С 1913 по 1933 годы Нишскую кафедру занимал священноисповедник Досифей, митрополит Загребский. Епископы Нишские дважды избирались на Сербскую Патриаршую кафедру: Димитрий (1920-1930), который занимал Нишскую кафедру с 1884 по 1889 годы, а также ныне здравствующий Святейший Патриарх Сербский Ириней, управлявший Нишской епархией с 1975 года вплоть до своего избрания на патриаршество в 2010 году. В настоящее время в епархии насчитывается 299 действующих храмов и 16 монастырей, а также духовная семинария. Епархия разделена на десять архиерейских наместничеств. В Нишской епархии имеется много памятных мест, связанных с русскими эмигрантами и Русской Церковью. Неподалеку от монастыря святого Романа (XI в.), в селе Алексинац, находится храм, построенный вдовой русского полковника Николая Раевского, убитого в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Там же захоронено его сердце. Храм бережно поддерживался и реставрировался сербами. В монастыре Темска (XI в.), находящемся ныне под охраной ЮНЕСКО, после революции проживало 40 монахинь из России. Среди святынь епархии — привезенная русскими эмигрантами чудотворная икона «Коронование Пресвятой Богородицы», хранящаяся во Введенском монастыре в Сичево (XVII в.). В монастыре Лешье (XIV в.) хранится епитрахиль святого Иоанна Шанхайского. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

С Первосвятительским словом к архипастырям, духовенству и верующим обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему митрополиту Владимиру орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, I степени и икону Спасителя. «Дай Бог, чтобы Ваш голос Первосвятителя Украинской Церкви призывал людей всегда слышать и понимать голос Христа Спасителя. Примите это в знак моей личной любви, уважения и признательности к Вашим трудам», — сказал Предстоятель Русской Церкви, передавая в дар Его Блаженству старинный образ. Святейший Патриарх Кирилл также вручил церковные награды и памятные подарки ряду архиереев Украинской Православной Церкви: Всем молившимся за богослужением были переданы образки святого равноапостольного великого князя Владимира с Патриаршим благословением. В ответном слове Блаженнейший митрополит Владимир поблагодарил Его Святейшество и всех участников торжеств. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл благословил участников молодежной школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», посвященной 1150-летию российской государственности. Участниками школы, организованной Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России , стали молодые люди из России, Украины, Белоруссии и Франции. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/2372126.ht...

Скажу более: указываемое положение приходских деревенских жителей вызывало сказанные чувствования и думы, и самые намерения, и предположения не в отношении только праздника Рождества Христова и других дней, – когда для этих деревенских жителей могли бы совершаться, по словам автора статьи, всенощные и молебствия, но в отношении к гораздо важнейшему и священнейшему долгу христианскому, – разумею – говение в великий пост и в другие посты, и самое таинство исповеди, и, наконец, таинство божественного причащения. И вот эти-то – истинно долженствующие быть вожделеннейшими для всякого христианина и, тем паче, для священнопастыря в сельско-деревенском приходе, мысли и соответствующие им предположения – как бы осуществить их самым общепрактическим путем и, с тем вместе, строго церковно-каноническим образом и порядком – могут вызвать на первых порах возражения. Но с начинающим благое – Бог ! Благословясь о имени Коего, пишущий эти строки и приемлет дерзновение доказать, что против указываемых предположений едва-ли могут быть сделаны основательные возражения. Если при рассмотрении и разрешении вопросов иметь в виду только святую истинну и истинное благо сельского населения, и руководиться свято-христианской ревностью о спасении ближних и, в частности, меньших братий о Христе Господе нашем – то всякая недоумевающая и даже противовещающая мысль преклонится в послушание пред положительной разумной целесообразностью изложенных ниже предположений и убедится в возможности осуществления их в действительности, наравне с общей церковной практикой. Я сказал выше, что известные слова статьи как бы укорили мою совесть, доскажу теперь, почему именно?… Потому что, с одной стороны, вот уже ровно 21 год, как впервые высказывал я свои мысли по излагаемому предмету бывшему томскому епископу – преосвященному Порфирию, затем архиепископу полотскому – Василию, и, наконец, казанскому архиепископу – Антонию и, хотя излагал эти мысли даже и на бумаге, но до сих пор не имел возможности, по обстоятельствам моей службы, заявить что-нибудь об этом печатно. Потому-то слова автора попавшейся мне под руку статьи: “что никто доселе не обратил внимания на положение православных деревушечных жителей, по части столь тяжелого для их верующих душ лишения – видеть и слышать богослужение” и пр. – истинно укорили мою совесть. Укорение это еще более для меня стало чувствительно, что я, как раз за несколько времени пред сим, имел даже прямой повод и основание изложить, хотя вкоротке, свои мысли в составляемой мною биографии в Бозе почившаго архипастыря казанского Антония, который по преимуществу сочувствовал моим мыслям и был, как бы готов воспользоваться ими в приложении к церковно-приходской практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе Боже (трижды) Во время чтения 103 псалма священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. Диакон: Миром Господу помолимся. В великой ектении перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды . «О свышнем мире» переводится с греческого как «О ниспослании мира свыше…». «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…». Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Сами себе» – «самих себя». «Весь живот наш» – «всю жизнь нашу». «Живот» – одно из 3х значений слова «жизнь» ( жизнь – вечная, духовная; житие – социальная деятельность; живот – жизнь телесная). Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего». Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя) , о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

Какого же мнения держался блж. Симеон Солунский? Несомненно, первого — о преложении Святым Духом. В действительности он настолько четко выражал эту точку зрения, что его ответы во множестве были включены в «Остен» патриарха Иоакима — результирующий документ Московского собора 1689 года против Сильвестра Медведева, провозглашающий преложение исключительно эпиклезой . Мы позволим себе привести лишь самый показательный ответ св. Симеона : «Вопрос. Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение, и потир будет покрыт пустой: что тогда делать? Если же он не приметит до конца литургии и узнает уже в то время, когда приступит к причащению: и тогда должен сделать соединение и прочитать молитву предложения, и повторить сначала все молитвы, читаемые от самого великого входа, а во время призывания Духа назнаменать только потир, потом совершать следующее и тогда уже причащаться. Я думаю, что справедливо будет так поступать иерею, хотя и не знаю, удобным ли это покажется и другим из архиереев Христовых, и в особенности великому Синоду. Дары не могут быть совершенными, если над ними не было молитв, если посредством крестного благословения и призывания Духа не претворились в божественную кровь: так как не находились тогда там (в потире). Ибо священнодействие совершается посредством предложения, молитв иерея, и благословения». Заметим, что ситуация, описываемая вопросом, предельно близка к Преждеосвященной. Есть освященный Хлеб, уже ставший Телом, и есть вино, которое должно быть освящено. Казалось бы, если св. Симеон допускал возможность пресуществления прикосновением, то он бы мог просто разрешить подлить вино, чтобы оно пресуществилось от касания с Хлебом. Но св. Симеон требует повторения молитв, причем его мотивация весьма четко изложена: «Дары не могут быть совершенными, если над ними не было призывания Духа». Заметим, св. Симеон осознает, что это требование весьма строго и может показаться архиереям неудобным, однако считает необходимым настаивать. Итак, если Дары не могут быть совершенными без призывания Духа (даже если Хлеб уже преложен), а на Преждеосвященной призывания Духа не совершается, то, значит, вино на литургии Преждеосвященных прелагаться не должно. Это, кажется, неизбежный логический вывод из сакраментологии св. Симеона.

http://bogoslov.ru/article/6028886

После поклонов на 9м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему…» и «Милосердия сущи источник…», входят в алтарь, целуют Святую Трапезу и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй». Также умывают руки, не читая молитв на умовение рук. По отпусте Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго». Священник целует Евангелие и Престол, а диакон — только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко». Священник, изображая Святым Евангелием знак Креста поверх Антиминса, возглашает: «Благословенно Царство…» Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…», предначинательный (103й) псалом. Священник исходит северной дверью и пред Святыми Вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7 светильничные молитвы. По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь). После мирной ектений стихословится кафизма на 3 антифона. Во время 1го антифона священник отлагает Св. Евангелие и поставляет его на горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1ю светильничную молитву, а диакон исходит на амвон и говорит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Твоя держава…» Во время 2го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает 2ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог…»

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Во время 3го антифона священник, сотворив поклон и взяв Дискос со Св. Дарами на главу, переносит его через горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение. В это время присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду, «ничтоже глаголя». Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает воздухом все вместе, покадив воздух. При каждом священнодействии священник говорит: «Господу помолимся», а диакон: «Господи, помилуй». И поставляет перед Св. Дарами горящий светильник. Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших…» Диакон говорит «Аминь», и оба творят земной поклон. Священник отходит к Престолу сворачивает Антиминс и полагает поверх его Св. Евангелие. Затем читает 3ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…» Певцы поют «Аминь» и «Господи, воззвах…» по уставу. Диакон совершает каждение храма по чину. Примечание: В случае, когда по уставу не положено стихословить кафизму, уместно священнику приготовить святые Дары на жертвеннике заблаговременно, до начала литургии. По исполнении стихир совершается вход с кадилом. В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие. Певцы поют «Свете Тихий…», затем следует прокимен Триоди (по исполнении прокимна диакон затворяет Царские Врата), паремия и другой прокимен из Триоди (на прокимен диакон вновь отворяет Царские Врата). Диакон возглашает: «Повелите». Священник, стоя перед престолом со светильником и кадилом в руках, изображая знак Креста, возглашает: «Премудрость, прости». Затем, обратившись к народу, в открытых Царских Вратах возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В этот момент все присутствующие в храме поклоняются до земли).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

— Геронда, каким образом острый ум очищается? — Для того чтобы он очистился, человек должен не принимать «телеграммы» лукавого и не иметь лукавых мыслей, но во всем действовать с добротою и простотой. Таким образом, приходит духовная ясность, божественное просвещение. Тогда человек видит сердца людей и не приходит к человеческим заключениям. — Геронда, связано ли рассуждение со знанием? — Рассуждение появляется от божественного просвещения. Можно читать Святых Отцов, иметь правильные знания по каким-то вопросам, подвизаться и молиться, однако рассуждение появляется от божественного просвещения. Это явление иного порядка. — Геронда, в старину люди были лучше? — Не то, чтобы они были лучше, просто старинные люди имели простоту и добрый помысл. Сегодня люди на все смотрят с лукавством, потому что они все измеряют с помощью рассудка. Европейский дух наделал много бед. Людей изуродовал именно он. Если бы не он, то духовное состояние нынешних людей было бы прекрасным, потому что худо-бедно все сейчас образованны и с людьми можно было бы прийти к взаимному пониманию. Но современных людей учили безбожию, всем этим сатанинским теориям и, таким образом, их привели в негодность, так что к взаимопониманию с ними прийти нельзя. В старину ты не мог достичь взаимопонимания с человеком, если у него не было ни благоговения, ни образованности. Помню, как-то раз один монах, услышав на Литургии Преждеосвященных Даров слова « Иже во Святых Отца нашего Григория папы Римскаго » 2 , решил, что поминают римского папу и соблазнился. «Не ожидал, — говорит, — никак не ожидал, что вы станете папежниками!» Сказав это, он вышел из храма. Видишь, до чего доводит неведение! Неведение — это жуткое дело. А самое большое зло делают те, в ком благоговение сочетается с беспорядком в голове. Не разбираясь в сущности дела, они создают проблемы.  Знание без божественного просвещения является катастрофой Если бы люди «притормаживали» свой рассудок, то не только голова у них была бы свежей, но и Божественная Благодать легко могла бы к ним приблизиться. Знание без просвещения является катастрофой. Человек просвещается от Бога, духовно работая над собой, подвизаясь. Он имеет божественное просвещение, опыт жизни в Боге, а не свои, собственные мысли. Поэтому он видит на далекое расстояние. Человек близорукий вблизи видит хорошо, но предметы, находящиеся вдали, не видит. Да и тот, у кого нет близорукости — даже если и увидит он предметы, которые находятся немного подальше, — это ведь тоже не великое достижение. Телесных глаз у человека всего два, тогда как духовных очей у человека множество.

http://azbyka.ru/o-mirskom-obrazovanii-i...

Кроме человеческого суда, существует и суд Божий, потому что ни один человеческий суд не способен проникнуть в самую глубину внутренней жизни людей и выявить во всех случаях правду. Недаром существует такое понятие, как судебная ошибка, и мы знаем, какое страдание причиняет людям такая ошибка. Но еще большее страдание причиняет людям несправедливый суд — суд, который вместо утверждения добра и наказания зла делает виновным человека невиновного, а злодея оправдывает. Наверное, никогда не удастся искоренить несправедливый суд из человеческого общежития. Но это не значит, что не существует абсолютно честного суда. Он есть — это суд Божий. И суд Божий совершается не только над теми людьми, которые преступили закон, — суд Божий совершается над каждым из нас за наше преступление Божественного закона. Более того, этот суд совершается постоянно: всякий раз, когда Господь нас наказывает за наши грехи, Он совершает над нами Свой суд. И если этот суд пресечется и Господь перестанет наказывать нас за наши грехи и поддерживать в нас добродетель, то это обернется тяжелейшими последствиями для нашей духовной жизни. Суд Божий постоянно присутствует в нашей жизни. И ведь, наверное, каждый из здесь стоящих испытывал на себе этот Божий суд, когда, получая Божие наказание в виде скорбей, болезней, неудач, мы ясно понимаем — почему все это с нами произошло, что явилось причиной, за какой грех мы несем расплату. Суд же, о котором повествует нам сегодня Евангелие, — это последний Божий суд, когда в масштабах всего человеческого бытия, всей человеческой истории, в масштабах всего космоса будет явлена абсолютная правда и она будет отделена от лжи. И получат воздаяние все те, кто преступал Божий закон и не раскаялся, укоренился во грехе, и добро будет поддержано — вот этот Божий суд и расставит все точки над i. Вот тогда и будет явлена конечная Божественная справедливость, и ни у одного человека не останется сомнений в том, что Бог справедлив и что всякие зло и неправда Им осуждены и наказаны.

http://patriarchia.ru/db/text/1126666.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010