дла благочестиваго великаго князя Бориса, якоже о немъ повестуетъ святый соборъ». Ганский же митрополитъ Генадий рече: «Изъ Христова послушества приведу всмъ вамъ: “И аще ли кто напоитъ чашу воды въ имя ученика, и той мъзду прииметь”. 123 И князь же великий Борис не единого напиталъ, ни дву, ни 10, ни градъ, но многы грады и области припиталъ во своей отчин». Афилонский же митрополитъ Софроний рече: «И есть же сладостенъ убо райский цвт, и сладъчае того слышати великого князя Бориса».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лета 7109 Апреля в 25 день преставился Боярин Князь Борис Кумбулатович Черкасский на Белом Озере, в заточении от Царя Бориса. Лета 7114 Марта в 15 день погребен раб Божий Боярин Александр Никитич Романов, а преставился в заточении от Царя Бориса, Кирилова монастыря в вотчине на Луде. Лета 7114 Марта в 18 день, погребен раб Божий Окольничий Михаил Никитич Романов, преставился в заточении от Царя Бориса в Перми, у Николы Чудотворца в Нырпу на погосте. Лета 7116 Марта в 23 день погребен раб Божий Князь Иоанн Васильевич Ситский, а в крещении имя его Сафроний, в иноцех Сергий, а преставился в заточении от Царя Бориса в Кожеозерском монастыре. Лета 7117 Апреля в 25 день преставился раб Божий младенец Андрей, сын Боярина Иоанна Никитича Романова. Лета 7118 Февраля в 28 день преставилась раба Божия Княгиня Марфа Никитична, Боярина Никиты Романовича Юрьева дочь, а Княгиня Князя Бориса Камбулатовича Черкасского. Лета 7119 Ноября в 4 день преставился раб Божий младенец Димитрий Иоаннович Романов. Лета 7119 Июля в 21 день преставилась раба Божия Благоверная Княгиня Татиана Федоровна, Боярина Феодора Никитича Романова дочь, а Княгиня Князя Иоанна Михайловича Катырева. Лета 7120 Декабря в 27 день преставилась раба Божия младенец Параскева, дочь Боярина Иоанна Никитича Романова. Лета 7123 Мая в 10 день преставилась раба Божия младенец Ирина Иоанновна, Боярина Иоанна Никитича Романова дочь. Лета 7124 Марта в 1 день преставилась раба Божия, Боярина Феодора Иоанновича Шереметьева жена, Боярыня Ирина Борисовна, дочь Князя Бориса Камбулатовича Черкасского. Сын её Феодор Феодорович преставился лета 7130 Марта в 5 день. Лета 7130 Октября в 25 день преставилась раба Божия девица Параскева, дочь Боярина Иоанна Никитича Романова. Лета 7133 Декабря в 5 день преставилась раба Божия Боярыня Иулиания Симеоновна, Боярина Александровская жена Никитича Романова, а в инокинях Иулия схимница. Лета 7133 Июля в 30 день преставился раб Божий младенец Иоанн Иоаннович Романов, Боярина Иоанна Никитича Романова сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ответы, сделанные от имени папы в целом, вероятно, удовлетворили Бориса, хотя более всего волновавший его вопрос о самостоятельности Болгарской Церкви решен не был. В конце ноября 866 года он принял в Плиске посланцев из Рима: епископов Формоза Портуанского, назначенного начальником римской миссии в Болгарии, и Павла Популонского. По их настоянию греческие священники или, по крайней мере, часть их были изгнаны из Болгарии. Епископ Формоз объявил даже о недействительности крещений, совершенных без утверждения епископами латинского обряда, который стал энергично внедряться в церковную жизнь Болгарии. Год спустя, 13 ноября 867 года, папа Николай скончался. Из Болгарии в Рим направились посланцы Бориса просить нового папу Адриана II поставить Формоза, впоследствии занявшего Римский престол, примасом Болгарской Церкви с титулом архиепископа, в чем Борис, очевидно, видел шаг к последующей автокефалии. Адриан отказал ему в этой просьбе. Неудачей закончилось и предложение другого кандидата в примасы – диакона Марина. Дело было не в личности предполагаемого главы Поместной Церкви, а в том, что Римская курия не предусматривала для Болгарской Церкви ни малейшей автономии. На возвратном пути посланцы из Болгарии написали на листе древнего кодекса – Чивидальского Евангелия, сохранившегося до наших дней, – помянник на латыни, в котором содержатся драгоценные сведения о семье святого Бориса: «Князь Михаил (крещальное имя Бориса. – В.Ц. ), и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвертый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна…» . Византийские священники в Болгарии могли совершать богослужение и на греческом, и на обретшем в ту пору письменность славянском языке Потерпев фиаско в стремлении получить из Рима санкцию на учреждение в Болгарии Поместной Церкви, Борис решил возобновить каноническое общение с Константинопольским патриархатом: Константинополь, не желая даровать автокефалию Болгарской Церкви, признавал самый институт автокефалии, а папистская экклезиология напрочь отрицала самую возможность церковной автокефалии. Имелось и еще одно существенное обстоятельство, которое подталкивало Бориса к примирению и сближению с Константинополем: в отличие от миссионеров из Рима, служивших исключительно на латыни, византийские священники в Болгарии могли совершать богослужение и по-гречески, и на обретшем в ту пору письменность славянском языке, которым пользовались как природные славяне, так и славяноязычные болгары. Во время визита посланников из Болгарии к папе Адриану там находились равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, и весть о переводе Священных и богослужебных книг на славянский язык дошла до Болгарии не позже возвращения делегации на родину.

http://pravoslavie.ru/151357.html

Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Храмы: Афанасия Брестского, Бориса и Глеба. http://drevo-info.ru/articles/18052.html В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно XII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово " коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Борис-Глеб. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1999 и 2000. Адрес: 215272, Смоленская область, Сычевский район, п/о Дмитрово, с. Борисоглебское (ур. Борис-Глеб) Координаты: 55.748433, 34.4845 Проезд:от о/п Вазуза на ж/д Вязьма - Ржев 12 км на восток (асфальт, затем налево на новый грейдер, 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 2001 г. вместо старой Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1997 г. В 1691 г. прихожанами был построен деревянный храм во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1782 г. вместо него был построен новый деревянный храм с тем же престолом и приделом во имя Преподобного Нила Столбенского, сгоревший в 1883 г. На это место из села Ильинского был перевезен храм во имя иконы Казанской Божией Матери, освященный во имя Святых князей Бориса и Глеба. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 142. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века по названию храма стало именоваться и село, возраст которого значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года епархиальные ведомости», 1889, В 1782 году вместо него на средства прихожан был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя Преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749-1795). Селом же в это время владел подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о. Петр в храме и умер в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Вместе со священником Петром Смирновым в храме еще служил и священник Николай Морозов. В 1848 сын о. Николая Герасим Морозов поступил в Московскую духовную академию.

http://sobory.ru/article/?object=18197

Само же «Сказание...», вероятно, было заказано по случаю строительства новой каменной церкви Бориса и Глеба и должно было быть приурочено ко дню второго перенесения их мощей, однако Святослав умер прежде, чем строительство было доведено до конца. Несмотря на то что Глеб был более популярен на Руси и стал почитаться раньше, тем не менее в конце концов установилось почитание Бориса и Глеба, а не Глеба и Бориса. Почему? Здесь опять-таки имеется политическая подоплека. С одной стороны, главой семьи должен быть старший в роду (как завещал и Ярослав Мудрый), а старший из двух братьев - Борис. С другой - первенство Глеба не могло не вызвать ассоциаций с почитавшим его Святославом. А ведь князь нарушил завет отца. Куда правильнее во всех смыслах было отдать своеобразное «первенство» Борису. К тому же в 1113 г. Киевским князем стал столь любимый на Руси Владимир Мономах. Он всячески улучшил существовавшие законы, повысил международный авторитет государства (кстати сказать, был женат аж на английской принцессе и приходился внуком константинопольскому императору), оставил детям руководство к праведной жизни - знаменитое «Поучение...». Одним словом, Мономах был очень правильным и благочестивым князем, примером для всех остальных правителей. А Мономах, как мы помним, был сыном Всеволода, а Всеволод княжил в Переяславле и владел бывшими землями Бориса, так что Борис считался покровителем Всеволодовичей. Не случайно его вспоминает Мономах в своем «Поучении...». Так что и с этой точки зрения первенство отдали Борису - «патрону» уважаемого русичами Киевского князя Владимира. При Мономахе 2 (по новому стилю - 15 мая) мая 1115 г. состоялось 2-е перенесение мощей святых Бориса и Глеба, которые были помещены в наконец-то отстроенной в Вышгороде деревянной церкви. Что касается времени канонизации Бориса и Глеба, то, по всей вероятности, это произошло между 1086 и 1093 гг. http://www.taday.ru/text/60839.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

По переписным книгам 1646 г. значится: «за Рождественским протопопом Адрианом с братьею село Дегунино, а в селе церковь Бориса и Глеба деревянная, а в нем живет деловой человек, да крестьян 6 дворов, в них 14 человек… всего в селе крестьянских 21 двор, в них 55 человек». По указу патриарха и помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семенникова велено с 1676 г.: «с церкви Бориса и Глеба в селе Дегунине данные деньги по прежнему окладу имать и впредь писать в приходных книгах церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, да в приделе св. Бориса и Глеба в вотчине Рождественского протопопа с братьею, дани 18 алтын 5 денег, заезда гривна, и августа 24 дня те деньги в 1676 г. платил той же церкви поп Петр». По переписным книгам 1678 г. село Дегунино принадлежало того же собора протопопу Федору с братьею, в селе числилось 17 дворов крестьянских, в них 63 человека. Церковь Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба, писавшаяся в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною, с 1678 г. причислена к Селецкой десятине. В 1700 г. Рождественскому протопопу с братьею, по государственному указу, велено выдавать хлебную ругу и за сукно деньгами, а село Дегунино отдать во владение Алексеевского девичьего монастыря и того же года оно утверждено за монастырем отказною книгою, в которой упоминается: «отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами в Московском уезде вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что у государя в Сенях, чем владел протопоп Захарий с братьею и с причетники, что взята была у них та вотчина и отписана на великого государя за жалованную ругу село Дегунино, а в селе же церковь благоверных князей Бориса и Глеба древянная, а по сказке той церкви попа, та церковь и в ней строение, образы и книги, и ризы, и колокола государево и приходских людей; да в том же селе во дворе поп Потап Яковлев, у него сын дьячок Мишка, двор старосты, крестьян 26 дворов, в них 85 человек». По приходным окладным книгам с 1680 по 1740 гг. значится в селе Дегунине «церковь Иоанна Богослова в вотчине протопопа Рождественского собора, что в Верху», церковной дани с 1712 г. платилось 32 алтына с деньгою.

http://sobory.ru/article/?object=03441

Когда читаешь эту эпитафию, волей-неволей возникает вопрос: что же было важнее для овдовевшего В.П. Апраксина, представителя захудалого к тому времени рода, — отметить надгробием кончину жены или же тот факт, что он вступил-таки в состав служилой элиты и был назначен корочевским воеводой? Нередко за, казалось бы, однообразными строками надгробий звучат и отголоски политической борьбы. В первую очередь это касается эпитафий, появившихся над могилами жертв Смутного времени. Имя Бориса Годунова, столь ненавидимого московским боярством, стало в них, что называется, притчей во языцех. Немало усилий было положено на его, хотя бы и посмертную, дискредитацию. Борющиеся за власть боярские группировки по-своему использовали подлинные и мнимые преступления царя Бориса. Бояре Романовы, в которых Борис Годунов, и не без оснований, видел серьезных конкурентов в борьбе за трон и обошелся с ними особенно жестоко, отправив в ссылку в удаленные монастыри и города, вообще превратили родовое кладбище в Московском Новоспасском монастыре в своеобразный мемориал жертв произвола царя Бориса. Сюда были перенесены останки тех Романовых, кто не пережил ссылки. О чем же поведали надписи на этих могилах? Лета 7114 (1606) марта в 12 день на память преподобного Феофана Исповедника погребен раб Божий Александр Никитич Романов, а преставися в заточении от царя Бориса Кириллова монастыря в вотчине на Луде. Лета 7114 (1606) марта в 18 день на память святителя Кирилла Иерусалимскаго погребен раб Божий Михаил Никитич Романов, а преставися в заточении от царя Бориса в Пермии у Николая Чудотворца. Лета 7119 (1618) февруария в 15 день на память святаго апостола Онисима преставися раб Божии Василий Никитичь Романов, молитвенное имя Никифор, в заточении от царя Бориса в Сибирском граде на Пелыме в Нырпу на погосте. Как говорится, имеющий уши да слышит. Но не только о людях повествуют эпитафии. Надгробия — неотъемлемая часть истории церкви или монастыря. Нередко даты, высеченные на них, оказываются древнее, чем первые упоминания об этих объектах в иных письменных источниках — летописях, жалованных грамотах, писцовых книгах и т.п. И находка подобных памятников позволяет существенно скорректировать наши представления о времени возникновения того или иного храма или обители.

http://e-vestnik.ru/history/drevnerusski...

– Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное? И стали они сечь врагов, так что никто из них не уцелел. Наутро страж тот поведал свое видение великому князю. Князь же, возведя очи свои на небо и воздев руки, стал молиться со слезами, говоря: – Господи Человеколюбче, по молитве святых мучеников Бориса и Глеба помоги мне! Как Моисею на Амалика ( Исх.17 ), как Давиду на Голиафа ( 1Цар.17 ), как Ярославу на Святополка, как прадеду моему Александру на шведского короля, таки мне на Мамая подай помощь. И в тот день великий князь Московский Димитрий, по молитве святых страстотерпцев Бориса и Глеба, победил Мамая царя татарского 2924 . Сие и множайшие чудеса сотворил Господь через святых страстотерпцев, которым поклоняются люди, прося прощения грехов о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 2: Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец: вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом российским спастися. Кондак, глас 3: Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими святии: вы бо божественнии врачеве есте. В тот же день память во святых отца нашего Афанасия Великого , патриарха Александрийского. Память его совершается еще 18 января где и помещено его жизнеописание. 2901 Житие сие представляет собою перевод сочинения Иакова Мниха, называющегося «Сказание страстей и похвала об убиении святую мученику Бориса и Глеба», написанного мало лет спустя после их мученических кончин, или в конце правления Ярослава, или в начале правления Изяслава, во всяком случае до 1072 г., а также перевод продолжений сего жития, сопровождающихего в древних списках. Перевод дополнен по «Чтению о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», сочиненному преподобным Нестором Летописцем после Иакова Мниха до 1091 г., и по «Сказанию о убиении святых страстотерпцев, российских князей, Бориса и Глеба», составленному св. Димитрием Ростовским (под 2 мая Миней Четьих).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Одной из причин уклонения Бориса на путь зла Тимофеев считает его «безкнижие» 1033 , другой – важнейшей – его гордость, властолюбие. Подогреваемый самомнением и «льстивой хвалою» своих сторонников, которые «яко хврастие подо огонь, хвалу сердцу его подлагаху», Борис вступает на путь преступлений. Список преступлений Годунова в глазах Тимофеева велик: погубив царя Федора и законного наследника царевича Димитрия, он постригает и ссылает мать убитого царевича царицу Марию; он заставляет посланных в Углич следователей говорить царю ложь; он не разрешает, боясь обличения, похоронить царевича в Москве, где погребены его предки. Он жестоко расправляется с теми из угличан, которые, мстя за смерть царевича, убили его «убийц». Борис устраивает пожар в Москве. Во время «агарянского нахождения», т.е. нашествия на Москву татар, он старается представить себя народу опытным полководцем, победителем врагов, которые на самом деле побежали от Москвы, испуганные стрельбой, начавшейся в городе. По вине Бориса гибнут татарский царевич и два сына «латинских кралей». Борис не щадит и своих друзей и помощников, – так, он губит «нарочитых людей» – бояр, Богдана Бельского, позднее – дьяков Щелкаловых, которые помогли ему стать царем. Годунов держит себя гордо и надменно («вмале не сравнитися ему царю»), и все покоряются и льстят ему. Никто не смеет сказать правду в глаза этому «славоловителю», покупающему славу богатыми наградами воинам, для которых он расхищает царскую казну. Воины же, зная, как было дело, смеются над незаслуженными подарками. Из тщеславия же, в память своей мнимой победы над ханом, Борис начинает строить Донской монастырь. Выразителен рассказ Тимофеева об избрании Бориса на царство, которым открывается третья глава и который должен показать хитрость и коварство Годунова. После смерти Федора Борис «восплеска си тайно руками», но тут же удалился к сестре-инокине в монастырь, где и скрылся, «яко в берлозе дивия некако», оставив в Москве свои «слух и око». Народ и духовенство отправляются с иконами и крестами в монастырь просить Бориса принять престол. Но он соглашается не сразу. Тимофеев дает ряд интересных подробностей, обличающих в нем очевидца события: так, Борис, желая показать народу, что он не хочет принимать на себя сан царя, делает вид, что хочет задушить себя платком. Любопытна подробность о мальчике, которого будто бы посадили на стену перед окнами кельи царицы и который кричал, «вся народныя их гласы превосходя». Этот неистовый крик мальчика и всего народа, по словам Тимофеева, только еще больше обличал тайное желание Бориса стать царем, так как иначе такое безобразие не могло бы быть допущено. Сцену избрания Бориса Годунова на царство мы читаем в «Повести 1606 года», входящей в состав «Иного сказания», и у Авраамия Палицына, но там таких подробностей мы не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010