И все это мы можем видеть ежедневно, все это мы можем пережить за богослужением, называемым Литургией или обедней. Если бы Литургия была одним только воспоминанием земной жизни Спасителя, то она, конечно, не сумела бы вызвать подобные чувства. Но она не только воспоминание... Она действительное повторение жизни и крестной смерти Прославленного и Воскресшего Господа. Действительное – потому, что Он Сам невидимо для плотских очей, но действительно присутствует здесь с нами в Божественных Таинах Своего Пречистого Тела и Честной Крови. Он Сам полагается на святом престоле и снова приносится в жертву за грехи мира и руками иерейскими преподается верующим для приобщения. Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. А где Царь Славы, там и Его пресветлое воинство. Где Христос, там и все Небо. Поэтому в страшные часы литургийных священнодействий весь храм наполняется небожителями, которые окружают Христа, таинственно присутствующего в храме. Как бы по той таинственной лестнице, которую видел некогда патриарх Иаков, на землю спускается все Небо. В таинственных, незримых для плотских очей, но доступных для духовных очей точках Небо соприкасается с землей и сливается в хвалебных славословиях единеми усты и единем сердцем. Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва , проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию. Знай, христианин, где ты находишься, кем окружен и какого целого часть ты составляешь. Стоя за богослужением, ты стоишь на Небе, окруженный сонмом небожителей, в ближайшем присутствии Самого Начальника и Совершителя нашей веры Христа Иисуса. Это Святая Церковь твердо исповедует в песни Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что входит Царь Славы; вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении Ангелов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Итак, в одних и тех же богослужениях бывают молитвословия, священнодействия трех кругов; во-первых, из круга дневного – молитвословия неизменяемые, во-вторых, из круга седмичного – молитвословия изменяемые с каждым днем седмицы, и из круга годового – молитвословия изменяемые с каждым днем года, и притом одни молитвословия – для неподвижных дней богослужения, другие – для подвижных. В каждом круге, сообразно с воспоминаемыми событиями и соответственно времени, в которое совершается богослужение, Церковь назначила песнопения радостные, торжественные и молитвословия о наших грехах и об умерших. Глава первая. О вседневных службах Воспоминания и молитвословия в каждом круге божественных служб следуют в известном порядке и в последовательности одни за другими, и потому каждый круг, по воспоминаемым событиям и молитвословиям, есть как бы отдельный от другого, подобно тому, как в нашем представлении отделяется часть дня от дня седмицы, от дня года 270 . Но как часы дня принадлежат дням седмицы и дням года, равно и каждый день года есть вместе который-либо день седмицы и состоит из часов, то службы кругов дневного, седмичного и годового имеют между собою взаимную связь. По причине этой связи, службы круга дневного, т. е. службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, литургии не всегда одинаково совершаются в разные дни седмицы и в разные дни года, но они, приноровительно к воспоминаниям кругов седмичного и годичного, видоизменяются. Каждого рода служба имеет свои виды. Так, вечерня бывает: малая, вседневная, великая; повечерие бывает: малое и великое; полунощница бывает: вседневная, субботняя, воскресная; утреня бывает: непраздничная, со славословием, с полиелеем, пасхальная; часы бывают: обычные (не великопостные), великопостные, царские, пасхальные; литургия бывает (полная): св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. Каждый вид службы (например – малая вечерня) отличается молитвословиями, песнопениями, священнодействиями от другого вида той же службы (например – вечерня малая от вседневной и великой).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ищи 4-ю главу буквы Ν. А 55-е пр. VI Собора – обитающим в древнем Риме заповедует не поститься в субботы святой четыредесятницы, кроме единые токмо великие субботы; но сии горделивые остались неисправимыми, не обращаясь ни вследствие Апостольских правил 374 , ни вследствие сего (правила): ни посвященные лица не страшатся извержения, ни миряне – отлучения 375 ; даже делают еще хуже, потому что не только в сии, но и в другие субботы года противозаконно постятся; а что еще более противозаконно, – это то, что разрешение (поста) субботы перенесли на среду и пяток, а пост, в эти дни положенный, перенесли на субботу, совершая таким образом дело, извращающее весь священный закон. А 56-е (правило того же Собора), исправляя совершенно противоположное заблуждение армян, повелевает, чтобы и они воздерживались от сыра и яиц в субботы и воскресные дни святой четыредесятницы, как того требует закон, соблюдаемый в Церкви Божией, существующей по всей вселенной: ибо как мы воздерживаемся от всяких закалаемых животных, так подобает нам не употреблять в пищу и всего того, что составляет плод их; сие же должно соблюдать по средам и пяткам всего года; а нарушающих сие постановление подвергает (правило) извержению или отлучению, т.е. клириков, или мирян. Но и в этом латиняне, как можешь увидеть, дошли до крайнего беззакония, намеренно нарушая божественные правила: ибо в субботы и воскресные дни четыредесятницы не только касаются сыра и яиц, но и мяс, и не только миряне, но и болящие монахи. Ищи в 1-й гл. буквы Β 45-е правило Лаодикийского Собора и в 7-й гл. буквы Π 89-е правило VI Собора. А 52-е правило VI Собора – во все другие дни святой четыредесятницы, в которые заповедано плакать и поститься и умилостивлять Бога всякому из проводивших нехорошую жизнь, – повелевает совершать литургию «Преждеосвященных Даров», а в субботы и в воскресные дни четыредесятницы и в святый день Благовещения, – поскольку в эти дни поститься незаконно, – приносить и жертву и служить совершенную литургию; ибо мы чтим день Благовещения как начало и главизну нашего спасения, празднуя в оный. Итак, по-видимому, сорокадневный пост один; ибо если бы признаваем был правилами и другой, то было бы определено и в этот пост не совершать полной литургии, но преждеосвященную 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Конечно, произошло это по воле Божией, по Его преображающей весь мир власти. Но здесь важно то, что Христос ведь был Бог и Человек. И апостолы увидели преображение Его человеческой природы, увидели то, каким человек может и должен стать, в какое состояние способен вернуться при соединении с Богом. Наверное, это главное в содержании праздника Преображения:  человек при соединении с Богом способен к жизни в Божественном свете и свет этот может просвещать все вокруг. Конкретная и ярчайшая иллюстрация – это рассказ Николая Мотовилова, ученика преподобного Серафима, о том, как он увидел старца, убогого Серафима, в необычайно ярком свете. Преподобный же на удивленный вопрос Мотовилова сказал, что тот и сам в том же свете пребывает и так же сияет. Об этом Божественном нетварном свете учил и святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в XIV веке. Его учение о нетварном свете, преображающем человека, так важно для Церкви, что память его празднуется не только в день его кончины, но и во второе воскресенье Великого поста, в то время, когда необходимо напоминать православным о том, что пост – это не время мрака и тьмы, а время, необходимое для просвещения. Для этого же и напоминание на каждой литургии Преждеосвященных Даров о том, что свет Христов просвещает всех. Во время жизни святителя Григория Паламы, под воздействием его учения о Божественном свете, как никогда ранее просветленной становится иконопись – и в Византии, в том числе в Салониках, на родине святителя Григория, а вслед за этим и на Руси. Все мы, наверное, помним прекрасную икону «Преображение» Феофана Грека, приехавшего из Византии на Русь. В ее левом клейме мы видим, как Спаситель ведет учеников на гору Фавор. В центре – само событие Преображения. В правом клейме – спуск Христа с учениками с горы. Оба эти клейма написаны художником монохромно: так он показывает, что путь по своей сути может быть тяжек и однообразен. Но итог пути, его цель – Преображение – сияет всей полнотой удивительно сгармонированного колорита иконы. На верху горы Спаситель показан не просто в белых одеждах, а в белых, пронизанных золотыми лучами ассиста. Этот прием используется, чтобы показать иноприродность белизны одежд Христа, их Божественное сияние.

http://pravmir.ru/predstavte-sebya-na-me...

Литургия святого Василия Великого служится в первые пять воскресений Великого Поста и два раза на Страстной седмице – в Великий Четверг и в Великую Субботу (даже если на эти дни придется Благовещение). В Киево-Печерской Лавре, согласно Студийскому Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого Поста, за исключением первой седмицы. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ СОСТАВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Великое повечерие состоит из трех частей. По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь , рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа даровать сон мирен и безмятежен отходящим ко сну (псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90). После псалмов чтение вечерних молитв прерывается пением стихов из пророчества Исайи: «С нами Бог», в которых выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. В тропаре «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя» Церковь воссылает благодарение Богу за истекший день и просит Господа о даровании безгрешного вечера и ночи. Выразив затем свою веру в чтении Символа веры , Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех святых ходатаев перед Богом, особенно у Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных». Затем бывает чтение особых тропарей (по дню) и читается Богородичен. «Господи, помилуй» (40). «Честнейшую Херувим». Заканчивается первая часть молитвой святого Василия Великого , в которой кратко перечисляются моления, содержащиеся в первой части. Вторая часть великого повечерия по своему составу – покаянная. Начинается она призывом к молитве и поклонению Христу Богу: «Приидите, поклонимся». Далее, псалмами 50, 101 и молитвой царя Манассии Святая Церковь призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому осознанию гибельности пребывания во грехе. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых (после Трисвятого и «Отче наш») покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Вторая часть заканчивается молитвой «Владыко Боже, Отче Вседержителю», в которой кратко повторяется содержание молитв второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

М. Т. является одной из редакций Студийского устава, древнейшим представителем калабро-сицилийской группы южно-италийских греч. Типиконов (см.: Ibid. P. XI). В предисловии к М. Т. его составитель архим. Лука пояснил, что он взял за основу уставы Студийского мон-ря, Св. Горы (М. Т. в богослужебной части имеет близкое сходство с афонским Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в.) и Иерусалима. Очевидно, он также ориентировался на устав, принятый в обители Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано (насельником к-рого Лука был до того, как стал игуменом Сантиссимо-Сальваторе): вероятно, этот устав был близок к известному по рукописи Crypt. Г. а. 1, 1300 г. (т. н. Гроттаферратский Типикон, или Типикон Варфоломея Россанского) (см.: Rocchi. Codcrypt. P. 209-211; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. cxxx-cxxxix). М. Т. включает дисциплинарную (ктиторскую) и богослужебную части. Греч. оригинал его дисциплинарной части не сохранился, но он известен в переводе на итало-калабрийский диалект, к-рый был выполнен в 1571 г. Франческо Вучизано и сохранился в Типиконе мон-ря Варфоломея Тригонского. Архим. Лука, посетив находившиеся под его управлением мон-ри, остался недоволен уровнем их внутренней организации и духовной жизни монахов - это и побудило его к составлению свода дисциплинарных указаний. Дисциплинарная часть состоит из 2 разделов, включающих 33 и 10 правил соответственно: в них описаны обязанности настоятеля монастыря, требования для желающих поступить в мон-рь и принять духовный сан, монастырские должности, повседневная жизнь киновиального мон-ря, монашеские добродетели и даны указания литургического характера. Богослужебная часть М. Т. составляет основной объем рукописи Mess. 115. Первостепенное значение имеет подробное изложение богослужебных указаний на каждый день года с сент. по авг. (т. н. Синаксарь), а также для великопостного цикла и периода от Пасхи до 1-й недели по Пятидесятнице. Типикон отражает студийскую богослужебную практику; всенощных бдений и малой вечерни, характерных для Иерусалимского устава, в М. Т. нет. Суточный богослужебный круг имеет привычную структуру: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны (последние в зависимости от периода года могут предшествовать 9-му часу). Полная Божественная литургия совершается во все дни церковного года, кроме будних дней Великого поста, а также Великих понедельника, вторника и среды; литургия Преждеосвященных Даров назначается по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великие понедельник, вторник и среду.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

Между тем на самом деле весьма естественно было бы удержать за настоящею книгою упомянутое сейчас название тактикона особенно в то время, когда на страницах евхологиев в 13–14 веке явился так называемый Διταξις τς εροδιακονας 7 , приписываемый обыкновенно патриарху константинопольскому Филофею (1354–1355, 1362–1376 гг.) 8 . Название евхологий, однако, удерживалось за рукописями даже и в то время, когда почти самый первый лист его украшался Διταξις-ом, который содержал в себе лишь самое подробное и обстоятельное изложение обрядовых действий отдельно от молитв. Очевидно, сила обычая в данном случае взяла верх, и название за настоящею книгою евхологий, как мы видели, перешло в первопечатные ее издания и держится до настоящего времени. Весьма рано на востоке стали выделять из общего состава Евхология чины литургии, которые писались на пергаменте и свертывались иногда в виде свитков на скалке для удобства переноса и пользования ими, при отправлении богослужения, как чинов чаще других употребляемых. Такого рода свитки называются илитариями 9 , кондакиями и даже литургиариями (λειτουργιριον), что в переводе на славянский язык означает Служебник, хотя с этим последним названием мы соединяем несколько иное представление, чем то, какое дает самое название и древнейший состав этого рода литургических памятников. Со времени книгопечатания литургиарии не затерялись, а попали на печатный станок, и явилась таким образом небольшая, но весьма удобная для приходского духовенства книжка с названием: Α θεαι λειτουργαι τν ν γοις πατρων μν Ιωννου το Χρυσοστμου, Βασιλεου το μεγλου, Γρηγορου το διαλγου τοι τν προηγιασμνων ν τησιν 1785. T. e. Божественные литургии во святых отец наших Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Двоеслова или преждеосвященных даров, Венеция 1785 г. Само заглавие вполне исчерпывает содержание настоящей книги. Кроме упомянутых чинов литургий, изложенных согласно с «Большим Евхологием», в ней нет ничего. Казалось бы, что упомянутыми нами книгами Евхологием и Литургиарием современный приходской священник православного востока должен быть бы вполне удовлетворен. В них он может найти все, что требуется для него в приходской практике. Но на самом деле мы видим нечто иное. Современная греческая Церковь нашла употребление Евхология не вполне достаточным для приходского духовенства, отчасти ввиду дороговизны этой книги, а главным образом ввиду ее неприспособленности к обстоятельствам данного времени. Поэтому афонский синод и некоторые частные лица, хорошо знакомый с потребностями греческого приходского духовенства, нашли необходимым издать для него несколько других книг, которые или заменили бы собою Великий Евхологий, или дополнили бы то, чего не достает в этом последнем. Так как большею частью этими книгами греческое духовенство нашего времени руководится в своей практической деятельности, то мы несколько подробнее познакомимся с их содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Обычай раздавать А. в конце литургии отмечается в уставах литургии XIII-XIV вв., к-рые предписывают иерею делать это или после заамвонной молитвы, при пении «      » и Пс 33, или после заключительной молитвы «        ». Богослужебные книги, используемые в наст. время правосл. Церковью, предписывают иерею раздавать А. на литургии, как полной, так и преждеосвященной, после заключительной молитвы, во время пения Пс 33 (Служебник). В главе Типикона, описывающей порядок пасхальной службы (Типикон. Т. 2. С. 942), А. назван «анафорой» (на полях исправлено на «  »; название «  » отражает греч. практику возношения А.) и раздается во время пения тропаря «        », заменяющего Пс 33. В храмах РПЦ эти предписания соблюдаются не всегда. Кроме того, Типикон указывает, что те, кто причащался за литургией, вкушают А. сразу после Причащения: «                          [          ]              » (Типикон. Т. 1. C. 85-86). Несмотря на предписание вкушать А. в храме (НКС. Т. 4. С. 665), большинство клириков и мирян хранят А. дома для вкушения его натощак после совершения утреннего келейного молитвенного правила. В греч. Церквах распространен обычай возношения А. (священник поднимает А. над святыми Дарами) во время анафоры , после прочтения эпиклезы , при этом произносятся слова: «Велико имя Святыя Троицы. Пресвятая Богородице, помогай нам», взятые из чина о панагии . В отличие от РПЦ в греч. Церквах священники очень часто совершают обряд раздачи А., это делается после отпуста литургии, А. преподается (обычно тем, кто не причащался, причастники вкушают А. сразу после Причащения) со словами: «Благословение Господне» (на Пасху: «Христос воскресе»), принимающие А. целуют руку священника. Еп. Андидский Феодор (XI в.) в соч. «Протеории» истолковывает изъятие Агнца из просфоры на проскомидии как образ происхождения Христа по человечеству от Пречистой Девы (PG. 140. Col. 465). Позднейшие (после X в.) вставки в толковании свт. Германа К-польского на Божественную литургию также рассматривают А. как образ Богородицы (PG. 98. Col. 397, 452-453). Николай Кавасила (XIV в.) говорит об А., раздаваемом во время пения Пс 33, что этот хлеб освящен, поскольку он был «принесен и посвящен Богу» (PG. 150. Col. 380-381; Николай Кавасила. Изъяснение. С. 53). По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона (XV в.), А. раздается в конце литургии, после заамвонной молитвы, тем, кто не причащался, в качестве нек-рой замены Святых Даров. А. освящен, т. к. изъятая из него «средина... была священнодействуема и соделалась Телом Христовым», сам А. был «назнаменован копием» и «принял священные слова [молитв проскомидии]». Согласно блж. Симеону, А. носит свое название не случайно, ибо и он «сообщает дар благодати Божией» (PG. 155. Col. 301-304; Симеон Солунский. Соч. С. 146-147).

http://pravenc.ru/text/115712.html

Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться. Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва. Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.

http://bogoslov.ru/event/6025951

После сошествия Утешителя, по обетованию и слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «егда же приидет Утешитель, егоже аз пошлю вам от Отца , и он научит вы и воспомянет вся, яже рцех вам, и все другое возвеститъ вам, чего ныне не можете слышать и вместить» ( Ин.16:13–14, 14:26 ), – Апостолы восприяли чин архиерейства, быв научаемы Духом Святым, нисшедшим на них в виде огненных языков и проручествовавшим их во епископов для каждаго из народов, языком которых научил их говорить. Они составляли молитвы таинств божественнаго священнодействия, соображаясь и с мерою усердия народа, и с временами гонений, и с коварством гонителей. И хотя в молитвах и возношениях они, естественно, различествовали друг от друга, по чину предания таинств y всех соблюдался неизменно тот самый, какой предал и Господь наш Иисус Христос . А после богоглаголивых Апостолов некоторые из божественных Отцев слагали молитвы и возношения, и полное последование священных служб, как например славный во святых Епифаний, и великий Василий, и божественный Златоуст. И они, хотя каждый писал сам по себе, все одинаково из вод животочнаго источника Утешителя почерпали установления, которые Церковь православная принимала так, как бы их изрек и сделал сам Христос. И ныне преимущественно пред прочими находится в употреблении (κρατει) священнодействие великаго Василия и Иоанна Златоустог о с литургиею Преждеосвященных (даров), о которой говорят – одни, что она Иакова, называемаго братом Господним, другие – первоверховного Петра, иные – иначе. Так как вам предлежит говорить о том, что совершается в божественных службах, то наперед необходимо сказать, что такое церковь и с каким знаменованием устрояется полукружие, сопрестолие, свод и прочее. Церковь (κκλησα) так называется потому, что в ней собираются и в нее созываются православные; она также называется – περιοχ (вместилище) потому, что вмещает чудеса Божии. Полукружие 1 (κγχη) соответствует пещере вифлеемской и той пещере, в которой (Спаситель) был погребен. Сопрестолие (σντρονον) есть образ престола Господня, на котором возсел (Господь), победив мир и вознесшись с плотию; называется же сопрестолием, а не престолом потому, что Сын совозсидит Отцу. Прочие седалища сопрестола знаменуют ту почесть, которую по воскресении имеют восприять праведники, по словам Писания: «аз рцех: бози есте» ( Пс.81:6 ). Возседают на сопрестолии священники, как сораспявшиеся Христу со страстями и похотями, между тем как диаконы предстоят во образе Ангелов. Святая трапеза знаменует святый гроб, в котором (Христос) был погребен, а святое предложение (πρθεσις – жертвенник) – лобное место, в котором был распят, почему на жертвенник и жрется (агнец). Киворий (κιβριον) образует ковчег Ноев; ибо «κιβ» значит ковчег, а «ωριον» – устроение его. Столпы кивория устрояются во образе четырех животных, которые видел Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010