Библия, изложенная для семейного чтения. Детство и отрочество Иисуса Христа Обрезание и Сретение Господне Мозаика Сретения Христова. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) По прошествии восьми дней надлежало, по закону Моисееву, принять обрезание новорожденному Младенцу; по совершении же обрезания нужно было дать Ему имя, и дали Ему имя Иисус, то есть Спаситель, то имя, которое было дано Ему Ангелом во время его благовестия Деве Марии. В сороковой же день по рождении Иисуса Христа Матерь Божия вместе со святым Обручником Иосифом принесла Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, чтобы представить Его пред Господом как Своего первенца, так как, по закону, всякий первенец мужского пола посвящается Богу, как Ему единому принадлежащий (см. Исх. 13, 2). При этом приносилась жертва очищения, которая состояла или в однолетнем агнце, или, в случае бедности приносящих, в паре горлиц или двух птенцов голубиных. И вот, по бедности Своей, Матерь Божия приносит в жертву два птенца голубиных за Того, Которого Отец Его Небесный отдал в жертву за спасение людей. В таком-то смирении является в первый раз в Иерусалим Спаситель рода человеческого. Но тут же и сопоставляется со смиренным положением Божественной семьи богодухновенное прославление Божественного Младенца. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон, — повествует евангелист Лука. — Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец», то есть что ценою страданий и самой жизни Ее Сына откроется просвещающая истина, которая совершит спасение рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/3022.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери   Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая Афонская Гора. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба. Гористые склоны полуострова, погруженные в светлые воды Эгейского моря, величественны и живописны. С незапамятных времен главный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался мудрецами древности символом вечности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с храмом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на поклонение другим языческим идолам стекалось множество народа. Но Промыслом Божиим Афону предназначалась особая роль в истории спасения человечества. Благая весть была принесена в языческую Аполлониаду самой Пречистой Девой Марией. До наших дней благочестивое предание дошло через преподобного Максима Грека — святогорского монаха, приехавшего на Русь в начале XVI века. Помещенное в Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского, оно повествует следующее. Когда, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Святого Духа, с ними была и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Видя это, Пресвятая Дева сказала апостолам: «Хочу и Я принять участие в трудах евангельской проповеди; а потому желаю вместе с вами бросить жребий, чтобы и Мне иметь для апостольских трудов страну, какую Бог укажет». Апостолы с великим благоговением исполнили желание Божией Матери, жребий пал на Иверскую страну (Грузию). Приняв благодать Святого Духа в «огненных языках», Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг явился ей Архангел Гавриил и сказал: «Не отлучайся из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Относительно же страны, доставшейся Тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии; Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда Тебя Сам Бог приведет». Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме в ожидании исполнения ангельского пророчества.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. 28 августа. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий». Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач». Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении. Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Свет Евангельской проповеди воссиял на Афоне вскоре по вознесении Господнем, — вот как об этом говорит церковное предание (в мин. чет. св. Дим. Ростов. 15 Августа). «Когда св. Апостолы во Иерусалиме с Материю Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской, Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия); но Ангел Господень возвестил Ей, что страна та просветится в последующее время, а Тебя, говорил Ей Ангел, ожидают попечения об иной земле, в которую Сам Бог приведет Тебя». Между тем четыре-дневный Лазарь, бывший епископом на Кипрском острове, усердно желал увидеть Божию Матерь; но боялся прибыть во Иерусалим по бывшему тогда гонению от иудеев и по Ея соизволению, прислал за Нею корабль, на котором Она отправилась в Кипр; но вдруг подул противный ветер и прибил корабль в пристань горы Афона, которая была тогда наполнена идолами; на ней находился храм Аполлона, множество народа стекалось туда на поклонение, и всякий получал там от прорицалища ответы на свои вопросы. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем восклицали: «люди обольщенные Аполлоном, ступайте в Климентову пристань и примите Марию Матерь Великаго Бога Иисуса». Бесы, обитавшие в идолах, принуждены были силою Божиею против своей воли сказать истину. Услыша слова идолов, народ изумился, и все поспешили на берег моря к пристани. Увидя корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением и спрашивали: как Она родила Бога, и как Его имя. Она возвестила народу об Иисусе Христе, и все пали и поклонились Богу, от Нея рожденному, а Ей оказывали все почести, — и потом, уверовав, крестились. Многия чудеса совершила там Матерь Божия, по крещении Она поставила учителем новопросвященных одного из бывших с Нею Апостольских мужей и, возрадовавшись духом, сказала: «сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего», и благослови люди и рече паки: «благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благословением, и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего, потребная же к житию на земли благая будут им с малым трудом изобильна и жизнь небесная им уготовится, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего, до скончания века; «Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем теплая Ходатаица». Сказавши это, вторично благословила народ и отправилась в Кипр для посещения Лазаря.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Скачать epub pdf Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 году в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу – в храмах Константинополя совершались неусыпные моления. 1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Божией Матери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием. Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Божию Матерь, Которая шла по воздуху от царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над амвоном Божия Матерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лицо. «Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» – спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, святый отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Окончив молитву, Божия Матерь сняла с Себя светлый блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом. Долго созерцали святой Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Божией Матери также сделался невидимым. Весть о необыкновенном видении в храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавит их от надвигавшегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Поэтический строй византийской гимнографии и священное писание Главной причиной возникновения семиотического барьера в понимании византийских богослужебных текстов является незнание современным читателем Священного Писания и византийского богословия. Кроме того, затрудняет понимание гимнографии то, что «над ранневизантийской литературой (и шире над литературой раннего средневековья) господствовал фундаментальный поэтический принцип «параболы» и «парафраза»...Что такое «парабола»? По буквальному значению «возле-брошенное-слово»: слово, не устремленное к своему предмету, но блуждающее, витающее, описывающее свои круги «возле» него; не называющее вещь, а скорее загадывающее эту вещь. Что такое «парафраза»? По буквальному значению «пересказывание»: ино-сказательное высказывание того-же-по-иному, «переложение», как бы перекладывание смысла из одних слов в другие» 586 . «Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся Христос, совокупивый разстоящаяся естества» 587 , – поётся в ирмосе четвертого гласа девятой песни канона Октоиха. «Несекомая гора» есть Божия Матерь, а «нерукосечный камень» – Христос. Эта парафраза восходит к сну Навуходоносора ( Дан.2:31–34 ): царь увидел во сне гору, от которой без помощи рук отделился камень и сокрушил идола. В византийской гимнографии это видение истолковывалось как прообраз Рождества Христова: Христос (камень), отделившийся от Богородицы (горы) сокрушил языческий мир 588 . Таким образом, не зная этого семиотического клише, невозможно уяснить смысл песнопения. Для понимания другой аллегории – «Радуйся, тучная горо и усыренная духом» необходимо памятовать о стихах псалма о горе ( Пс.132:3 , Пс.67:16–17 ), на которую восходили токи Ермонской росы. С неё влага переносилась на гору Сион, по преданию, место пребывания Бога. И, наконец, третий пример – богородичен из цикла «праздничных блаженн» 589 патриарха Германа на Попразднство Рождества Христова (30 декабря) из декабрьской Минеи Sinait.Gr. 578 (X-XI вв. Л.96), глас третий, подобен «Отвергша, Христе, заповедь Твою»: «Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, запечатленну сохрани, радуйся, облаче легкий, божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая» 590 . В данном тропаре через ряд символических характеристик Богородицы изложен догмат о воплощении Христа от Приснодевы Марии. Божия Матерь названа «двере Божия», ибо через дверь Бог пришёл в мир ( Исх.4:1–2 ), «облаче легкий, божественный дождь носяй», ибо сидящим на облаке Бога видел пророк Исайя ( Ис.19:1 ), «престоле», ибо на престоле восседает Царь Христос ( Ис.6 ), «лествица небесная», ибо она соединила небо и землю, как это предвидел пророк Иаков ( Быт.28:10–13 ), «горо Божия несекомая», ибо от неё без помощи рук отделился камень и сокрушил идола, что видел во сне царь Навуходоносор ( Дан.2:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании Божией Матери Православная Церковь возвеличивает Божию Матерь, почитает Ее как Царицу неба и земли, поклоняется Ей, превысшей всех сил небесных, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Почему Православная Церковь так почитает Приснодеву Марию? Потому что Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог предназначил быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа: через Нее Слово стало Плотью, Сын Божий, Слово Отчее, воплотился в образе человека. Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, той лестницей, которую видел праотец Иаков: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, а вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней...» ( Быт.28:12–13 ). Прообразом Пресвятой Богородицы были и неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь. Через Еву, матерь рода человеческого, которая ослушалась Бога, поддавшись диавольскому внушению, в мир вошли грех и смерть, через Приснодеву Марию, смиренно исполнившую волю Божию: «да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ), принявшую в Себя Духа Святого и родившую Спасителя мира человечеству, было возвещено избавление от власти диавола и воскресение. Богоизбранность Пресвятой Девы была предсказана ветхозаветными пророками. Святой пророк Исайя за много веков предрек, что Спаситель мира родится не от жены, а от непорочной Девы. На это пророчество указывает и евангелист Матфей: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:23 ; Ис.7:14 ). Пророк Иезекииль предвидел, что Матерь Божия и после рождения Христа навсегда останется Девой: «И сказал мне Господь: ворота cuu будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будет затворены» ( Иез.44:2 ). Величие Христа и Его Матери пророчески воспевается пророком Давидом: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте ... Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» ( Пс.44:10–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Божья Матерь Черной горы (Фоторепортаж) Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля, 2012 Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля — День памяти жертв геноцида армян Панагия Сумела, или Божия Матерь Черной горы — так называется высеченный в горах Турции монастырь. Монастырь был основан монахом Варнавой в конце IV в. и до XX века Панагия Сумела была главным монастырем для православных понтийцев. Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. Подробнее: Понтийский геноцид Выгнанные со своих земель, разбросанные по разным странам, потомки беженцев поддерживают тесные связи друг с другом. В аэропорту Ростова-на-Дону царила атмосфера радости от встречи с близкими людьми. Вот уже более пяти лет подряд понтийцы, а именно так они себя идентифицируют, раз в год едут на свою историческую родину в Понт, в монастырь Панагия Сумела. Подавляющее число христианских церквей при турках были переделаны в мечети, частично сейчас в них устроены музеи. Второй участи удостоился и Сумельский монастырь. Усилиями Константинопольского Патриархата и Ассоциации греческих общественных объединений России в этом году удалось во второй раз получить разрешение на проведение Божественной Литургии в этом древнем монастыре. Ассоциация Греческих Общественных Объединений России под руководством Ивана Саввиди уже второй год возит паломников на литургию в Панагии Сумела. В этом году на Литургии побывала фотокорреспондент Правмира Юлия Маковейчук. Фото и текст Юлии Маковейчук Перелет занял чуть больше часа, и еще чуть-чуть пришлось подождать в аэропорту Трабзона, чтобы встретить самолет из Салоник. Тут уж перемешались и языки, и лица, слышался русский, украинский, греческий, турецкий языки. Многие понтийцы довольно хорошо говорят по-турецки.

http://pravmir.ru/bozhya-mater-chernoj-g...

гр. м. т-м Издателем жизни и чудес святого Николая Чудотворца, жизни святого Иоанна Милостивого и примеров христианского милосердия. I. Святая Афонская гора Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его! Пс.47:2 . Когда святые Апостолы положили кинуть жребий, кому из них в какой земле должно будет проповедывать Евангелие. В то время и Пречистая Матерь Господа Иисуса благоволила принять участие в сем деле, и Ей предназначена была жребием земля Иверская, нынешняя Грузия. Пресвятая обрадовалась Своей участи и пожелала идти в Иверию. Но Ангел Божий, посланный свыше, сказал Ей: «Не отлучайся из Иерусалима: страна, доставшаяся Тебе по жребию, просвятится в последствии, и там утвердится Твоё владычество; а Тебе предстоит попечение об иной земле, в которую Сам Бог приведет тебя». Приснодева повиновалась вышнему велению и осталась в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Христова Иоана. Между тем Лазарь четверодневный, поставленный от Апостола Варнавы Епископом острова Кипра, сильно желал видеть Богоматерь; но не смел показаться в Иерусалим, страшась первосвященников и книжников иудейских, ещё вскоре по воскресении его хотевших умертвить его 1 , как такого человека, на котором пред лицом народа обнаружилось всемогущество Христа Спасителя. Узнав о желании Лазаря, Пречистая Богородица написала к нему утешительное послание, в котором изъявила волю Свою, чтобы он прислал за Ней корабль. Лазарь с радостью это исполнил, и Она отправилась к нему вместе с Иоаном Богословом и другими, благоговейно за Ней последовавшими. На пути застала их внезапная буря, и корабль, гонимый юго-восточным ветром, вместо Кипра, отнесен был в Аскалон, пристань Афонской горы. Здесь было место, предназначенное Ангелом Приснодеве! Гора Афонская была тогда усеяна капищами и кумирами, к которым непрестанно стекались жители соседних стран, принося жертвы и внимая бесовским провещаниям от идола Аполлонова. Там совершались гадания, волшебства и другие богопротивные обряды идолослужения. Как только Матерь Божия приблизилась к острову, все бесы, обитавшие в кумирах, вынужденные высшею силою, восстонали и взвопили: «Люди, обольщенные Аполлоном! Спешите на берег – к пристани Климентовой, и примите Марию, Матерь великого Бога Иисуса!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010