Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), ближайший ученик и келейник прп. Паисия Угличского со времени основания последним угличского Богоявленского (впосл. Покровского) муж. мон-ря (до 1462). О жизни А. У. известно из жития прп. Паисия. По мнению В. О. Ключевского , оно было написано после разорения Углича поляками в 1611 г. Краткая редакция жития сохранилась в Милютинских Четьих-Минеях (см. Милютин Иоанн ). Пространная редакция дошла в позднем сборнике 1776 г. (БАН. Арх. комис. 223 (372)), но Ключевский предполагал, что автор этой редакции пользовался довольно древним и обстоятельным источником. В житии рассказывается, что в 1472 г. преподобные Паисий, Кассиан и А. У. сподобились ночью видения св. Герасима Иорданского и Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем (ГИМ. Барс. 869. Л. 13-13 об.) В 1482 г. А. У. был свидетелем обретения приплывшей по воде иконы Покрова Пресв. Богородицы. В 1483 г. А. У. участвовал в торжественном освящении нового каменного Покровского собора обители в присутствии угличского кн. Андрея Васильевича, Ростовского архиеп. Тихона, прп. Макария Калязинского и др. игуменов. Впосл. преподобные Паисий и А. У. устроили для новоначальных иноков Угличский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь («за Греховым ручьем»). Первым игуменом этой обители был А. У., собравший до 30 иноков. Николаевский мон-рь был зависим от Покровского, о чем свидетельствовало духовное руководство обеими обителями прп. Паисия. Житие прп. Паисия рассказывает, что А. У. был очевидцем чудесного молитвенного состояния своего духовного отца, после к-рого прп. Паисий пророчески предсказал Богоявленскому мон-рю, Угличу и державе Российской грядущие бедствия и от «иных народов попленение» (ГИМ. Барс. 869. Л. 22 об.- 23). А. У. участвовал в погребении прп. Паисия († 6 июня 1504) и, ненадолго пережив наставника, завещал похоронить себя рядом с ним, на месте его первой кельи, где оба они сподобились видения.

http://pravenc.ru/text/63622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ визант. гимнограф. Под именем Г. или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Ж. Б. Ф. Питра отождествлял его с прп. Гавриилом Иверским (XI в.), др. исследователи (К. Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был к-польский монах из Евергетидского или из Студийского мон-ря, живший в IX-X вв. 8 из 9 кондаков, носящих имя Г., содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части к-рого (Patm. gr. 212 и 213) были созданы одним переписчиком (возможно, в К-поле) в XI в., по мнению Николопулоса, для вклада патриарха К-польского Николая III Грамматика в основанный в 1088 г. прп. Христодулом мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Г. посвящены предпразднству Богоявления (5 янв.), сщмч. Феопемпту и 1003 мученикам (7 февр.), прп. Феофилакту, еп. Никомидийскому (8 марта), Собору арх. Гавриила (26 марта), прмц. Февронии (25 июня), прп. Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 авг.; по указанию Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком прп. Романа Сладкопевца ) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Г. подтверждается наличием его имени в акростихах. Еще один кондак, надписанный именем Г.,- на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 авг.) - сохранился не полностью в 7 рукописях X-XIII вв. (Ath. Vatop. gr. 1041, Sinait. gr. 926 и др.) (проимий и 4 строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и 1-я строфа вошли в качестве кондака и икоса; Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Г. В печатные богослужебные книги вошел канон Г. прп. Луке Стириоту († 946; пам. 7 февр.) 2-го плагального (6-го) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Син. греч. 153. Л. 59-63), происходящей из к-польского мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/161267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 24.04.1898, дер. Огородники Слуцкого у. Минской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. В 1914 г. окончил 3 класса церковноприходской школы. В 1918 г. поступил послушником в Николаевский муж. мон-рь Оренбургской епархии. После закрытия мон-ря в 1922 г. уехал на Афон. Вернувшись, 22 янв. 1925 г. принял монашеский постриг в Николаевском кафедральном соборе г. Баку; в дек. 1925 г. рукоположен во иеродиакона Прикаспийским и Бакинским еп. Арсением (Соколовским), служил при Николаевском соборе. В 1929 г. приехал в Москву, в окт. рукоположен Орехово-Зуевским еп. Питиримом (Крыловым) во иеромонаха в кафедральном Богоявленском Дорогомиловском соборе и назначен в Успенский храм бывш. Левкиева мон-ря с. Левкиева Шаховского р-на Московской обл. Ревностно относился к пастырским обязанностям. По показаниям свидетелей, «хорошо и долго выполнял службы, хорошо говорил проповеди», ходил по домам с молебнами, имел «громадное влияние на несознательную часть населения». Арестован 23 янв. 1930 г. по обвинению в антисоветской агитации, заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 13 февр. 1930 г. приговорен коллегией ОГПУ к заключению сроком на 3 года, по отбытии заключения (в Ухтинско-Печорском ИТЛ) возвратился в нояб. 1932 г. в с. Левкиево. Назначен Дмитровским архиеп. Питиримом (Крыловым) в храм Вознесения Господня с. Рахманова Пушкинского р-на Московской обл. В 1933 г. переведен в Никольский храм Саввинской Слободы близ Звенигорода, где прослужил ок. месяца и вынужден был уйти из-за отказа в прописке. Служил в Клинском р-не, в 1934 г. награжден золотым крестом (в 1935 продал для уплаты налогов). С июня 1936 до 3 февр. 1937 г. работал на Клинском стекольном заводе старшим электромонтером, затем служил в Знаменской ц. с. Лисинцева Наро-Фоминского р-на, 22 июня 1937 г. переведен Дмитровским еп. Сергием (Воскресенским) в храм святых апостолов Петра и Павла с. Лыткарина Ухтомского р-на. 29 сент. 1937 г. арестован по обвинению в антиколхозной агитации, распространении «провокационных слухов о якобы имеющемся голоде в колхозах» и «о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство»; заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД СССР от 17 нояб. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен постановлением Свящ. Синода от 12 марта 2002 г.

http://pravenc.ru/text/161255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Ушаков Дмитрий; † 1721, Данилов московский мон-рь), архиеп. Вятский и Великопермский. О жизни Д. до 1697 г. известно только, что он был вдовцом и имел детей. По предположению С. Г. Рункевича , до принятия монашества он служил священником. С 1697 г. был игуменом Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского мон-ря . 4 авг. 1700 г. хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского с возведением в сан архиепископа. В том же году прибыл в кафедральный г. Хлынов (ныне Киров). Осенью 1700 г. Хлынов почти полностью выгорел. Д. заботился о восстановлении сгоревших церквей, при этом воспользовался случаем упорядочить архитектурный облик церковных строений. В грамоте, разрешающей восстановление сгоревшей ц. Покрова Пресв. Богородицы, указал, «чтобы верх у нее был не шатровый (не скатами), алтарь сделать круглый прорубной, из алтаря построить три двери, святые иконы в иконостасе поставить по чину» ( Спицын. С. 6). При Д. деревянные церкви Хлынова заменялись каменными (в частности, Покровская ц. в 1709, Иоанно-Предтеченская в 1714), строились новые каменные храмы (Богоявленский собор в 1710, Владимирская ц. в 1718). При Д. в Вятской епархии происходило резкое усиление контроля светской власти над церковным имуществом и ослабление власти правящего архиерея. В 1702 г. в Хлынов для переписи имущества архиерейского дома прибыл стольник И. П. Назарьев. В перепись попала и часть личного имущества Д. Как и у др. архиереев, у Д. было велено опечатать деньги и переписать лошадей. В 1706 г. в епархию для новой переписи прибыл стольник А. Греков. Все это не помешало Д. накопить значительное имущество. Рункевич характеризовал его как «большого сребролюбца и лихоимца»: «Еще при жизни своей преосвященный снабдил своих детей значительными капиталами, каждую семью - до 8000 р. У них был каменный дом, имение. Вероятно, слухи о переходе архиерейского богатства в мирские руки распространились в Москве.

http://pravenc.ru/text/178413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Сухенко Евгений Александрович; 5.09.1900, с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губ.-17.06.1973, Псково-Печерский мон-рь), архиеп. Омский и Тюменский. Род. в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в КДА, где обучался до ее закрытия в нач. 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском ин-те народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова , А. А. Глаголева , М. Н. Скабаллановича . В 1920 г. был секретарем еп. Богуславского Георгия (Делиева) , управлявшего Киевской епархией. 6 дек. 1927 г. архиеп. Каневским Василием (Богдашевским) рукоположен целибатом во диакона, 25 дек. 1927 г. еп. Георгием (Делиевым) - во священника и назначен настоятелем Успенской ц. в с. Нов. Быков Черниговской епархии. С 8 нояб. 1930 г. служил штатным священником в киевском Андреевском соборе. 27 нояб. 1932 г. архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) пострижен в монашество, 6 дек. возведен в сан игумена. С 15 мая 1933 г. служил в Свято-Троицкой ц. мест. Носовки Черниговской обл. 2 авг. 1934 г. возведен в сан архимандрита, служил на приходах Черниговской, Киевской, Костромской епархий. 19 окт. 1937 г. арестован в с. Успенье Парфеньевского р-на Костромской обл. 28 окт. осужден тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 8 лет ИТЛ. Заключение отбывал в г. Ирбите Севураллага (Свердловская обл.). 19 окт. 1945 г. освобожден, оставлен в лагере. 16 июля следующего года освобожден из лагеря и 24 авг. назначен настоятелем сельского прихода в Харьковской епархии. С 1947 г. настоятель харьковского Благовещенского кафедрального собора. 12 дек. 1947 г. назначен, 25 февр. 1948 г. хиротонисан в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы Святейшим Патриархом Алексием I в сослужении архипастырей во епископа Черновицкого и Буковинского. По совместительству с 27 дек. 1951 г. управлял также Винницкой, с 1953 г.- Каменец-Подольской епархиями. В 1954 г. переведен с Черновицкой на Винницкую кафедру с поручением управлять одновременно Хмельницкой епархией (бывш. Каменец-Подольская). 17 окт. 1955 г. перемещен с Винницкой кафедры на Черниговскую. С 22 сент. 1956 г. архиепископ. В 1958 г. временно управлял Житомирской, в 1960 г.- Харьковской епархиями.

http://pravenc.ru/text/115254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Корж; 1888, с. Рубановка Мелитопольского у. Таврической губ.- 14.03.1937, Крым), прмч. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иеродиак. Род. в укр. крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. Рано полюбив церковную службу, молодой человек отправился на Афон. Пройдя послушание, принял монашеский постриг с именем А. После возвращения на родину был рукоположен во диакона и получил назначение в Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского муж. мон-рь , следующим местом служения А. стал Воскресенский храм в Ливадийской слободке. В 1927 г. А. служил в Плещеевской кладбищенской ц. Ялты. 9 дек. 1937 г. А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, виновным себя не признал. Расстрелян по приговору от 9 февр. 1938 г. В 1997 г. определением Свящ. Синода УПЦ А. был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии, общецерковное почитание установлено на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Лит.: Доненко Н., прот. Претерпевшие до конца. Симферополь. 1997. С. 55-59. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 1893 - 1937), иером. , прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/115884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Моралин Лев Геннадиевич; род. 24.12.1956, с. Новоязыково Арзамасской обл.), митр. Курский и Рыльский. Из крестьянской семьи. С юношеских лет читал и пел на клиросе. По окончании средней школы поступил в Арзамасское медицинское уч-ще, к-рое окончил в 1975 г. С 1975 по 1977 г. служил в рядах Советской Армии. После демобилизации работал фельдшером на станции скорой помощи, одновременно заочно обучался на историко-филологическом фак-те Горьковского гос. ун-та. С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском ЕУ. 19 авг. 1983 г. Владимирским архиеп. Серапионом (Фадеевым) Лев Моралин был рукоположен во диакона к Успенскому кафедральному собору во Владимире. 8 марта 1984 г. настоятелем собора архим. Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Германа Валаамского и 10 марта архиеп. Серапионом рукоположен во иерея. В апр. 1984 г. назначен настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Ликине Судогодского р-на Владимирской обл. Заочно окончил Московскую ДС. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. Принимал активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси . С 1989 по 1993 г. служил настоятелем Покровского и Никитского храмов в Юрьеве-Польском. В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округа. 23 февр. 1993 г. определен быть епископом Якутским и Вилюйским. Хиротонию Г., состоявшуюся 28 марта того же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, возглавил Патриарх Алексий II . С 1995 г. епископ Якутский и Ленский. 25 февр. 2000 г. возведен в сан архиепископа. В том же году заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т. 10 апр. 1993 г. Г. прибыл в Якутск и приступил к воссозданию епархии, в к-рой был лишь один действующий приход. К 2003 г. стараниями Г. в Якутской епархии было открыто 50 приходов, из них 25 - постоянно действующих, и Покровский жен. мон-рь в г. Якутске. В 1997 г. при епархии создан филиал Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та. Осуществлены переводы и подготовлены издания НЗ, Закона Божия, богослужебной и религ. лит-ры на совр. якут. языке, проведена активная миссионерская работа, в рамках к-рой неск. тысяч якутов и эвенков приняли Таинство Крещения. В храмах епархии стали регулярно совершаться богослужения на совр. якут. языке.

http://pravenc.ru/text/164771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБИМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ярославской епархии, существовало в 1919-1929 гг., названо по г. Любим. Предложение об учреждении самостоятельной «уездной епископии» для Любимского и Даниловского уездов Ярославский губ. с кафедрой в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре высказал в 1906 г. Ярославский архиеп. Иаков (Пятницкий ; впосл. митрополит). Л. в. было образовано постановлением Синода от 24 окт. 1919 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 34). Первым Любимским архиереем, согласно указу патриарха свт. Тихона от 4 февр. 1920 г., стал еп. Амвросий (Казанский), бывш. настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Поскольку в 1919 г. Геннадиев мон-рь был закрыт, викарии проживали при любимском Богоявленском соборе, где находилась их кафедра. После закрытия Преображенской ц. при любимском тюремном замке ее имущество (престол, антиминс, жертвенник, церковные сосуды, иконостас, колокола и др.) по просьбе прихожан было передано в Богоявленский собор, где 25 июля 1921 г. еп. Амвросий освятил придел в честь Преображения Господня. Между сент. 1921 и июлем 1922 г. архиерей был переведен на Воткинское викариатство Сарапульской епархии (в лит-ре встречаются ошибочные сведения о том, что еп. Амвросий в 1920-1922 занимал Кременецкую кафедру (см. ст. Кременецкое викариатство )). Еп. Кирилл (Соколов) вскоре после назначения викарием (между маем и 28 июня 1922), но до прибытия к месту служения направил из Ярославля послание любимскому духовенству и мирянам, в к-ром извещал, что заместитель находившегося под арестом патриарха Тихона Ярославский митр. исп. Агафангел (Преображенский) «признал полезным для дела епархиального управления» поручить ему «полусамостоятельное управление» викариатством. 28 июня 1922 г. митр. Агафангел был арестован, 14 июля еп. Кирилл объявил об автокефальном (т. е. независимом от обновленческого Высшего церковного управления (см. также Обновленчество )) статусе викариатства для «ограждения его от неправославных влияний и от вторжений в него инакомыслящих». В 1922 г. (по др. данным, в 1923) архиерей был арестован и выслан за пределы Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новые Прощи), в Арзамасе (Нижегородская епархия). В 1580 г. житель Арзамаса Феофилакт Яковлев построил деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и спустя нек-рое время, будучи уже священником Никольского храма, устроил при нем жен. мон-рь: выстроил кельи для 30 монахинь, деревянную Богоявленскую ц. с приделом во имя вмч. Георгия Победоносца и колокольней. Первыми настоятельницами были монахини Фотиния, Феврония, Агафия, Надежда и Мария. В 1606 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал мон-рю мельницу и сенные покосы. При царе Михаиле Феодоровиче обитель ежегодно получала деньги из арзамасских таможенных, четвертных и оброчных доходов, а также овес и рожь. При Петре I мон-рь был лишен хлебной и денежной руги из казны. Арзамасский во имя свт. Николая мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Арзамасский во имя свт. Николая мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) В 1650 г. после пожара, уничтожившего почти все постройки обители, на средства вдовы свящ. Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия была заново отстроена деревянная Богоявленская ц., в 1683 г. освящена первая в обители каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1726 г. постройки мон-ря вновь горели, в том же году вместо сгоревшей деревянной ограды была возведена каменная, в 1738 г. восстановлена и освящена Никольская ц. с приделом во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, в иконостасе к-рой была помещена чудотворная икона свт. Николая Чудотворца («Николы Можайского»), дар игум. Спасского мон-ря Сергия. В 1740 г. восстановлена деревянная Богоявленская ц., однако в 1770 г. она была разобрана и на ее месте в 1776 г. построена каменная, с 2 приделами: во имя Всех святых и в честь Боголюбской иконы Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был причислен к 3-му классу как общежительный, покосы и мельница, пожалованные обители царем Василием Шуйским, были отобраны. В 1789 г. по повелению императрицы Екатерины II Великой мон-рю было отведено 100 дес. дровяного соснового леса. При последующих императорах обители неоднократно отводилась земля, лесные угодья, была пожалована мельница на р. Вадок, Унзово оз. В кон. XIX в. А. м. получал доход от мельницы, гостиницы, 6 лавок, от сдачи в аренду земли, процентов от пожертвованного капитала. Обители принадлежал также скотный двор и огороды.

http://pravenc.ru/text/75922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010