Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФО-МАРИИНСКАЯ МОСКОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ Марфо-Мариинская обитель. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Марфо-Мариинская обитель. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Ставропигиальный мон-рь, расположенный в центре Москвы (ул. Б. Ордынка, д. 34). Основана прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной в 1907 г., официально открыта 10 февр. 1909 г. После гибели мужа, вел. кн. Сергея Александровича , его вдова всецело посвятила себя благотворительности, служению Богу и ближним. На средства от продажи личного имущества и драгоценностей 24 мая 1907 г. она приобрела у В. Д. Бабурина в Замоскворечье на ул. Б. Ордынка усадьбу - земельное владение с 4 постройками и большим садом. В окт. того же года здесь был открыт лазарет для раненых, в котором в авг. 1908 г. по благословению митр. Московского сщмч. Владимира (Богоявленского) поставлен временный иконостас «с алтарем (типа походной церкви), дабы не лишить призреваемых... удовлетворения духовных потребностей». 27 сент. 1908 г. указом митр. Владимира настоятелем строящихся храмов и духовником обители был назначен прот. Митрофан (преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ), к-рый вместе с вел. княгиней трудился над составлением устава новой обители. 20 нояб. 1908 г. митр. Владимир, а 16 марта 1911 г. Синод утвердили временный устав М.-М. о. (ЦГИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 1794. Л. 40-44), цель к-рой «трудом сестер... и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». 29 апр. 1914 г. Синод переутвердил устав с нек-рыми изменениями (РГИА. Ф. 797. Оп. 80. Д. 577. Л. 35-39 об.). В обитель принимали правосл. вдов и девиц в возрасте от 21 года до 40 лет, физически здоровых, желавших посвятить жизнь служению ближним, те, кому было менее 21 года, могли поступить в обитель ученицами. Церковь праведных Марфы и Марии. 1909 г. Фотография. 2014 г. Церковь праведных Марфы и Марии. 1909 г. Фотография. 2014 г.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ГЛУХОЙ [Селижаровец] (2-я пол. XVI в., слобода Селижаровка Осташковского у.? - после 1635), мон., писатель, справщик московского Печатного двора . Отец А. Г.- в иночестве Савватий, мать - Мавра. В 1595 г. А. Г. уже был монахом. Переходя из мон-ря в мон-рь, в монастырских б-ках изучал грамматику, возможно лат. и греч. языки. В 10-х гг. XVII в. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре. Принимал участие в исправлении Канонника и Требника под рук. архим. прп. Дионисия (Зобниновского) . Московским Собором 1618 г. вместе с др. троицкими книжниками был обвинен в ереси (главным пунктом обвинения было изъятие справщиками слов «и огнем» в чине великого освящения воды на праздник Богоявления) и 9 месяцев провел в оковах, сначала в Вознесенском мон-ре, затем на подворье Кириллова Белозерского мон-ря. В заключении написал 2 челобитные - боярину Б. М. Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу - с просьбой о помиловании и с обвинениями др. справщиков (эти челобитные являются основным источником сведений об А. Г.). В 1619 г. был оправдан приехавшим в Москву Иерусалимским Патриархом Феофаном IV и вернувшимся из польск. плена Московским Патриархом Филаретом . С 1625 г. и до смерти Патриарха Филарета в 1633 г. А. Г. находился во главе книжной справы Печатного двора. В это время были изданы свыше 30 книг, в т. ч. исправленные Минеи общие и месячные, Псалтирь, Требник, Триодь Цветная. В 1635 г. А. Г. был головщиком в кремлевском Троицком Богоявленском мон-ре, затем уехал из Москвы. Изд.: Исправление богослужебных книг при Патриархе Филарете//ПС. 1862. Ч. 2. С. 363-370; Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне Лавры). Тверь, 1890. С. 421-441. Лит.: Скворцов Д. Инок-справщик Арсений Глухой. Тверь, 1890; Jaksche H. Arsenij Gluchoj - ein russischer «Philologe» des 17. Jh.//Anzeiger für slavische Philologie. 1984/1985. Bd. 15/16. S. 31-75; Панченко А. М. Арсений Глухой//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 103-105. Б. Н. М. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/76282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. находился в Юрьевецком у. Костромской губ., в 73 верстах к юго-западу от г. Юрьевца на р. Лух (левый приток р. Клязьмы) (совр. с. Худынское Лухского р-на Ивановской обл.). Основан прп. Макарием Унженским , житие к-рого является главным источником истории Б. м. Ок. 70-80-х гг. XIV в. прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский мон-рь , ушел к сев. границе Нижегородского княжества и поселился «безмолвного ради пребывания» на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы. Вскоре к прп. Макарию стали приходить иноки, братия построила храм в честь Богоявления Господня, положивший начало Б. м. В 30-х гг. XV в. прп. Макарий оставил обитель; согласно житию, он «нарек от братии игумена» и, передав ему «все строение и братию», ушел на сев.-вост. границу Нижегородского княжества, где основал Макариев Желтоводский мон-рь . В XVIII в. Б. м., небольшой и бедный, был обращен в приходскую церковь с. Богоявленского, возникшего из монастырской слободы. Последний упоминаемый в документах настоятель - строитель Нифонт (1716). В 1841 г. вместо деревянного возвели каменный Богоявленский храм, один из приделов к-рого посвящен прп. Макарию Унженскому. Храм не закрывался и в наст. время является действующим. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 336. Л. 60-61 [Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского]. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 212; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998. С. 169; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 15-18. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/149607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя сщмч. Владимира (Богоявленского). Фотография. Нач. XXI в. Церковь во имя сщмч. Владимира (Богоявленского). Фотография. Нач. XXI в. (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина). Основан решением Свящ. Синода УПЦ от 27 апр. 1996 г., первоначально при Успенском храме г. Верхнеднепровска Днепропетровской обл. В 1997 г. по благословению еп. Криворожского и Никопольского Ефрема (Кицая ; с 2006 архиепископ) мон-рь во имя сщмч. Владимира был переведен в г. Кривой Рог. Решением сессии Криворожского городского совета обители был передан комплекс зданий бывш. городского диспансера, построенных в 1916 г. на средства меценатов Галковских для приюта бедняков; в советское время на этом месте располагалась больница им. Н. К. Крупской. Площадь территории К. м. составила 5,5 га. Больничные палаты переоборудованы в братские кельи, в бывшем главном здании диспансера устроен и 7 февр. 1998 г. архиеп. Ефремом освящен домовый храм во имя сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского и Галицкого. К церкви пристроена колокольня. На территории К. м. расположены ризница, б-ка, братская трапезная. 8 апр. 2008 г. было освящено место под строительство собора в честь Успения Пресв. Богородицы. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Среди святынь К. м.- частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских, иконы с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, прп. Антония Великого, свт. Митрофана Воронежского, прп. Александра Свирского, свт. Гурия (Карпова), свт. Луки (Войно-Ясенецкого), блж. Матроны Московской. 26 июля 2005 г. наместником К. м. стал игум. Николай (Капустин), в 2007 г. возведенный в сан архимандрита. После того как в 2011 г. архим. Николай был хиротонисан во епископа Кременчугского и Лубенского, наместником К. м. стал архим. Владимир (Нероба). К апр. 2015 г. в К. м. проживали ок. 20 насельников. Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/text/2459061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5.09. 1962, Днепродзержинск, Украина), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный ун-т. До 1992 г. служил в Алма-Ате (Казахстан). После увольнения в запас в 1992–1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в Алма-Ате. В 1995 г. стал послушником Свято-Николо-Шартомского муж. мон-ря с. Введенья Шуйского р-на Ивановской обл. 17 декабря 1995 г. рукоположен во диакона, 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского муж. мон-ря с. Введенья Шуйского р-на Ивановской обл. архиеп. Амвросием (Щуровым) пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь прав. Артемия Веркольского. 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского муж. мон-ря в с. Малоирменка Ордынского р-на Новосибирской обл. (в 1998 г. мон-рь переведен в с. Козиха Ордынского р-на Новосибирской обл.). 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии. В 2004 г. окончил МДС (заочно), в 2008 г. — МДА (заочно). Решением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. избран епископом Петропавловским и Камчатским, 3 апр. возведен в сан архимандрита. 8 апреля 2011 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове наречен епископом Петропавловским и Камчатским. Хиротонисан 10 апреля 2011 г. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Возглавил хиротонию Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. утвержден в должности священноархимандрита Пантелеимонова мужского монастыря г. Петропавловска-Камчатского. 1 фев. 2016 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа. 28 дек. 2018 г. перемещён на Хабаровскую кафедру и назначен главой Приамурской митрополии. 3 янв. 2019 г. Патриархом Кириллом за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля возведен в сан митрополита. С 26 фев. по 30 авг. 2019 г. также исполнял обязанности ректора Хабаровской ДС. Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского//ЖМП. 2011. 5. С. 26–29. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1492581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Крымкин (1901, с. Протасьево Раненбургского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) - 4.10.1942, г. Куйбышев), сщмч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. В 8 лет поступил в Троицкий мон-рь, располагавшийся в 1,5 версты от г. Лебедянь Тамбовской губ., где окончил церковноприходскую школу и до 1928 г. был послушником. После того как мон-рь был закрыт, В. вернулся в родное село, служил псаломщиком в храме. В 1930 г. был рукоположен во иерея, служил в Троицкой ц. в с. Остафьеве Подольского р-на Московской обл. 4 дек. 1937 г. В. был арестован по обвинению в «контрреволюционной антисоветской агитации, направленной против проводимых партией и правительством мероприятий... роспуске провокационных слухов о скором падении советской власти». В тот же день священник был допрошен, и на этом следствие закончилось. В. виновным себя не признал. Постановлением тройки УНКВД по Московской обл. от 7 дек. 1937 г. он был приговорен к 10 годам ИТЛ, скончался в Самарском ИТЛ. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 15641. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Петрович Иванов (1886-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Александрович Ильенков (1896-1942), свящ., сщмч. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Аксёнов Владимир Александрович; род. 22.11.1958, г. Переславль-Залесский Ярославской обл.), еп. Кастанайский и Петропавловский. Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский Анатолий (Аксёнов), еп. Ялуторовский В 1974-1978 гг. учился в Переславском техникуме химической промышленности, затем работал водителем на Переславском химическом заводе и в объединении «Сельхозхимия». В 1981 г. поступил в МДС, в 1985 г.- в МДА, к-рую окончил в 1989 г. со степенью канд. богословия за соч. «Переславль-Залесский и его святыни до нач. ХХ в.». С авг. 1989 г. преподаватель Московских духовных школ, профессорский стипендиат 1989/90 г. С сент. 1990 по апр. 1994 г. являлся старшим помощником инспекторов МДС и МДА, с нояб. 1990 г.- заместителя ректора по административно-хозяйственной работе. 16 июня 1987 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Анатолия Киево-Печерского, 28 июня рукоположен во иеродиакона, 18 июля - во иеромонаха, 10 апр. 1990 г. возведен в сан игумена. 22 янв. 1994 г. указом еп. Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) А. был назначен наместником переславль-залесского во имя вмч. Никиты и Данилова переславль-залесского мон-рей и строителем переславль-залесского на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря . С янв. 1994 г. А. окормлял Солбинский жен. мон-рь . 7 апр. 1995 г. возведен в сан архимандрита. 15 февр. 1998 г. в кафедральном Богоявленском Патриаршем соборе в Москве А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского, викария Ярославской епархии. С марта по дек. 1998 г. являлся ректором Ярославского ДУ. 28 дек. 1998 г. переведен на Магаданскую кафедру. С 8 окт. 2000 г. еп. Ялуторовский, вик. Тобольской епархии. 17 июля 2001 г. почислен на покой. 6 окт. 2010 г. решением Свящ. Синода назначен епископом Кастанайским и Петропавловским. Решением Синода от 25 авг. 2020 г. освобождён от управления Костанайской епархией и почислен на покой. Лит.: Наречение и хиротония архим. Анатолия (Аксенова) во епископа Переславль-Залесского//ЖМП. 1998. 4. С. 18-23. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/114982.html

В 90-х гг. XX в. в подклете храма над местом погребения основателя обители установили раку. Н. канонизирован в составе Собора Костромских святых, празднование которому установлено в 2004 г., в 2005 г. память святого внесена в Православный церковный календарь (ПЦК. 2005. С. 125). До 2013 г. в богослужебной практике РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский, Радонежский, Серпуховский (пам. в Соборе Радонежских святых) и Н. (пам. в Соборе Костромских святых) (см.: ПЦК. 2012. С. 155; 2013. С. 147). В 2004-2006 гг. был восстановлен храм в крипте собора. 10 нояб. 2006 г. архиеп. Александр (Могилёв) совершил его освящение во имя вмч. Никиты, прп. Сергия Радонежского и прп. Никиты Костромского. Ист.: Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 42-48. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря. СПб., 1879. С. 16-17; Святые угодники Божии и подвижники Костромские: Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 127-128; Смирнов С. К., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1902р; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. М., 1913; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь//Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 5-8; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 221; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 106-107. Э. П. Р. Иконография Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) В иконописных подлинниках XVII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Никанор. Инок Паисий, ктитор Сийского мон-ря: Его труды: (К предстоящему 200-летнему юбилею памяти о. Паисия). СПб., 1895; Перовский Вс., свящ. Антониево-Сийский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1897. 15. Ч. неофиц. С. 471-472; 16. Ч. неофиц. С. 507-508; 17. Ч. неофиц. С. 538-542; он же. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Кириллов А., свящ. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря. Архангельск, 19022. С. 21-27; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Русского Севера: Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154-178; Братчикова Е. К. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Белоброва О. А. Никодим: Писатели и поэты XVII в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 79-80; она же. Никодим//СККДР. 1993. Ч. 3. Вып. 2. С. 391-392; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. Т. 2. С. 218-263; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское сочинение XVII в. (К вопросу о форме севернорус. агиографии)//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чтений по истории и культуре Др. и Новой России 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. «Летописец» Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVII вв.: источники, этапы формирования текста//Ист. краеведение и архивы: (Регион. аспекты ист. пути православия: архивы, источники, методология исследований). Вологда, 2001. Вып. 7. С. 131-138; она же. Никодим Сийский//ПЭ. 2019. Т. 50. С. 38-39, 41-44; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. Ч. 4. Доп. 2004. С. 137-140; Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII вв./Сост.: С. К. Богоявленский. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский) , инициатор подготовки канонизации о. Афанасия. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)]. Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64; Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в.//Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины//Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442. Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота//Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь//Тульские ЕВ. 1862. 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии//Тульские ЕВ. 1914. 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в.//Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

http://pravenc.ru/text/150203.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010