Мы знаем это и участвуем в предвкушении этого дня: мы участвуем теперь в Царстве, которое должно еще придти. Мы предвидим и предвкушаем его славу и счастье, но мы все еще на земле, и все наше земное существование поэтому длинный и часто трудный путь к завершающему все Дню Господню. На этом пути нам нужны помощь, поддержка, сила и утешение, потому что «князь мира сего» еще не «сдался»; наоборот, зная, что он побежден Христом, он предпринимает последнюю, отчаянную борьбу против Бога, стараясь оторвать от Него насколько возможно больше душ. Так трудна эта борьба и так велика власть у «Врат Адовых», что Христос Сам говорит нам про «узкий путь», немногим доступный. И в этой борьбе именно Тело и Кровь Христовы наша главная помощь, та «насущная пища», что поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которой, несмотря на все искушения и опасности, мы следуем за Христом. Вот почему, причастившись, мы молимся: … даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякого сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение… … дай, чтобы эти (Святые Дары) были мне для исцеления души и тела, для отгнания всякого противника, для просвещения очей моего сердца; да будут они миром душевных моих сил, непостыдной верой, нелицемерной любовью, исполнением премудрости, соблюдением Твоих заповедей, прибавлением Божественной Твоей благодати для того, чтобы достичь Твоего Царствия… … да не опалиши мене, Содетелю мой: паче же пройти во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть… … не опали меня, Создатель мой, — но пройди в члены мои, во все составы, в утробу, в сердце… чтобы от входа Причастия в мое сердце, как в Твой дом, бежало от меня все дурное, все страсти, как от огня… Если Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, это потому, что — согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу.

http://pravmir.ru/liturgiya-prezhdeosvya...

Очень важно воспитание чувств. Человек познает мир в первую очередь через чувства, поэтому чувства должны быть светлыми и чистыми. Сердце человека должно быть чисто. Если светло наше око, то и все внутри нас светло (см. Мф. 6:22), как говорит слово Божие. А как же мы должны воспитывать наши чувства? Чувства воспитываются прекрасным. Бог возжелал, чтобы гармония и красота были законом бытия всего мира, всего космоса. Достаточно взглянуть на звездное небо, на окружающую нас природу, на эту дивную Богозданную красоту, чтобы увидеть Божественный замысел о мире и о человеке. Ни в коем случае нельзя замыливать свой глаз и не видеть прекрасного. Прекрасное, входя в нашу душу, возвышает чувства. И это справедливо не только по отношению к Богозданной природе, ведь и человек, созданный по образу Божию, также многое творит гармонично и прекрасно. Достаточно взглянуть на храмы, в которых мы молимся. Какая дивная Божественная красота и гармония в этих архитектурных формах, в дивной иконописи! Как часто наши храмы вписываются в красоту природы, создавая какие-то совершенно особые картины этого Богом созданного мира! Как прекрасна музыка, как прекрасны могут быть слова человека! Поэтому все то, что несет в себе гармонию и красоту, способно возвысить и просветлить наши чувства. Именно поэтому верующий человек должен быть всегда чувствителен как к красоте, так и к безобразию, к беспорядку, к несовершенству человеческих отношений, как и ко всякой физической нечистоте, беспорядку и грязи, потому что так уж устроен человек, что духовное и материальное есть единое поле, которое мы вспахиваем всю нашу жизнь. Красота — Божия красота, красота мира, красота, выходящая из рук человека-творца, вдохновленного свыше, — способна возвышать наши чувства. Но очень важно воспитывать также свою волю, потому что через волю мы запечатлеваем и свои мысли, и свои чувства в конкретных деяниях, и это, может быть, самое трудное. Святитель Иоанн Златоуст, сознавая, сколь трудно человеку воспитывать волю, искоренять из своей внутренней жизни греховные помыслы и деяния, говорит замечательные слова: «Сие надлежит творить мало по малу». Святитель не предлагает сразу взять и принять обет, расстаться со всеми нашими слабостями, пороками и грехами. Ничего не получится. Спортсмен, нагружая себя физическими упражнениями, не может сразу поднять большой вес, потому что надорвется; но мало по малу тренируясь, он обретает способность его поднять.

http://patriarchia.ru/db/text/2051069.ht...

С чего же должно начинаться это воспитание разума? Оно должно начинаться с чтения слова Божиего. Законом для верующего церковного человека должно быть каждодневное чтение Евангелия или апостольских посланий, хотя бы по одной главе. И читать необходимо не ради чтения как такового, а вдумываясь в слова; а если что-то непонятно, то это не должно оставаться непонятым. Каждый, кто чего-то не понимает в слове Божием, должен искать ответ на свои вопрошания в книгах. А ведь сегодня так просто использовать и электронные способы получения информации, чтобы получить ответ на любой вопрос, который возникает в связи с чтением слова Божиего. Слово Божие питает наш разум, как питают его и творения святых отцов, и жития святых. Поэтому чтение должно быть важной частью духовной жизни христианина. Если у кого-то еще нет на столе Евангелия, апостольских посланий, — положите. Пусть Слово Божие будет на ваших столах, и, если не читаете его каждодневно, пусть сама книга укоряет вас. Чтение Слова Божия является духовным актом, духовным действием. Мы хорошо понимаем и чувствуем это в храме, особенно когда читаются или поются псалмы. И если мы внимательно слушаем, мы не только насыщаем свой разум Божественными истинами — истинами, поражающими ум своей глубиной и силой, но и питаем душу и сердце, погружаясь в дивный мир молитвы и славословия. Иногда верующие люди, собираясь, не знают, о чем поговорить. Это бывает и в студенческой среде — в семинариях, в академиях. Это бывает среди прихожан и даже духовенства. Собрались — а вроде и говорить не о чем, и чаще всего разговор заходит о житейском, о бытовом. Нередко мы начинаем пустословить, судить друг друга. Жизнь коротка и общение с ближними, особенно с близкими по духу, должно быть неким духовным праздником. Потому очень важно стараться во время этого общения задавать друг другу вопросы, в том числе касающиеся веры, потому что мы учимся друг у друга. То, что Господь открыл одному, Он не открыл другому, и потому, когда мы обмениваемся мыслями о нашей вере, когда совместно пытаемся понять слово Божие, мы растем все вместе, воспитывая свой ум.

http://patriarchia.ru/db/text/2051069.ht...

«Евхаристия — это, в первую очередь, «совместное делание», единение христианской общины о Христе. И хотя до идеи соборности Церкви надо дорасти, уже сегодня нужно восстанавливать общинную жизнь на приходах и повышать уровень богословского образования мирян», — заявил протоиерей Евгений Горячев. Достоинствами документа было названо закрепление двух богослужебных практик: совершения вечерней Божественной литургии Преждеосвященных Даров и причащения мирян во время Светлой седмицы. На вопрос о значении проекта протоиерей Александр Сорокин ответил: «Этот документ — важная веха на двухтысячелетнем пути Церкви, в течение которого имели место различные практики подготовки к Евхаристии». Ранее комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председателем которой является Патриарх Кирилл, предложила для широкого обсуждения несколько проектов документов, касающихся актуальных тем церковной жизни. 11 сентября они были опубликованы в ряде церковных СМИ и разосланы по епархиям для получения отзывов. Священноначалие предлагает документы для общецерковной дискуссии, которая завершится 20 ноября. Список проектов включает документы «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» и «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 февраля, 2015 20 февраля, 2015 17 февраля, 2015 16 февраля, 2015 13 февраля, 2015 30 июня, 2014 2 декабря, 2013 28 ноября, 2013 20 ноября, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburgskoj-...

[Если литургии святого Василия Великого читай Тропарь Василию Великому, глас 1-й Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4-й Слава: Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне. И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Если литургия Преждеосвященных Даров читай: Тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне: Егоже моли, да спасет души наша. Кондак, глас 3-й Слава: Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех. И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.] Господи, помилуй. (12 раз). Слава и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1727...

На полной литургии А. вырезается во время проскомидии из самой большой и лучшей просфоры (т. н. агничной) и имеет кубическую форму. Форма А., по свидетельству Симеона , архиеп. Фессалоникийского, была одним из предметов спора православных с латинянами, употреблявшими круглые опресноки (Симеон Солунский. Соч. С. 108; PG. 155. Col. 265-269). В греч. Церквах, где часто служат на одной просфоре с 5 печатями , А. вынимается из центральной части просфоры. Служебник предписывает «изымать» А. из просфоры, т. е. не отрезать, а лишь надрезать стороны просфоры. После изъятия А. крестообразно надрезается снизу («жрется») и прободается копием (Служебник. Т. 1. С. 79-81). Обряд вырезания А. был в целом сформирован уже к XI в.; в XIV в. в результате широкого распространения уставов литургии (в первую очередь «Диатаксиса» Патриарха К-польского Филофея Коккина ) он приобрел практически тот вид, какой имеет в наст. время. Оставшиеся части агничной просфоры называются антидором . А. поставляют на дискос , вокруг него полагают частицы, вынутые из остальных просфор,- символически это изображает Церковь, собирающуюся вокруг Христа. Во время литургии А. прелагается в Тело Христово. Для совершения литургии преждеосвященных Даров А. приготовляется и освящается заранее, на полной литургии. Каждый из А., освящаемых для литургий преждеосвященных Даров, вынимается, надрезается и прободается по обычному чину, после чего все они поставляются на дискос. Во время возношения св. Хлеба (при возглашении «Святая святым» - см. Анафора ) возносятся все находящиеся на дискосе А. Затем преломляется только тот А., к-рый предназначен для Причащения на полной литургии; в Чашу влагается его часть и вливается теплота. После этого А. литургий преждеосвященных Даров напояются св. Кровью. Обычай напоения А., приготовленных литургий преждеосвященных Даров, появился достаточно поздно и еще в XII в. не практиковался в храме Св. Софии в К-поле . Принятый в Русской Церкви формуляр литургии преждеосвященных Даров предписывает после напоения св. Кровью хранить приготовленные и освященные А. в хлебоносце (см. Артофорий ) на жертвеннике , но в совр. практике они обычно хранятся на престоле, на дискосе под стеклянным колпаком. «Устав о Божественных агнцех», помещавшийся в рус. дониконовских Служебниках, запрещал вкладывать освященные А. обратно в просфоры, из к-рых они были изъяты,- очевидно, такая практика существовала. Во время литургии преждеосвященных Даров А. уже не освящается и не возносится, но только преломляется с обычными словами.

http://pravenc.ru/text/82694.html

Первые рукописи с именем свт. Григория как автора литургии Преждеосвященных Даров появляются в XVI веке (например, Athen. B.N. 766, Ath. Dyonis. 469, Ath. Cutlum. 341). О том, что эта аттрибуция появляется где-то в конце XV – начале XVI веков, свидетельствует то, что, с одной стороны, блж. Симеон об этой аттрибуции еще ничего не знает, с другой – в некоторых славянских рукописях XVI века первоначально выписанное имя свтт. Василия или Епифания исправлено на имя свт. Григория. Так, в рукописи БАН. 21. 4. 13 чин литургии Преждеосвященных Даров надписан так (орфография упрощена): «Устав божественные службы Преждеосвященных святого преподобного отца нашего святителя Епифания Кипрского . Инииж поведуют зложеннеи быти ей Агкафаном папа римским. И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение». Итак, здесь утверждается, что мысль об авторстве свт. Григория пришла с Афона. Это позволило нам предположить, почему именно имя свт. Григория было выбрано святогорскими монахами в качестве аттрибуции литургии, как правило, ничьего имени в рукописях не носящей. Как известно, помимо двух полных литургий, носящих имена свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , в Церкви в древности употреблялся и целый ряд других (обычно в каждой местности был свой авторитетный евхаристический чин). В послеиконоборческое время две указанные литургии сделались основными повсюду в греческом, а также и славянском, и грузинском православном мире. Однако в XI веке в грекоязычных Церквах еще могли иногда совершаться, помимо литургий свтт. Василия и Иоанна, и некоторые другие – например, литургии апп. Марка и Иакова. Небезызвестна была византийцам и римская месса, молитвы которой были переведены на греческий и помещены в рамки византийского литургийного чина. Эта византинизированная версия мессы получила наименование литургии ап. Петра. Известно более десяти рукописей (греческих, славянских, грузинских) этой литургии. Кроме литургии ап. Петра, в трех греческих рукописях сохранился и менее византинизированный вариант греческого перевода римской мессы, и вот этот-то вариант и носит имя свт. Григория Великого . Поскольку принципиальной разницы между литургией ап. Петра и литургией свт. Григория нет, понятно, что и литургия ап. Петра вполне могла называться именем самого великого из редакторов и авторов евхаристического чина Римской Церкви – свт. Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В среду и пятницу в течение Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных даров, которая есть память о Кресте Христовом и Его Страданиях. И память о том, что эти Страдания были предварены Его постом, готовностью до конца принести Себя за род наш. Поэтому со страхом Божиим, который рождается от зрения Креста Христова и от пречистых Таин Христовых, Тела и Крови Его, продолжим наш пост. «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Где вера и любовь, там Бог. Вот великая тайна, перед которой мы предстоим, которой мы приобщаемся во время Божественной литургии. Великим постом святая Церковь напоминает нам, как мы должны готовиться к причащению. Не так — почти без всякой подготовки, вычитать правило, какое полагается, и приступать к чаше Христовой. Те покаянные богослужения, в которых мы участвуем и утром, и на покаянном стоянии, когда читается Великий канон преподобного Андрея Критского, — это и есть правило ко святому причащению. Вся первая седмица есть приготовление ко святому причастию, которое будет дано нам, если мы сподобимся, в первую субботу Великого поста, когда вся Церковь причащается. Вся Церковь — все, кто участвовал в этом покаянии. Но для чего же тогда служится литургия Преждеосвященных Даров? Для кого она служится? Она служится, во-первых, для тех, кто изнемогает физически, для болящих, для тех, кто не сможет дальше участвовать во всех богослужениях. И, во-вторых, для изнемогающих духовно — тех, кто не может дальше не причащаться Святых Христовых Таин. Это великая высота, и тот, кто дерзает причащаться в этот день, сразу же после первых двух дней поста, пусть запомнят это и решат для себя, к какому роду изнемогающих он принадлежит. Хорошо причащаться часто, потому что всякий раз, когда мы с покаянием причащаемся Святых Христовых Таин, Господь дает нам очищение и укрепление. Он входит в нас, когда мы причащаемся пречистого Тела и Крови Его, Его присутствие в нас возрастает, и это присутствие есть Его любовь. Он укрепляет нас накануне новых испытаний, и тот кто приобщается Святых Христовых Таин, должен обещать Богу, что он не пожалеет никаких трудов, не устрашится никаких скорбей, потому что с ним Господь. Но пусть каждый отдает трезвый отчет, на что он решается, когда причащается Тела и Крови Христовой как будто чаще, чем вся остальная Церковь. Это причастие означает, говорят святые отцы, что мы, соединяясь со Христом, сами становимся жертвою живою во Христе, готовые принести свою жизнь ради Господа.

http://moral.ru/liturgia/

В соборе Воскресения Словущего Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Вечером 29 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника в соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи. Утром 30 марта, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиева Посада. Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию монастыря и расположенный в одном из корпусов монастыря приют-пансион для девочек, оставшихся без попечения родителей. 30 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Всех святых бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря, где совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Вечером 31 марта, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Спасском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского и утреню Великого четверга. По окончании богослужения в дирекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками музея. 1 апреля, в Великий четверг, в день Воспоминания Тайной вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин умовения ног. 1 апреля в резиденции председателя Правительства РФ в Ново-Огарево состоялась встреча В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

24 августа 2013 года, в ходе Первосвятительского визита в Новосибирскую митрополию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма святого благоверного князя Владимира и Божественную литургию в новоосвященном храме. В 2009 году состоялось учреждение при соборе Православной гимназии во имя святого равноапостольного князя Владимира. Была проведена реконструкция помещения по адресу ул. Филатова, д. 14, для размещения в нем начальных классов. По благословению архиепископа Тихона приход окормляет Новосибирский областной украинский культурный центр. В 2009 году в Троицком сквере был заложен камень, а в 2010 году стела на месте будущего памятника «Единению трех славянских народов русского, украинского и белорусского». Клирики храма окормляют Областной дом милосердия, новосибирский филиал МНТК микрохирургии глаза им. акад. С.Н. Федорова и больницу 11 Ленинского района. При МНТК открыта часовня святителя Николая и Чудотворца, при больнице 11 — часовня святой преподобномученицы княгини Елисаветы. Настоятель храма — наместник Михаило-Архангельского монастыря игумен Павел (Григорьев). Святыни храма: Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/3182346.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010