В 1995 году иерей Андрей Цудзиэ участвовал в работе музея Эдо-Токио по созданию точной копии-макета Токийского кафедрального собора Воскресения Христова времен святителя Николая Японского. В 2002 году вышла в свет книга владыки Серафима «Эпоха возведения Токийского собора», посвященная истории Японской Православной Церкви и сподвижникам архиепископа Николая. В 2004 и 2006 годах при участии главы Сендайской епархии были составлены юбилейные исторические сборники о церквях и приходах в Сендае и Сиракаве, а в 2006 году епископ Серафим был приглашен в Хабаровск на первую международную конференцию «Христианство на Дальнем Востоке». Вместе с владыкой Серафимом храм святителя Николая Японского посетил протоиерей Иоанн Нагая – священник подворья Московской патриархии в Токио. Отец Иоанн также занимается научной работой, и в особенности православными переводами, и ведет свою страничку в японском православном интернете. Епископа Серафима тепло встречали настоятель прихода игумен Сергий (Рыбко), клир храма и сестричество. Владыка с интересом осмотрел строящийся верхний храм в честь собора Московских святых и старинный храм преподобного Сергия Радонежского, возведенный в конце XIX века на месте более раннего деревянного храма. Епископ Серафим подарил храму вышитую икону Пресвятой Богородицы, а клиру – небольшие миссионерские иконки. Во время богослужения владыка несколько раз благословлял верующих, а в конце службы вынес крест, к которому прикладывались прихожане. По окончании Божественной литургии епископ Серафим обратился с приветственным словом к прихожанам, которых, несмотря на будний день, собралось достаточно много. Владыка говорил, что сейчас Православие в Японии переживает времена апостольские, что православные верующие Японии ощущают единство с русскими братьями и сестрами во Христе во многом благодаря святителю Николаю, который молится за всех нас перед престолом Божиим. Епископ Серафим пожелал всем прихожанам стойкости и терпения в посте и пообещал приехать в следующем году, чтобы служить не великопостную литургию Преждеосвященных Даров, а Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В богослужении Всенощного Бдения Церковь сообщает молящимся ощущение красоты заходящего солнца и обращает их мысль к духовному свету Христову. Церковь также направляет верующих на молитвенное размышление о наступающем дне и о вечном свете Царства Небесного. Всенощное Бдение есть как бы богослужебная грань между прошедшим днем и наступающим. Св. Василий Великий так описал те стремления, которыми руководствовались древние составители вечерних песнопений и молитв: «Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тот час, как он наступал, приносили благодарение». Участвуя во Всенощном Бдении, верующие как бы молитвенно прощаются с прошедшим и приветствуют наступающее. Вместе с тем, всенощная является также приготовлением к Божественной Литургии, к Таинству Евхаристии. Структура Всенощного Бдения Всенощное Бдение, как говорит само название – это богослужение, которое в принципе продолжается всю ночь. Правда в наше время такие продолжающиеся всю ночь службы бывают редко, в основном только в некоторых монастырях, как например, на Афоне. В приходских же храмах Всенощное Бдение совершается обычно в сокращенном виде. Всенощное Бдение переносит верующих к давно прошедшим временам ночных богослужений первохристиан. У первых христиан вечерняя трапеза, молитва и поминовение мучеников и усопших, а также Литургия составляли одно целое – следы чего и сейчас сохранились в различных вечерних службах Православной Церкви. Сюда относятся – освящение хлебов, вина, пшеницы и елея, а также и те случаи, когда Литургия соединяется в одно целое с Вечерней, например, великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, литургия навечерия и кануна праздников Рождества Христова и Крещения, литургия Великого Четверга, Великой Субботы и ночная Литургия Воскресения Христова. Собственно, Всенощное Бдение состоит из трех богослужений: Великой Вечерни, Утрени и Первого Часа. В некоторых случаях первой частью Всенощного Бдения является не Великая Вечерня, а Великое Повечерие. Утреня есть центральная и самая существенная часть Всенощного Бдения.

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни ( Лк.4:1–2 ). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный ( Евр.7:26 ). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В Типиконе встречаем наставление о том, что во время великого входа на Литургии Преждеосвященных Даров необходимо совершить латрийное поклонение Святым Дарам, как подобает самому Христу. «Яко егда Божественные преносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падшее Христу Богу в Тайнах сущему творят: понеже совершенно Предъосвященны суть» 923 . Отрицание тождественности евхаристической Плоти Бога Слова нашему человеческому естеству роднит позицию противников пресуществления с позицией гностиков, отрицавших единосущие плоти Христовой нашей плоти. Сравнивая Евхаристию с Боговоплощением, святые угодники Божии, вероятно, подчёркивали ту мысль, что, как в Боговоплощении мы вполне знаем его результат (Логос воспринял реальное Человеческое естество), хоть не можем рационально объяснить причины этого (Таинство бессеменного зачатия и Приснодевства Богородицы); так и в отношении Евхаристии мы уверены, что вкушаем истинные Плоть и Кровь, хоть не можем объяснить образа их появления в рассматриваемом Таинстве. В том и другом случае мы имеем дело с чудом, превосходящим разум не только человеческий, но и ангельский. В обоих случаях Бог проявляет Свою власть над естественными законами тварного мира. Об этом учит нас Святая Церковь , в частности, в своих богослужебных песнопениях: «Мати убо позналася еси, паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева, паче слова и разума: и чудесе Рождества Твоего сказати язык не может. Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения: идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси, Матерь Божию ведуще, молимтися прилежно, моли спастися душам нашым» 924 . Об этом богословствует и преподобный Андрей Критский в своём покаянном каноне, который читается за богослужением на Первой седмице Великого Поста. Он обращается к Божией Матери с такими словами: «И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает не раждаюшая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи. В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти. В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего... На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии. По девятом часе – «изобразительные»: поются девять Евангельских заповедей блаженств , с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» , затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина , и отпуст. После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: «Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» . Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: «Свете тихий...», чтец посреди храма читает две паремии : одну – из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: «Премудрость прости!» благословляет ими верующих и возглашает: «свет Христов просвещает всех». В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли . После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего ... При пении этих стихов молящиеся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение . Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Валерий Лимаренко отметил, что сегодня епархия работает по всем социально значимым направлениям. Уделяется большое внимание воспитанию молодежи, межнациональному диалогу, оказывается помощь нуждающимся. Священнослужители отправляются в зону проведения специальной военной операции, поддерживают воинов. В свою очередь архиепископ Никанор поблагодарил губернатора за высокую оценку трудов епархиального духовенства и мирян. «В жизни человека 30 лет — это достаточно большой срок. А в истории — это просто мгновение. И вот за эти 30 лет практически из небытия была создана прекраснейшая епархия. Очень много было сделано нашими владыками, которые сегодня у нас в гостях. Сегодня мы совершили Божественную литургию — самое главное таинство в Православной Церкви, — молились о том, чтобы Господь хранил нашу землю, наш народ. Хранил все то, что мы сделали для него», — сказал, в частности, архиепископ Никанор. За вклад в сохранение духовно-нравственных и культурных традиций, плодотворную патриотическую деятельность на территории Сахалинской области Валерий Лимаренко вручил архиепископу Никанору благодарственное письмо. Также благодарностями главы региона были отмечены настоятель Введенского храма г. Ноглики протоиерей Геннадий Чубарков, настоятель храма Богоявления Господня г. Курильск (о. Итуруп) протоиерей Роман Филиппов, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской г. Южно-Сахалинска протоиерей Дионисий Кашкин. Далее перед собравшимися выступил камерный хор «Покров» (г. Москва). По материалам сайта Южно-Сахалинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/6065433.ht...

Всегда, и особенно во дни Великого поста, будем помнить об этом. Да станут девизом земной жизни нашей мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «Мы ходим среди сетей и соблазнов, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости. Да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных: попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертной, не расслабевай и не истаивай, занимаясь лукавыми помыслами». Мы с вами сегодня стали участниками благословенной Литургии Преждеосвященных Даров. Для спасения чад Своих Церковь Христова установила это особое по смыслу и значению Богослужение. Нам дано величайшее благо даже в будние дни Великого поста соединяться со Христом, войти в теснейшее общение с Господом. Но только чистым сердцам, очищенным покаянием, предоставлено это высочайшее право. Бог никого не устраняет от Святой Чаши, но мы сами должны стремиться стать достойными сего неизреченного таинства. Вот почему далее во вдохновенной стихире мы слышим: «Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас» . Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сладострастие плоти есть не что иное, как мирская приманка, производящая в нас забвение о Подателе высших благ и истинных наслаждений. Сладострастие плоти и попечение о делах земных неизбежно приводят к самому опасному, что может только быть с человеком – к погибели души. Да не устрашимся смерти физической, которая не есть прекращение жизни христианской, но убоимся смерти духовной, коей мы потешаем врага рода человеческого и огорчаем Самого Господа, по собственной воле отступая от Божественной любви и милости. Святитель Григорий Богослов взывал: «Душа, взирай горе, а земное все забудь, чтобы тело не покорило тебя греху!» Именно внимание к духовному совершенствованию преумножает дарования души . О каких дарах идет речь? О сокровищах мыслей и чувств, возвеличивающих христианскую душу. О вере, любви, надежде, милосердии, щедрости, святости, доброте, сострадании, сочувствии, праведности, жизни по заповедям Божиим. Земное богатство может для человека стать как источником зла, так и источником добра. Честь или бесчестие человека зависит от того, как мы сумеем распорядиться всем тем, что посылает нам Господь. Апостол Павел писал: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2 Кор.9:8 ). Вот где главное: тот богат, кто и с нищетою дружно живет, кто не поскупится дать требующим хлеб и всегда будет готов приступить к Христу в покаянии !

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Есть дни, когда проскомидия не совершается. Во-1х, это тогда, когда уставом не положено совершать Божественную Литургию 6 : Во-вторых, проскомидия не совершается в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров. Это следующие дни 7 : 3. Место для совершения проскомидии 3.1 Храм Проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном православным епископом или, по его благословению, православным священником, в храме, который не осквернен «ни убийством, ни пролитием крови или вторжением язычников или еретиков» 9 . О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31е правило VI-ro Вселенского Собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа», ослушавшемуся же грозило извержение из сана 10 . В особых, исключительных случаях литургисание, как видно, дозволяется, но с благословение архиерея. Заметим, что история Церкви представляет нам факты совершения Божественной Литургии на груди (так литургисал священномученик пресвитер Лукиан Антиохийский, будучи в темнице), на руках (так совершил таинство Евхаристии блаж. Феодорит Кирский , находясь вместе с иеродиаконом в пустыне). Однако это экстраординарные случаи, явившиеся вынужденно, в виду исключительных условий. 3.2 Жертвенник Непосредственным же местом совершения проскомидии является жертвенник. Жертвенник (или  предложение ) представляет собой стол, прямым назначением которого и является совершение проскомидии. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагались приносимые верующими хлеб и вино для совершения таинства. В настоящее время это можно встретить в редких случаях (примером служит храм Воскресения – Спас-на-Крови), а в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды (проще говоря, слева от престола). На жертвеннике обязательно должны находиться распятие (Голгофа) и светильник (свеча или лампада). Над жертвенником положено помещать следующие иконы: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» («Снятие с креста»), «Моление о Чаше» 11 . 4. Священные предметы, употребляемые на проскомидии 4.1 Перечень евхаристической утвари, употребляемой на проскомидии

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Заметка. Когда в теле неприятное жжение и слабость, это значит, что у меня накопилась золотушная материя и близка к исходу. Так случилось сегодня: поутру текла материя золотушная из правого уха. Легче стало. (Красный кисель клюквенный с миндальным молоком – здоровая вещь.) Вчера, 4-го марта, вечером после вечерни читал заклинательные молитвы над рабой Божиею Евдокиею, сестрою купца Ефрема Ермилова. Жду милости Божией. Упование не посрамит [ Рим. 5, 5 ]. 6 марта От всея души благодарю Господа моего, сподобившего укрепить меня благодатию Духа Своего Святого к совершению Божественной литургии Преждеосвященных Даров и непреткновенно прочитать молитвы святого Ефрема Сирина и заамвонную, ибо враги бесплотные крайне коварствовали надо мною при чтении этих молитв, украдывая слова из них, чтоб не давать мне говорить, и с крайней злобой запиная мне ум, сердце и уста. Благодарю Господа, сподобившего меня благодати Своей исповедать сто восемьдесят четыре человека с двух до девяти с половиною часов (у других отцов было: у отца Матфея двести сорок, у отца Павла двести двадцать человек). Помоги Господи совершить и ныне все службы во славу Твою, с силою многою, непреткновенно, наипаче Божественную литургию раннюю, причаститься и причастить люди Твоя. Пост – хороший учитель: он 1) скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим-пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает, или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварства, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Знаменательны и тропарь пророчества, и прокимен этой великой паремии. Ужасное сегодня — “днесь” наступило… Днесь лукавое собрася сонмище… удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует Прокимен же со всей ясностью определяет читаемое как предвечное благословение Отца Сыну: Благословит Тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю . Это же благословение — “на оплевание, биения и уничижения” — обращено и к нам, ученикам и последователям Божественного Страдальца. На последней Литургии Преждеосвященных Даров читается из книги Исхода о том, как Моисей убил египтянина, издевавшегося над евреем. Вспоминается тропарь из Великого покаянного канона: Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши… не убила еси, душе… То есть речь идёт о поражении, которое Христос нанесёт диаволу, издевающемуся над людьми Божиими. И далее — чтение из книги Иова. Долготерпеливый страдалец во всех… приключившихся ему, ничимже согреши… пред Богом — “во образ поистинне Христов”. Великой Средой исполняется покаянный подвиг поста, оставляются поклоны, молитва преподобного Ефрема и многое другое, что сопутствовало нам в Святую Четыредесятницу. Церковь входит в Великие дни присутствия, стояния и “хотя вмале” приобщения тому, что понёс Её Всесвятой Основатель. Сколь более достоин внимания Свет в сравнении с тьмой, видим и на древнерусских иконах Страшного суда, где несмотря на то, что узки врата в Царство Небесное, что спасающихся меньше, чем погибающих, основное пространство образа занимает рай, а не ад… В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: “Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как её грехи. Прощает Тот, Кто остриё вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдаёт грешнику, а взамен берёт его страдания. Вот что значит текст пророка: Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5)”. Пророческий дар, не отошедший от ветхозаветной церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему (Мф 27:43). По этим словам и совершится воскресение Христово.

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010