Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Новгородский, свт. - житие ГАВРИИЛ (в схиме Григорий; † 24.05.1193, Новгород), свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский. Г. был младшим братом Новгородского архиеп. свт. Иоанна (Илии) (1163-1186), вместе с ним участвовал в закладке Благовещенского мон-ря в Людине конце Новгорода (1170). Согласно Житию свт. Иоанна (Успенский и Царский списки ВМЧ) и «Повести о построении Благовещенской церкви» (XIV-XV вв.), братья происходили из боярского рода («благородну, и благочестиву, и богату родителю чада»), их отца звали Николай. Братья основали Благовещенский мон-рь после смерти родителей, оставивших им большое наследство. «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщает, что братья приняли постриг в основанном ими мон-ре. Однако это представляется маловероятным, поскольку свт. Иоанн уже являлся Новгородским архиереем; возможно, что и его брат был к тому времени монахом, поскольку в летописи он, как правило, именуется Гавриилом - до и после поставления на кафедру. По свидетельству летописи, в святительство своего брата Г. участвовал вместе с ним в строительстве ряда каменных храмов в Новгороде: Благовещенского (21 мая - 25 авг. 1179) и надвратного Богоявленского (1180-1182) в Благовещенском мон-ре, ц. во имя св. Отцов Никейского Собора (1182), св. Иоанна на Торговище (заложена в 1184). Житие свт. Иоанна сообщает, что братья «и иныи церкви постависта... и святаго пророка Илью, и святаго Феодора, игумена Студийскаго, и святых 3 отроков Анании, Азарьи, Мисаила, и Данила пророка, и святаго Лазоря, и святаго архиерея Николу» (цит. по: Дмитриев. С. 149). Свт. Гавриил, архиеп. Новгородский. Икона «Новгородские святые». XIX в. (НГОМЗ). Фрагмент После смерти 7 сент. 1186 г. архиеп. Иоанна Г. был избран на Новгородскую кафедру. Хиротония Г. во архиепископа Новгородского, к-рую возглавил Киевский митр. Никифор II, состоялась 29 марта 1187 г. в Киеве. Г. прибыл в Новгород 31 мая 1187 г. Спустя год он посетил Псков, где постриг в схиму перед кончиной путешествовавшего вместе с ним летописца Германа Вояту († 13 окт. 1188).

http://pravicon.com/info-2017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ Дорофей (Филипп), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и словакии. Фотография. XX в. Дорофей (Филипп), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и словакии. Фотография. XX в. (Дмитрий Георгиевич Филип; 20.10.1913, с. Нанково, ныне Хустский р-н Закарпатской обл.- 30.12.1999, Прага), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. Род. в семье крестьян. Начальную школу окончил в родном селе, среднее образование получил в гимназии в г. Хуст (ныне районный центр Закарпатской обл.). В 1933 г. служил в Чехословацкой Армии. После военной службы окончил земледельческую школу. В 1938 г. поступил в Свято-Никольский мон-рь с. Иза в Закарпатье. В 1939 г. принял монашеский постриг с именем в честь св. Дорофея, еп. Тирского. 7 апр. 1940 г., в день Благовещения Пресв. Богородицы, рукоположен во диакона, а в 1941 г. в тот же праздник - во иерея. С 1942 г. служил на различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 г. назначен благочинным мукачевского Свято-Николаевского муж. мон-ря, в 1951-1955 гг. был духовником Успенского жен. мон-ря в Мукачеве (бывш. Свято-Николаевский мужской). С 1955 г. благочинный мон-рей Мукачевской и Ужгородской епархии. Окончил Ленинградскую ДС и ЛДА со степенью канд. богословия. 12 июня 1955 г. в Богоявленском патриаршем соборе Москвы рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I во епископа Кременецкого. В том же году по просьбе Митрополита Пражского и всея Чехословакии Елевферия (Воронцова) начал служение в Чехословацкой Православной Церкви. 19 авг. совет Прешовской епархии избрал Д. епископом. В 1963 г. возведен в сан архиепископа Митрополитом Пражским Иоанном (Кухтиным) . 23 окт. 1964 г. на 4-м Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви избран Предстоятелем Церкви, 25 окт. в пражском кафедральном соборе во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия состоялась его интронизация. 4 июня 1968 г. Д. была присуждена ученая степень магистра богословия, а в 1984 г.- доктора богословия ЛДА. Д. также являлся доктором богословия honoris causa Прешовского богословского фак-та.

http://pravenc.ru/text/180269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. (Костромской и Галичской епархии), в с. Домнине Сусанинского р-на Костромской обл. Основан при храме в честь Успения Пресв. Богородицы (XIX в.) с. Домнина первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря , с 2004 г. самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным . В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (см. Марфа (Романова) ) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (см. Филарет (Романов) , патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами.

http://pravenc.ru/text/178889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Александров), еп. Екатеринославский и Таганрогский. Фотография с портрета. Сер. - кон. XIX в. (РГИА) Иннокентий (Александров), еп. Екатеринославский и Таганрогский. Фотография с портрета. Сер. - кон. XIX в. (РГИА) (Александров Илия Феодорович; 8(18).07.1793, Астрахань - 31.03.1869, Куряжский Старохарьковский в честь Преображения Господня мон-рь), еп. Екатеринославский и Таганрогский. Род. в семье астраханского благочинного, кафедрального прот. Феодора Чумички. Посетивший Астрахань в 1814 г. имп. Александр I наградил прот. Феодора наперсным бриллиантовым крестом и дозволил ему переменить фамилию Чумичка на Александров. После окончания Астраханской ДС в 1814 г. Илия Александров поступил в СПбДА, учился с буд. архиереями Агапитом (Вознесенским) , Иаковом (Вечерковым) , Смарагдом (Крыжановским) и Христофором (Эмаусским) . По окончании академии 9 авг. 1819 г. получил степень магистра и был определен в Новгородскую ДС профессором церковной истории и франц. языка; с 28 марта 1821 г. профессор философии и инспектор семинарии. 14 марта 1820 г. в новгородском Антониевом мон-ре пострижен в монашество, 28 марта рукоположен во диакона, 29 марта - во иерея. В авг. 1821 г. переведен в Тверскую ДС, 15 (или 13) авг. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 2 авг. 1823 г. Комиссией духовных уч-щ назначен ректором, профессором богословских наук Смоленской ДС. Одновременно являлся настоятелем Авраамиева смоленского монастыря , членом консистории, цензором проповедей и благочинным мон-рей. В 1831 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 19 мая 1832 г. в столичном Казанском соборе митр. Новгородским и С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским) И. был хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского, 25 мая получил в дар полное архиерейское облачение из кабинета имп. Николая I. 25 июня того же года прибыл в Харьков. По инициативе И. были устроены теплые приделы верхней Богоявленской ц. Успенского кафедрального собора (освящены 5 и 12 нояб. 1833), в 1832-1834 гг. отремонтирован и надстроен храм свт. Николая Чудотворца, в к-ром архиерей освятил приделы в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, во имя свт. Митрофания Воронежского и во имя св. Илии Пророка. 11 сент. 1832 г. в Успенском соборе И. принимал посетившего Харьков имп. Николая I, преподнес ему икону Спасителя в сребропозлащенном окладе.

http://pravenc.ru/text/389647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Юзвьюк (Юзьвюк) Николай Порфирьевич; 2.10.1880, с. Дмитровичи Брестского у. Гродненской губ.- 27.08.1965, одесский во имя арх. Михаила жен. мон-рь), архиеп. бывш. Пинский и Полесский. Из семьи псаломщика. Брат прот. Владимира Юзвьюка, депутата IV Гос. думы. По окончании в 1899 г. (Литовские ЕВ. 1899, 27. С. 263) Жировицкого ДУ поступил в Литовскую ДС, которую окончил по 1-му разряду. В 1905-1913 гг. надзиратель и библиотекарь Виленского муж. ДУ. По окончании в 1913 г. в С.-Петербурге курсов при Мин-ве юстиции служил земским начальником Лидского, затем Виленского уездов Виленской губ. В 1917-1918 гг. временный судья в Виленском у. В 1918 г. переехал в Воронеж, в 1920 г.- в Харьков. В 1922 г. во время репатриации уроженцев зап. областей бывш. Российской империи вернулся в Вильно (Вильнюс, тогда в составе Польши). Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. С сент. 1924 г. служащий Виленской ДС: зав. интернатом, помощник инспектора (с 1925), воспитатель интерната (с 1927), одновременно с 1928 г. по совместительству библиотекарь. Пользовался большим уважением среди семинаристов. Отличался высокой культурой, редким тактом в отношениях с людьми, добросовестным исполнением обязанностей, принципиальностью в сочетании с добрым характером. С разгромом Польши в начале второй мировой войны и присоединением Виленского края к Литве в Вильнюс возвратилась кафедра архипастыря Литовской епархии. С февр. 1940 г. Н. Юзвьюк - секретарь Виленского и Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) и одновременно староста храма и секретарь правления вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . После присоединения Литвы к СССР сменивший почившего митр. Елевферия († 31 дек. 1940) Виленский и Литовский митр. и Патриарший экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский) настойчиво предлагал Юзвьюку подумать об архиерейском служении, на что тот согласился только через год, уже во время нем. оккупации.

http://pravenc.ru/text/171266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) (сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. Житие Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС (Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов - 16.04.1965, Сочи), митр. Херсонский и Одесский. Из семьи рабочих. К 1918 г. окончил 2 класса Саратовского ДУ, в 1926 г.- среднюю школу 2-й ступени. В 1923 г. поступил в саратовский Спасо-Преображенский мон-рь, где нес послушание иподиакона. В 1926 г. обновленческим архиереем рукоположен во диакона целибатом. В июне 1928 г. пострижен в рясофор с именем Серафим, в 1930 г.- в мантию с именем Б. В 1930-1931 гг. состоял клириком в обновленческой Рязанской епархии. В 1931 г. мобилизован на военную службу в тыловое ополчение. В 1934 г. принят в общение с Московской патриархией в монашеском достоинстве, без признания хиротоний. В мае 1935 г. рукоположен во диакона, затем во иеромонаха. Вскоре Б. был арестован и в июне 1935 г. осужден, в июне 1937 г. освобожден. В авг. того же года поступил на работу в Сармашстрой (позднее назывался «Трест 13»), где работал до сент. 1940 г. В мае 1941 г. перешел на должность коменданта в Трест зеленого строительства Саратовского горсовета, 28 авг. того же года мобилизован и до окт. 1942 г. работал начальником снабжения и зав. складом промстроительства, после чего служба Б. в гражданских учреждениях была завершена. Архиеп. Борис (Вик). Фотография. 1954 г. Архиеп. Борис (Вик). Фотография. 1954 г. 1 нояб. 1942 г. архиеп. Григорий (Чуков) назначил Б. настоятелем саратовского кафедрального собора, вскоре возвел в сан игумена, 19 авг. 1943 г. Б. был возведен в сан архимандрита. 2 апр. 1944 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве состоялась хиротония Б. во епископа Нежинского, викария Черниговской епархии, хиротонию возглавил Патриарх Сергий . 16 апр. 1945 г. был назначен правящим еп. Черниговским и Нежинским. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). 13 янв. 1947 г. переведен на Саратовскую кафедру, 18 нояб. следующего года Б. было поручено временное управление Чкаловской епархией. 4 марта 1949 г. назначен епископом Чкаловским и Бузулукским.

http://pravenc.ru/text/153151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение в Киеве. История Киевская Братская школа и Киево-Могилянская коллегия с 1615 г. по 80-е гг. XVII в. Формирование систематического школьного образования в Киеве происходило на рубеже XVI и XVII вв., когда в Европе развивались как католич., так и протестант. учебные заведения. Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве столкнулась с необходимостью создать собственную образовательную школу, ни в чем не уступающую европейским коллегиям. В посл. четв. XVI в. эту задачу стремилось решить братское движение, его представители были готовы открывать школы и материально их поддерживать. По подсчетам Я. Д. Исаевича, к нач. XVII в. таких школ существовало уже ок. 30. Киев, находившийся в кон. XVI в. в культурном и экономическом упадке, нек-рое время пребывал в стороне от этого движения. Однако после заключения Брестской унии (1596) происходила постепенная активизация культурной и церковной жизни в Киеве. Этот город, отдаленный от польско-литов. политических центров, был более привлекательным для правосл. населения, заметную роль в этой пограничной зоне стало играть казачество. Казаки проявляли заинтересованность в церковных делах и со временем стали выступать главными защитниками Православия. Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Начало духовного и культурного возрождения Киева связано с именем архим. Киево-Печерского монастыря Елисея (Плетенецкого) , создавшего лаврскую типографию и привлекшего в Киев несколько переводчиков, иконописцев и печатников. Возможно, именно в этом кругу родилась идея создания Киевской школы. Принято считать, что Братская школа в Киеве была основана в 1615 г., когда здесь был устроен Киево-Братский в честь Богоявления мон-рь . Нек-рые историки XIX в. предполагали возможность существования братского учебного заведения еще с кон. XVI в., когда Украину посетил К-польский патриарх Иеремия II . По этой гипотезе, патриарх Иеремия либо по дороге в Москву, либо на обратном пути побывал в Киеве и здесь издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Однако эта гипотеза, восходящая к историческим запискам 2-й пол. XVIII в. о Киевской академии, впосл. была признана несостоятельной. Так, проф. С. Т. Голубев аргументированно опроверг возможность учреждения школы К-польским патриархом Иеремией в 1588-1589 гг. ( Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Празд. 7 мая), чудотворная, получила название по месту явления в Любече, древнем городе на Днепре, расположенном в 30 км от Чернигова (в наст. время поселок городского типа Репкинского р-на Черниговской обл., Украина). С 1569 г. город стал центром Любечского староства Киевского воеводства Речи Посполитой, с 1648 г.- центром казацкой сотни Черниговского полка. Городом владели гетман И. С. Мазепа, семьи Полуботков и Милорадовичей. Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в. Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в. Точная дата явления иконы неизвестна; по народному преданию, ее появление произошло в XI в., когда «в Любече жил мясоторговец, имевший жену и двух сыновей мальчиков. Однажды, когда он отправился из дому за покупкой овец, а мать ушла к колодцу за водой, старший мальчик нечаянно убил меньшего и сам со страху залез в печку. Мать, ничего не подозревая, затопила печь, и мальчик задохнулся. В это время воротился отец и, увидев смерть своих сыновей, в раздражении убил жену. Потом он сел в лодку и поплыл вниз по течению Днепра. Вскоре мясоторговец заснул. Во сне ему явилась Божья Матерь и сказала: «Возьми Меня, и у тебя все будет благополучно». Проснувшись, он увидел в лодке икону Божьей Матери, причем лодка стояла на том месте, где он в нее садился. С этой иконой мясоторговец воротился домой и застал в своем доме всех живыми и здоровыми» ( Василий (Богоявленский). 1911. С. 34-35). Первоначально образ находился в Любече, «в храме Пречистой, посвященном славе Богородицы; храм был древний, времен польской власти» ( Милорадович. 1884. С. 941). В 1693 г. на месте этого деревянного храма возобновили любечский Антониев мон-рь. Большой размер иконы (2 ´ 1/2 аршина, ок. 142 ´ 107 см), а также существование парной иконы Спасителя, подобной Богородичному образу размером и живописью, указывают на то, что они могли быть написаны для местного ряда иконостаса любечского храма. Иконографические признаки и исторические особенности бытования чудотворного образа позволяют предположить, что это произошло в 1569 г.- 1-й пол. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010