Чтобы иерей и диакон, по возможности, могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике, для удобства, присоединены краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Эти молитвословия суть: во 1-х, отпусты вечерни, утрени и литургии; во 2-х, прокимны Евангелий утренних, прокимны апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. В отпустах же дневных воспоминаются дневные святые; посему в Служебнике печатается месяцеслов с означением святых, ежедневно воспоминаемых Церковью . К месяцеслову присоединяются из Месячной Минеи прокимны, аллилуиарии, такие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым святым и произносятся на службах священником или диаконом. После месяцеслова, в Служебнике печатаются, в особых отделах: прокимны, аллилуиарии, причастны – из Триодей, из Октоиха и из Общей Минеи. В конце Служебника находится «Известие учительное, как иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к божественней литургии, и каковыя бедственные и недоуменные в скорости случаи, и как в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения Кроме рассмотренного Служебника, который в просторечии носит название «простого», есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейском служении. Поскольку же при литургии, которую совершает архиерей, бывают посвящения лиц в разные церковные степени, например: Чтеца, диакона, священника и другие, и бывает освящение антиминса, то в Служебник архиерейский привнесены чины таких посвящений и освящения. Архиерейский Служебник потому, что содержит в себе эти чины (не излагающиеся в других богослужебных книгах), называется также «Чиновник архиерейского священнослужения». Часослов 231 . Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом, суть следующие: полунощница, часы с междочасиями, чин Изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга Часослов получила свое название.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чтобы иерей и диакон, по возможности, могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике, для удобства, присоединены краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Эти молитвословия суть: во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуарии и причастны литургии. В отпустах же дневных воспоминаются дневные святые, посему в Служебнике печатается месяцеслов, с означением святых, ежедневно воспоминаемых Церковью . К месяцеслову присоединяются из Месячной Минеи прокимны, аллилуарии, причастны, такие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым святым и произносятся на службах священником или диаконом. После месяцеслова, в Служебнике печатаются, в особых отделах: прокимны, аллилуарии, причастны – из Триодей, из Октоиха и из Общей Минеи. В конце Служебника находится «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковы бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения Кроме рассмотренного Служебника, который в просторечии носит название «простого», есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейском служении. Поскольку же при литургии, которую совершает архиерей, бывают посвящения лиц в разные церковные степени, например: чтеца, диакона, священника и другие, и бывает освящение антиминса, то в Служебник архиерейский привнесены чины таких посвящений и освящения. Архиерейский Служебник потому, что содержит в себе эти чины (не излагающиеся в других богослужебных книгах), называется также «Чиновником». Часослов 12 Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом, суть следующие: полунощница, часы 1, 3, 6 и 9, с междочасиями, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга Часослов получила свое название.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Русской Церкви, как и в других негреческих Православных Церквах, богослужебные книги – это не оригинальные композиции (за некоторыми исключениями 6 ), а достаточно буквальные переводы греческих оригиналов. Но ценность древнерусских литургических рукописей до XIV в. включительно – не только в том, что они документируют древнейший период развития русского богослужения, являются важным источником по истории церковнославянского языка и древнерусской книжности и т. д., но и в том, что в них отразилась некая особая литургическая традиция Византии, основанная на константинопольской, но имеющая ряд небольших отличий от нее, причем греческие оригиналы, соответствовавшие этой традиции, не выявлены (а возможно, утрачены навсегда). Наследием указанной традиции являются некоторые особенности древнерусских лекционарных и гимнографических сборников, чинопоследований Божественных литургий и таинств 7 . Ниже мы увидим, что то же можно сказать и о некоторых специфических чертах круга суточных служб согласно древнерусским Служебникам студийской эпохи. В славянской литургической книжности материал Евхология – византийского богослужебного сборника переменного состава, в наиболее полном варианте содержащего чины литургий, таинств, прочих священнодействий (и, в том числе, священнические молитвы служб суточного круга), – обычно разделен между двумя книгами: Служебником 8 и Требником 9 . В частности, священнические молитвы вечерни и утрени обычно входят в состав Служебника, ключевым отличием которого является то, что он содержит чинопоследования Божественных литургий 10 – или свт. Иоанна Златоуста , или свт. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, или всех трех сразу. Среди русских рукописей XIV века и старше лишь две – ГИМ. Син. 675 и 900 – включают в себя священнические молитвы вечерни и утрени, но не содержат при этом чинопоследования литургий, то есть являются Требниками. Однако эти две рукописи, одна из которых частично скопирована с другой 11 , во-первых, датируются достаточно поздним временем (конец XIV – начало XV в.); во-вторых, имеют весьма нетипичный состав и были созданы, вероятно, не для богослужебного употребления, а с библиотечными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Муз. соч.: Изд. М. И. Бернарда: Духовно-муз. соч.: «Покаяния отверзи ми двери»: (Мелодия из Обихода синод. изд.), Херувимские 1, 2. СПб., 1885; Изд. П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора. 1: Непорочны в Великую субботу: Греч. расп., 2-3: Херувимские песни 3-4, 4: Венчание, 5-7: Херувимские песни 5-7, 8: «Милость мира» 2], 9: «Достойно есть» 1], 10: «Хвалите Господа с небес» 1], 11: «Блажени, яже избрал» 1], 12: «Отче наш», 13: «Милость мира» 1, 14: «Блажени, яже избрал» 2], 15: «Покаяния отверзи ми двери» (мелодия из Обихода синодального изд.), 16-17: Херувимские песни 1-2, 18: «Сам Един еси безсмертный», 19: «Тебе поем», 20: «Милосердия двери», 21: «Под Твою милость», 22: «Богородице Дево», 23: «Достойно есть» 2], 24: «К Богородице прилежно», 25: «Хвалите Господа с небес» 2], 26: «Милость мира» [C dur], 27: «Хвалите Господа с небес» 3], 28: «О, всепетая Мати», 29: Стихира на литии прп. Сергию (древнего расп.), 30: «Свете тихий», 31: «Ныне отпущаеши», 32: «Ныне силы небесныя», 33: «Не имамы иныя помощи». М., 19-24, 26-28, 30-32 - есть варианты для жен. хора, 19, 26, 28, 30-32 - для муж. хора]; «Да исправится молитва моя»: Трио (2 сопрано и альт или 2 тенора и бас) с хором. М., 1905; Литургия св. Иоанна Златоустаго (22 номера). М.; Лейпциг, «Разбойника благоразумнаго»: Трио (2 тенора и бас). М.; Лейпциг, Изд. ж. «Музыка и пение»: «Помилуй мя, Боже». СПб., Изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва: «Утоли болезни». СПб., гг.]. Совр. изд.: «Свете тихий»//«Достойно есть»: Произв. рус. духовной музыки: Сб./Сост.: П. П. Левандо. Л., 1990. 27; Литургия св. Иоанна Златоуста: 4: «Слава Отцу и Сыну», 11: Херувимская песнь, 15: «Милость мира»//Песнопения рус. литургии/Сост.: Б. Г. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 1. 5; Херувимская 3, «Милость мира»//«Тебе поем»: Песнопения Божественной литургии/Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 72-74, 108-110; «Да исправится молитва моя»//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров/Сост.: О. А. Бычков. М., 2005. Ч. 2. С. 39; «Богородице, Дево, радуйся»//Песнопения великой вечерни/Сост.: О. А. Бычков. М., 2006. С. 86. (Богослужебный репертуар 4-голосного мужского хора; Вып. 1): «Милость мира», «Достойно есть», «Хвалите Господа с небес»//Песнопения Божественной литургии/Сост. О. А. Бычков. М., 2009. С. 95, 121, 137. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; Вып. 3. Ч. 2); «Достойно есть»//«Достойно есть». «О Тебе радуется»: В 2 ч./Сост.: О. А. Бычков. М., 2011. Ч. 2. С. 32; «К Богородице прилежно», «Не имамы иныя помощи»//Рождество Пресв. Богородицы/Сост.: О. А. Бычков. М., 20142. С. 256, 274. (Песнопения двунадесятых праздников; Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии . Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе” День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica

К группе традиции «византийской литургической периферии» относится и древнерусская традиция до конца XIV в. 5 В этот период истории развития русского богослужения на Руси использовался Студийский Типикон в редакции Константинопольского патриарха Алексия Студита 6 , но многие чинопоследования имели те или иные особенности, не отражённые в классических константинопольских источниках. Целый ряд особенностей присутствовал в том числе в чинах Божественных литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста 7 и Преждеосвященных Даров 8 . На рубеже XIV–XV в. Студийско-Алексиевский устав и старые редакции древнерусских богослужебных книг были вытеснены Иерусалимским уставом и новыми редакциями книг, появившимися на Руси в ходе так называемого второго южнославянского влияния; в частности, чины литургии были приведены в соответствие константинопольским образцам того времени, а основным документом, регламентирующим все детали совершения полной литургии, стал «Устав Божественной литургии» (Διταξις τς Θεας λειτουργας) патриарха Константинопольского Филофея (Коккина). Тем не менее в течение XV–XVI вв. некоторые из особенностей древнерусских литургийных формуляров старше XIV в. так или иначе сумели вернуться в русские рукописи (и затем первопечатные издания) Служебника послефилофеевской эпохи. Только в середине – второй половине XVII в. в ходе богослужебной справы того времени 9 эти особенности были окончательно исключены из русских литургических книг; старообрядческие и единоверческие издания сохраняют лишь малую их часть. 2. Комплексы молитв во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в. Среди особых текстов дофилофеевских русских Служебников – целый ряд молитвословий, предназначенных для чтения священнослужителями во время причащения; в древнейших русских Служебниках эти молитвословия уже составляют устойчивую часть литургийных формуляров. По полному корпусу выявленных к настоящему времени дофилофеевских древнерусских Служебников 10 известны 14 молитв при причащении священнослужителей (включая тропарь Вечери твои таини и исключая краткие формулы, не являющиеся молитвами 11 ). Вопреки ожиданиям, большинство их отсутствует в том списке из 28 аналогичных молитвословий, который приведён в упомянутой выше статье Р. Тафта. Среди этих 14 молитв 5 известны по единичным рукописям 12 и поэтому не могут претендовать на то, чтобы считаться отражением стабильной богослужебной традиции. Оставшиеся 9 молитв имеют следующие инципиты (большинство из них в рукописях может несколько варьироваться):

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Отсюда, например, справщиками была внесен а в анафору св. Василия Великого прибавка из Златоустовой литургии: «Преложив Духом Твоим Святым», которую согласно с древним и греческими рукописями не знало русское литургическое предание ни в рукописном виде, ни в печатных изданиях до Служебника 1655 г. 5 Об этой прибавке, ныне исключенной из греческого Евхология, резко отзывались многие авторитеты, например, трудолюбивая «афонская пчела» – преп. Никодим Святогорец († 1809) в «Пидалионе» 6 и светило русской церковно-исторической науки – В.В. Болотов 7 , а единственная наукообразная защита ее в русской богословской литературе проф. Н.И. Субботиным , вдохновленная антистарообрядческим пафосом 8 , не является убедительной. В Служебник 1676 г. при патриархе Иоакиме была включена справщиком чудовским, «честным иноком» Евфимием († 1705) 9 статья «Изъявление о неких исправлениях в служении Преждеосвященныя Литургии», заимствованная из знаменитого «Евхология» митрополита Петра Могилы (изд. 1646 г.), который внес ее под напором латинских и униатских полемистов (П. Аркудия и К. Саковича). Хотя Евфимий и смягчил весьма резкие слова Могилы о содержимом потира: «Вино, а не Владычняя Кровь точию церемониального ради обходу, употребляемо бывает, вместо полоскания уст», однако, и основная мысль «Изъявления», «что вино не пресуществлено в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася, яко бывает в литургиях св. Василия Великого и Иоанна Златоуста », вызвала практические предписания (например, способ причащения священнослужителей, не причащение младенцев), которых не знала древнерусская практика, и которые не указаны в современных греческих Евхологиях 10 . «Упорному эллинисту» Евфимию же, как ни странно, принадлежат и оставшиеся до наших дней в «Чиновнике архиерейского служения› некоторые следы латинского учения о времени преложения Св. Даров – «хлебопоклонной ереси» 11 . Им были внесены в «Чиновник» 1675 г., в основу которого было положено описание порядка патриаршей литургии в Константинополе – «Толкование (ρμηνεα) Божественныя литургии, егда священнодействует архиерей по чину и обычаю восточныя Церкви» патриарха Афанасия Пателара 12 с изменениями, вызванными московской богослужебной практикой, из латинствующего Киевского Служебника 1639 г. указания о возложении епископом омофора перед установительными словами 13 и поклонах хора после них 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Несмотря на возрастные ограничения (с 6 лет), родители ведут даже самых маленьких своих чад, едва научившихся ходить и говорить. К ребятам постарше предъявляется еще одно требование - наличие музыкального слуха. Первоначально в хоре было 20 человек, на сегодняшний день это уже большой коллектив, насчитывающий более 40 детей. Хор состоит из двух групп - младшей и старшей. Средний возраст ребят - 13-14 лет. Ютятся они в 11-метровой «розовой» (как её нежно называют) комнате в церковных постройках, где находится место и для занятий воскресной школы, и для молодежной организации «Витязи». «В тесноте, да…» с надеждой рождаются творческие идеи, песни, проекты. По субботам ребята репетируют в крестильном храме Князь-Владимирского собора, а в ос-тальное время дома у своего руководителя. Сейчас в репертуаре хора церковные песнопения, духовные стихи, народные песни и самые разные произведения о добродетелях, о городе, об Отчизне. ШКОЛА МОЛИТВЫ Хоровое пение, как известно, один из основных видов церковного искусства. Но особенно важно, что это часть Божественной литургии, величание Господу, соборная молитва. Приобщение детей к высокой культуре исполнения духовных песен - один из верных путей к пониманию богослужений и к проникновению в сердце слова Божия. Кроме рождественских, пасхальных и различных светских концертов, старшие ребята уже с первой годовщины организации хора не реже одного раза в месяц «приносят свой дар в храм» - поют на Божественной литургии. «Начинали ребята с простых и знакомых богослужебных песнопений, - рассказывает Елена Макарова. - Литургию изучали постепенно: сначала литургию оглашенных, потом всю целиком. Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин и протоиерей Виктор Иванов рассказывали детям об истории и значении тех или иных песнопений. Сейчас наш хор поет на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, на Литургии Преждеосвященных Даров. В крестильном храме ребята поют Литургию целиком, а в храме Новомучеников и Исповедников Российских поют с взрослым хором антифонами, что очень красиво и интересно». Обычно дети особенно готовятся к этому событию и участвуют в Таинстве Евхаристии. Таким образом, литургические песнопения становятся для ребят этапом воцерковления, школой молитвы, соединяющей их душевный и духовный мир. Пасхальный тропарь «Христос Воскресе» ребята поют уже на 14 языках, подтверждая тем самым радость всего мира. Даже новичкам сразу дают тексты, ноты, и они стараются петь вместе со всеми.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Желтов  М.С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма//Московские епархиальные ведомости. М., 2001. 11–12. С. 70–76. Желтов  М.С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b//Богословский сборник. М., 2002. 9. С. 240–256. Желтов  М.С. Древние анафоры Александрийской Церкви//Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128. Желтов  М.С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином//Богословский сборник. М., 2003. 11. С. 207–240. Желтов  М.С. Древние александрийские анафоры//Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320. Желтов  М.С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати»  (Praxis de mribumo) cbяmumeля Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке)//«Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124. Желтов  М.С. Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров//Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63. Желтов  М.С. Введение к книге:  Успенский  Н.Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI. Желтов  М.С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания//Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53. Виноградов  А.Ю., Гайдуков  Н.Е., Желтов  М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская Археология. М., 2005. 1. С. 72–80. Желтов  Михаил, диак. Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота//Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Перевод с греч., предисл. и комм. Д.Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.

http://bogoslov.ru/person/254049

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010