«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (утвержденная на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года и рекомендованная епархиальным преосвященным и священнослужителям в качестве руководства при организации епархиальной и приходской миссионерской работы) — первый общецерковный документ в новейшей истории, говорящий о необходимости возрождения огласительной практики Церкви и указывающий на каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации. В Концепции также говорится о том, что «ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации». Миссионерское богослужение — одна из форм миссионерства. И здесь сразу необходимо уточнить: миссионерское богослужение — это, прежде всего «технический» термин, который вовсе не говорит о том, что совершается принципиально новое богослужение. Литургия в Церкви, прежде всего Божественная, и на это должно обращать внимание всех участников богослужения. Расскажем о накопленном опыте совершения подобных богослужений. 14 апреля 2005 года в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна была совершена Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Литургия Преждеосвященных Даров — одно из наиболее сложных и непонятных для прихожан богослужений. Практика совершения подобного богослужения с разъяснениями дала возможность постепенно пояснить необходимость совершения Литургии в вечернее время. Многие приходы постепенно возвращаются к древней традиции совершения Литургии Преждеосвященных Даров вечером, так как это соответствует литургическому преданию Церкви и, что немаловажно, дает возможность принять участие в богослужении работающим людям, которые в утреннее время при всем желании не имеют возможности участвовать в богослужении.

http://e-vestnik.ru/church/opyt_bogoobsh...

Этим положено, – под вечер или во время вечернего пения, когда пост позволяется разрешить, отправлять подобие литургии, или некоторую ее часть без освящения Святых Даров, и преподавать в церкви Божественный хлеб. Эту службу, на которой Дары уже преждеосвященные и принесенные раздроблялись и преподавались верным, отцы того же собора рассудили назвать Божественною литургиею Преждеосвященных. В дни же субботные и воскресные не только бывает полная литургия, но делается и некоторое ослабление поста, по 64 апостольскому правилу, и даже позволяется кушать не однажды в день, но дважды, как сказано выше (в гл. 9, §1). Причина этого указана у Климента (Постановлений апостольских кн. 7, гл. 25): «Субботу и день воскресный празднуйте, поскольку то есть воспоминание сотворения мира, а этот – воскресения». Должно нам хранить одну только субботу во всем году, то есть субботу погребения Христова, в которую и надобно поститься, а не праздновать. Когда Творец мира под землею, тогда радость сотворения вселенной уничтожается печалью смерти: ибо Создатель как естеством, так и достоинством честнее тварей, Им созданных. §3. Преждеосвященная учреждена издревле Сверх того известно, что 52 правило шестого Вселенского собора о преждеосвященной литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвященная литургия была задолго до этого собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский в ответе на 55 вопрос. «Преждеосвященная литургия издревле учреждена преемниками апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение апостольское, и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое». §4. В котором часу начинается и какую приносит пользу? По какой надобности учреждена преждеосвященная литургия, в котором часу дня ее надобно совершать, и какую пользу мы от нее получаем, это объясняет тот же Симеон Солунский , в том же месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Столь важная тема еще до революция стала предметом исследования одного из крупнейших русских литургистов – Ивана Алексеевича Карабинова. В 1915 году его обширная статья «Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров» была опубликована в трех номерах журнала «Христианское чтение» и, безусловно, заслуживает внимания всех тех, кто интересуется данным вопросом. Но и спустя сто лет тема нисколько не потеряла своей актуальности. Из новейших русскоязычных исследований стоит упомянуть статью в «Православной энциклопедии» о. Михаила Желтова «Литургия Преждеосвященных Даров» а также статью о. Вадима Леонова «Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации» Помимо частных исследований по данной проблематике, особым образом обращает на себя внимание решение Священного Синода Православной Церкви в Америке во главе с митрополитом Тихоном от 15 февраля 2018 года, где в исправление прежнего неверного понимания утверждается учение о преложении на Преждеосвященной вина в Кровь Христову Несомненно, это важное решение части Церкви Христовой дало толчок к новым спорам и исследованиям, которые продолжаются и по сей день. Впрочем, целью нашей статьи не является обзор истории вопроса и всех существующих точек зрения, а также как таковое доказательство за или против преложения содержимого Чаши на Преждеосвященной Литургии. Мы хотели бы обратить внимание только на один всегда цитируемый текст св. Симеона Солунского, который представляет интерес не только потому, что его автор на протяжении уже нескольких веков является одним из самых известных и авторитетнейших толкователей византийского богослужения, но и в силу того, что на него ссылаются как сторонники так и противники преложения. Наперед скажем, что отрицать преложение у блаж. Симеона без серьезного искажения его мысли невозможно. Итак, обратимся к самому свидетельству блаж. Симеона: «В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного Хлеба [ и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии – данных слов не обретается в греч.

http://bogoslov.ru/article/6027091

Традиционное понимание ЛПД ясно прослеживается с конца XIV - начала XV вв. и представлено в рассуждениях свт. Симеона Солунского, который учит, что «Преждеосвященные Святейшие Дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв: потому что это - Дары совершенные, на что указывают и читаемые на Преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Тайнами Тела и Крови Единородного Сына, Бог Отец преклоняется к нам на милость» . Рассуждения святого отца выстроены богословски последовательно и аргументировано: Преждеосвященные Тело и Кровь Христовы преисполнены благодати, поэтому молитвы ЛПД не об их дополнительном освящении, а о людях, которые стремятся приобщиться к милости Божией через Причастие. Поэтому и при смешении вина и воды в Чаше не произносится особая молитва на их соединение: «Мы не делаем и соединения (вина и воды), - как это возможно, когда Хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с Божественною Кровию, уже совершился? - но в Священный Потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в Потире своим причастием освятились (γιασθσι), и чтобы священник по чину литургии мог приобщиться и от Хлеба, и от Чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду - лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею» . Важная деталь: свт. Симеон Солунский поясняет необходимость погружения Преждеосвященных Даров в растворенное вино в Чаше практическими соображениями - удобством дальнейшего причащения священнослужителей («по чину литургии по обычаю») и мирян («лжицею»). И далее он поясняет эту же мысль другими словами: «Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай Хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной литургии в Потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию» (здесь и далее выделения в цитатах сделаны мной. - В.Л .) .

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Святитель Григорий создал множество трудов, ставших классикой святоотеческой письменности. Самую большую группу его сочинений составляют толкования на Ветхозаветные книги. Из нравственно-аскетических творений наиболее известны «Собеседования о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». Но, конечно, наибольшую славу из всех творений Григория Двоеслова , папы Римского, стяжал записанный им в Византии и переведенный на латинский язык чин Литургии Преждеосвященных Даров, который позволил христианам и в будние дни Великого поста причащаться Святых Христовых Таин, вкушать Богом данную величественную Трапезу. Особо святитель Григорий заботился о том, чтобы утвердить служение этой Литургии у себя на родине. Первые христиане так умели ценить благо, уготованное Спасителем в таинстве Причащения, что очень часто, за каждой Литургией вкушали Божественную Трапезу. Остаться надолго без Святых Даров было просто немыслимым и считалось тяжким наказанием. Посмотрим теперь на нас, братья и сестры. Посмотрим и признаемся себе, разве в нас горит этот огонь христианской любви, разве стремимся мы, всей душой и телом, ко святому таинству, разве имеем столь благодатное нетерпение соединиться со Христом?! Нынче все не так. Духовная немощь и леность, пронизывающие все наше существо, отрывают нас от Святой Чаши не только на недели, но и на целые месяцы. И ничего! Не скорбим, не переживаем, не печалимся… Вот как мы с вами обнищали духом! Погрязли в мирском, добровольно лишаясь духовного… И еще страшней, когда откладываем встречу с Господом, единение с Ним, оправдывая себя суетностью земных дел , текущими проблемами бытия, мнимой немощностью и нездоровьем . Будут ли дела совершаться, если нет на них Божиего благословения? Будет ли доброе здравие, если не идем во врачебницу, коей является храм Божий ?! Чин Литургии Преждеосвященных Даров, пожалуй, не такой торжественный, как воскресные Богослужения. Здесь много покаянных, проникающих в самую душу молитв и прошений. Само Богослужение как бы настраивает нас на принесение плодов покаяния, молитвенную сосредоточенность и сердечное умиление. На то, чем богат и насыщен святой Великий пост. Пусть во время Литургии Преж деосвященных Даров нет тех красивых, преисполненных радости песнопений, которые мы слышим в воскресные дни за Божественной Литургией, но от этого значение самого Богослужения нисколько не умаляется. Ведь главное, ради чего вся служба совершается, остается. Вот для многих из вас ныне совершилось это несравненное событие – вы удостоились принять дар особой благодати – Причастие Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Всещедрый Господь одарил всех нас так, как никто и никогда не одаривал. В целом мире нет ничего, что могло бы сравниться с величием Причастия Святых Христовых Таин! Всевидящий Господь сподобил нас дожить до этого неизреченного дня – светлого и радостного дня Причащения. Как же возблагодарить Бога за такую любовь, чем воздать за явленное к нам, недостойным, милосердие?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Выпустивший в 1642 г. сочинение о ересях и заблуждениях Русской церкви 4 ренегат Кассиан Сакович (до перехода в католичество – Дубенский архимандрит) в нем, между прочим, сообщает, что на предлагавшиеся им вопросы православным и некоторым плохим униатам о св. чаше на литургии преждеосвященных Даров, те ему отвечали, что ее содержимое есть истинная Кровь Христова, так как оно освящается вложением в потир частицы напоенного божественною Кровью св. Хлеба 5 . В своем уставе о чаше на службе преждеосвященных Даров русские рукописные и старопечатные служебники строго следуют преданию Греческой церкви. Существование в последней верования, что на означенной литургии содержащееся в чаше вино через вложение в него части св. Тела претворяется в св. Кровь, по безспорным, ясным и авторитетным свидетельствам можно проследить вглубь почти до X в. От XI в., например, имеется интересное послание неизвестного константинопольского патриарха некоему Павлу, избранному во епископы г. Каллиполя (по предположению издателя послания – I. Cozza-Luzi, в Южной Италии), о чине проскомидии и о литургии преждеосвященных Даров. О совершении последней патриарх пишет следующее: «В последнее воскресение сырной седмицы, при совершении полной литургии свв. Хлебы приготовляются не в обычном, но в большем количестве. По причащении они хранятся до пятка в особом ковчеге, причем св. Кровь не вливается в них, ибо в постные дни ежедневно при совершении преждеосвященной литургии приготовляется и освящается чаша, в которую влагается освященный ранее Хлеб, возвышаемый и преломляемый. И какая нужда примешивать св. Кровь к божественному Хлебу? Ибо преждеосвященная литургия совершается лишь ради освящения чаши». Далее патриарх разъясняет, что божественный Хлеб напаяется св. Кровию лишь для домашнего причащения отшельникам, не желающим нарушать свое безмолвие, и, затем, для напутствования больных: для последней цели запасные свв. Дары, по словам патриарха, оставляются после каждой полной литургии и хранятся лишь до следующего утра, – неиспользованные, они потребляются натощак чистым отроком; в 40-цу, в виду сравнительной редкости полной литургии, запас свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Трулльский собор своим 52 правилом формулирует порядок совершения Преждеосвященной литургии в дни Великого поста уже иначе. Там говорится так: «Во все дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и недель, и святого дня Благовещения (ранее даже на Благовещение, выпавшее на будний день, служили литургию Преждеосвященных даров), святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Это означает, что в будние дни Великого поста можно совершать только литургию неполную, только Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье — литургию полную. Возникает противопоставление полной литургии и неполной. Мы недостаточно остро чувствуем порой разницу между литургией полной (например, Иоанна Златоуста) и литургией неполной, Преждеосвященной, ведь мы можем прийти исповедоваться и причаститься в обоих случаях. Необходимо не только разумом, но и всем существом почувствовать разницу того, что совершается на одной и на другой литургии. Сейчас имеются два чина полной литургии — Василия Великого и Иоанна Златоуста (литургия ап. Иакова в России совершается в очень редких случаях и, кажется, только в Петербургской Академии; в Греции же, напротив, на память ап. Иакова ее служат почти во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Главное, что связывает членов Церкви, это их общее дело — Божественная литургия (греческое слово λειτουργια означает «общее дело»); на ней совершается таинство Евхаристии — приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих Св. Дарами. Преждеосвященная же литургия является, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заранее Святыми Дарами. Можно предложить такое сравнение: например, к больному человеку домой приходит батюшка, чтобы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже после окончания службы, через какой-то промежуток времени. Здесь надо проявлять очень большую осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Ведь если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; просто таинство оказалось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это разрешено Уставом.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Литургии месопотамские Литургия Святых Апостолов Фаддея и Мария Предисловие Чинопоследование литургии Святых Апостолов Фаддея и Мария Литургия Нестория Предисловие Чинопоследование литургии Нестория Приложение к третьему разделу древних литургий Св. Евтихий, патриарх Константинопольский Слово о Пасхе и Св. Евхаристии Раздел четвертый. Западные литургии греческого типа Литургия Галльская и Испано-готская Предисловие Чинопоследование литургии Галльской и Испано-готской Литургия Галликанская Предисловие Чинопоследование Галликанской литургии (в день Рождества Христова) Литургия Мосарабская Предисловие Чинопоследование Мосарабской литургии Литургия Медиоланская Предисловие Чинопоследование медиоланской литургии Приложение к четвертому разделу древних литургий Герман, епископ Парижский краткое изложение древней Галликанской литургии Раздел пятый. Западно-Римские литургии Литургия по сакраментарию папы Геласия I Предисловие Чинопоследование литургии Молитвы на литургии в ночь накануне св. Пасхи На литургии в воскресный день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Другая такая же литургия Молитвы на литургии в воскресный день Другая такая же литургия Молитвы на литургии ежедневной Другая такая же литургия Литургия по сакраментарию папы Предисловие Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого Молитвы на литургии в святой день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Молитвы на литургии в неделю по пятидесятнице Молитвы ежедневные Литургия Римско-католическая Предисловие Чинопоследование Римско-католической литургии Прибавление к пятому разделу Предисловие Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров Раздел 6. Евхаристическая молитва (Анафора)     «Собрание древних литургий» знакомит читателя с основными типами чинопоследования Божественной литургии на христианском Востоке и Западе. В качестве приложения «Собрание» дополняет классический труд И.А. Карабинова по истории формирования евхаристическою канона «Анафора, евхаристическая молит­ва».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение - Литургия Преждеосвященных Даров (3 апреля). Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением. В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви - вкусить главную христианскую трапезу - Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней. Литургия - это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства - Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время - поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней. Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени. Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме. В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы...». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает " Алексей В. 11 марта 2014, 10:58 Абсолютно согласен с Юлией. Впрочем, здесь имеет место нарушение отдельных церковных уставов ради усиления аскетического подвига. Отец Тихон, будучи не только наместником, но и духовником обители, вполне имеет право призвать своих духовных чад к этой сверхаскетической практики, ибо видит в этом духовную пользу. В другие периоды года он призывает причащаться как можно чаще (в идеале - за каждой Литургией, как и заповедовано святыми отцами). Ведь исторически отказ от служения Литургии в четыредесятницу обусловлен тем же самым - желанием возбудить покаянный настрой. Отец Тихон - опытный духовник и имеет право пойти в чем-то против устава для того, чтобы этим небольшим нарушением принести большой плод. Ольга 10 марта 2014, 18:11 Юлия! Ваш первый комментарий оканчивался вопросом, в последнем - восклицательный знак просто напрашивается. Вы, наверное думаете, что Ваш вопрос " или причастился - покаяние закончилось? " - риторический. Но задумывались ли Вы о том, почему после принятия Святого Причастия Тела и Крови Господней не становятся на колени? Юлия 8 марта 2014, 22:04 «Дерзостно скажет: а вот я хочу…» Почему же обязательно дерзостно? Дерзостью можно считать нарушение церковных установлений, ограничивающих причащение за Литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице поста. Но их, скорее всего, не существует. В частности, Святейший Патриарх Кирилл в минувшую среду сказал следущее: «Всех вас, дорогие владыки, братья и сестры, поздравляю со средой великого поста. Это особый день, когда люди, старающиеся посещать храм Божий утром и вечером, имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин и подкрепить свои физические и духовные усилия, направленные на преодоление греха, на изменение сознания и сердца силой Божественной благодати. Вот почему так важно на первой седмице Великого поста стараться посещать Литургию Преждеосвященных Даров — потому что силой благодати Божией мы укрепляемся. Свойственная в той или иной мере каждому из нас человеческая слабость и немощь как бы отступает, когда прикасается к сердцу, к разуму, к природе нашей Божественная благодать. Вот и сегодня произошло то же самое. Силой Святого Духа мы укрепляемся на дальнейший подвиг, чтобы совершать постное течение, блюсти свою мысль и состояние своего сердца, постоянно отдавая о том отчет Богу». И если в каком-то монастыре или храме существует традиция не причащаться в среду и пятницу на первой неделе, то не стоит всех тех, кто поступает иначе, априори считать нетерпеливыми, неблагочестивыми и дерзостными. Простите.

http://pravoslavie.ru/68946.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010