— А если, наоборот, человек говорит, что с ним общаются ангелы, святые его наставляют, Богородица ему открывает, Господь ему говорит, что так надо сделать, а так не надо. Как понять — это ангелы или все то же самое нездоровое психическое состояние? — Здесь нужно обратиться к святым отцам, например, к святителю Игнатию (Брянчанинову), которые четко говорят, что, как только человек почти визуально представляет некий образ того, с кем он общается, — это искушение, состояние прелести, которого человек должен избегать. — Может ли в этом состоянии помочь психиатр? — Думаю, что описание, которое есть у святителя Игнатия (Брянчанинова), это по сути описание бредовых психотических состояний. Точно так же, когда человек заявляет, что он является Богородицей, является Спасителем, или, наоборот, антихристом, — понятно, что это все относится к сфере компетенции психиатрии. Когда к священнику приходит очаровательная девушка и говорит о том, что она является Богородицей, находится в состоянии эйфории, говорит, что она пришла в мир, чтобы помочь людям, у священника не возникнет никаких сомнений, что это душевнобольная. — А если человеку является Богородица, как Она явилась преподобному Сергию Радонежскому? — Когда придет человек, который скажет, что какое-то время назад вечером у него было какое-то особое состояние, которое длилось короткий промежуток времени, он почувствовал какое-то явление, и это было один раз и длилось несколько минут, и больше никогда не повторялось, понятно, что психиатры найдут некие слова, термины, но это не будет достаточным для того, чтобы говорить, что у человека есть психическое отклонение. Это отдельный феномен, который длился короткий промежуток времени, отдельные минуты. Другое дело, если человек говорит о том, что с ним постоянно общается Божия Матерь, а исходя из духовного опыта Церкви мы знаем, что явления Божией Матери — это совершенно уникальные чудеса в истории всего человечества, что Божия Матерь являлась всегда особым людям, особым подвижникам, которыми абсолютное большинство из нас не является. И предположить, что мы с Вами в жизни встретимся с преподобным Сергием или с преподобным Серафимом Саровским или с кем-то из подвижников, — очень сомнительно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5769663...

Архиепископ Горловский Митрофан: Говорить о прощении тяжело, когда видишь убитых детей Новопреставленные Ольга, Зинаида и Виктор, которые погибли в храме при взрыве во время богослужения, не ушли в небытие. Мы верим, что они там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. 30 августа, 2014 Новопреставленные Ольга, Зинаида и Виктор, которые погибли в храме при взрыве во время богослужения, не ушли в небытие. Мы верим, что они там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Успенском храме г. Кировское — приспособленном под церковь строительном вагончике рядом со строящимся типовым храмом. За богослужением молились не только прихожане этого храма, но и община разрушенного в результате артобстрела храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. В сегодняшний день мы собрались в этом храме в преддверии великого праздника Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это день, когда ликует вся Церковь. Ликует, припадая к Царице Небесной и прославляя Её Материнский Покров и Её заступление. В этот день Матерь Божия прешла от земли на Небо. Господь призвал Её к небесной радости, к небесной обители, и Сам пришёл для того чтобы на Свои пречистые руки взять Её святую и непорочную душу. Этого события Матерь Божия ждала с того самого дня, когда Её Сын и Бог, наш Спаситель, вознёсся с пречистой плотию на Небо. В Евангелии есть слова: «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Кто для Пресвятой Девы Марии был сокровищем? Где было Её сердце? Оно было с Её Сыном. Она знала, что Сын — там, в Царствии Отца Небесного, и всей душой и всем сердцем хотела быть рядом с Ним. Но оставалась здесь, потому что нужно было послужить ученикам, укрепляя их веру, нужно было утверждать Святую Церковь, нужно было потрудиться ещё здесь, на земле.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание Поучение в день Святой Троицы    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Возлюбленные о Христе други мои!    Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.    Святая наша Церковь празднует ныне великий день — День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.    История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.    Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди — ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия — Христос.    Апостолы, приняв «Силу свыше», стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.    Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.    И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.    И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.    С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3256...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание Слово в день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Други наши, сегодня мы продолжаем с вами тему, которой коснулись в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Ведь ныне воспеваем и празднуем мы духовное покровительство, ходатайство и заступление пред Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери. В нынешний день совершается празднество чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».    Память этого праздника пришла к нам из 1688 года. Сестра Патриарха Иоакима Евфимия страдала жестоко от раны в боку и уже почти не надеялась на выздоровление. Но однажды, проснувшись рано, она начала читать молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потом велела себя приподнять и начала призывать Богородицу, молясь Ей в нестерпимой болезни своей, скорбя от обступившей ее печали и безнадежности. Мука страдалицы была так сильна, что Матерь Божия поспешает к бедствующему чаду. И Евфимия слышит Ее голос: «Евфимия, ты так долго страдаешь, почему же ты не прибегнешь к общей всех Целительнице? В храме Преображения, что в Москве на Ордынке, есть Мой образ «Всех скорбящих Радость», призови священника того храма с этим образом, и пусть он отслужит молебен, тогда болезнь твоя пройдет». Повеление было исполнено тотчас, и болезнь миновала.    А память о дивном исцелении хранилась бережно, передаваясь из поколения в поколение. И потекли с тех пор страждущие, больные и увечные к чудотворному образу, в котором явила Матерь Божия Свою благодатную силу и милость.    И до наших дней не иссякает целебный источник благодати от иконы «Всех скорбящих Радость». Только моли, проси, вздохни из самой глубины сердца своего, принеси боль твою к Матери, и никто лучше Ее не поймет тебя, и никто скорее Ее не поможет тебе.    Посмотрите, дорогие мои, внимательно на икону Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». Кто рядом с ней, кто припал к ногам Ее и какие принес скорби, кто протянул обессиленные горем и немощами руки? Не мы ли это с вами?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

В. На Богородичные дни I. ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1–14.X) 1. МАТЕРЬ БОЖИЯ – НАШ ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ " Д несь, благовернии людие, светло празднуем» Покров Божией Матери. Воспоминаемое чудесное событие совершилось во Влахернском храме в X в. в смутное время Византийской империи. Нападавшие враги подступили к самому стольному граду. Не надеясь на свои собственные силы, жители Константинополя обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. И вот во время всенощного бдения преподобный Андрей Христа ради юродивый и ученик его Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с Крестителем Господним Иоанном, с ап. Иоанном Богословом, сонмом других угодников Божиих и ликом небесных воинств, молящуюся перед Сыном Своим и Богом за христианский род и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором. Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя и совершилось давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором. Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа – Перворожденного всей твари, – стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, ибо Сам Господь называет нас Своими братьями ( Мф. 12, 47–50 ). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле и не наступит час суда и воздаяния за совершённое нами, за прожитое. В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость сегодняшнего дня. Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни – и печальных, и радостных – должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий ( Лк. 2, 35 ). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В. Новый завет § 22. Божия Матерь Пророк Исаия говорит, что Спаситель имеет родиться от святой Девы. Так и сбылось: в городе Назарете жила одна святая Дева, дочь престарелых праведных Иоакима и Анны 8 . Ее с трех лет привели во храм Иерусалимский для воспитания и образования, где Она и пробыла до 14 9 . Ее звали Мариею. Она была после того в Назарете уже сирота; Ей было 14 лет; в Назарете она любила читать святые книги Моисея и пророков. Во время чтения книги пророка Исаии, Она увидела пред собою Ангела, который и объявил ей, что предсказанное у пророка Исаии сбудется над Нею; Она – Дева – родит Спасителя 10 миру по наитию на нее Духа Святаго. Дева Мария сказала Ангелу: " я раба Господня, пусть будет по слову твоему». Это было 25-го марта. Это событие называется Благовещением. Можно выучить при этом молитву: «Богородице Дево». § 23. Рождество Христово (25 декабря) Чрез девять месяцев после Благовещения, Пресвятая Дева родила Спасителя нашего по пророчеству Михея в городе Иудейском Вифлееме и притом, за теснотою помещения в городе из-за множества собравшегося в Вифлеем народа, родила не в доме, а в пещере, куда загоняли на ночь или от дневного жару скот, и положила Христа в ясли. Об этом Рождестве Спасителя тотчас воспели на небе Ангелы 11 ; сообщено ими же тотчас и пастухам, бывшим вблизи этой пещеры. Пастухи, услышавши на небе неслыханное пение и Ангелов над собою, пошли по указанию Ангелов и нашли там в яслях спеленатым Божественного Младенца и поклонились Ему, как Спасителю нашему и Богу. Христос в 5508 году от сотворения мира во плоти родился согласно с писанием пророков. § 24. Сретение Господне (2 Февраля) В сороковой день по Рождестве Христа Его по закону принесли в храм для представления Его Господу и для принесения благодарственной жертвы Богу. По бедности Божия Матерь могла принести в храм только двух голубей. Лишь только внесли сорокадневного Младенца Христа в храм, как Его встретил и принял на свои руки праведный старец Симеон, которому Господь судил и открыл умереть не раньше, когда он своими глазами увидит Спасителя. Симеон увидел Его; принял на руки: прославил Его; предсказал скорби Божией Матери из-за ее святого Сына и с радостию ожидал себе смерти, утешаясь что Господь Спаситель спасет кающихся грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

ВЕРА Прося Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых, нужно иметь такую веру, какую имел капернаумский сотник. Он веровал, что как слушались его воины и исполняли его слова, так тем более по всемогущему слову Всеблагого Господа исполнится просьба его. Если твари своей ограниченной силой исполняли то, о чем он их просил, то не исполнит ли Сам Владыка Своей всемогущей силой прошения рабов Своих, с верой и надеждой к Нему обращающихся? Не исполнят ли наших прошений, с верой, надеждой и любовью приносимых, и верные, сильные благодатью и ходатайством к Богу слуги Его – Пречистая Матерь Божия, Ангелы и святые человеки? Воистину, и я верую с сотником, что если буду просить как должно и о чем должно какого-либо святого: подай сие – и подаст, прииди ко мне на помощь – и придет, сотвори сие – и сотворит. Вот какую простую и сильную веру надо иметь (1). Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, безпокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвой самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; крест – покой и утешение мое (6). Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники (6). С тех пор как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия. Трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него, трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему, не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 4. Осмысление переводческой практики. Полемика П.П. Мироносицкого И Н.Ч. Заиончковского С одной стороны, из страха нам было бы довольно легко переносить молчание, так как оно не грозит бедою; с другой же, о Дева, вследствие влечения сочинять вдохновенно сложенные гимны, это слишком трудно. Но ты, о Матерь Божия, и даруй мне крепость, уравновешивающую мое природное призвание. Перевод Н.Ч. Заиончковского из канона Иоанна Дамаскина на Рождество Христово Во имя страха хранить молчание, Как безопасное, нам было б легче. Любви же ради ткать гимны стройные И изощренные нам трудно, Дева! Но Ты и силу, о Матерь Божия, Дай таковую нам, каков наш выбор. Перевод П.П. Мироносицкого из канона Иоанна Дамаскина на Рождество Христово 4.1. История Молитвослова, подготовленного Н.Ч. Заиончковским Во второй половине XIX века в печати появляется ряд переводов богослужебных текстов на русский язык. Эти переводы не предназначались для богослужебного употребления, а выполняли функцию толкования, помогая понять церковнославянский текст. В ряде случаев славянский и русский текст печатались в две колонки, то есть переводу отводилась роль подстрочника. Наиболее известным из опытов такого рода является осуществленный Е.А. Ловягиным перевод богослужебных канонов. Краткий библиографический обзор появившихся в конце XIX-haчaлe XX века переводов был составлен Б.И. Сове (Сове 1970, с. 35–40, 54–57). Для того, чтобы представить себе объем осуществляемой в те годы переводческой деятельности, укажем, что между 1875 и 1915 годами вышло по крайней мере четыре полных русских перевода Литургии Иоанна Златоуста (Петровский 1907, Поляков 1915, Иоанн Златоуст XII. 1, с. 394–429, СДЛ II, с. 109–132). Кроме того, отдельные тексты, входящие в этот чин, издавались в составе различных сборников и молитвословов. Среди славяно-русских изданий особое место занимает подготовленный Н.Ч. Заиончковским и выпущенный в 1912 г. славянский молитвослов с параллельным русским переводом. 181 Особое положение этого издание объясняется как личностью автора, так и теми переводческими принципами, которых он придерживался. Н.Ч. Заиончковский (1839–1918 или 1920 г.) 182 был крупным государственным чиновником. В октябре 1915 г. он стал товарищем (то есть заместителем) обер-прокурора Св. Синода. 183 Кроме государственной службы, Н.Ч. Заиончковский принимал активное участие в деятельности Комиссии по исправлению богослужебных книг, возглавляемой архиеп. Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день насильственного отречения царя Николая II от престола 15 марта — празднование иконы Божией Матери «Державная» 15.03.2024 176 Время на чтение 5 минут Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день насильственного отречения царя Николая II от престола. Мы знаем из описания обретения иконы, как крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. В этой подробности, может быть, еще одно напоминание, что великая катастрофа 1917 года была попущена Богом в первую очередь за невнимание и небрежение к святыне многих православных людей. Но Господь и Божия Матерь никогда не оставляют нас в наших бедах и предваряют нас Своей милостью. Когда икону отмыли, то увидели изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а некоторые составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. Не для того Божия Матерь совершила чудо, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Господь принимает все наши беззакония. А для того, чтобы Ее заступничеством мы принесли истинное покаяние.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/v_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010