По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы ЗАО «ДЕНЕКС» выполнили вычинку кладки, восстановили арочных проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления и отопительные приборы, реконструирован электрощит, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 года. В ноябре 2010 года в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и высказали суждение о необходимости разработки программы реставрационных работ по храму. В настоящее время работы ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма. Великим постом в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию 6 марта в храме совершил архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров. Малый собор Донского монастыря – уникальный памятник архитектуры. Здесь молились Великие князь и цари, здесь погребены прославленные сыны России.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

Преосвященный Александр хотя и не получил специального музыкального образования, но был искусным знатоком пения и музыки и композитором духовных песнопений. Из его композиций наиболее известны: «Божественная Литургия Св. Иоанна Златоуста , М.лит.В.Гросса»; «Литургия Преждеосвященных Даров»; «Служба преп.Сергию», написанная к юбилею 500-летнему со дня кончины преподобного; «На реках вавилонских», две «Херувимских»; «Догматики 8-ми гласов» – рукопись и некоторые каноны на двунадесятые праздники; «Единородный Сыне»; гимн «Надежду мою в Бозе полагаю» св. Димитрия Ростовского . Все музыкальные композиции преосвященного, по некоторым отзывам, чужды искусственности, умилительны, мелодичны и отличаются глубоко трогательным и возвышенным характером. Он написал и теоретическое сочинение – «Реализм в церковном пении». В период временного управления Московской митрополией появились его статьи об «Англиканской церкви», об «Ультрамонтанстве Утрехтской церкви» и многие другие. Тогда же начал печататься в «Душеполезном чтении» еще один труд Преосв.Александра: «Иисус Христос по Евангелию». В это же время были изданы им в большом количестве общедоступные для народа брошюрки религиозно-нравственного содержания. 29 января 1894· года епископ Александр был назначен епископом Калужским и Боровским. Радостно и торжественно встречала Калуга своего нового епископа. Здоровым, бодрым и энергичным предстал он пред взором жителей Калуги. Его открытое, умное лицо, светлый и располагающий к себе взгляд, ласковое обращение и приветливая речь сразу возбудили к нему симпатию. Со словом «мира» обратился он тогда к своей новой пастве. И этот мир, взаимное согласие и единение всех своих пасомых поставил он желанной целью своей деятельности. К миру, согласию и взаимной любви призывал он всех своих калужских чад в своих частых поучениях, без чего не обходилось почти ни одного его служения. Для нравственного назидания своих чад продолжал он издавать и общедоступные брошюрки. Чутко стоял он на страже духовно-нравственных интересов своей паствы и всегда спешил своим простым, но ясным и высоко­авторитетным словом разъяснить и уврачевать всякое уклонение от закона евангельского, какое только замечал в вере и жизни своих многочисленных пасомых. Беседы его по поводу секты хлыстов – одно из проявлений бдительности архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 году, однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 года. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 года, когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 году к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 году взамен шатровой звонницы начала XVIII века построена грандиозная колокольня. К 1917 году в Сретенский приход входило 104 двора в городе Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола. Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII–XVIII веков. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 года, вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX века в окнах храма и трапезной. В 1930-е годы Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. Современное состояние [ править править код ] C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 году у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 года в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 году, впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года был восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого , св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св. Григорию Двоеслову , папе Римскому. Служебником пользуются священнослужители, т.е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя. Назовем основные приложения книги Служебник: это, прежде всего, отпусты, т.е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей. Упомянем книгу, которую вряд ли придется подробно изучать, она называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. «Arcieratikon). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано. Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто будет веровать и креститься, спасен будет: а кто не будет веровать, осужден будет , – говорится в Святом Евангелии ( Мк.16:16 ). Вера – дар, ниспосланный нам от Бога. И проповедовать ее должны не только слова, но и добрые дела наши. Апостол Павел писал: Без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Там, где нет веры в Бога, главенствует богоотрицание, злорадствует предательство Божественной любви. Вера же определяет всякое доброе дело, благую мысль и желание. Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Вера делает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим». А святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви». Если есть вера в Бога, то в сердце живет и любовь к Господу. Стяжав в этой жизни истинную веру, мы обретаем неизреченный свет Божественной любви, для которой не существует никаких преград и препятствий. Потому что все способна преодолеть любовь! Сегодня каждый из нас взывает ко Господу: «Владыко, спаси мя от волны греховныя, великия ради Твоея милости». В бурном океане житейской суеты, забот и проблем наших так легко захлебнуться в волнах греховных , но Всемилостивый Бог не позволит утонуть в мирской пучине тем, в ком теплится светильник веры, в ком живо стремление к покаянию и духовному очищению. Потому что, обретая веру, учась молиться, милосердствуя к ближним нашим, мы обретем помощь Господа, Который мудро и вдохновенно управляет всеми событиями и явлениями на пути нашего спасения. И тогда никакие ухищрения не только человеческие, но и демонские не страшны! Преподобный Иоанн Синайский учит: «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит». Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами в последний раз в этом году совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Мы пришли в храм Божий, как в лечебницу, принося сюда болезнь души – грехи наши. Мы обрели здесь действенное лекарство – покаяние, очищение, Святое Причащение.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

На церемонии присутствовали: митрополит Луганский и Алчевский Митрофан; архиереи и духовенство Белорусской Православной Церкви, участвовавшие в Божественной литургии; Л.П. Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь; В.И. Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь; почетные гости. 22 марта, в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника и день памяти сорока мучеников Севастийских, митрополит Филарет молился и причастился Святых Христовых Таин за Божественной литургией в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых. Богослужение совершили клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Макарий Ковалев и клирик Александро-Невского храма белорусской столицы диакон Антоний Куракевич. Литургические песнопения исполнил хор под управлением Анастасии Тимофеевой. По завершении Литургии верующие поздравили митрополита Филарета с 80-летием со дня рождения. Минское епархиальное управление посетил глава Администрации Президента Республики Беларусь А.Н. Косинец. Он поздравил почетного Патриаршего экзарха с 80-летием со дня рождения, пожелал Его Высокопреосвященству здравия и долголетия и вручил памятные подарки. По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/4016288.ht...

13 апреля 2021 года Сретенская духовная семинария была преобразована в академию. Как изменилась её жизнь за прошедший год? Как в ней сочетаются традиции и новшества, специфика и следование общецерковным требованиям? Какие задачи стоят перед учебным заведением? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил и. о. ректора СДА протоиерей Вадим Леонов. Дискуссии о содержимом Чаши на литургии Преждеосвященных Даров уже 20 лет не стихают в Русской Православной Церкви. Данный вопрос включен в список тем для рассмотрения Комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия. Анализ различных подходов предлагает читателям автор статьи протоиерей Видим Леонов. Книга представляет собой опыт системного изложения православного учения о человеке на основе Священного Писания и святоотеческого наследия. В ней рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. На данный момент книга – единственный учебник по православной антропологии, соответствующий системе духовного образования. Но она обращена не только к богословам и студентам духовных школ и даже не только к психологам, педагогам, философам, социологам и другим специалистам гуманитарного профиля, но «ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души». Книга издана, потому что это первый масштабный богословский труд по православной антропологии. Появление подобной книги в настоящее время важно и для светских наук, в которых наслоилось множество некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека. Кроме того, подлинные антропологические знания несут практическую пользу, содействуют духовному возрастанию и спасению человека. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/person/3225062

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

1. НЕКОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ЧАСТЫМ ПРИЧАСТИЕМ Евхаристическое возрождение было настолько сильным, что даже возникли некоторые перегибы. Так в 1931 году в Патриарший Синод было подано прошение, с пожеланием разрешить служение Божественную Литургию в будние дни Великого Поста с целью ежедневного причащения. Синод постановил: " Пожелание касательно возможно частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них - и ежевоскресного признать приемлемым ; мысль же о непременно ежедневном причащении как часто не отвечающей духовной пользе причастников и не согласную с вековой практикой Святой Церкви, а вследствие сего, в частности, и ходатайство гр. Л.Е.Ивановой и прочих о восстановлении совершения Литургии Преждеосвященных Даров во все без исключения седмичные дни Святой Четыредесятницы и в Великий Пяток - отклонить " (от 13.05.1931 указ . 85; Журнал Московской Патриархии 1931. . 5). Другим злоупотреблением практики частого причащения стало восприятие Евхаристии как некоего " долга " (впрочем, именно так именовали дореволюционные тексты говенье), когда люди, увлекшиеся умопостроениями " парижской школы " стали воспринимать причастие в качестве " актуализации церковного единства " . Они стали утверждать, будто Причастие нельзя принимать для личного освящения, вступая, таким образом, в радикальное противоречие с самим духом библейского персонализма и прямыми словами Господа Иисуса Христа (см. Ин. 6). 2. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ Но, несмотря на все это, именно практика частого приобщения дала силы Телу Церкви для перенесения богоборческих гонений, и для фантастического возрождения 1990-тых годов. Промысел Божий устроил так, что именно в это время на русском языке вышла богодухновенная работа святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского " Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин " , выдержавшая уже несколько изданий. В ней подробнейшим образом, и опираясь на прямые и ясные свидетельства Священного Писания, канонического права и святых Отцов доказывается необходимость возможно частого, благоговейного приобщения, и опровергаются все выдвигаемые ленивыми возражения против возможно частого соединения с Христом. Эта работа настолько точно и ясно излагает здравое учение Церкви, что, казалось, после нее уже и не требуется ничего другого. Не случайно большинство опытных и авторитетных современных священников выступают за возможно частое приобщение Чаше Господней, что показали Московские пастырские совещания 1996 и 2006 годов.

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/05/...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010