ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА Избрание Годунова. – Неофициальные известия об этом избрании. – Въезд нового царя в Москву. – Подкрестная запись. – Слух о нашествии хана. – Борис выводит войско за Москву. – Торжество без подвига. – Меры для утверждения Бориса на престоле. – Царское венчание Бориса. – Милости. – Благоприятные отношения к соседям. – Посольство Льва Сапеги в Москву. – Посольство Салтыкова в Литву. – Сношения Годунова с ливонскими недовольными. – Вызов шведского принца Густава в Россию. – Датский принц Иоанн, жених царевны Ксении; его смерть. – Сношения с Австриею, Англиею, городами Ганзейскими, Италиею, Крымом. – Неудачи русских за Кавказом. – Успехи за Уральскими горами. – Внутренние распоряжения Бориса Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое княжение принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого обычая; обычай потерял силу, но до закона о престолонаследии юное государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и вот Иоанн III объявил: «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжество». Этой воли не оспаривал никто и у правнука Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год. Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя, не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича, сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами: «Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?» Тихим голосом отвечал на это Феодор: «Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно, так и будет; и в царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас улажено». Патриарх Иов в житии Феодора говорит, что царь вручил скипетр супруге своей; но в других памятниках, заслуживающих в этом отношении большего доверия, в избирательных грамотах Годунова и Михаила Феодоровича, сказано: «После себя великий государь оставил свою благоверную великую государыню Ирину Федоровну на всех своих великих государствах». Но понятно, как велика разница между выражениями «вручить скипетр» и «оставить после себя на престоле». Действительно, по смерти Феодора оставалась особа, к нему самая близкая, носившая царский титул, Ирина, и ей поспешили присягнуть, чтоб избежать междуцарствия. Но Ирина отказалась от престола, объявив желание постричься; патриарх с боярами и народом били ей челом, чтоб не оставила их, сирот, до конца была бы на государстве, а править велела брату своему Борису Федоровичу, как было при покойном царе. Много раз били об этом челом Ирине, но она не согласилась и в девятый день по кончине мужа выехала из дворца в Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На фоне такого рода паломничества выступают две поездки перед смертью в святые русские места. Эти паломничества совершают князья Владимир Мономах (ум.1125) и Всеволод Ольгович (ум. 1146). Оба они были в момент своих поездок великими князьями. Оба отправились к местам, связанным с почитанием свв. Бориса и Глеба. Владимир Мономах поехал на реку Альту, где он построил церковь в честь страстотерпцев на том месте, где был убит князь Борис Владимирович. Всеволод Ольгович едет в Вышгород, где находились мощи Бориса и Глеба. Надо сказать, что никто из летописцев не говорит о том, зачем они поехали туда. Авторы лишь фиксируют, что свою смерть князья встретили в этих местах сознательно. В случае с Владимиром Мономахом , летописец замечает, что он умер у милой ему церкви . Относительно же Всеволода Ольговича вообще не говорится, что он поехал перед смертью в Вышгород поклониться мощам святых страстотерпцев. Но есть несколько косвенных указаний, дающих нам право предполагать, что он туда поехал именно с этой целью. Всеволод Ольгович “разболеся велми, и везоша и Вышегороду, и тамо скончася месяца июля в 30 день” . Ипатьевская летопись сообщает, что он, находясь в Вышгороде, призвал к себе киевлян, чтобы те поклялись в верности брату его Игорю . Отсюда следует, что князь Всеволод чувствовал приближение смерти. Предчувствуя смерть, он едет в Вышгород и умирает 30 июля или 1 августа, т.е. через неделю после дня памяти свв. Бориса и Глеба (24 июля). Летопись сообщает, что князь Всеволод перед этим готовился выступить против Владимира Галицкого именно в день памяти страстотерпцев (“с Бориша дни”), и только болезнь ему помешала это сделать. Отсюда можно сделать вывод, что болезнь его случилась незадолго, а может быть и накануне этого праздника, и его больного повезли на торжества вышгородских святых. Надо сказать, что и преставление Владимира Мономаха случилось через две недели после памяти двух перенесений мощей свв. Бориса и Глеба, одно из которых случилось по инициативе самого Владимира в 1115 г. Праздник этот приходился на 2 мая, а смерть Мономаха случилась 19 мая. Таким образом, князья Владимир и Всеволод приезжают к святыням, связанным с почитанием свв. Бориса и Глеба, предчувствуя свою смерть. Причина, побудившая этих князей закончить жизнь в святом месте на фоне вышеприведенных двух случаев, по времени близких к ним (Гида — кон. XI в., Евфросиния — 60е гг. XII в.), понятна и вполне закономерна.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

С поиска его и начнем. §1. Любая претендующая на продвижение в разрешении давней проблемы работа обязана иметь хотя бы сжатый обзор литературы по теме. Но почти за два с половиной столетия, с тех пор как впервые была предпринята попытка указать время канонизации князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (и датировать их жития), накопилась столь обширная литература, что даже самый сжатый ее обзор превысил бы объем моей статьи в несколько раз. В силу этого обстоятельства, и полагаясь также на достаточную осведомленность читателя в истории вопроса, сведем историографию к минимуму, и будем рассматривать основные и существенные исследования по теме в соответствующих местах. Сейчас же вспомним основные выводы занимавшихся этой проблемой ученых и расположим их, чтобы удобнее было сравнивать, не в порядке высказывания, а хронологически, по времени предполагаемой канонизации святых. По мнению А.А. Шахматова, причисление Бориса и Глеба к лику святых связано с актом перенесения тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и погребения его в церкви Св. Василия. Другой дореволюционный исследователь – В. Васильев – также расценил это событие как свидетельство канонизации князей, но не ограничил процесс одним только 1020 г. и раздвинул его хронологические рамки до 1039 г., увязав с пастырской деятельностью митрополита Иоанна (1020-1039). Историк русской церкви Макарий полагал, что празднование памяти Бориса и Глеба 24 июля началось вскоре после сооружения в 1021 г. в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба. Близка этим взглядам точка зрения Г. Федотова. М.Д. Приселков высказал предположение о канонизации Бориса и Глеба в 1026 г., когда кн. Ярослав построил взамен сгоревшей церкви Василия, в которой до пожара покоились тела князей, новую церковь специально для гробниц святых. Перенесение мощей, как оно описано в " Съказании о чюдесехъ святою страстотьрпъцю Христову Романа и Давида " (князья названы своими христианскими именами), было пышно обставлено: " И шьдъше съ хрьсты Иоанъ митрополитъ, и князь Ярославъ, и вьсе поповьство, и людие, и пренесоша святая, и цьрьковь (о)святиша, и уставиша праздьникъ праздьновати месяца иулиа въ 24: въньже дьнь убиенъ преблаженый Борисъ, вь тъ же дьнь и цьркы (о)священа, и пренесена быста святая " .

http://pravoslavie.ru/5199.html

В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спиридонов подготовил было для меня машину, Вик запретил: «Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам»... «Вот, когда я буду архиереем, я буду не как Григорий, а приезжать на машине прямо в церковь, в клобуке, в рясе». 13 апреля . Аня сегодня беседовала с о[тцом] Владимиром, и тот подробно рассказал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, п[отому] ч[то] он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: «Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает». Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не перерукополагал. Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; «Все, что я задумал, теперь пойдет хорошо... Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично»... По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня. Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: «Дело уладилось, Борис уехал в Саратов»! Как все это там «уладилось»? – интересно. Поживем– увидим. 26 апреля . Заходила Л. А. Смирнова… Сообщила, что в беседе с ней Вик говорил, что его рукополагал в Рязани еп[ископ] Борис (б[ывший] ректор Сарат[овской] сем[инарии]), между тем как мне в Патр[иархии] он говорил, что рукополагал его арх[иепископ] Ювеналий. Спиридонову на его вопрос «кто рукополагал», Вик ответил, что «это было так давно, что уж и не помню»… Относительно пострига Смирнова не прочь сомневаться в этом, ибо говорили о «целибастве ». То же подтверждает и о. И. Дьяконов. 3 мая. После службы прошел по Покровской и снаружи осмотрел здание (дом 14): хорошее, основательное, обширное, вполне подходящее для курсов и Еп[архиального] управления… Сегодня же послал письмо делопроизводителю горисполкома О. И. Маловой для передачи секретарю Остапенко, чтобы выяснить принципиальное отношение горсовета к этому предположению, для того чтобы иметь возможность доложить об этом в Москве т. Карпову. Сегодня получил письмо от еп[ископа] Бориса, в котором он описывает московские события с ним. На него донес еп[ископ] Постников и писал арх[иепископ] Андрей. Когда Андрей приехал в Москву, Патриарх предъявил ему вопрос, почему он, зная об обновленческом рукоположении Бориса, не сообщил тогда же Патриарху; и потом неоднократно видевшись с Патриархом и Борисом также ничего не говорил об этом, а поднял вопрос тогда, когда Борис был уже посвящен в епископы и т[аким] о[бразом] поставил в странное положение всех епископов, посвящавших Бориса. Что же кас[ается] меня, то я, приехав в Саратов (из Ульяновска.– Л. А.-Ч .) уже нашел весь причт сорганизованным арх[иепископом] Андреем, и имел возможность знать о причте лишь по представленным послужным спискам, ничего не говорившем об обновленчестве Бориса .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Тогда Святослав, сын Ярослава, замыслил создать святым каменную церковь, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей и скончался в 1079 году. Всеволод, став князем земли Русской, довершил ее всю. Когда же она была окончена, тотчас, в ту же ночь, упал ее верх, и вся она разрушилась. Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1102 году тайно, ночью, прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег († 1115), который «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную церковь и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1111 году. Расписали ее. Олег много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи. Святополк не хотел, «зане не он создал эту церковь». Перенесение мощей совершилось 2 мая 1115 года. Вообще же имена Борис и Глеб также, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Князья состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 году Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давид строит такой же в Чернигове (в 1120 году). В 1132 году Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса». В 1145 году святой Ростислав Смоленский «заложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 году на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка (основан в 1030 году), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте – в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде – на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Борису нужна была только чернь московская, а московская чернь много раз испытывала его щедроты. Вскоре после смерти царевича Димитрия сделался в Москве большой пожар: Борис чуть не всех погорелых обстроил на свой счет. Враги его говорили после, что пожар был и произведен Борисом, чтобы иметь возможность показать щедрость и любовь к народу 9 . С каждым годом для русских казалось более и более невозможным не видеть Бориса верховной особой. Царь Федор умер 7 января 1598 года, и прекратилась царственная линия московского дома. Много было князей Рюриковичей, потомков удельных владетелей; но давно уже удельность лишилась прав своих, давно уже Восточная Русь привязана была к Москве и забыла о прежней возможности существовать без московского центра, а происхождение от удельных князей никому почти не давало прав на Москву. История Восточной Руси сложилась так, что кого Москва признает, тот и всей Руси государь. Борис был богат, и поэтому у него было много покупных друзей: за деньги, дары и выгоды они готовы были говорить и делать все в его пользу. Глава духовенства был его пособник; из бояр многие не любили Бориса, но в земском всенародном деле их совет не мог быть важен, когда против них станет духовенство, – за духовенство будет против них и народ; да и между боярами не было согласия: каждый думал, прежде всего, о себе и готов был копать яму товарищу, если бы избирать в цари приходилось не Бориса, а кого-нибудь другого... Другого не было, такого, чтобы страсти и побуждения примирились при его имени. Из всех бояр могли помериться с Борисом Романовы, сыновья любимого народом Никиты. Эта фамилия была родственная царю Феодору; у нее больше, чем у других было сторонников в народе, но и ей трудно было бороться с Борисом при его власти, богатствах и силе. Иов и духовенство не благоволили бы к Романовым, как не благоволили бы ни к кому, кроме Бориса. На сторону Бориса подобраны были гости, богатые купцы, надеявшиеся от него льгот и милостей. Борис сам владел огромными имениями, и в руках его было много предметов производства, которые покупали купцы: например, лес, деготь, поташ, пенька.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

– «А что он предлагал?» – «Он предлагал отравить». – «А вот оно ваше внутреннее средство, – усмехнулся Дерибас, – да, действительно, снаружи отравить трудно» 799 . Начало расследования истории несостоявшегося отравления епископа Бориса казалось многообещающим, старый большевик Дерибас потратил время на мальчишку не зря. Отрицать, что разговоры про яд действительно имели место, теперь уже было нельзя. Оставалось лишь «доказать», что за всеми этими разговорами стоял митрополит Петр. В добавлении к ранее данным показаниям И. С. Попов сказал (здесь уже идет не стенограмма, а запись следователя Казанского): «Говоря с Андроновым об отравлении Бориса я говорил, что такое дело брать самим на себя невозможно, что я для этого должен посоветоваться с некоторыми лицами, подразумевая под этим духовных, а также переговорить с врачом относительно получения яда». На вопрос: «До чьего сведения довели Вы об отравлении (предполагаемом) еп[ископа] Бориса и о разговорах с Андроновым?» – Попов ответил: «Моему духовнику Николаю Семеняко с тем, чтобы посоветоваться с последним и выяснить вопрос об этом. Больше я не сказал никому » 800 . Как следует из другого протокола допроса Попова, на его «безличное сообщение о том, что епископа Бориса собираются отравить», священник Николай Семеняко ответил: «Пусть живет» 801 . Священник Николай – настоятель московской церкви Бориса и Глеба на Поварской, в которой, собственно, Иван Попов и состоял дьячком – был допрошен безотлагательно. Он подтвердил показания Попова: «В один прекрасный день он заявил мне, что если Борис будет продолжать в том же роде, то его уберут или отравят. Я высказал неодобрение этой затее, считая такой поступок не христианским». Главное же состояло в том, что священник Николай засвидетельствовал о Попове, что «знаком он с Александром Дмитриевичем Самариным», и даже «бывал в б[ывшем] доме Самариных на ул. Воровского» 802 . Это уже было большой удачей для следствия, так можно было и до связи Попова с митрополитом Петром дойти, впрочем уже и его связь с А.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Подобным образом, когда великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, воевал с Татарским ханом (царем) Мамаем, ночной страж Фома видел видение. В воздушной высоте стояло довольно большое облако, и с восточной стороны к нему как будто шло некое большое войско, а от полуденной между тем явились два светлых юноши со свечами и обнаженными острыми мечами в руках и говорили к войску: «кто велел вам губить отечество наше, врученное нам от Бога?» и начали мечами истреблять противников, так что ни одного от них не осталось. На утро Фома рассказал видение свое князю: князь в этих юношах признал св. Бориса и Глеба, молился им и победил Мамая. Спросит ли кто: где мощи св. Бориса и Глеба в настоящее время? От чего их нет в Вышгороде в посвященном имени их храме, где они почивали прежде? В 13-м столетии во время нашествия на наше отечество Монголов – Татар, в Вышгороде ими не оставлено камня на камне, разрушен до основания и храм св. страстотерпцев. Вероятно, пред сим нападением, благочестивые предки наши честные мощи св. Бориса и Глеба постарались скрыть, и скрыли в месте, которое остается неизвестным доселе. 6 Только небольшая деревянная церковь , выстроенная впоследствии во имя сих же св. страстотерпцев, на развалинах древней каменной, служит ныне небогатым памятником древнего величия и славы сего места, куда впрочем и теперь стекается множество богомольцев 24 июля и 2 мая в храмовой здесь праздник. Любезные собраты, соименники св. благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба! знаете ли, для чего вы носите имена их. Для того, чтобы иметь в сих угодниках Божиих преимущественно пред другими Святыми ходатаев пред Богом и ближайший пример для жизни в несомненное свое спасение. 7 И без всякого сомнения, сии святые, именуемых у нас Ангелами, – усердные и сильные ходатаи за вас пред Богом если вы почитаете их такими и молитесь им усердно. – Чтобы подражать жизни своего Ангела, для сего нужно знать жизнь его. День ваших Ангелов т. е. день, церковью посвященный памяти и прославлению сих святых, есть лучший и удобнейший для того, чтобы познавать – прочитывать или выслушивать жизнь их для собственного подражания; а подражание – вернейшее ручательство, что по смерти своей вы удостоитесь блаженства, которое уже вкушают они на небе у Бога. Тем более, что день именин, есть праздник для именинника; и в праздник сей между делами благочестия, которыми по закону Божию мы должны освящать всякий праздничный день, чтение или слушание и размышление о своем Ангеле – одно из лучших дел благочестия приличествующих этому дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

См сноску 765. 767 Индиктиону тогда начинающему седмому, себтябрия 3-х каланд. Венчание Бориса Годунова на царство произошло 1 сентября 1598г. Тимофеев указывает этот день, пользуясь обозначением времени, принятым в древней Руси. Индиктионом считался период времени в 532 года, состоявший из 19 солнечных кругов. Солнечный круг равнялся 28 годам. Календами у римлян назывались первые дни месяца. 768 От матери церквам – от Успенского собора в Кремле (см. сноску 778), откуда с 1598г. каждый год в среду так называемой «сырной» недели (масленицы) отправлялся крестный ход в Новодевичий монастырь в память избрания Бориса на царство. Некоторые полагали, что крестный ход в Новодевичий монастырь был установлен не ради славы Бориса, а в честь Матери Христа – Марии, но Тимофеев оспаривает это мнение. 770 И первосвятителя с прочими обнажися лесное послужение. Тимофеев говорит о патриархе Московском Иове, стороннике Бориса Годунова, одобрявшем все его распоряжения и начинания. См. сноску 732. 771 Един празднуемых перво от двою июля в 24. Борис Годунов был назван в честь князя Бориса, сына Владимира Святославича, который был убит вместе с братом Глебом их старшим братом Святополком. 773 Болярския многи дщери девы... нуждею от зависти постризати. Сообщение о пострижении в монашество дочерей опальных бояр находится только у Ивана Тимофеева , но так как гонениям и опале подвергались не только бояре, но и их жены и дети, то возможно, что Годунов приказывал постригать в монашество и их дочерей. 774 Да не понудится некими царь прияти едину от них второбрачием в жену. Поводом для пострижения боярских дочерей в монашество Тимофеев считает не опалу, а боязнь Годунова, как бы Федор Иванович не вздумал развестись с женой, у которой была только одна дочь, умершая младенцем, и жениться на одной из боярышен, чтобы иметь после себя наследника. Эти опасения имели основание: в 1587г. Шуйские сделали попытку под предлогом бесплодия царицы Ирины развести ее с царем и тем отстранить Годунова от участия в правительстве и нашли поддержку в Московском посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

5.     Владимир (Сабодан), иером. Митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог//ЖМП. 1965. 6. С. 7-11. См.: Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский//Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36. См.: Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 11-14. См.: Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря 1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 21-25. См.: Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г.//Голос Православия. 1952. 2. С. 19-23. См.: Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский//Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36. Комментарии ( 6): Священник Александр Мазырин 20 января 2014г. 17:50 А вот еще несколько штрихов к портрету Преосвященного Бориса (Вика) из характеристики на него, составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Чкаловской области: «…еп[ископ] Борис на вещи смотрит здраво, с ним можно договориться по любому вопросу, не сторонник открытия новых приходов, а также раздувания штатов»; «одобрил арест двух священников, как противников Советской власти, в разговоре добавил, что еще человек 10 таких священников в епархии нужно посадить», «с ним можно проводить все мероприятия, которые нам нужны». ( Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943–1958 гг.//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 51. Размещено в сети: http://pstgu.ru/download/1335342207.44-55.pdf  ). pentarhist 22 января 2014г. 16:12 можно договориться по любому вопросу, не сторонник открытия новых приходов, а также раздувания штатов» А как это сочетается с -

http://bogoslov.ru/article/3747880

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010