Служебник. Литургия святителя Иоанна Златоустого. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. Божественная литургия святого апостола Иакова. 2-е изд./пер. игум. Филиппа [Гарднера]. Рим: [б. и.], 1970. Ипполит Римский, св. Апостольское предание/пер. свящ. П. Бурбуруза//Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277–296. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010. Постановления Апостольские (в русском переводе И. Н.). Казань: Губ. тип., 1864. Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских/пер. прот. П. Преображенского. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 41–62 (Творения святых отцов и учителей Церкви).   Литература Деснов Н., прот. Еще несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста//Богословские труды. 1992. Вып. 31. С. 86–96. Керн К., архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. Jacob A. La tradition manuscrite de la liturgie de saint Jean Chrysostome (VIIIe–XIIe siècle)//Eucharisties d’Orient et d’Occident/ed. B. Botte [et al.]. Paris: Cerf, 1970. Vol. 2. P. 109–138. Radle G. Sinai Greek NE/MΓ 22: Late 9th/Early 10th Century Euchology Testimony of the Liturgy of St John Chrysostom and the Liturgy of the Presanctified Gifts in the Byzantine Tradition//Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. 2011. Vol. 8. P. 169–221.   [ 1 ] В этой статье мы намеренно не касаемся истории появления в тексте анафоры тропаря третьего часа. Эта история достаточно хорошо известна. См., например: Керн К., архим. Евхаристия: (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). М., 2006. С. 252–261, Деснов, Н., прот. Еще несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста//Богословские труды. 1992. Вып. 31. С. 86–96. [ 2 ] Служебник. Литургия святителя Иоанна Златоустого. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009. С. 147–149.

http://bogoslov.ru/article/6193816

[ 3 ] О датировке рукописи см.: Jacob A. La tradition manuscrite de la liturgie de saint Jean Chrysostome (VIIIe–XIIe siècle)//Eucharisties d’Orient et d’Occident/ed. B. Botte [et al.]. Paris, 1970. Vol. 2. P. 115. [ 4 ] Евхологий Барберини гр. 336/издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; пер. с итал. С. Голованова; редакция русского перевода Е. Велковской, М. Живовой. Омск, 2011. C. 288–289. [ 5 ] Irenaeus Lugdunensis. Fragmenta deperditorum operum 36, 19–24//S. Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses/ed. W. W. Harvey. Cambridge, 1857. Vol. 2. P. 502–504. Рус. пер. автора: «Совершив приношение, призываем Святой Дух, да явит эту Жертву и Хлеб Телом Христа и Чашу — Кровью Христа, чтобы причастившиеся этих образов удостоились оставления грехов и жизни вечной…». [ 6 ] Traditio apostolica Ι, 4//SC. 11. P. 33. Рус. пер. свящ. П. Бубуруза: «И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни [мы понимаем это место по-иному, см. ниже — Т. З.] исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине…» (Ипполит Римский, св. Апостольское предание/пер. свящ. П. Бурбуруза//Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 284). [ 7 ] «σπερ ν τοτο κλσμα διεσκορπισμνον πνω τν ρων κα συναχθν γνετο ν, οτω συναχθτω σου κκλησα π τν περτων τς γς ες τν σν βασιλεαν» (Didache 9, 4, 1–3//The Apostolic Fathers. Vol. 1: I Clement, II Clement, Ignatius, Polycarp, Didache/ed. and transl. by B. D. Ehrman. Cambridge (Mass.), 2003. P. 430. Рус. пер.: «Как был этот [Хлеб] преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Писания мужей апостольских/пер. прот. П. Преображенского. М., 2003. С. 52–53). [ 8 ] Constitutiones aposmolicae VIII, 12, 39//SC. 336. P. 198, 200. Рус. пер..: «И молимся Тебе, чтобы милостиво призрел Ты на предлежащие пред Тобою дары эти, Вседовольный Бог, и благоволил на них в честь Христа Твоего и ниспослал на жертву эту Духа Твоего Святого, свидетеля страданий Господа Иисуса, чтобы явил Хлеб сей Телом Христа Твоего и Чашу сию — Кровью Христа Твоего, дабы причащающиеся…» (Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 256).

http://bogoslov.ru/article/6193816

1957 г. — Московская духовная семинария. 1961 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Научные труды, публикации: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. К 100-летию рождения и 20-летию кончины Святейшего Патриарха Пимена. Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам (кандидатское сочинение). Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам. ЖМП. 1963, 11. Окончание учебного года в духовных школах. ЖМП. 1965, 8. Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1965, 12, с. 10-12. Пребывание в Москве делегации Константинопольской Церкви. ЖМП. 1966, 5, с. 12-17. Приветственное слово участникам заседаний Рабочего комитета ХМК за обедом 3 июля 1967 года. ЖМП. 1967, 8, с. 52-53. С визитом дружбы (О поездке на о. Кипр в 1968 г.). ЖМП. 1969, 1, с. 16-18. Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России. (Доклад, прочитанный 8 мая 1969 г. в Софийской дух. академии им. св. Климента Охридского). ЖМП. 1969, 6, с. 51-52; 7, с. 41-46. Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1970, 2, с. 17-22. Патриотический облик Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1971, 4, с. 66-69. О Филиокве (К дискуссии со Старокатолической Церковью). Доклад прочитан на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, проходившей в Бонне с 22 по 28 июня 1971 г. ЖМП. 1972, 1, с. 62-75. Слово при открытии 2-го богословского собеседования 12 декабря 1971 г. ЖМП. 1972, 2, с. 53-55. Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, 7, с. 11-12. Богословская основа миротворческой деятельности Церкви. Богословские труды, 1971, сб. 7, с. 215-221. Речь на приеме по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. ЖМП. 1981, 8, с. 9. Доклад на Международной межрелигиозной встрече в Москве 1 октября 1981 г. ЖМП. 1981, 12, с. 36-44. Речь на IV заседании Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. ЖМП. 1981, 12, с. 55.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, беседа на вторую половину первого псалма: (По рукописи Моск. Син. Библиотеки 315)/Греч. текст и пер. еп. Арсения (Иващенко)//ЧОЛДП. 1891. [Кн. 2.] 5/6. Прил. [пагинация 4-я]. С. 1–20. (Отд. отт.: М., 1891. 20 с.) Максим Исповедник , прп. Толкование на 59 псалом/Пер. и коммент. А. И. Сидорова //Символ 22. 1989. 187–198. Переизд.: Максим Исповедник , прп. Творения. М., 1993. Т. 1. С. 208–214. Толкования русских святителей Филарет (Дроздов) , митр. Руководство к познанию книги Псалмов//ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 1–21. Он же. Толкование второго псалма//ЧОЛДП. 1873. 1. С. 3–27. То же/Предисл. иером. Ианнуария (Ивлиева) //Богословские труды. М., 1986. Сб.: 175-летие Ленинградской духовной академии. С. 281–294. Иннокентий [Смирнов И. Д.], еп. Пензенский, свт. Надеющиеся на Христа блаженны: Изъяснение I, II псалмов. М., 2002 (Святоотеческое наследие). 78 с. Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные еп. Феофаном. М., 1897. 52 с. Феофан (Говоров), свт. Толкование на псалмы Шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М., 2001 (переизд. в 2002). 63 с. Впервые толкование на Шестопсалмие было издано в «Тамбовских епархиальных ведомостях». 1871. 9–10. Феофан [Говоров] Затворник, еп. Тридцать третий псалом. 1 М., 1871. 111 с.; 2 1889. 116, с.; 3 1903. 120, с. (рБ. м.: Б. и., Б. г.); М., 1997. Исследования Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Città del Vaticano, 1970. (Studi e Testi; 264). 337 p. Schlieben R. Cassiodors Psalmenexegese: Eine Analyse ihrer Methoden als Beitrag zur Untersuchung der Geschichte der Bibelauslegung der Kirchenväter und der Verbindung christlicher Theologie mit antiker Schulwissenschaft. Göttingen, 1979 (Göttinger Akademische Beiträge; 110). VII, 292 p. Peri V. Omelie origeniane sui Salmi: Contributo all " identificazione del testo latino. Città del Vaticano, 1980 (Studi e Testi; 289). 196 ρ. Rondeau M.-J. Les commentaires patristiques du Psautier: III–V-e siècles. Vol. I. Les travaux des Pères grecs et latins sur le Psautier: Recherches et bilans. Roma, 1982 (OCA 219). 357 p. [монографические разделы, посвященные 25 греч. и лат. отцам Церкви]; Vol. II. Exégèse prosopologique et théologique. Roma, 1985. (OCA 220). 481 ρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Митр. Макарий занимает видное место в истории нашей Церкви. Он много потрудился над введением общежития в монастырях, сначала новгородских, а потом и всей России. По его инициативе собирались один за другим Соборы русских святителей для обсуждения таких важных вопросов, как канонизация святых, народное образование, возвышение народной нравственности и др. Под его руководством составлен свод канонических правил, так называемая Сводная Кормчая, и была продолжена начатая еще митр. Киприаном “Степенная книга” – первая попытка обработки Русской истории. По-видимому, он сам описал в ней 26 лет царствования Иоанна Грозного. Некоторые приписывают его устранение от политической деятельности его слабохарактерности, но это едва ли так. Человек со слабым характером не мог бы провести ту обширную и тяжелую работу по преобразованию самых разнообразных сторон церковной жизни, какую сделал митр. Макарий 33 . 1 См. Макарий  архим. Лужецкий архимандрит Макарий  II (1523–1526)/Макариевские чтения. “Памятники древнерусской культуры” (Материалы II-й Российской научной конференции 8–10 июня 1994 года, посвященной памяти Святителя Макария ). Вып. 2. Ч. 1. Можайск, 1994. – С. 86–91; Он же. Можайский период Всероссийского митрополита  Макария /Альфа и Омега. 1997. 3(14). – С. 173–182. 3 Янин В. Л. Актовые книги древней Руси X–XV вв. Т. 2: Новгородские печати XIII–XV вв. М., 1970. – С. 49, 266. 4 Шумилов В. Н. Государственное древнехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда 135. М., 1971. – С. 100. 202; С. 104. 218; С. 106. 222. 5 Архимандрит Макарий . Святитель Макарий , Митрополит  Московский и всея Руси. М., 1996. Табл. 12–13; Он же. Автографы Всероссийского Митрополита  Макария . Из Древнехранилища Центрального государственного архива древних актов/Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. – С. 274. 7 Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Вып. 2. Л., 1930. – С. 32. 13 Возможно, Семен Александрович, имеющий такое же отчество и также являвшийся владычным боярином, был его братом. По Семена Александрова заказу в 1542 году в Новгороде была изготовлена шитая хоругвь с изображением святой Софии Премудрости Божией и пелена с изображением Боголюбской Богоматери (“Пречистому образу Твоему поклоняемся…”. Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея. Л., 1985. – С. 17, 198–199).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн Иоаннович (род. 25.02.1928, с. Труновское Труновского р-на Ставропольского края), прот. Из семьи рабочего; в 1944 г. окончил 9 классов средней школы. В 1946-1950 гг. учился в Ставропольской ДС, после окончания к-рой был рекомендован к поступлению в ЛДА. В 1950-1954 гг. студент ЛДА. Ученую степень канд. богословия получил за курсовое соч. «Общественное служение Господа Иисуса Христа в Галилее». В 1954/55 уч. г. профессорский стипендиат ЛДА. С 28 авг. 1955 г. помощник инспектора ЛДА, преподавал историю РПЦ в Ленинградской ДС. 9 июня 1957 г. рукоположен еп. Лужским Алексием (Коноплёвым) во диакона, 16 июня - во священника. По решению Совета ЛДА от 19 сент. 1957 г. вел занятия по гомилетике в ЛДА и Ленинградской ДС. С 28 марта 1958 г. доцент ЛДА (после прочтения пробной лекции «Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) как проповедник»). 8 авг. 1958 г. освобожден от должности помощника инспектора. С сент. 1959 г. зав. кафедрой истории и разбора рус. раскола и сектантства. С сент. 1961 г. зав. кафедрой истории РПЦ. В 1964-1967 гг. вел занятия на фак-те африкан. христ. молодежи при ЛДА. С 1967 г. член редколлегии сб. «Богословские труды» . С 7 окт. 1970 г. профессор кафедры истории РПЦ ЛДА. В 1986-1988 гг. член Юбилейной комиссии по подготовке к проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Активно участвовал в международных церковно-научных конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, проходивших в Киеве (1986), Ленинграде (1987), Москве (1988). В 1987-1993 гг. член Синодальной комиссии по канонизации святых. В 1957-1990 гг. пастырское служение совершал в ц. во имя ап. Иоанна Богослова при ЛДА, с июня 1990 г.- в Крестовоздвиженском храме с. Ополье Ленинградской обл. (настоятель с 20 марта 1996). Награжден высшими священническими наградами и орденами РПЦ. В 1996 г., ко дню празднования 275-летия основания и 50-летия возрождения с.-петербургских духовных школ, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен звания «Заслуженный профессор». Соч.: Крещеные и нехристиане в их совместном служении на благо человечества//БТ. 1973. Сб. 10. С. 160-163; Образование РПЦ//Там же. 1987. Сб. 28. С. 73-90; Русский церковный раскол в XVII ст.//Тысячелетие Крещения Руси: Конф. «Богословие и духовность» (М., 1987). М., 1989. С. 191-194. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНДЯЕВ Николай Михайлович (род. 18.11.1940, Ленинград), прот., проф. СПбДА. Из семьи протоиерея; дед, свящ. Василий Гундяев, был одним из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской епархии. Брат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) . Во время Великой Отечественной войны Г. пережил блокаду в Ленинграде. В 1959-1963 гг. учился в ЛДС, затем продолжил образование в ЛДА, к-рую окончил в 1967 г. со степенью канд. богословия, и был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата, стал преподавателем патрологии (до сент. 2004). В 1972 г. получил ученое звание доцента, с 1975 г. профессор. В 1976-1977 гг. заведовал аспирантурой в МДА, со 2 марта 1986 по июнь 1987 г. занимал должность ректора ЛДА. В 1966 г. Г. был рукоположен во диакона Ленинградским митр. Никодимом (Ротовым) , в 1967 г.- во иерея, с 1971 г. протоиерей. С 1977 г. является настоятелем Преображенского собора в С.-Петербурге. Г. состоял в редколлегии сб. «Богословские труды» . В июле 1972 г. был назначен секретарем Комиссии Свящ. Синода по делам христ. единства. С 13 февр. 1973 по 4 апр. 1977 г. заместитель председателя ОВЦС МП, затем консультант ОВЦС. Возглавлял делегацию РПЦ на 2-м конгрессе правосл. богословских школ (1976, мон-рь Пендели, близ Афин), участвовал в консультациях между представителями Конференции католич. епископов США и Национального Совета Церквей Христа и христ. церквей СССР (Загорск, 1970), в собеседованиях богословов РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Турку, 1970; Ярвенпяа, 1974; Турку, 1980; Ленинград, 1983), РПЦ и Евангелической Церкви Зап. Германии («Aphoльдcxaйh-V», Кирхберг, 1971; «Aphoльдcxaйh-VI», Загорск, 1973), РПЦ и Союза евангелических Церквей ГДР (Загорск, 1974; Киев, 1978; Гюстров, 1981; Загорск, 1984), в работе 5-й (Найроби, 1975) и 6-й (Ванкувер, 1983) Ассамблей ВСЦ, в заседаниях Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолич. диалогу (Шамбези, 1975; Шамбези, 1977; Бонн, 1979; Москва, 1981; Амерсфорт, 1985), в собеседованиях РПЦ и Международного миротворческого движения «Пакс Кристи Интернационалис» (Лондон, 1978; Амстердам, 1983; Лёвен, 1985), в работе 5-го Всехристианского мирного конгресса в Праге (1978), Всемирной конференции по миссии и евангелизации «Да приидет Царствие Твое» (Мельбурн, 1980), 9-й Международной патристической конференции (Оксфорд, 1983) и др. Награжден церковными орденами св. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2000). Соч.: Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//ЖМП. 1974. 5. С. 72-77; Для единства и мира по завету Христа//Там же. 1979. 4. С. 49-56; Святоотеческое богословие и секулярный мир//Правосл. богословие на пороге 3-го тысячелетия. М., 2000. С. 252-258. Лит.: Назначение ректора Ленинградских духовных школ//ЖМП. 1986. 5. С. 15. А. И. Богданов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168326.html

– 1973. – Сб. 11. – С. 164–172. Михаил (Мудьюгин) , еп. Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям. (Основы православной субъективной сотериологии)//Богословские труды. – 1973. – Сб. 10. – С. 171–174. Назаров В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//Богословские труды. – 1990. – Сб. 30. – С. 279–304. Оксиюк М. Теопасхитские споры//Богословский сборник. – 1999. – вып. 2. – С. 18–40. Питирим, еп. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века//Богословские труды.1970.Сб. 5. – С. 215–226. Планк Петр, свящ. Является ли христианство монотеистической религией? Очерк по богословию Троицы/пер. Б.Б. Вика//Богословские труды. – 2003. – Сб. 38. – С. 261–268. Помазанский Михаил , прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993. Православное учение о церковных таинствах: в 3 т. – М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2009. Православное учение о человеке. – М.: Синодальная богословская комиссия; Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Прилуцкий А. М. Дискурс теологии. – СПб.: «Светоч», 2006. Сарычев В. Д. О Евхаристии//Богословские труды. – 1973. – Сб. 11. – С. 173–180. Сарычев В. Д. О почитании Божией Матери//Богословские труды. – 1973. – Сб. 11. – С. 78–89. Сарычев В. Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование//Богословские труды. – 1971. – Сб. 6. – С. 164–168. Сергий (Страгородский) , архим. Православное учение о спасении. – М.: «Просветитель», 1991. Сидоров А. И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. – 2005–2006. – 5–6. – С. 229–272. Сидоров А. И. Становление древнецерковного богословия и его характерные черты (некоторые размышления)//Альфа и Омега. – 2009. – 1 (54). – С. 160–174. Сильвестр (Малеванский) , архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов): в 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

29. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. 30. Муравьев А, Письма о богослужении. Париж. 31. 1963. Настольная книга священнослужителя. T.I. M., 1977. 32. Никольский Н., прот. Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви. СПб., 1907 (переизд. Рим, 1960). 33. Орлов М. Круг церковных праздников. — ЖМП, 1970, 9, 10 34. Писания св. Отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения. СПб., 1857. 35. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1915. 36. Его же. Христианские праздники. Кн. 16. Киев, 1916. 37. Спасский Ф. Русское литургическое творчество. 1951. 38. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историколитургического анализа). — Богословские Труды. Сб. 13. М., 1975 (там же указаны и все работы Н. Д. Успенского по литургике, вышедшие до 1975 г.). 39. Его же. Литургия Преждеосвященных Даров. — Богословские Труды. Сб. 15. М., 1976..:. 40. Его же. Чин всенощного бдения. — Богословские Труды. Сб. 19. М., 1978. 41. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия (Лекции по философии культа). — Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977. 42. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. Париж, ИМКА, 1961. СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (см. рис. на с. 2122 и 3637) АВТОКЕФАЛИЯ (греч. — самовозглавление) — независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита). АГНЕЦ (слав. — ягненок) — средняя часть просфоры (см.), вынимаемая для совершения Евхаристии. АКАФИСТ (греч. — несидение) — молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам (см.), при чтении которых полагалось сидеть. А. состоит из 12 кондаков (см.) и 12 икосов (см.). Первый А. был написан в VII в. АЛЛИЛУЙЯ (евр. — хвалите Господа) — припев к псалмам и гимнам. Восходит к временам В.З. КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды. КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени. КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010