Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИХУДЫ Памятник братьям Лихудам у стен Богоявленского собора Богоявленского мон-ря в Китай-городе в Москве. Скульптор Клыков В. М. Фотография. 2009 г. Памятник братьям Лихудам у стен Богоявленского собора Богоявленского мон-ря в Китай-городе в Москве. Скульптор Клыков В. М. Фотография. 2009 г. Иоанникий (Иоанн; 1633, о-в Кефалиния (Ионические о-ва), Венецианская республика - 1717, Москва) и Софроний (Спиридон; 1652, о-в Кефалиния - 1730, Москва (по др. сведениям, Солотчинский мон-рь близ Рязани)), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии в Москве. О происхождении, образовании и домосковском периоде жизни Л. известно из «распросных речей», представленных ими в Посольский приказ, из автобиографической записки, помещенной в соч. Л. «Мечец духовный», а также из документов, сохранившихся в архивах Греции (Аргостоли, Арта) и Италии (Падуя, Венеция). Л. родились в семье капитана корабля. Начальное образование получили в местной школе, затем учились в Венеции и Падуе. Иоанн продолжил образование у известного дидаскала Герасима Влаха, преподававшего в школе Венецианского греч. братства. Сведения об обучении у Герасима Влаха Спиридона (Софрония) отсутствуют. Спиридон окончил Коттунианскую коллегию Падуанского ун-та, в архиве ун-та сохранились документы, свидетельствующие о сдаче им 16 мая 1670 г. выпускного экзамена с максимальной оценкой и о присвоении ему звания доктора философии (публ.: Ястребов. Братья Лихуды в Падуе и Венеции. 2015. С. 219). Будучи студентом, Спиридон принял монашеский постриг с именем Софроний. Иоанн был женат. Овдовев, он принял монашество с именем Иоанникий. Вернувшись на родину, братья преподавали в различных школах на Кефалинии, на др. зап. греч. островах, в городах Навпакт (ныне Нафпактос), Арта, а также в Фессалии и Македонии. Одновременно с просветительской работой они вели активную проповедническую деятельность.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНСКИЙ Леонид Константинович (15.08.1872, г. Инсар Пензенской губ.- 23.11.1937, г. Кустанай Казахской ССР), прот., видный церковный деятель. Род. в семье чиновника. Окончил гимназию, затем Пензенскую ДС (1892). С 1892 г. преподавал в начальной школе при указанной семинарии. 8 июля 1895 г. был рукоположен во диакона, на следующий день во иерея к новопостроенному домовому храму в имении Ф. П. Неронова Линтула Выборгской губ. (около совр. пос. Огоньки Ленинградской обл.). 21 сент. назначен священником Троицкой ц. при Линтульской жен. общине, преобразованной в мон-рь 19 авг. 1905 г. В 1901-1902 гг. Б. состоял членом Временного ревизионного комитета по отчетности Финляндской духовной консистории и Финляндского епархиального попечительства. С 1903 по июль 1912 г. служил в ц. св. блгв. кн. Александра Невского при С.-Петербургской одиночной тюрьме «Кресты». Дважды присутствовал при исполнении смертных приговоров, напутствуя осужденных, после чего категорически отказался от этой миссии. Прот. Леонид Богоявленский. Фотография. 1937 г. Прот. Леонид Богоявленский. Фотография. 1937 г. В 1911 г., по окончании СПбДА, Б. была присвоена степень канд. богословия за соч. «Попытки англиканских богословов приблизить свое вероучение к учению православной Церкви». Участвовал в деятельности об-ва сближения РПЦ с англиканской Церковью, сделал неск. докладов по вопросам единения Церквей. Состоял членом епархиального историко-археологического комитета, преподавал Закон Божий в петербургских гимназиях. 16 авг. 1912 г. назначен настоятелем Владимирского собора . С 1 янв. 1913 г. член правления епархиального свечного завода. В 1914 г. возведен в сан протоиерея. Весной 1917 г. вошел в состав епархиального совета при правящем архиерее. В 1918 г. Церковно-епархиальным советом был избран в состав комиссии по ликвидации духовной консистории и организации новых форм делопроизводства. В июне 1918 г. по предложению Б. епархиальное собрание духовенства и мирян постановило создать на базе свечного завода Александро-Невское православное трудовое братство (см. Гурий (Егоров) ), председателем совета к-рого был избран Б. Участвовал во встрече Патриарха свт. Тихона в Петрограде 11 июня 1918 г. 27 сент. 1918 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, освобожден в начале нояб. 1918 г. по ходатайству общего собрания рабочих и служащих свечного завода. 28 нояб. 1918 г. на собрании благочинных церквей Петрограда был избран в комиссию «по установлению однообразия и благолепия в чине богослужения». 8 июля 1919 г. назначен настоятелем кафедрального Исаакиевского собора .

http://pravenc.ru/text/149613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Анастасиин Ризоположенский, Анастасиин Крестовоздвиженский, Анастасиин Богоявленский], в Костроме. Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем , позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Анастасиин жен. мон-рь. Кострома Анастасиин жен. мон-рь. Кострома В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна . Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/114784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Сщмч. Константин Богоявленский, свящ. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Ново-Тихвинского мон-ря (Михаило-Архангельская ц., с. Меркушино) Сщмч. Константин Богоявленский, свящ. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Ново-Тихвинского мон-ря (Михаило-Архангельская ц., с. Меркушино) Стефанович Богоявленский (1896 - 27.07.1918, с. Меркушино Верхотурского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 14 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых), свящ. Отец был диаконом. В семье было 8 детей; К. и трое его старших братьев получили духовное образование. В 1906 г. поступил в Екатеринбургское ДУ, окончив к-рое в 1911 г. по 2-му разряду, поступил в Пермскую ДС. Время обучения К. в Пермской семинарии совпало с деятельностью там в качестве ректора архим. сщмч. Пимена (Белоликова ; впосл. епископ), а также инспектора Н. И. Знамировского (впосл. архиеп. Стефан (Знамировский) ). В 1917 г. К. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду, был рукоположен во иерея и направлен 3-м священником в с. Меркушино, где находился чудотворный источник на месте обретения мощей св. прав. Симеона Верхотурского . К. принял активное участие в работах по перестройке и расширению 2-го храма села - ц. во имя арх. Михаила. В июне 1918 г. в ряде волостей Верхотурского у. начались крестьянские восстания, вызванные мобилизацией в Красную Армию, продразверсткой, а также реквизициями скота, лошадей и имущества. 4 июля в Меркушине крестьяне арестовали председателя волостного исполкома А. Бочкарёва и членов большевистской партячейки. 6 июля местными жителями были убиты большевики В. Иканин и Смирнов, прибывшие для проведения мобилизации. 7 июля из Меркушина начался крестный ход в верхотурский Свято-Николаевский муж. мон-рь к мощам св. Симеона. Во главе колонны шел свящ. Василий Старцев из с. Дерябинского Верхотурского у. Около с. Красногорского Верхотурского у. Пермской губ. шествие было встречено и разогнано открывшим огонь отрядом красноармейцев. В тот же день в Меркушино прибыл председатель Верхотурской уездной чрезвычайной комиссии П. И. Шиханов. К., который в крестном ходе не участвовал, был арестован вместе с др. обвиненными в организации контрреволюционного восстания и приговорен к смертной казни. 27 июля был проведен показательный расстрел 4 осужденных. По дороге к месту казни К. отпевал себя и др. приговоренных. Их заставили выкопать себе общую могилу, поставили на краю ямы и убили выстрелами в голову. Тела столкнули вниз и засыпали землей. После отъезда карателей из села, 30 июля 1918 г. К. отпели и похоронили у алтаря Михаило-Архангельской ц. В 30-х гг. храм был взорван и могила К. утрачена. 31 мая 2002 г., при проведении работ по восстановлению храма, были обретены нетленные останки К.

http://pravenc.ru/text/1841994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в Минске. Основан в 1872 г. как первоклассный необщежительный. Располагался в зданиях бывшего жен. бенедиктинского мон-ря, закрытого в 1871 г. К XIX в. в бенедиктинской обители находились 2-башенный костел (1633), обращенный алтарем на юг, и пристроенный к зап. стороне нартекса кляштор, представлявший собой небольшой корпус, а также хозяйственные постройки ( Слюнькова. 2002. С. 188). Указом Синода в М. м. были переведены сестры Свято-Троицкого мон-ря (упразднен в 1872) с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. и пинского Варваринского мон-ря. После 1872 г. башни костела были разобраны, к нему пристроена шатровая колокольня, над центральным нефом возведен барабан с большим куполом и 4 малыми куполами по бокам. 2 февр. 1874 г. в бывшем костеле был освящен престол в честь Преображения Господня с небольшим приделом на хорах во имя вмц. Варвары (1876). Иконостас для Преображенского собора пожертвовала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889). В 1892-1899 гг. собор был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. 1899 г. освящен Минским и Туровским еп. Михаилом (Темнорусовым) . Среди чтимых святынь в храме находились копия Толгской иконы Божией Матери, присланная из Ярославля, и частица мощей (кость руки) вмц. Варвары. В М. м. помимо каменного корпуса, в к-ром проживали настоятельница и сестры, имелись 3 деревянных флигеля. К кон. XIX в. на месте обветшавшего флигеля был построен одноэтажный каменный трапезный корпус, в 1894 г. вместо деревянной ограды - каменная. После открытия М. м. возглавляла бывшая настоятельница пинского Варваринского мон-ря Назарета (Томашевская). С 1874 г. игуменией М. м. была Михаила (Максимова; † 1891), из дворян Тульской губ., постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря; с 1882 г.- Аполлинария (Сергеева), из дворян Тверской губ.; с 1884 г.- Елисавета (Шутеева; † 1891); с 1892 г.- Корнилия (Кубенская), из дворян Вологодской губ. До 80-х гг. XIX в. в М. м. сестры из Вольнянского монастыря конфликтовали с насельницами, переехавшими из Варваринской обители, из-за чего игумении Михаила и Аполлинария были вынуждены удалиться на покой. К нач. XX в. в мон-ре проживали 32 монахини и 62 послушницы, к 1908 г.- 20 монахинь и 50 послушниц. Насельницы занимались подготовкой к крещению и переходу в Православие из старообрядчества женщин; мон-рь бесплатно предоставлял им жилье и питание. При М. м. действовали детский приют и школа грамоты, в к-рой обучались 12 девочек на монастырском содержании. Обучение длилось 4 года. Богатая монастырская б-ка была открыта для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2563288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых». 2001 г. Иконописец Е. П. Тисов (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) Прп. Иаков Брылеевский. Фрагмент иконы «Преподобные Иаков Брылеевский, Сергий Радонежский и Иаков Железноборовский». Нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († сер.- 2-я пол. XV в., Троицкая Брылеева пуст.), прп. (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Брылеевский, Железноборовский, основатель Троицкой Брылеевой пуст. Сведения об И. содержатся в пересказах краеведов нач. XX в. пространной редакции Жития прп. Иакова Железноборовского (Житие было составлено в 1598 игум. Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря Иосифом, известно в единственном списке кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55, в данном тексте сведения об И. отсутствуют; др. списки, содержавшие дополнительную информацию, в частности о чудесах прп. Иакова Железноборовского и об И., утрачены). Согласно пересказам Жития, И. был учеником прп. Иакова Железноборовского († 11 апр. 1442). Архим. леонид (Кавелин) писал о том, что И. жил в Железноборовском мон-ре (ныне в с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) в качестве трудника. По прошествии нек-рого времени И. уединился в глухом лесу, в 5 км к юго-востоку от монастыря, и основал Троицкую Брылееву пустынь, где и был погребен после кончины. В 1612 г. польск. отряды разорили Брылееву пуст. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая ц. с приделом во имя прп. Иакова (возможно, прп. Иакова Железноборовского, канонизированного ранее 1628). Впосл. эта церковь, видимо, сгорела, поскольку более не упоминается в документах. В 1731 г. игум. Феодосий перенес в пустынь из Железноборовского мон-ря деревянную Рождество-Богородицкую ц., к-рую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи Железноборовского мон-ря 1743 г. в Брылеевой пуст. отмечены помимо Введенской ц. 2 братские кельи ( Флеров В. Н. Буйская земля. Ч. 1. Кострома, 2002. С. 43).

http://pravenc.ru/text/200165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской епархии Орловской митрополии), находится в г. Орле. Кон. XVI - кон. XVIII в. Успенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Успенский мон-рь в Орле. Фотография. Нач. XX в. Основан в кон. XVI в. на Взвозной горе, в версте от Орловской крепости, недалеко от Троицкой березовой рощи, у дороги, ведущей к г. Болхову. Сожжен вместе с г. Орлом в период Смутного времени , в период восстановления города перенесен на место слияния рек Оки и Орлика. В 1641 г. «на посаде в Большом остроге» свящ. Борисом Козьминым (Косминым) «в память по родителям» была сооружена деревянная на подклете ц. Богоявления с приделами свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана. К храму примыкали кладбище и дворы священно- и церковнослужителей ( Пясецкий. 1899. С. 253, 256). Вскоре рядом Козьмин построил теплую деревянную ц. св. князей Бориса и Глеба. Позже он принял постриг с именем Боголеп и стал 1-м настоятелем обители на новом месте. 24 июля 1655 г. сын Козьмина, поп Иван, выполняя волю отца, составил грамоту, согласно которой передавал монастырю обе церкви со всем имуществом, в т. ч. с образами, документы - «крепости» на землю, двор близ церквей и 80 р. ( Неделин. 2001. С. 164). Во вкладной книге мон-ря XVII в. упоминались благотворители иером. Никифор, воевода А. С. Соковнин, соборный поп Даниил. К кон. XVII в. при помощи орловских помещиков И. С. Головина, Цуриковых, Аболмасовых, Логачёвых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан «меною и куплею [было] приобретено монастырю земли с усадьбами, сенокосами и угодьями более 800 четвертей» ( Петров. 1910. С. 3). Настоятелями Богоявленского монастыря были строители, а позже - игумены. После строителя Боголепа обителью управляли Герман, Галактион, Корнилий, Сосипатр, Иов, Феодосий и Антоний. Последним настоятелем Богоявленского мон-ря стал строитель Евфимий, возведенный в сан игумена в 1686 г. архиеп. Коломенским и Каширским Никитой (Тотемским) .

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАХСТАНСКИЙ МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ Вознесенский собор в Алматы. 1903–1907 гг. Архит. А. Зенков Вознесенский собор в Алматы. 1903–1907 гг. Архит. А. Зенков (Митрополичий округ РПЦ в Республике Казахстан), каноническое подразделение РПЦ в Республике Казахстан ; образован 7 мая 2003 г. решением Свящ. Синода «в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности епархий РПЦ в Республике Казахстан». Глава - митр. Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв ; с 5 марта 2010). Центр - Астана. Кафедральные соборы: Успенский в Астане и Вознесенский в Алматы (Алма-Ата). К. м. о. объединяет 9 епархий РПЦ на территории Казахстана, в к-рых насчитывается 282 прихода и 9 мон-рей, 310 храмов и 391 священнослужитель (2012): Астанайская и Алматинская (67 приходов, 4 мон-ря, 156 священнослужителей), Карагандинская и Шахтинская (25 приходов, мон-рь, 33 священнослужителя), Кокшетауская и Акмолинская (24 прихода, 25 священнослужителей), Костанайская и Рудненская (31 приход, 25 священнослужителей), Павлодарская и Экибастузская (22 прихода, мон-рь, 28 священнослужителей), Петропавловская и Булаевская (45 приходов, 27 священнослужителей), Уральская и Гурьевская (17 приходов, мон-рь, 28 священнослужителей), Усть-Каменогорская и Семипалатинская (23 прихода, 2 мон-ря, 33 священнослужителя), Чимкентская и Таразская (28 приходов, 36 священнослужителей). История В К. м. о. на время его учреждения входили 3 епархии: Астанайская и Алматинская, Уральская и Гурьевская, Чимкентская и Акмолинская (ныне Чимкентская и Таразская). Первым главой округа был митр. Астанайский и Алматинский Мефодий (Немцов) . По его инициативе в 2003 г. была создана окружная комиссия по канонизации святых, преобразованная из аналогичной епархиальной комиссии, существовавшей в Алматы с 1991 г. В 2004 г. в Астане началось строительство духовно-адм. комплекса митрополии, в 2006 г. состоялась закладка Успенского кафедрального собора в Астане, строительство которого закончилось в 2009 г. (великое освящение совершил в янв. 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ). В 2004-2007 гг. в Алматы был восстановлен собор св. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, построенный на месте возведенного в 1858 г. семиреченскими казаками кафедрального собора Туркестанской епархии. В 2004 г. митр. Мефодий благословил перезахоронить на территории Серафима Саровского, прп. (Иверско-Серафимовского), жен. мон-ря , близ Софийского собора, останки Туркестанских архиереев: архиеп. Софонию (Сокольского ; † 1877) и еп. Никона (Богоявленского ; † 1897). В 2008 г. митр. Мефодий освятил часовенную сень на могиле митр. Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова ; † 1975).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594, Берёзов, ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский АО - 25.06.1697, Далматов Успенский мон-рь), прп. (пам. 25 июня, 24 июля, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), Исетский, Пермский, основатель Далматовского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Биография Д. изложена в «Известии об основании Далматовского монастыря», написанном в нач. XVIII в. сыном Д. архим. Исааком (Мокринским). Большой объем информации о Д. и основанной им обители содержится в документах сибир. делопроизводства XVII в. и в архиве Далматовского Успенского мон-ря (Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224). Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Прп. Далмат. Портрет. XVIII в. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) И. Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибир. городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибир. татар или остяков. Д. Мокринский был поверстан в дети боярские. Ок. 1627/28 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Д. Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 г. находился на должности приказчика в Вагайском острожке. В 1642/43 г. он оставил гос. службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском мон-ре (Верхотурский у.). Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Д. покинул обитель (архим. Исаак писал, что Д. не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Д. Архим. Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во 2-й раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Д., но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова мон-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010