С. Снессорева Глава XIII Матерь Божия при кресте Сына и Бога Своего Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог , верою и любовию Тя величающия Наконец настал час исполнения предвечного Совета Божия о спасении рода человеческого. В последние годы пребывания Господа Иисуса на земле Пресвятая Богородица не могла быть постоянно при нем; но в то время, как настал час страданий и смерти Её Божественного Сына, Она находилась в Иерусалиме и Сама сопровождала Его в числе других жён на Голгофу на смертные страдания: бяху же ту и жены многи издалече зряща, яже идоша по Иисусе от Галилеи служаще Ему. Ей попущена была ужаснейшая скорбь: страданиями Её Сына, как мечами, пронзали Её сердце; оружие, предсказанное Симеоном, прошло Её душу. Три года с половиною продолжалось служение Иисуса Христа ко спасению рода человеческого. Окончив Свою проповедь на земле, Он совершил торжественный вход в Иерусалим, как Царь Славы и Победитель. Множество народа вышло Ему навстречу с пальмовыми ветвями в руках; люди расстилали свои одежды на пути Его и оглашали воздух восторженными возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Первосвященники, фарисеи, книжники и все имеющие власть пришли в ярость. Всенародное прославление, как Царя, ненавистного им Назорея достигло крайних пределов. Они предрешили уже осуждение Праведника на смертную казнь, но не смели схватить Его среди белого дня, боясь возмущения народа, облагодетельствованного Им. Спустя несколько дней, когда ночной мрак покрыл землю, вооружённые воины, под предводительством Иуды Искариота, поджидали Иисуса близ Гефсимании, где Он любил молиться в ночном уединении. До кровавого пота Он молился за род человеческий, а люди в это время, как хищные звери, ждали добычи!.. Без слез нельзя было представить состояние Богоматери во время этих страшных событий. Она покорялась воле Божией и принимала крестную смерть Богочеловека как искупительную жертву для спасения человечества; но любовь Матери невыразимо уязвлялась при виде мучений и бесчестия, которые наносились Ему злобными врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует ныне Рождество Пресвятой Богородицы. Господь из всего Израиля и изо всего мира избрал только одну Деву. Ни в прошлых поколениях, ни в последующих Он не увидел больше никого, кто бы смог вместить в себя Духа Божия. Господь призрел на Пресвятую Деву, и дал Ей дар Духа Святого, и воплотился из Нее, и Она стала Царицей неба и земли, потому что была чистейшей, кротчайшей, умнейшей, трудолюбивейшей, послушнейшей из всех. Пресвятая Богородица была самым смиренным человеком за всю историю человечества, а Бог только смиренным дает благодать. И по благодати, которую получила Матерь Божия, Она не сравнима ни с кем. Только один Человек на земле превосходил Ее – Сам Сын Божий. Но Он был Богочеловек, и Его Божественное смирение непостижимо для человеческого ума: будучи Содетелем всей вселенной, Создателем человечества, Господь принял добровольную смерть от этих же человеков, не уклонился от нее. Умер, чтобы спасти людей, совершенно потерявших совесть и человеческий вид. А Матерь Божия следует за Господом по Своему смирению. Почему у Иоакима и Анны родилась такая дочь? Вот у нас с вами таких дочерей нет, дети наши – это «чума двадцатого века». Родители не в состоянии их ни управить, ни удержать от зла. Все только жалуются, рыдают, мучаются и не знают, что с ними делать. Самый страшный крест человек несет, терпя от детей, а Иоаким и Анна радовались, глядя на свое дитя. Как и нам этого достичь? С чего начинать? Начинать нужно загодя. Естественно, что дети рождаются в браке (сейчас, правда, случается и по-другому, но ясно, что добра в этом не бывает). Человек, который избирает не путь монашества, а семейную жизнь, еще до того, как он вступит в брак, до того, как познакомится со своей суженой (или суженым), должен долго-долго просить, вымаливать у Бога, чтобы Господь послал ему супругу кроткую, мирную, трудолюбивую, благочестивую, верующую, любящую Бога, смиренную, не жадную, не спорливую, не злую, не клеветницу. И супруга нужно выбирать не потому, что он хорошо на гитаре играет, или очень веселый, или бесшабашный, или потому, что просто замуж хочется, а совершенно по другим признакам. Если мы по внешним качествам будем выбирать, то внешнее и получим – а нужно выбирать по христианским добродетелям. В человеке, даже молодом, всегда видны его наклонности: есть ли у него стремление к добру, есть ли любовь к молитве, к храму Божию, есть ли желание творить волю Божию, послушен ли он родителям, какие у него отношения с близкими, имеет ли он друзей и каковы они. Вот на что надо смотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

Слово о содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 1766 года в Мае Православные церкви чада! Церковь Божия видит теперь пред очами своими печальное зрелище, которым матернее ее сердце внутренно прободается. Се вам предстоят два злодея к тяжчайшей смерти осужденные. Убийцы, муж и жена, матери и сестры своей. О страшного злодеяния! о зверского терзания! таковою едва слыханною дерзостию восстали они против самого естества. Внутреннее совести чувствие погасили. Попрали кровь Нового Завета, обесчестили Евангелие, оскорбили Духа Божия, от тела церкви Христовой самовольно себя оторвали. О какая лютая для церкви язва! Ведаете вы, что церковь есть священное духовных овец стадо: но се ее козлища. Церковь есть тихое спасения пристанище: но се ее буря и волны. Церковь есть мать в недрах своих согревающая чад своих: но се ее изверги. Кто даст главе нашей воду и очам нашим источник слез, да возможем оплакать бедное сих преступников состояние? Известно вам, православные Христиане! сколь страшное закон Божий издает на человекоубийцев определение. В слове Божием написано тако: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека; глаголет Господь Саваоф . 37 А сих слов сила есть та, что человекоубийца согрешает против самого величества Божия, и власть, которую Бог над жизнию человеческою имеет, злодерзский сей у него похищает. Но что можем мы сказать о отцеубийстве? какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет. 38 Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякой казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне, которая б утробу своей матери растерзала. И ежели тот, кто злословит своих родителей: подлежит смерти и временной и вечной, то какой уже казни повинен есть , который свои несчастливые руки омочил в крови своей матери и сродства своего? в такой грешной душе самая совесть есть жесточайшим и непрестанным мучением. И сей совести суд тем страшнее, что он есть некоторым преддверием будущего праведного суда. О коль страшно есть впасть в руки Бога жива! ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое. 39

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

142. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском соборе; напечатано в Христ. Чтен. 1839 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1838 год Призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажат мя вси роди. ( Лyk. I. 48 ). Кому из внимательных к Богослужению не известна часто слышимая Церковная песнь в честь Пресвятыя Девы Марии: «блажим тя вси роди, Богородице Дево» ? Если размыслим, от чего произошла сия песнь, и на что указуют самыя слова ея: то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видите вы, что из незнатнаго «Назарета» в другой не славный город нагорной страны Иудейской 586 приходит бедная и безвестная в мире Дева; приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием: но внезапно возбуждает в ней Пророческий восторг; приветствуется ею, как «Матерь Господа» ( Лк. 1:43 ), и, быв объята подобным восторгом, пророчествует сама о себе: «се, отныне ублажат мя вси роди» ( Лк. 1:48 ). Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенныя, и народы, веки, концы вселенныя ответствуют Ей: се исполняем твое слово: «блажим тя вси роди, Богородице Дево». Сей храм, сей праздник, сие священное и торжественное собрание, также принадлежат к исполнению предсказания пресвятыя Девы, что Ее будут ублажать все роды. В ней ублажается и то, что до Нея всегда было предметом оплакивания, – конец земной жизни. Усмотрим из сего, братия, высокое достоинство изречения пресвятыя Девы: «се, отныне ублажат мя вси роди». Это не простое слово радости, не гадание, случайно получившее вид предчувствия; но пророчество, в самом точном смысле сего слова, глагол Духа Святаго в устах Марии, изъявление определения и изволения Божия о Ея судьбе, и о нашей к Ней обязанности. Усмотрим и высокую важность предания, по которому Вселенская Церковь во всяком Богослужении постоянно и ревностно ублажает пресвятую Матерь Господню. Это не простое человеческое предание, не обычай только, введенный произвольным усердием, не подражание примерам частнаго верования, но мысль Духа Святаго, переданная человекам, последование мановению перста Божия, исполнение обязанности столько же священной, сколько справедливой и благотворной для Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

273. Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери Апостолам (Говорена в Гефсиманском ските августа 17; напечатана в Твор. Св. Отц. 1852 г. и в собр. 1861 г.) 1852 год После усопших обыкновенно бывает время плача, потом время утешения печальных; и далее того и другого продолжается время, в которое дети и присные пользуются праведным наследием отшедших. И успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы надлежало сопровождаться подобными последствиями, по сродному с нами естеству Ее, естественными, по обилию данной Ей благодати, обильно благодатными. Плакали Апостолы, когда жизнь Матери Света, как тихая заря после Божественного Солнца Христа сиявшая для Церкви, угасла пред их очами. Плакали горькими слезами естественной печали, но вместе и сладкими слезами благодатного умиления: потому что вера в неумирающую благодать Матери Господней и чувство благоговейной любви к Ней господствовали над чувством лишения. Полное же и совершенное утешение получили они, конечно, тогда, когда, в третий день по Ее успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого тела Ее, и в след за тем увидели Ее в славе воскресения, и от Ней самой услышали слово утешения: «радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Если радость, которую подает воскресшая Матерь Божия, имеет своим источником присутствие Матери Божией с нами во вся дни: то очевидно, что и радость, как поток из сего источника, должна протекать по всем временам, до впадения в море вечного блаженства. И вот прекрасное и неиждиваемое наследие, которое Матерь Божия в успении Своем не только оставила, но определительно назначила и преподала Своим по благодати чадам и присным. «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». И Церковь Христова прияла от Матери Божией сие наследие и хранит, и от дней до дней, от лета до лета, от века до века не престает разделять оное. Для чего и ныне собрала Она сей собор, как не для того, чтобы, если можно, каждый приял некую долю святой и благотворной радости от благодатного сокровища Царицы небесной?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

422. Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших, в Тюремном замке пересыльных арестантов (Говорена сентября 2-го; напечатана в Моск., Губерн. и Полиц. Вед. 1854 г.). 1854 год Прииде бо Сын человеческий взыскати, и спасти погибшаго ( Mamф. XVIII. 11 ). Изображая совершенства и благодеяния Божией Матери, Церковь между прочим, говорит о Ней, что Она есть «взыскание погибших». То есть: Ее человеколюбие так велико, что Она не только приходящих просить Ее помощи приемлет и подает им помощь, но и Сама ищет имеющих нужду в помощи, дабы не только скорбящих утешить, немощных укрепить, болящих исцелить, несчастных облагоденствовать, но даже невозвратно, по-видимому, погибших найти, обратить и привести ко спасению. Опыт сего можно указать в Марии Египетской. Не надлежало ли почесть ее отверженною и невозвратно погибшею, когда, погрязши в пороке, она невидимою силою недопущена была в храм Божий, хотя в него многие грешники допускаются? Но в сии самые минуты отвержения, как скоро воззрела она оком молитвы на образ Божией Матери, Матерь Божия воззрела на нее оком милосердия, и храм Божий с Его святынею отверзся для отверженной, и сердце ея отверзлось для покаяния и приятия благодати, и погибшая спасена, и чудными подвигами благочестия изгладила в себе следы чудовищного разврата. В неограниченном человеколюбии Матерь Божия подражает Своему Единородному Сыну и Богу. Христос Спаситель Сам возвестил о Себе, что «прииде... Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго». Милосердие создало сей храм. От милосердия родилась и та мысль, чтобы ознаменовать сей храм именем Божией Матери, «Взыскательницы погибших». В намерении было сделать, и сделано то, что храм сей именем своей Покровительницы, и своим наименованием, непрестанно говорит входящим в него и окружающим его: как бы вы ни находили себя несчастными, не предавайтесь унынию; хотя бы даже погибшими почитали вы себя, не предавайтесь отчаянию; есть и для «погибших» «взыскание и спасение». Но и тем, которые, может быть, и не думают, и не опасаются, что могут быть в числе погибших, стоит труда подумать, что такое «взыскание погибших».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 мая 2005 г. " Матерь Божия и святой Георгий были неизменными ходатаями за русский народ... " В день великомученика Георгия Победоносца, 6 мая,  Церковь отдает дань жертвенному подвигу воинов, принесших миру победу над фашизмом. В 1945 году Светлое Христово Воскресение совпало с днем памяти вмч. Георгия. И не случайно, что именно этот день стал кульминацией церковных торжеств, посвященных 60-летию Победы. 6 мая на Поклонной горе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в храме-памятнике во имя великомученика Георгия Победоносца, а затем, на площади перед храмом, — панихиду по воинам, жизни свои за Отечество положившим. На Поклонную гору съехались многочисленные гости: полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, ветераны войны, жители столицы. Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя состоялся праздничный концерт «Победа с верой в душе», на который были также приглашены ветераны Великой Отечественной войны — те, кто участвовал в боевых действиях и ковал Победу на трудовом фронте, а сейчас трудится на церковном поприще. Оба мероприятия стали частью торжеств, проводимых Церковью в память о Победе. Мы побеседовали с некоторыми участниками праздничного богослужения и концерта «Победа с верой в душе» и попросили их поделиться своими впечатлениями. Надежда Васильевна Климентьева, врач скорой помощи (Кемерово): Я всегда с особым благоговением отношусь к 9 мая, когда мы празднуем нашу Победу. Каждый год в это время я приезжаю в Москву и хожу на службы в московские храмы. Вчера, например, пришла на Поклонную гору, чтобы помолиться Георгию Победоносцу, и узнала, что праздничную литургию в этом храме возглавит Святейший Патриарх. Конечно, я не могла пропустить такую службу. Сегодня в храме, построенном десять лет назад в честь великомученика Георгия Победоносца, много ветеранов. Я низко кланяюсь им всем за их подвиг и говорю от чистого сердца «Спасибо!». Я родилась уже после войны, но жизнь тех, прошел через страшные военные годы — это часть каждого из нас, часть нашей сегодняшней жизни. Мнение, что нынешнее поколение воспринимает прошлое, не чувствуя гордости за подвиг дедов, не считая себя носителем памяти о Великой Отечественной войне, призванным сохранить и передать ее будущим поколениям, ошибочно. Это только кажется, что с течением времени чувство причастности к тем далеким событиям истончается, что возникает ощущение, будто с уходом поколения военной поры рассыпается целостность нашей общей судьбы. Ничего подобного. История страны продолжается. Она живет в детях, внуках. И теперь уже они хранят в запасниках сердца память бабушек, дедушек, отцов, матерей — тех, кто знал, что такое всенародная скорбь и всенародный гнев.

http://e-vestnik.ru/society/neizmennymi_...

LIII. Слово, сказанное в Пюхтицком монастыре в храмовой праздник Успения Пресвятой Богородицы 52 Предсмертные заветы и блаженная кончина Божьей Матери Во успении мира не оставила еси, Богородице! Когда умирает человек святой жизни, великим утешением для нас служит воспоминание о его блаженной жизни, как примере для нашего подражания, особенно же его последние заветы и слова. Светло празднуя ныне преславное успение Матери Божьей, обратим внимание, для общего нашего назидания и духовного утешения, на Её блаженную кончину, и особенно на предсмертные заветы и слова Божией Матери, и на слова Иисуса Христа к Царице Небесной. Пресвятая Богородица, утешившись быстрым распространением по вселенной, ещё при Её жизни, Божественного учения возлюбленного Сына Своего, Иисуса Христа, и чувствуя приближение Своего блаженного успения, в последние годы и дни Своей земной жизни ничего так сильно не желала, и ни о чем так слёзно не молилась возлюбленному Сыну Своему, как о том, чтобы Он скорее взял Её пречистую душу из сей юдоли плача к Себе в горние обители, где она всегда могла бы видеть Сына Своего, сидящего одесную Бога-Отца на небесах. Вот первый завет нам Божией Матери и первый урок назидания, который мы должны вывести для себя из последних дней Ее земной жизни! Постоянное памятование о своей смерти и непрестанная, усердная молитва к Богу о скорейшем разрешении от уз греховной плоти нашей и о теснейшем соединении со Христом, Спасителем нашем. И как спасительно было бы для нас это непрестанное памятование наше о своей смерти, от какого множества грехов оно удержало бы нас!.. Помни последняя твоя, и во веки не согрешивши! Когда Матерь Божия, получивши во время молитвы своей на горе Елеонской от Архангела Гаврила радостную весть о приближении Ее блаженной кончины, возвестила о сем Апостолам, и когда об этом узнали от Апостолов жившие в Иерусалиме и его окрестностях христиане, все начали горько плакать и молить Владычицу не оставлять их в сиротстве, тогда Матерь Божия заповедала им не только не плакать, но радоваться, потому что Она, представши по своём успении ближе к престолу Божию, получит большее дерзновение молить Бога о всех, и, по Своём прославлении, не только их не оставит в сиротстве, но и весь мир христианский. Она будет посещать, надзирать и помогать бедствующим. Сколько радости и утешения для скорбящих христиан в этом обетовании Царицы Небесной! Воистину, Ты и во успении мира не оставила еси, Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     – Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим Вас за очередную встречу, и главной темой нашей беседы будет Успенский пост. Владыко, не могли бы Вы рассказать о происхождении этого поста и его значении для жизни христианина? – Успенский пост известен еще с первых веков христианства, это пост печали и скорби. Когда Божия Матерь пребывала с учениками после Воскресения Христова, они радовались постоянному Ее благословению, которое Она преподавала, общению, наставлению, и, как пишет святой патриарх Тарасий и другие святители, каждый желал увидеть лик Божией Матери, потому что от Нее исходила такая благодать и сила, которую действительно человек ощущал, и было настолько душе легко и отрадно. Когда, по словам Самого Христа Спасителя, забирается Жених, тогда начинается и пост, воздержание, разного рода скорби и переживания. Так и произошло с Божией Матерью. Архангел Гавриил принес Ей известие о переходе в обители в Царство к Сыну Своему и райскую ветвь. И Божия Матерь готовилась к этому событию. Хоть Она знала все, но все равно, говорят святые отцы, как человек она переживала и смущалась в Своей душе. И вот когда Господь хотел взять душу Матери в Свои руки, тогда произошел шум на улице (а перед этим прибыли апостолы), Она перешла в руки Своего Сына и Бога. Конечно, радость Матери – печаль для народа, потому что апостолы и все живущие в то время в Иерусалиме остались без Молитвенницы, Ходатаицы перед Сыном, многие Благодетельницу потеряли, но Она, перейдя в загробную жизнь, осталась между нами и с нами. Поэтому пост взял свое начало после Успения Пресвятой Богородицы. Мы переживаем эту величайшую трагедию для нас, но знаем, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы). Этот пост и печальный, и вместе с тем радостный. Потому что мы получили Отраду и Утешение. На этот пост припадает еще великий праздник – Преображение.

http://pravoslavie.ru/96195.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010