Слово на Успение Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други мои! Вот опять Матерь Божия и всех нас милостивая Матерь собрала нас в таком многолюдстве на Свой праздник – праздник Успения Своего под сень этой святой обители! Как некогда пред Ее славным Успением чудесным образом собраны были к Ней святые апостолы, так в эти дни многие из вас приехали сюда очень и очень издалека. Приехали на день Ее Успения – на праздник торжества жизни над смертию, на день прославления Ее. Мы собрались здесь, чтобы еще раз почувствовать и утвердиться в мысли, что смерти нет! Быть может, у некоторых из нас навернутся и слезы! В этом нет ничего удивительного. Торжественность службы, множество цветов, всеобщее благоговейное настроение – все это располагает к слезам. Но это слезы не о чем-то безвозвратно для нас потерянном. Это слезы не скорби! Это слезы умиления перед Той, в жизни Которой все было необычайным с самого Ее младенчества и до Успения. Вспомните, как торжественно звучали вчера за всенощным бдением слова ирмосов канона, начиная прямо с первого ирмоса: “Преукрашенная Божественною славою, священная и славная Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя...” Видите, не для скорби и плача, а для радости духовной собрала всех верных чад Божиих Пресвятая Богородица. Но всмотритесь внимательно своим благоговейным взором в образ Успения! На нем изображен гроб с Усопшей. Над ним в скорби склонились апостолы... И их скорбь понятна. Они еще не знают, что произойдет через три дня, и потому скорбят, что ушла от них Матерь их Господа и Учителя... Но на иконе изображено и еще нечто, что могло бы и порадовать их (Только не всем было дано видеть это). Господь держит на Своих руках душу Своей Пречистой Матери!.. Из Святого Евангелия мы знаем, что души усопших праведников Ангелы Божии уносили на лоно Авраама. А душу Пресвятой Богородицы взял Сам Спаситель. Значит, как же велика Она в очах Божиих!.. Мы собрались ныне здесь, чтобы “едиными усты и единым сердцем” вновь и вновь воскликнуть Ей: “Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!”

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Смерть (исключая вот этой) есть мучительница нашего рода, дочь проклятия и мать истления, содержащая в плену в своем темном царстве наследие Адама. Но эта (смерть) есть или сладкий сон, в котором всечистая Владычица восхотела как бы опочить 190 немного при конце этой тленной жизни, чтобы начать путь нетленной; или чудесный порыв Божественной любви, в которой эта блаженнейшая душа, стремясь поскорее достигнуть своего возлюбленного Божественного Сына, оставила на некоторое время своего спутника – тело; но и оно, так же подъятое на херувимской колеснице, прошло тот же путь и, прославленное, взошло на небо. Посмотрите на гроб в Гефсимании, – вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому – есть престол Божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари: предста Царица одесную Тебе. Царица земных, – ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые Цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных; кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просите милости от источника милости, и просящий – получает, ищущий – находит: ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ – неиссякаем. Она – Царица небесных;– Ее почитают и Ей покланяются все чины бестелесных: Ангелы – совершеннейшее зеркало чистоты, Архангелы – многоценный ковчег Божественных откровений, Власти – всемогущую державу верных, Силы – неодолимую стену Церкви, Начала – спасительное начало всемирного избавления, Господства – высшую Госпожу всего, Престолы – одушевленный престол Царя славы, Херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, Серафимы – неугасающий светильник Божественной чистейшей любви. Царица, которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Св. Дух – невесту неневестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Церковь всех святых Пресвятая Богородица в Церкви Грехом, смертью и диаволом люди отпали от Бога и лишили себя Его родства. Но Бог и Владыка Христос по безмерному человеколюбию делается человеком и навсегда остается среди людей как Богочеловек, как Церковь . И Церковь своим Богочеловеческим домостроительством спасает людей от греха, смерти и диавола. Новозаветное все-благовестие: Церковь – Тело Христово. И Пресвятая Богородица, родив нам Богочеловека, Владыку Христа, на самом деле родила Церковь, ибо дала Тело Церкви. Таким образом, Богородица есть в то же время и Рождшая Церковь; Богоматерь есть в то же время и Матерь Церкви. Поэтому святая молитвенная мысль Церкви исповедует и проповедует сию истину, сию все-истину: Богородица – «Церковь всесветлая Божия». Всё Богочеловеческое домостроительство спасения совершается Ею и Ее Божественным Сыном. Богомудрые Отцы Церкви благовествуют о Ней: «Воистину Святую Марию мы по праву называем Богородицей, ибо сие имя содержит всю тайну домостроительства спасения (παν τ μυστριον τς οκονομας)». Для молитвенного и Всеистинного чувства Православной Церкви Владыка Христос и Его досточудная Богоматерь – два неразлучных существа. В православном сознании новозаветной веры спасительный, искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа неотделим от Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвятая Богородица – это Матерь Бога, а посему – Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего вечного, всего Богочеловечного, всего превосходнейшего, всего велелепнейшего. Среди всего благого Она – Всеблагая; среди всего святого – Всесвятая; среди всего чистого – Всечистая; среди всего дивного – Вседосточудная; среди всего добродетельного – Вседобродетельная. В человеческом роде Она после Владыки Христа – самая совершенная богочеловеческая Вседобродетель. Она, несомненно, самый совершенный идеал всего самого лучшего. Ибо если через Нее Бог вошел в мир, в человека, как тогда через Нее не войдет в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё евангельское, всё ангельское, всё блаженное, всё райское? Поэтому Пресвятая Богоматерь – Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Поэтому Она – и «Владычица Ангелов».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Силы России 03.04.2017 522 Время на чтение 5 минут Распад Российской и Советской (Красной) Империй в минувшее столетие потрясли наш Народ. Он пережил революции 1917 года, Гражданскую войну и интервенцию, НЭП, индустриализацию, коллективизацию, «ежовщину», пятилетки ускоренного развития и две «пятилетки безбожия», массовые гонения на верующих и крестовый поход папизма против СССР в 1929 году, гитлеровское нашествие Европы и победу в Великой Отечественной Войне, «холодную войну», «перестройку» Горбачева и демократизацию. И сейчас наш Народ снова вынужден собирать свои силы и противостоять политическому, информационному и экономическому давлению Запада. Что даёт нам силы отражать происки врагов России? 1. 1917 год это не только год Революций, но это и чудо явления Державной иконы Божией Матери со знаками царской власти. В Подмосковье, в селе Коломенском русскому православному народу явил себя образ Божией Матери. Это событие как раз совпало с отречением от престола Императора Николая II. Одной крестьянке, Евдокии, жившей близ этого села, стали видеться сны о белой церкви и слышаться требования тайного голоса найти икону и сделать её красной. После долгих поисков образ Пречистой найден был в одном из подвалов Вознесенской церкви. Когда его очистили от многолетней пыли и копоти, всем представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной в красных нарядах величественно восседающей на троне царском, с короной на голове и золотым нимбом, а в руках держава и скипетр. На коленях Она держала Сына Божия Иисуса. Весть о явлении нового образа Богородицы в день отречения от престола Государя расценивалась как знак, что Царица Небесная взяла управление России в Свои руки и стала её Заступницей. В день обретения образа в Коломенском вышел из земли целебный источник. С тех пор было написано много списков с иконы, много верующих прибыло в село, и было явлено множество чудесных исцелений тела и души перед Её Ликом. Явление иконы показало всем русским людям, что священный характер власти в России незыблем и после отречения помазанника Божия. Своим явлением Матерь Божия объявила, что Она остаётся Заступницей нашей державы, нашего народа и впредь, что бы здесь ни было. Этим явлением Матерь Божия возвестила, что здесь будет не какая-то другая страна, пусть и переименованная, не осколки бывшей империи, не чья-то колония, но будет продолжаться именно православно-державная русская история.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Божия Матерь плачет. Мысли на праздник Покрова Божией Матери. «Наста днесь пресветлый праздник»... Действительно, это – «пресветлый праздник» – праздник светящегося омофора Пречистой! Ведь сегодня день, когда так наглядно явлено было заступничество и покровительство Пресвятой Богородицы людям, то Ее всесильное материнское заступничество, без которого, наверное, давно бы уже наступил конец всему живущему во вселенной, то всесильное заступничество, которым до сих пор еще держится погрязший во грехах мир. Давно это было – более тысячи лет тому назад. В пределы Византийской империи вторглись грозные враги. Они угрожали уже самому царственному граду Константинополю. Греческий народ чувствовал себя не в силах отразить собственными средствами нападения этих врагов. И вот он обратился со слезной молитвой к Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами верующие устремились во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Богородицы и Ее омофор, то есть головное покрывало, спускавшееся на плечи. И вот, во время всенощного бдения, находившемуся в храме блаженному Андрею и его ученику Епифанию представилось дивное зрелище. По воздуху, со стороны царских врат, шествовала величественная Жена, окруженная небесной свитой. Святой Предтеча Господень и Апостол Иоанн поддерживали Ее своими руками, а множество святых, в белых одеждах, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания:«Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюся». И в то время, как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив молитву, Она подошла к самому престолу – молилась и здесь за предстоящий народ. Окончив молитву, Она сняла с Себя на подобие молнии блиставшее и страшное покрывало, которое носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его обоими руками, с особой торжественностью простерла его над всем стоящим в храме народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава двенадцатая. Критика определения Софии: «великое, царственное и женственное существо...» Противоречия в данном софийном определении между заявлением: София не Бог и словами: София принимает почитание от Божией Матери Остановимся своим вниманием на очень большом по объему софийном определении священника Флоренского, которое является весьма характерным для нового учения о предвечной Софии, Премудрости Божией и обнимает в своей сущности все это учение. Неполностью оно приводилось нами выше. Вот полный текст этого определения: «Это великое, – говорит о. Флоренский, – царственное и женственное существо, которое не будучи Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого Завета и от родоначальницы Нового. „Кто же оно, – говорит в своей речи 1898 г. о Конте Вл. Соловьев, – кто же оно, как не самое истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть. Несомненно, что в этом полный смысл Великого Существа, наполовину прочувствованный и сознанный Контом, в целости прочувствованный, но вовсе не сознанный нашими предками, благочестивыми строителями Софийских храмов“. Короче, – София – это память Божия, в священных недрах которой есть все, что есть и вне которой – Смерть и Безумие» 607 . Прежде всего в этом определении бросаются в глаза слишком уже очевидные противоречия. С одной стороны заявляется, что София не Бог, а с другой она тут же называется великим царственным существом, которое принимает почитание от родоначальницы Нового Завета, т.е. – от Пречистой Божией Матери. Но кто же, кроме Бога, может быть таким Великим Царственным Существом, которое принимает почитание от Божией Матери?! Ни Слово Божие, ни св. отцы наши от самого начала существования православной Церкви Христовой на земле и доселе не учили нас, что Матерь Божия приносит почитание не только Богу, Своему Божественному Сыну, но и какому-то еще великому царственному существу, которое не есть Бог, однако есть выше всякой твари. И если это существо есть, то почему же Божия Матерь, св. Апостолы и св. отцы ровно ничего и абсолютно никому из людей не сообщили о бытии сего существа, не научили верующих поклоняться ему и не оставили нам ни одной молитвы, с которою мы обращались бы к этому великому царственному существу?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Лествица к небеси». «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает...»  (Стихира на Успение). Церковь Христова радостно славит Успение Пресвятой Богородицы, объясняя эту радость в своих песнопениях тем, что гроб ее не только не являл и не являет собою ничего страшного и мрачного для нас, а наоборот: он для нас – «лествица (лестница) к небеси», коей мы можем взойти на небо. В Успении Своем Пречистая Матерь Божия не только «не оставила мира» – не покинула нас, а стала еще ближе нам, ибо сделалась нашей «неусыпающей молитвенницей» и «в предстательствах непреложным упованием» – как бы неким связующим звеном между Богом и миром, на подобие той лестницы, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков и которая соединяла небо и землю (Бытия 28, 11–17). Издревле эта «лествица Иаковля» считалась христианами прообразом Божией Матери. Пречистая Матерь Божия именуется «лествицей к небеси» в двояком смысле. Посредством Ее, как некой таинственной лестницы, Сын Божий сошел с неба на землю, воплотившись от Нее и став истинным Человеком, не переставая быть Богом, и совершил дело спасения нашего от греха, проклятия и смерти, «пригвоздив ко кресту рукописание грехов наших». Вместе с тем, все мы, искупленные Пречистою Кровью Сына Ее, благодаря Ей и Ее молитвенной помощи и предстательству, можем с тех пор восходить с этой грешной земли на небо – в райские обители, уготованные нам Сыном Ее. Гроб Божией Матери, существующий и доныне в Гефсимании, служит до сих пор предметом глубочайшего благоговейного почитания, хотя он и пуст теперь: Тела Ее в нем нет. Древнее предание гласит, что рожденный Ею Сын Божий, воздавая Ей особую честь, как Матери Своей, уже на третий день после Ее Успения, воскресил Ее и взял Ее с Телом в Свои небесные обители, где Она с тех пор и молится непрестанно за всех нас, грешников, как истинная Мать наша, умоляя за нас Сына Своего и Бога. Вот почему так дорог и радостен для нас этот праздник Успения! И вот почему, прославляя этот праздник, св. Церковь поет:  «во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу   (к жизни),  Мати сущи Живота   (то есть Самого Господа, Подателя жизни),  и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша   (тропарь Успения).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2020 г. 01.12.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Апостол Павел говорит про Церковь, что она свята и непорочна — «не имущая скверны или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5, 27). А преподобный Ефрем Сирин пишет: «Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих». Как разрешить это противоречие? И.Ф. Ткаченко, г. Нижний Новгород Противоречия нет. Церкви принадлежат не только Божия Матерь и святые, но и все мы, грешные. Принятие Духа Святого Божией Матерью рождает в Ней молитву благодарения не только за Себя, но за всех людей всех времен с самого начала творения, не исключая Адама и Еву. Божия Матерь не забывает, что несмотря на тайну, окружающую Ее и раскрывающуюся в Ней, Она — вторая Ева, новое творение, в котором Бог являет силу Своей благодати. Бог дает Ей Свою благодать, но не так, как давал Еве, потому что Сын Божий, рождающийся от Нее, хочет принести жертву Своей жизни среди нас и Своей смерти за людей. Она — часть Божественного замысла Искупления. Она искупленная Богом, избранная от всех родов, но Ей оставлена свобода, Она остается Сама Собой, хотя благодать охватывает Ее так, что Она становится Материю Сына Божия, ставшего человеком, и благодать сопутствует Ей и, значит, всей Церкви. Но Церковь не забудет о первой Еве. Она будет состоять из грешников, и нередко на ее лице можно будет читать проявление греха, уныния, неверности. Но всегда будет присутствовать в ней лик Пречистой, Пренепорочной Матери и Девы. Если Церковь приемлет дар быть Невестой Христовой, значит, она отдает отчет в том, что она должна быть Небесной, что она призвана быть там, где Христос, ее молитвы, устремленные к небу, возвращаются на землю, принося свой плод. Это не значит, что у Церкви два лица, но она одновременно небесная и земная. Ее молитвы отсюда — на небе, но произносимы ее земным голосом, они — о людях, с которыми Сын Божий жил на земле. Даром Христа ей открывается то, что происходит на небе.

http://moral.ru/dom-12-2020/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Тайна Божией Матери раскрывается в этой книге не только через двунадесятые Господские и Богородичные праздники, через все великие Богородичные праздники и через Ее многочисленные чудотворные иконы (книга содержит размышления более чем о пятидесяти иконах). Нам предлагаются благоговейные и молитвенные размышления о таких богородичных тайнах как «Феотокос» Ефесского Собора, «Божия Матерь и Евхаристия», «Посещение Божией Материю праведной Елисаветы» (отдельно слово о Песни Богородицы «Величит душа Моя Господа»), «Божия Матерь — Первомученица Христова», «Марфа и Мария», «Нешвенный хитон». Автор рассматривает Ее сокровенное присутствие в Священном Писании (в Евангельских текстах и текстах паримий на Богородичные праздники) и Ее связь со святыми — от Авраама и Предтечи до преподобного Серафима Саровского и новомучеников и исповедников Церкви Русской. Особое внимание посвящено Ее благодатному участию в жизни каждого христианина. В книге — не только богословское созерцание богородичных тайн, но и важные практические духовные советы («Богородичное правило»). Тексты на обложках двухтомника обозначают главное направление этого богословского исследования. «Есть много видов иконы «Неувядаемый Цвет». На тех и других изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках с белыми или красными цветами, чаще всего — лилиями или розами. Но на одних иконах цветы держит Богородица, а на других — Сам Христос. Белые цветы — символ чистоты и непорочности, именно их преподнес Архангел Гавриил Пресвятой Деве в день Благовещения, а красные — символ любви и жертвенной самоотдачи. В том, что цветы держит иногда Богоматерь, а иногда — Христос, нет никакой путаницы. Церковь как бы не находит слов, и не знает, как лучше выразить единство Богородицы с Ее Божественным Сыном. Но очевидно одно: все, что имеет Христос, принадлежит по дару Христа и Ей». «Люди проходят порой через тысячи ложных дорог, ища с ностальгией, с чувством утраты самого дорогого для них — Бога. Они хотят достигнуть Его своими собственными силами, философией, самосовершенствованием и, даже находясь внутри Церкви, надеются более всего на свои подвиги, забывая о совершенно простом пути, который есть Божия Матерь, вводящая нас в Небо сокровенного общения с Богом.

http://moral.ru/tsvet/

Родителями Пресвятой Девы-Богородицы Марии были Иоаким и Анна. Они были очень благочестивой жизни. Тяжелым испытанием для них была их бездетность. Усердно просили они Господа о даровании им детей. Наконец, уже в преклонном возрасте у них родилась дочь, которую они назвали Марией. По православному учению, Богородица, подобно остальным людям, в Своем рождении подлежала первородному греху, т.е. греху, переходящему от Адама на всех последующих его потомков. Ибо Апостол Павел учит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Под «человеком» здесь подразумевается Адам. Таким образом, ясно, что если в Адаме согрешили «все», т.е. все пребывающие в нем, все будущее его потомство, то этому же греху подлежала и Божия Матерь. В богослужебных же наших книгах сообщается повествование св. Епифания Кипрского , что «Богослов Иоанн Богородицу крести» (Синаксарь на Вознесение Господне). Таким образом, Богородица освободилась от первородного греха, как и все верующие, только через крещение. В целях возвеличения Божией Матери римо-католики измыслили учение о непорочном зачатии Богородицы, т.е., что Она родилась свободной от первородного греха. Ввиду совершенно исключительного предназначения Девы Марии, Она, по учению католиков, изъемлется из рядового потомства Адамова, является неким новым существом, высшим человеком – как бы новым творением Божиим, созданным специально для того, чтобы быть Матерью воплощающегося Сына Божия. Поэтому-то Дева Мария и превосходит всю тварь как Своею святостью и чистотою, так и славою. Мы не можем принять это учение по следующим основаниям: мы уже знаем учение ап. Павла о первородном грехе. Там ап. Павел ясно говорит, что в Адаме «все согрешили» ( Рим.5:12 ). Припомним здесь слова ап. Павла: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ); и далее Апостол поясняет: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ). Смерть, таким образом, по мысли Апостола, стоит в прямой причинной связи с грехом, являясь его необходимым следствием, показателем наличия в данном человеке греха, Божия Матерь, как и все люди, умерла; Ее смерть, таким образом, свидетельствовала о наличии в Ней греха, по крайней мере, первородного. Правда, и Христос умер, хотя «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ); но Он умер не за Свои личные грехи, а за грехи людей: «Его, не знавшего греха, Он (Бог Отец) сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Христос умер для того, чтобы Своею смертью победить, разрушить смерть и грех человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010