Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Введенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Введенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. (Орловской епархии Орловской митрополии), находится в г. Орле. Основан по ходатайству горожан разных сословий, в т. ч. священников, стариц Кикилии и Елисаветы и др. монахинь, поданному 18 сент. 1686 г. в Москве на имя архиеп. Коломенского и Каширского Никиты (Тотемского) . 20 сент. того же года архиепископ выдал благословенную грамоту настоятелю орловского Богоявленского мон-ря игум. Евфимию с поручением осуществлять наблюдение за строительством общежительного девичьего мон-ря, а также подобрать «искусную старицу», чтобы из обители «инокини, кроме великой нужды, были неисходны» ( Пясецкий. 1896. С. 6-7). Первой настоятельницей (1686-1723) стала мон. Елисавета (схиигум. Евдокия). Первоначально О. В. м. располагался на левом берегу р. Орёл (Орлик), на землях Афанасьевского погоста. С XVI в. здесь стояла приходская деревянная ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, в которой в нач. XVII в. служил свящ. Иоанн Калинин. В Смутное время храм был сожжен «литовскими людьми». В 1644 г. внук свящ. И. Калинина ходатайствовал «о возобновлении приходской своей церкви» и получил грамоту, но строительство не началось. Ок. 1677 г. поселившиеся здесь боярские дети Феодосий и Макарий Телегины «с товарищи» подали архиеп. Коломенскому и Каширскому Павлу (Моравскому) челобитную о возведении на месте сгоревшей новой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святых Афанасия и Кирилла. Получив благословение, просители не смогли приступить к строительству: «...за службою и за безмочием лесу не готовили» ( Пясецкий Г. М. Грамота Коломенского архиеп. Никиты II на построение в г. Орле девичьего мон-ря 1686 г .//Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 6. С. 32-33). В писцовой и межевой книге Орла и Орловского у. 1685-1686 гг. стольника А. Юшкова и подьячего А. Оловянникова упомянут «погост с люцким кладбищем огорожен», на к-ром «была истари церковь Офонасия и Кирила Александрийских» ( Неделин. 2001. С. 173).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Прп. Григорий Голутвинский благословляет братию мон-ря. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 252 об.) Прп. Григорий Голутвинский благословляет братию мон-ря. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 252 об.) († 13.02.1405?), прп. (пам. 25 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Голутвинский, Коломенский, вероятно, в 1392-1405 гг. еп. Коломенский. Основным источником сведений о Г. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное в 1-й четв. XV в. Епифанием Премудрым , наиболее ранние из дошедших переработок Жития принадлежат Пахомию Логофету (40-50-е гг. XV в.). В 70-х - нач. 80-х гг. XIV в. Г. был иеромонахом Троице-Сергиева мон-ря. Согласно 3-й Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия (создана ок. 1442), по просьбе блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского прп. Сергий Радонежский основал в выбранной им самим местности Голутвино Богоявленский муж. мон-рь (см. Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления муж. мон-рь ), сначала особножительный. По мнению Б. М. Клосса, рассказ об этом был уже у Епифания Премудрого в первоначальной редакции Жития. Ктитором обители стал вел. кн. Димитрий Иоаннович. По его просьбе прп. Сергий дал обители настоятеля из числа своих учеников, выбор святого пал на Г., «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» ( Клосс. С. 411). До 20-х гг. XX в. в Старо-Голутвином мон-ре хранился простой деревянный посох, по преданию принадлежавший прп. Сергию. Возможно, троицкий настоятель вручил его Г. как игуменский посох. В XIX в. посох стоял в серебряном окладе у царских врат Богоявленского собора. (Впервые посох зафиксирован в описи 1701 г., по известию 1778 г., он был «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной» - Миллер Г. Ф. Соч. по истории России: Избр. М., 1996. С. 229.) Прп. Григорий Голутвинский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». кон. XVII в. (СПГИ АХМЗ)

http://pravenc.ru/text/166541.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Седмиезерный (Зырянов), прп. - житие ГАВРИИЛ (Зырянов Гавриил Михайлович; 14.03.1844, дер. Фролово (приход с. Бобровского) Ирбитского у. Пермской губ.- 24.09.1915, Казань), прп. (пам. 24 сент.), Седмиезерский. Первоначально Житие Г. составил его ученик, архим. Симеон (Холмогоров). Род. в семье зажиточных гос. крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впосл. приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Г. часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к мощам св. Симеона Верхотурского, к-рый неск. раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пуст., 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев. Стремление Г. принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Г. посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский мон-рь, 1 февр. 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февр. 1877 г. рукоположен во диакона. Утверждение архим. Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается офиц. документами. Из-за доносов и интриг нек-рых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня мон-рь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть др. иеродиаконов Богоявленской обители.

http://pravicon.com/info-2020

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 мая, 22 окт.), по преданию, была вложена в 1347 г. визант. имп. Андроником III Палеологом в Монемвасийский мон-рь в Морее (сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога - 1341, так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греч. восстания, настоятелем Монемвасийского мон-ря еп. Агапием А. и. была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И. Н. Влассопуло, от сына к-рого А. И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в С.-Петербург на Высочайшее имя имп. Николая I . 30 окт. 1839 г. А. и. была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой ц. Зимнего дворца. С 1868 по 1877 г. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М. А. Фёдорова, к-рый в 1885 г. продал ее петербургскому купцу Е. Н. Сивохину. 1 мая 1885 г. Сивохин перенес икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь . После закрытия мон-ря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г. Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Предание, переданное, по-видимому, еп. Агапием, называло А. и. одним из 3 образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 духовник Их Императорских Величеств прот. П. Бажанов ). По сведениям, доставленным имп. Николаю I А. Влассопуло, А. и. была выполнена в технике воско-мастики; ее размер ок. 33 ´ 24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины,- Богородица изображена без Младенца Христа, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери.

http://pravenc.ru/text/115426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Подоле. Основание и первые годы существования Наиболее ранней датой основания мон-ря и Братской школы в нем нек-рые историки XIX в. считали 1588-1589 гг. и связывали ее с благословением К-польского Патриарха Иеремии II . Либо по дороге в Москву, либо на обратном пути патриарх Иеремия II посетил Киев и издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Видимо, впервые эта версия была высказана в исторической записке о Киевской академии, подготовленной для Свящ. Синода в 1765 г. Впосл. мнения об основании обители в 1588-1589 гг. придерживались митр. Евгений (Болховитинов) и В. И. Аскоченский . Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1865 г. проф. М. А. Максимович в «Записках о первых временах Киевского Богоявленского братства» оспорил эту версию. Он доказывал, что Киевское братство и школа появились не ранее 1615 г. Мнение Максимовича было поддержано и учеными КДА. В частности, в 1869 г. проф. И. И. Малышевский в юбилейной речи по случаю 50-летия преобразования Киево-Могилянской коллегии (далее: К.-М. к.) в КДА выступил с критикой гипотезы об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. Он привел следующие аргументы: нет никаких документов о пребывании патриарха Иеремии в Киеве; и в Москву и из Москвы он ехал другой дорогой и Киев не посещал; ни в одном из древних документов не сохранилось упоминаний о благословении патриархом Киевского братства и о выдаче ему патриаршей грамоты; в документах 1615-1616 гг. прямо говорится о создании нового мон-ря и нового братства ( Малышевский. 1869. С. 65). Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отказался от версии, высказанной в своей ранней монографии о Киевской академии, и согласился с мнением Максимовича. Публикация 1884 г. прот. П. Г. Лебединцева вызвала полемику с С. Т. Голубевым , в результате которой версия об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. была окончательно оставлена ( Л[ебединце]в). 1884; Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова ; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову) , к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Минской и Заславской епархии Минской митрополии Белорусской Православной Церкви) (БПЦ), находится в г. Минске (Белоруссия). Основан 22 авг. 1999 г. постановлением Синода БПЦ. На территории монастыря с 7 дек. 1996 г. существовало сестричество, которое опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и 2-ю городскую клиническую больницу, а позже - психоневрологический интернат 3 для взрослых, дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, туберкулезный диспансер в пос. Новинки и минский интернат для детей с задержкой психического развития. В М. м. построены собор во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (освящен 2 янв. 2005) с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 10 дек. 1999), храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (18 окт. 2008) с ц. во имя Царственных страстотерпцев в крипте (13 окт. 2012), а также колокольня и сестринские корпуса, возведена ограда. В непосредственной близости от мон-ря расположены Дом трудолюбия с социально-реабилитационными мастерскими и дом паломников. В минском психоневрологическом интернате 3 освящен домовый храм во имя блж. Ксении Петербургской (6 февр. 1998), на территории детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития - храм во имя свт. Нектария Эгинского, в минском психоневрологическом интернате - домовый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая», в здании правосл. школы М. м.- домовый храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В Елисаветинском соборе находятся иконы с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, преподобномучениц св. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, вмц. Екатерины, мч. Иоанна Воина, мучениц Татианы и Марины, свт. Тихона Задонского, преподобных Иова Почаевского, Саввы Сторожевского, Силуана Афонского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских, Сергия Радонежского, старцев Оптинских, блж. Матроны Московской и др. В Никольской ц. хранятся частицы мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, прав. Симеона Верхотурского, мч. Гавриила Белостокского.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской и Вязниковской епархии Владимирской митрополии), находится в пос. Мстёра Вязниковского р-на Владимирской обл. М. м. расположен на землях, к-рые с XIII в. входили в состав Стародубского княжества. Кн. Андрей Федорович Стародубский († ок. 1392) поделил княжество между своими сыновьями на 4 удела. В XV в., когда продолжалось дробление княжества, родоначальник кн. Ромодановских Василий Федорович (по прозвищу Ромодан), один из сыновей кн. Ф. А. Стародубского, получил в вотчинное владение территорию, включавшую земли по рекам Мстёрке и Таре. М. м. был основан в 1-й пол. XVII в. при каменной ц. в честь Богоявления (кон. XVI - нач. XVII в.), построенной, вероятно, кн. Григорием Петровичем Ромодановским на погосте, рядом с «монастырьком» свт. Иоанна Милостивого (существовал уже к 20-м гг. XVI в.). Сохранилась выпись, составленная в 1710 г. в связи с тяжбой Михаила Григорьевича Ромодановского и Марфы Степановны Черкасской (урожд. Ромодановской). В ней сообщается, что среди владений Г. Ромодановского с 1609/10 г. по 1628/29 г. находились «родовые вотчины… село Старое Татарово, село Иваново на реке на Таре, да погост на реке, а в нем церковь Богоявления Господня, да Богоявленского монастыря слободка» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Кн. 11386. Л. 556; см. также Баранов. 2008. С. 81). Богоявленский мон-рь в Мстёре Богоявленский мон-рь в Мстёре В писцовых книгах М. М. Трусова и дьяка Ф. И. Витовтова 1628, 1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми кн. Г. Ромодановского записана как наследство от «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере» с каменным Богоявленским храмом и деревянной ц. во имя св. Иоанна Милостивого, «а в церквах образы, книги, и ризы, и колокола». Здесь же впервые сообщается о том, что рядом с Богоявленской ц. находились кельи монахов. Один из них назван Евфимием, именно это имя получил при монашеском постриге кн. П. Б. Ромодановский, отец Г. Ромодановского. Согласно переписным книгам 1678 г., в слободе были боярский дом и 156 бобыльских дворов, в к-рых проживало 435 человек мужского пола ( Голышев. 1865. С. 26, 107; Березин, Добронравов. 1898. С. 353).

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЖИРИЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Межиричский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2014 г. Межиричский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Ровненской и Острожской епархии УПЦ), находится в с. Межирич Острожского р-на Ровненской обл. (Украина). Впервые с. Межирич упоминается 3 июля 1396 г. как владение Федора Даниловича, кн. Острожского. Ранее село принадлежало его отцу. Права на это владение Федору Даниловичу в Луцке подтвердил Литовский вел. кн. Витовт Кейстутович ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 117). Село Межирич находилось на месте древнерус. укрепленного городища (известного по археологическим данным с XI в.), уничтоженного в сер. XIII в. В 1-й пол. XIV в. его адм. преемником стал Острог. В XV в. Межирич стал городом. Первоначально здесь была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы, в сер. XV в.- одноименная каменная. В это время наряду с Богоявленской ц. в Остроге Троицкая ц. была самой большой на Волыни. В 1466 г. кн. Иван Васильевич Острожский, совершая обмен владениями, уступил с. Межирич пану Яну Чапличу, получив взамен от него с. Гольча ( Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od konca czternastego wieku. Warszawa, 1895. S. 346). Лишь в нач. XVI в. Межирич вернулось во владение кн. Константина Ивановича Острожского, к-рый решил построить здесь замок, чтобы прикрыть свою главную резиденцию в Остроге от нападения крымских татар, часто опустошавших этот район. Сохранившийся каменный храм Св. Троицы построен не ранее сер. XVI в. по образцу возведенного кн. Константином Константиновичем Острожским кафедрального Богоявленского собора (1521) в Острожском замке. Межиричский Троицкий храм, как и Богоявленский храм в Остроге, являлся церковью-крепостью, выполняя кроме духовных и оборонные функции. В нояб. 1570 г. Межиричский замок с Троицким храмом сгорел. Но, по инвентарной описи 1571 г., здесь уже имелись каменные стены, башня-колокольня и деревянный мост.

http://pravenc.ru/text/2562784.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010