Закрыть itemscope itemtype="" > Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Светлой памяти почетной настоятельницы Горненского монастыря 07.02.2022 3096 Время на чтение 24 минут Фото: Игумения Георгия в монастырском саду 6 февраля сего года на 91-м году жизни после продолжительной болезни отошла ко Господу почетная настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме игумения Георгия (Щукина). Публикуем беседу с матушкой нашего автора А.Г.Холодюка, опубликованную на сайте  « Православие.ру » в 2010 году. Вечная память! Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)   – Матушка Георгия, в день нашей с вами беседы Игуменией Горненской обители является Сама Пресвятая Богородица, а вы считаетесь наместницей и сидите на обыкновенном стуле рядом с чудотворной иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы». С каким событием и традицией это связано? – В нашем монастыре мы ежегодно отмечаем великий и радостный праздник Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы. Он приносит всем нашим сестрам бесконечную радость, потому что с этим праздником к нам приходит Сама Матерь Божия. Наша обитель расположена на той самой земле, где жили праведные Захария и Елисавета – родители Иоанна Крестителя. Вот и основал в 1871 году нашу обитель архимандрит Антонин (Капустин) на месте посещения Пресвятой Богородицы Ее родственницы – праведной Елисаветы. Сюда, «во град Иудин», или Горний, пришла после архангельского благовестия из Назарета Сама Пречистая. Она поделилась со Своей близкой родственницей возвещенной Ей небесной тайной о грядущем рождении Богомладенца. Матерь Божия прожила у нас, в Горней стране, три месяца. В день праздника все мы с букетиками встречаем Пресвятую Богородицу у святого источника, куда Она ходила с праведной Елисаветой за водичкой. Устилаем дорожку от источника к нашему Казанскому храму травкой и цветами. Празднество совершается у нас обычно в шестой день по Благовещении. А в этом году Благовещение выпало на Светлую седмицу, поэтому праздник Целования мы перенесли на субботу 10 апреля. Из Троицкого собора Русской духовной миссии в Иерусалиме к нам принесли чудотворную икону «Благовещение Пресвятой Богородицы». С крестным ходом и под звон колоколов мы все пошли в наш монастырь. Этот крестный ход символизирует путешествие Божией Матери из Назарета в Горний град. Накануне сестры украсили живыми цветами иконы и собрали цветочные ковры вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... Икона в поэзии и прозе Лермонтова 18.01.2008 752 Время на чтение 28 минут Михаила Юрьевича Лермонтова воспитывала, как известно, бабушка Е.А.Арсеньева, которая отличалась особым благочестием. Вместе с ней поэт с детства посещал храмы и монастыри. В романе «Вадим» Лермонтов описал Нижнеломовский Казанский Богородицкий монастырь Пензенской губернии. Он был основан в середине XVII века казаком Алексеем Набоковым, которому явилась икона Казанской Божией Матери. В монастыре хранились две чудотворные иконы - упомянутая Казанская и образ св. Иоанна Крестителя. В дореволюционном описании русских монастырей говорится, что эти две иконы привлекают в обитель множество богомольцев. Летом чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии. В июле совершался крестный ход с ними из Нижнего Ломова в Казанский монастырь (Обители 1910: 384). В монастыре было четыре храма, управлял им архимандрит, келию которого также описывает Лермонтов (см.: Энциклопедия 1981: 342). С бабушкой и кузинами (Е.А. Сушковой и А.М. Врещагиной) Лермонтов посещал Троице-Сергиеву Лавру он видел Звенигородский монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь патриарха Никона (Воспоминания 1989: 88-91; Афанасьев 1991: 160-161) и немало других обителей не только в России, но и в Грузии. Во всех храмах и монастырях он, конечно, не раз стоял перед чудотворными иконами и иконостасами. В 1826 году Е.А.Арсеньева задумала снести старую деревянную церковь в честь святителя Николая, построить в Тарханах новую каменную и освятить ее во имя архангела Михаила, небесного покровителя покойного мужа и малолетнего внука, названного в свое время по ее настоянию Михаилом. Чтобы выхлопотать разрешение на постройку ей не раз приходилось ездить с внуком в Нижнеломовский монастырь. О том, какие иконы окружали Лермонтова в детстве, можно судить по поздним воспоминаниям П.К. Шугаева (1855-1917). Он пишет: «Тот образ Спаса Нерукотворенного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь (Архангела Михаила. - В.Л.), произнеся при этом: " И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а Он все-таки его не спас " . В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста» (Воспоминания 1989: 63-64). Можно быть уверенным, что перед этим образом молилась не только бабушка, но и ее маленький внук. Возможно, в романе «Вадим» Лермонтов описывает именно эту икону Нерукотворного Спаса, художественно переместив его из бабушкиной образной в храм еще до того, как это случилось в действительности.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Закрыть Женская θεορια и Θεολογα 15.05.2016 526 Время на чтение 7 минут Дружеское послание досточтимому брату, автору статьи «Бабье богословие» Прежде всего, с праздником жен-мироносиц, братья и сестры! Мы не будем растекаться мыслью по древу, а напомним Боголюбивому читателю несколько постоянно забываемых вещей, против которых сложно возразить, ибо их подлинность подтверждена историческими фактами и Священным Писанием. 1. Христос воскресе! Никто не может оспорить того факта, что главный догмат христианства Господь доверил провозгласить женщинам - женам-мироносицам и, в первую очередь, Пресвятой Богородице и святой Марии Магдалине. Но, как комментируют этот факт святые отцы, - погруженные в глубокую и понятную скорбь мужчины их не услышали, и поэтому святой Марии Магдалине, по слову святителя Иоанна Златоуста, пришлось четырежды побывать у Святого Гроба Господня, чтобы доказать-таки опечаленным ученикам Господа, что Он воскрес!!! За все это святитель Иоанн Златоуст назвал святую Марию Магдалину «апостолом апостолов». 2. Матерь Божия как Богослов Сей тезис не является моим изобретением, так звучала тема курсовой работы по догматике в одной из московских духовных семинарий. Пользуясь знакомством с автором, изложу некоторые моменты этого труда. Богословие, как известно, бывает двух видов - Θεορια и Θεολογα, то есть созерцание Бога и словесное изложение этого опыта. Если говорить о созерцании Господа, то этого в жизни Святой Девы было преизбыточно - и созерцания, и Богообщения - с момента Благовещения и вплоть до явления Ей Господа после Его славного Воскресения. Это только то, что мы знаем из Писания. Но есть еще и сведения из Предания. Как многие великие созерцатели, Матерь Божия письменно Своего опыта не излагала. Однако те немногие Ее слова, которые донесли до нас евангелисты, свидетельствуют об удивительной глубине Богопознания. «Се - раба Господня, да буди ми по слову твоему» - отвечает Она Ангелу-благовестнику. Это всего лишь подтверждение Ее личного полного послушания Господу. А какое теоретическое Богословие больше полного, абсолютного, без тени колебаний послушания Богу?

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть «Матерь Божия, нам помоги!» Состоялось традиционное паломничество православных трезвенников в храм Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров на Новгородчине Дмитрий Стогов   05:26 26.08.2022 506 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, состоялся традиционный престольный праздник в одноименном храме деревни Высокий Остров Окуловского муниципального района Новгородской области. О прошедших ранее крестных ходах и об истории храма уже не раз  приходилось писать . Напомню, что с начала 1990-х годов за дело восстановления этого храма после поругания взялся основатель православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ и основатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимир Алексеевич Михайлов (1939–2006). Ежегодно петербургские трезвенники из клуба «Бодрствование» по сложившейся традиции вместе с трезвенниками и богомольцами окрестных населенных пунктов Окуловского района участвуют в престольном празднике этого храма. В 10 утра началась Божественная Литургия. Благочинному Боровенковского округа протоиерею Андрею Попову сослужил клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Алексий Успенский. Многие паломники причастились Святых Христовых Таин. После причастия состоялся традиционный крестный ход вокруг храма.   Затем отец Андрей Попов произнес проповедь. Священник, напомнив, что престольный праздник в период нынешнего возрождения храма отмечается уже в юбилейный тридцатый раз, сказал о важности почитания Божией Матери, нашей Заступницы Усердной. По его словам, мы обращаемся к Ней с усердием в скорбях и болезнях. Важно, добавил он, всем нам осознавать нашу немощность и не допускать горделивых помыслов. Гордыня ведет человечество к погибели, что мы сейчас воочию видим на примере современной западной цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/26/ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1870 г. Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1870 г. (Золотоношский), (Черкасской и Каневской епархии УПЦ), находится в с. Бакаевка Золотоношского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально мужской, с 1789 г. женский. Основан в XVII в. в местности Красная Горка на р. Золотоноша близ г. Золотоноша. Согласно монастырской легенде, на Красную Горку прибыл из К-поля странник, к-рому явилась Божия Матерь, указавшая место буд. подвигов. Впервые легенду записал в сер. XIX в. магистр богословия полтавский прот. Н. Д. Думитрашко († 1878), посещавший мон-рь и общавшийся с насельницами ( Думитрашко. 1859. С. 18). Интерес прот. Н. Думитрашко к К. м. связан с тем, что его предок полковник Р. Г. Думитрашко (Райче) в XVII в. командовал Переяславским полком, к которому относился г. Золотоноша, и делал пожертвования в обитель. В нач. XX в. историк И. В. Авраменко, неоднократно бывавший в К. м., вновь записал предание о к-польском отшельнике. Его рассказ сопровождался новыми подробностями: некоему страннику, ночевавшему в хлебопекарне одного из к-польских мон-рей, во сне трижды являлась Пресв. Богородица, повелевшая ему отправиться на русские земли. Во время 3-го явления Божия Матерь вручила ему записку с подробным описанием предстоящего пути. Когда странник прибыл на Красную Горку, он обнаружил в записке 25 р. «Кто положил основание иноческому житию, как звали первого пустынножителя, откуда он был родом и какого звания, неизвестно»,- отметил исследователь ( Авраменко. 1914. С. 17-18). На Красной Горке странник молился перед образом Пресв. Богородицы, вырезанным на коре дерева. Впосл. икона, именовавшаяся Корецкой, была покрыта красками и украшена ризой (размер иконы составлял 3/4 на 1/2 аршина). Вскоре к отшельнику стала приходить братия, к-рой на дубе явилась др.

http://pravenc.ru/text/2458941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Богоматерь стоит на золотом подножии, Она облачена в синюю тунику, в пурпуровый мафорий с золотыми складками, за красный поясок, к-рым перехвачена туника, заправлен белый с орнаментом плат, на ногах красные сапожки. Благодаря вогнутой поверхности апсиды образ «Оранты» на золотом фоне окружен мерцающим блистанием. В пропорциях Ее монументальной фигуры (высота 5,45 м) переданы духовная крепость и сила молитвенного стояния. Изображение «Оранты» на стене собора Св. Софии Киевской стало символом заградительной силы против разрушения, что и выражено в греч. надписи в полукружии арки над фигурой Богоматери, являющейся цитатой из Пс 45. 6: «Ο Θες ν μσ ατς, κα ο σαλευθσεται, βοηθσει ατ Θες τ πρς πρω πρω» («Бог посреди него (города.- Авт.); он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»). В тексте Псалтири под городом, находящимся под Божественной защитой, подразумевался Иерусалим с храмом на Сионе; христ. богословы, указывая на прообразовательный смысл строк царя Давида, видели в этом городе Церковь Христову. В послеиконоборческую эпоху с Богохранимым градом отождествляли К-поль, а также храм Св. Софии: в «Сказании о Св. Софии» (iX в.) говорится, что данный стих псалма был начертан на кирпичах, из которых возводились подпружные арки главного храма К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Матерь Божия — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года 14 октября, 2011 Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный… Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, – это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так – Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. «Жено! се, сын Твой!» – звучит с Креста из уст Божественного Страдальца (Ин.19:26). И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названым сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь – Твоим великим горем и слезами; и главное – непрестающая дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир наполнился многими знамениями покровительства Божией Матери – знаками Ее материнской любви. Примеров несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней. Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с Х века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство – гибель его была предопределена всем ходом событий – «и не имам заступающаго». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью – стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

http://pravmir.ru/mater-bozhiya-neischer...

«Матерь Господа Моего» (Луки 1, 43). «...И не знаяше Ея, Дóндеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус».  ( Матф. 1, 25 ). «И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне!»   ( Луки 1, 43 ); – так радостно воскликнула праведная Елисавета, когда Пресвятая Дева Мария пришла к ней, как к своей родственнице, чтобы поделиться с нею радостью Благовещения. Православная Христова Церковь , следуя многовековому учению, идущему от первых времен христианства, потому и именует Пресвятую Деву Марию  «Матерью Господа»,  или  «Богородицею»  и, свято почитая Ее, как Она Сама об этом предрекла, сказав:  «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лук. 1, 48 ), исповедует Ее  «Приснодевой»,  то есть  всегда  хранившей обет девства. Есть ли основание для учения о приснодевстве Пресвятой Девы Марии в Священном Писании? Есть – и притом весьма убедительное! Когда Архангел Гавриил благовестил Ей о рождении от Нее Сына, Который  «будет велик и наречется Сыном Всевышняго»,  – Она в недоумении возразила ему:  «Како будет сие, идеже мужа не знаю?»   ( Лук. 1, 31–34 ), то есть: «как может это быть, когда Я мужа не знаю?» Такой полный недоумения вопрос в ответ на ангельское благовестие был бы совершенно безсмысленным, если бы Она не дала обет Богу навсегда остаться Девой. Ангел успокоил Ее, объяснив Ей, что обет Ее не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без участия мужа, по наитию Духа Божия. «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий»  ( Лук. 1, 35 ) – сказал он Ей. Эти слова Священного Писания уже сами по себе являются вполне достаточным основанием для многовекового верования и учения христианской Церкви о том, что Пресвятая Дева Мария дала Богу обет никогда не выходить замуж, свято храня Свое девство, почему Церковь и чтила Ее, с первых веков своего существования, как «Приснодеву«, называя Ее «трижды дивной Девой»: Девой до рождества, Девой в рождестве и Девой по рождестве. Но кто же был Иосиф, который в Евангелии называется иногда «мужем Ея» (напр. Матф. 1, 19 )? Разве он не был Ее действительным мужем?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

Митрополит Митрофан: Родину любит не тот, кто кричит патриотические лозунги Родина — это не президент и не правительство, не большинство в Верховной Раде или любом другом парламенте 6 ноября, 2017 Родина — это не президент и не правительство, не большинство в Верховной Раде или любом другом парламенте В день прославления Казанской иконы Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства города совершил Божественную литургию в Казанском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! С праздником вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Матерь Божия неоднократно проявляла Свою особую милость к нашему народу тогда, когда нам бывало особенно трудно. Казанская икона Матери Божией появилась после того, Иоанн Грозный завоевал Казанское ханство. Оно очень сильно досаждало границам Московского государства: постоянно были набеги, разоряли поселения, воровали людей — там был огромный невольничий рынок. Этому нужно было положить конец. Когда в Казань пришла российская государственная власть, кто-то жил в язычестве, кто-то в каких-то других верованиях. Стояла задача как-то привести их к Богу. Сделать это человеческими усилиями очень сложно. Сколько бывает хороших и правильных слов сказано, но они не доходят до человеческого сердца! На этой земле появилась Матерь Божия Своим Казанским образом и чудесами от него, необычайными явлениями, помощью людям, которые молились перед этой иконой. Она сделала очень много для того, чтобы люди, которые там живут, стали христианами, поменяли свою жизнь и по-другому на неё стали смотреть. Эта икона сыграет ещё раз большую роль в истории государства Российского. XVI bek, Смутное время. В Москве правит Лжедмитрий — марионетка, человек, которого поставили для того чтобы он изображал из себя правителя, — но реально управляют те люди, у которых есть деньги и планы на эту территорию. Патриарх Гермоген заточён в темнице. Он передаёт послание, в котором призывает людей сплотиться вокруг исповедания своей православной веры и стать единым народом, который сможет эту смуту преодолеть. Князь Дмитрий Пожарский вместе с Казанской иконой и ополчением идёт в Москву и освобождает город от поляков и Лжедмитрия. В память этого устанавливается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, потому что именно вокруг этой святыни собрались люди.

http://pravmir.ru/mitropolit-mitrofan-ro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010