В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор. В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц. 22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 31-34, 287. Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 305-307. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для статистики Костромской губ. Кострома, 1872. Вып. 2. С. 18; Костромская губ.: Список населенных мест по сведениям 1870-1872 гг. СПб., 1877.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

к. в др. храмах Коломны, включая монастырские, были, как правило, медными. В монастырских храмах, помимо кафедрального или царского, Н. к. отличались богатством материала и исполнения. В Рождественском соборе коломенского Бобренёва монастыря за Москвой-рекой Н. к. («воздвизальный») имел серебряный оклад («вязью») с камнями и жемчугом (Там же. С. 62). В Спасском мон-ре, находившемся на коломенском посаде «за торгом», на престоле лежали 5 крестов, из них Н. к. был, видимо, самый большой («воздвизальный») в серебряном окладе с 9 камнями. Очевидно, остальные кресты в силу своей ценности или по воле ктиторов мон-ря находились в алтаре на престоле и могли использоваться при различных службах (Там же. С. 57). На престоле Богоявленского собора Голутвина монастыря (в первоначальном здании каменного собора Старо-Голутвина мон-ря.- Авт.) лежали 6 крестов, среди к-рых воздвизальными были 3 креста в серебряных позолоченных окладах «вязью», с камнями и жемчугом, на 2 из них были изображения: на одном - тронный образ Христа Вседержителя («Спас на престоле»), на другом - Распятие, «на верху венца Вседержитель». Остальные кресты были памятными святынями и ковчегами-мощевиками, но и они могли быть использованы в службах (Там же. С. 66). Вероятно, если в церковном имуществе не было собственных сосудов и крестов, как в большинстве посадских или сельских храмов, в качестве Н. к. использовался крест, к-рый приносил служащий иерей или приходский староста. Напрестольный крест. XV в. (мон-рь Дионисиат на Афоне) Степень декоративности и материальной стоимости Н. к. зависела от того, находился храм в пределах города или мон-ря. Богатейшие обители Московской Руси имели почти в каждом храме Н. к. в серебряном окладе. При отсутствии средств для драгоценного оклада старались создавать максимально украшенные Н. к.: их оклад мог быть медным, крест расписывали красками, использовали позолоту по дереву. Самые драгоценные Н. к., согласно описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г., были на престолах Успенского собора: серебряный позолоченный «крест благословенный» ( Дмитриева, Шаромазов.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

по поручению Синода комплекс построек О. У. м. запечатлен худож. Д. М. Струковым. С 1884 г. при мон-ре действовала школа, занятия в к-рой начинались с общего молебна у Казанской иконы Божией Матери. В 1908 г. в О. У. м. проживали ок. 100 сестер, в т. ч. 26 монахинь. Мон-рь владел 215 дес. земли, получал из казны 2906 р. 50 к. в год. В 1918 г. (по др. данным - в 20-х гг.) по решению органов советской власти О. У. м. был закрыт, монахини отправлены на принудительные работы. Успенский собор использовался как хозяйственный склад и коптильня. Во время Великой Отечественной войны и оккупации г. Орши собор был открыт для богослужения, однако в нач. 50-х гг. вновь закрыт. В сер. 50-х гг. Успенский храм, Рождественская ц. и др. монастырские здания были уничтожены, а на их месте построены многоэтажные дома и оршанская средняя школа 20. Из-за этого невозможно археологическое изучение первоначальной территории обители. В 1996 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви в Орше при каменной ц. св. прор. Илии (1880), построенной в псевдорус. стиле, было возобновлено сестричество, а затем и обитель. 11 апр. 1997 г. О. У. м. был официально открыт, настоятельницей стала насельница полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня монастыря мон. Антония (Полуянова; впосл. схиигумения). К 2018 г. в О. У. м. проживали старшая сестра мон. Сусанна (Бойко) и ок. 10 насельниц. В мон-ре построен и освящен каменный Успенский собор (2006), 2-этажный сестринский корпус, заведено подсобное хозяйство. Главной святыней возобновленного О. У. м. стала Оршанская икона Божией Матери (список XVIII в.), перенесенная 25 авг. 2001 г. из кафедрального минского Свято-Духовского собора. В Орше в связи с этим событием ежегодно 18 сент. совершается крестный ход. Он заканчивается в Кутеинском Богоявленском мон-ре. Здесь икона пребывает до 4 дек., и после нового крестного хода ее возвращают в О. У. м. В обители также особо почитается икона Божией Матери «Скоропослушница». В Успенском соборе также хранятся частицы мощей прп.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Богоявленский (муж., в с. Худынском (ныне Лухского р-на), основан на рубеже XIV и XV вв., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Преображенский (муж., в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764), Богоявленский (муж., в Юрьевце, упом. в 1584, упразднен в 1719), Воскресенский Пушавский (муж., в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Вознесенский (жен., в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Преображенский (жен., в Юрьевце, упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Троицкая Кривоезерская пуст. (муж., на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 1634-1641, закрыта в 20-х гг. ХХ в., в сер. 50-х гг. ХХ в. попала в зону затопления), Тихвинская Мячева пуст. (муж., находилась в с. Мячево Юрьевецкого у., основана в 1-й пол. XVII в., упразднена в 1764), Соловецкий Воскресенский (Ломова пуст.) (муж., в Юрьевце, основан в 1653, упразднен в 1686), Рождественская пуст. (муж., на р. Нодоге, в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), упом. в 1682, упразднена в 1764, в 1796 приписана к Макариево-Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), в честь Рождества Христова (жен., в с. Решма (ныне Кинешемского р-на), упом. в 1741, упразднен ок. 50-х гг. XVIII в.), Болдырева пуст. (муж., находилась близ с. Болдырева Пустынь Юрьевецкого у., упразднена в 1764), Успенский (жен., в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924). Арх.: ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Альтовский И. П., свящ. Освящение правого придела при кинешемском Успенском (летнем) соборе//Костромские ЕВ. 1900. 19. Ч. неофиц. С. 533-541; Монастырь под дом заключения//Приволжская правда. 1923. 14 марта; Нет больше села Подмонастырного//Там же. 1930. 25 марта; Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г. Путешествие по Волге. М., 1970. С. 44-59; РПЦ в XX в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов. Иваново, 2010. С. 40-41, 44, 63, 64, 79-84, 101-102, 127-128, 141-144. Лит.: Альтовский И. П., свящ.

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Пимен, занимавший Новгородскую кафедру в 1552-1570). Святой благословил братии выбрать себе настоятеля из 4 своих учеников: «И се, яко видете мя, к концу приближающася, вам же оставляю въместо себе четыре брата: во свещеноиноцех Романа, Анфеногена, Пафнутия, Макария, и от тех, егоже Бог благословит и архиепискуп Пимен, той вам игумен да будет в мое место» (Там же. С. 182). Мощи, почитание Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. (в Житии ошибочно указывается, что событие это имело место при царе Иоанне Васильевиче и архиеп. Пимене, т. е. в 1552-1570), из-за частых наводнений, грозивших мон-рю разрушением, обитель была перенесена в др. место на берегу оз. Ильмень. Е., явившийся в видении игум. Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку; см.: Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. Л., 1991. С. 95-98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 216-225). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., состоялось обретение и перенесение в мон-рь мощей Е., они были погребены в Богоявленском соборе. Охотина-Линд обнаружила список Устава 10-20-х гг. XVI в., в святцах к-рого отмечено данное событие: «В той же день мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» (ГИМ. Син. 336. Л. 220 об.). В Житии Е. сообщается о перенесении мощей Е. через 22 года после его кончины 16 мая, но событие датировано 1545 (7053) г. ( Федотова. Житие. 2001. С. 186). С этого дня в мон-ре ежегодно совершалась память преподобного. Всероссийское прославление Е. состоялось на Соборе в 1549 г. (А. Е. Мусин установление литургического празднования Е. относит к 1552-1554; см.: Мусин А. Е. «Новые чудотворцы» и проблема авторитета в культуре XVI в.//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. Междунар. конф. М., 12-14 янв. 2000 г. СПб., 2000. С. 21-26). Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Е. был освящен придел (впервые упом. в монастырской описи 1628 г.). В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым, из них одно связано с посещением Перекомского мон-ря Петром I Алексеевичем в 1702 г. (корабль был принесен бурей к монастырю, после молитв царя к святому буря утихла). Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

http://pravenc.ru/text/182091.html

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

По инициативе святителя др. епархиальные мон-ри обязались предоставлять средства на содержание школы в И. м.: напр., селенгинский во имя Св. Троицы мон-рь содержал 10 учеников, Киренская обитель - 8, а Посольская Преображенская обитель - 7 учеников (ОДДС. Т. 4. С. 432). К 1730 г. на монг. отд-нии школы обучалось 25 чел., на русском - 10 чел. (в программу входили рус., церковнослав., лат. языки, богословие, арифметика, риторика и др. науки). При еп. Иннокентии (Неруновиче) Славяно-русско-монг. школа была преобразована в Славяно-русско-лат. школу (с 1741 в деловой переписке именовалась «семинарией»), обучалось в ней 60 чел. Ок. года в школе преподавал лат. язык и риторику буд. архиеп. Московский Платон (Малиновский) . В 1760 г. школа была переведена в архиерейский дом в Иркутске. Указом Синода от 27 июля 1793 г. при игум. Гаврииле (Копырине) в И. м. была открыта больница, а в 1839 г.- училище для обучения грамоте крестьянских детей. В 1897-1898 гг. близ монастырской ограды было построено 2-этажное здание для 2-классного миссионерского училища с полным содержанием на 40-50 учеников из «бурятских детей». 14 сент. 1899 г. здание училища сгорело. В 1898 г. в И. м. была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1900 г. в И. м. открылась начальная школа грамоты, в которую принимались дети-сироты с хорошим голосом и слухом (в 1909 - 23 ученика, в 1913 - 40). Ученики проживали в мон-ре под присмотром надзирателя. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. В И. м. не было постоянно действующей иконописной мастерской, и для художественных работ в обитель приглашались мастера из Иркутска и др. городов. В 1745-1747 гг. диак. иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов написал иконы для иконостаса монастырской Успенской ц. В 1787-1788 и 1798-1800 гг. И. м. возглавлял архим. Вонифатий (Березин; † 4 янв. 1800), талантливый иконописец, происходивший из знаменитой семьи устюжских художников (Иркутская летопись.

http://pravenc.ru/text/674061.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

Уже к сер. XV в. К. м. владел волостями в Костромском у., к-рые вел. кн. Московский Василий II освободил от ряда податей. Сохранилась выпись из писцовых книг 1594/95 г. на монастырские вотчины в Костромском у., позволяющая отчасти реконструировать более ранние сведения о пожертвованиях мон-рю ряда пожен близ Костромы. Упоминаются данные костромских посадских старца Евфимия на пожню Селивановское (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), Степана Фатьянова на пожню Фетьяница (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), Ивана Протасьева на пожню Батогово (ок. 1500 - 20-е гг. XVI в.), закладная кабала костромских посадских Демида и Поганка Русиновых «на жеребий» пожни Медведево (1530/31), данная костромского посадского старца Фаддея Давыдова на пожню Долгуша (1532/33), закладная кабала костромского посадского Мановинко Игнатьева сына Луковицына на пожню Луковица (1538/39) и др. ( Антонов. 1997. С. 139-143). К 1609 г. К. м. принадлежала Андреевская слобода близ Костромы и села в Костромском у.: Апраксино, Кривушево, Груздево, Филипцево, Шахово и Закобякино. В 1621 г. царь Михаил Феодорович Романов пожаловал мон-рю Пищальную слободу в Костроме для поселения там монастырских служебников. К кон. XVII в. благодаря пожертвованиям и приобретениям К. м. считался одним из наиболее богатых в России. К 1764 г. в Костромском, Любимском, Московском и Казанском уездах ему принадлежали 17 сел и 185 деревень, в к-рых проживал 4581 крестьянин. В XVI-XVII вв. мон-рь имел свой двор в кремле Костромы. На нач. XVIII в. у него было подворье в Москве. С нач. XVIII в. постепенно сокращалась численность братии: если в 1710 г. в обители проживало ок. 50 чел., то к 1750 г.- только 19, а в 1762 г.- 17 чел. В это время в мон-ре почти полностью прекратилось строительство. Лишь в 1752-1760 гг. в К. м. на средства вдовы Е. М. Салтыковой была возведена одноглавая бесстолпная Никольская («Салтыковская») ц. с приделом арх. Михаила (образец елизаветинского барокко) над гробницей ген.-майора М. П. Салтыкова († 1750). В 1764 г. К. м., отнесенный ко 2-му классу, лишился всех вотчин. При учреждении в 1778-1779 гг. Костромского наместничества (преобразованного в 1796-1797 гг. в Костромскую губ.) значительную часть построек К. м. отдали под присутственные места (наместническое правление, гражданская палата, уголовная палата, уездный суд и др.), которые находились здесь до 1808 г. С посл. четв. XVIII в. в мон-ре стала почитаться как одна из главных святынь фреска на стене юго-западной башни, изображающая Смоленский образ Божией Матери (написана в 1672 артелью изографов Никитина и Савина). 12-13 мая 1779 г., во время большого пожара в Костроме, этот образ, заключенный в деревянный киот, чудесным образом не пострадал от огня и стал почитаться как чудотворный. После того как к башне пристроили деревянную часовню, чудотворный образ находился внутри нее.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

1870. 50. Приб. С. 598-599). В случае неисполнения предписаний епископ принимал решительные меры. Так, в мае 1735 г. И. отлучил от церкви старосту Богоявленского собора И. Гранина, который не доплатил в Вознесенский мон-рь за приобретенные там кирпич, известь и бутовый камень 149 р. ( Крючкова Т. А. Из истории строительства и реставрации иркутского Богоявленского собора//Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С. 210.). К нач. 40-х гг. XVIII в. контроль за состоянием церковной казны окончательно перешел к епархиальным властям. Прихожанам же объявлялись «во всенародное известие» итоги проводимых проверок. С 1740 г. И. способствовал устроению казенных ботов в отдаленных населенных пунктах Сибири, в т. ч. в вотчине Посольского мон-ря в дер. Исток. Епископ помог снабдить экспедицию В. Беринга на Камчатку всем необходимым для обустройства походной церкви. Направил в экспедицию для организации богослужений и крещения камчадалов насельников Вознесенского мон-ря Феофила (Волкова) и Михаила (Сивцова). Предписал всем обителям и храмам епархии содействовать членам Беринговой экспедиции Г. Ф. Миллеру и И. Г. Гмелину в сборе краеведческих сведений, изучении метрик, росписей и др. документации. В случае возникновения эпидемий И. посылал личного лекаря в самые отдаленные села. Архиерейский врач Черноградский по поручению вице-губернатора А. Л. Плещеева и И. бескорыстно лечил больных во время эпидемий (см. подробнее: Общественные заслуги. 1867. 34. С. 423-432). Обладая «пылким характером и энергичным умом», И. стремился истребить пьянство, в т. ч. и в среде духовенства. Так, уличенный в этом грехе игум. Паисий (Давыдов) в дек. 1733 г. был публично бит плетьми. И. также боролся с винными откупщиками, владевшими питейными заведениями рядом с приходскими храмами и мон-рями и даже с Богоявленским собором. Однако действия И. шли вразрез с интересами местной власти, к-рая, будучи заинтересована в пополнении казны, поддерживала откупщиков. Напряженные отношения с преемником Жолобова, вице-губернатором Плещеевым, сопровождались взаимными упреками и доносами в Синод и Сибирскую канцелярию.

http://pravenc.ru/text/468739.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010