В 1956-1961 гг. И. являлся профессором кафедры византологии и общей церковной истории ЛДА, ученым секретарем Совета академии. В 1960 г. за труд «История Византийской Церкви: от Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской» (Т. 1. 2 ч.) И. была присвоена ученая степень д-ра церковной истории. В 1961 г. И. вышел на пенсию, в 1960-1970 гг. занимался преимущественно изучением лит. наследия прп. Максима Грека , составил каталог сочинений ученого монаха: «Литературное наследие Максима Грека» (Л., 1969; не все предложенные И. атрибуции являются бесспорными). И.- автор ок. 100 трудов, посвященных вопросам библеистики, церковной и гражданской истории, совр. церковной жизни. Статьи исследователя публиковались в ЖМП, в сб. «Богословские труды» (в течение ряда лет И. являлся членом редколлегии этих изданий), в «Византийском временнике», в «Исторических записках» АН СССР, в ТОДРЛ. И. похоронен на Киновеевском кладбище в С.-Петербурге. Соч.: Новейшая реконструкция греч. текста Нового Завета//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 58. 8. С. 327-342; Новозаветные писания по новейшему восстановлению их подлинного текста//ТКДА. 1916. 7/8. С. 269-298; Миланский эдикт и его значение//ЖМП. 1953. 6. С. 51-55; Захват К-поля латинянами в 1204 г.//Там же. 1954. 10. С. 64-73; Из истории взаимоотношений Англиканской и православной Церквей//Там же. 11. С. 47-58; Православие в Америке//Там же. 1955. 1. С. 44-55; 3. С. 69-76; Вера и знание по учению христианских философов II-III вв.//Там же. 5. С. 53-60; Рус. Православная Церковь и Правосл. Восток//Там же. 1956. 6. С. 55-62; 7. С. 58-63; Греч. Восток в трудах рус. церк. историков//Там же. 1960. 10. С. 45-52; К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//ВВ. 1969. Т. 29. С. 135-147; Максим Грек и итальянское Возрождение//Там же. 1972. Т. 33. С. 140-157; 1973. Т. 34. С. 112-121; О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции//БТ. 1973. Сб. 11. С. 112-119; Максим Грек и Савонарола//Там же. 1974. Сб. 12. С. 184-208; Максим Грек как ученый на фоне современной ему рус. образованности//Там же. 1976. Сб. 16. С. 142-187; Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела» Максима Грека//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 284-298; Несколько замечаний к вопросу о лексиконе «Свида»//БТ. 1978. Сб. 18. С. 223-230. |
Библиография работ о персоне: Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I. Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.122–124. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев Николай, прот. Церковь Духа Святого. – Рига: Балто–Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1994. С.23–26. Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002. С.56–84, 289–295. Барсов Н. История первобытной христианской проповеди (до IV века). – СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. – С. 292 – 306. Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.63–70. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. II. С.369–374. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.102–104. Бубуруз Петр, протоирей. " Апостольское предание " святого Ипполита Римского//Богословские труды. – М., 1970. – Сб. 5. Бубуруз Петр, протоирей. " Апостольское предание " святого Ипполита Римского: (Происхождение памятника и его отношение к литургико–каноническим памятникам III – V веков//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13. Бубуруз Петр, священник. " Апостольское предание " св. Ипполита Римского как литургический памятник. – Л., 1965. Бубуруз Петр, священник. Святой Ипполит Римский и его Apostolikh paradosis. – М., 1967. Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 . Владимир Шмалий, священник. Бог//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V. Дюшен Л. История древней Церкви/Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. – С. 196 – 219. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер. с франц. – М.: Республика, 2004. |
1967, 7 октября . Назначен митрополитом Ярославским и Ростовским. 1969 . Включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 1970, 1 ноября – 1 декабря. Временно управлял Владимирской епархией. 1977, 2 сентября . Награжден правом ношения двух панагий. 1984, 13 января . Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 2й степени. 1984 . Участвовал в работе XXVII Международного геологического конгресса (Москва). 1984, 26 декабря. Согласно прошению уволен на покой с награждением орденом преподобного Сергия Радонежского 1й степени. 1989, 25 марта . Скончался в Ярославле. Избранная библиография митрополита Иоанна Книги и киносценарий. 1 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Проповеди. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995. 2 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Святые древнего Крыма. – Ярославль: Изд. «ДИА-пресс», 1998. 3 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Библия и эволюция. – Ярославль: Изд. «ДИА-пресс», 1998. 4. Митрополит Иоанн (Вендланд) . Время и его проблемы в Библии (Размышления православного архиерея). – Ярославль: Изд. «ДИА-пресс», 1998. 127 с. 5 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): исторические очерки. – Ярославль: Изд. «ДИА-пресс», 1999. 6 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Опастырской молитве. – Ярославль: Изд. «ДИА-пресс», 1999. 7 . Владыка Иоанн. Иннокентий – миссионер Русской Америки. 1797–1879: Киносценарий//Владыка Иоанн (Вендланд) : Сборник. – Ярославль: Изд. Александр Рутман, 2011. С. 121–174. Переводы 8 . Смолич И. Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни)/Пер. с нем. митрополита Иоанна (Вендланда) //Богословские труды. Сб. 31. – М.: Московская Патриархия, 1992. С. 97–174. 9 . Смолич И. Жизнь и учение старцев: путь к совершенной жизни/Пер. с нем. митрополита Иоанна (Вендланда) //Путь к совершенной жизни. О русском старчестве. – М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2005. С. 197–333. Статьи 10 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Раскрытие тайны Креста в творениях св. Иоанна Златоуста //Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1957. 4. С. 39–48. |
26 дек. 1967 г. В. защитил докт. дис. «Божественная литургия», в к-рой раскрыл связь богослужения с пастырской деятельностью. В приложении к диссертации помещен сборник годичных поучений В. (ок. 200). В 50-70-х гг. в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» публиковались доклады В. на различных церковных собраниях, проповеди, отрывки из его лекций и докт. диссертации. Проповеди В. печатались также в ж. «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) . 28 дек. 1972 г. В. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени. Скончался после продолжительной болезни, похоронен на московском Ваганьковском кладбище. Значительное число работ В. не опубликовано, хранится в б-ке МДА. Арх.: МДА. Личное дело проф. прот. А. А. Ветелева; Б-ка МДА [Машинописные труды В.]: Общие основы проповедничества. М., 1948; Гомилетика: Курс акад. лекций по теории и практике церк.-правосл. проповедничества: Магист. дис. М.; Загорск, 1949; Духовная школа как преддверие пастырства: Главы из курса пастырского богословия. Загорск, 1952-1953; Отзыв о соч. П. В. Гнедича «Догмат искупления в рус. богосл. науке последнего 50-летия». Л., 1953; Вопросы жизни. Загорск, 1959-1960; Краткий очерк истории и этики греч. античного мира. М., 1965; Богословское содержание иконописных творений инока Андрея Рублева. Загорск, 1961; Божественная литургия: Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. Докт. дис. М.; Загорск, 1963-1967, 1967-19692; Истолкование великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина в 3-х проповеднических сб-ках/Архиеп. Иннокентий (Борисов), архиеп. Лука Симферопольский, прот. А. Ветелев; Под общ. ред. прот. А. Ветелева. Загорск, 1969. Соч.: Митр. Московский Филарет как проповедник-богослов//ЖМП. 1951. 12. С. 50-57; Таинство Покаяния//Там же. 1954. 11. С. 32-41; 12. С. 47-52; Святоотеческая проповедь как образец для подражания//Там же. 1955. 4. С. 31-34; 6. С. 8-10; Доктрина и мнение//Там же. 1956. 9. С. 55-58; «Паломник» Даниила мниха//Там же. 1958. 10. С. 48-57; Архиеп. Лука: (Некролог)//Там же. 1961. 8. С. 35-38; Гефсиманская молитва Спасителя//Там же. 1962. 3. С. 38-46; Воскресение Христово//Там же. 1964. 5. С. 60-63; Эммаусская вечеря//Там же. 1967. 4. С. 76-78. 5. С. 53-56; Божественная литургия//Там же. 1970. 1. С. 60-68; Богословское содержание иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева//Там же. 1972. 8. С. 63-75; 10. С. 62-65; То же//Троица Андрея Рублева: Антология. М., 1989; О грехопадении прародителей и его следствиях//ЖМП. 1974. 11. С. 61-75; Основы христианской нравственности//Там же. 1975. 7. С. 58-72; Беседа о таинстве покаяния//Там же. 1976. 7. С. 38-45; Служение крещеного человека в мире по свидетельству отцов Церкви//БТ. 1973. Сб. 10. С. 142-149; Царство Божие//Там же. 1975. Сб. 14. С. 62-76; Путь к пробуждению: Сб. великопостных и пасхальных поучений. М., 2002. |
14 сент. 1980 г., после смерти Иакова III, З. был избран 122-м сиро-яковитским Антиохийским Патриархом. Резиденция З. находится в построенном им мон-ре св. Ефрема Сирина в городке Мааррат-Сайдная под Дамаском (открыт в 1996, при мон-ре действует семинария). З. учредил жен. монашеский орден им. Иакова Бурдеаны (Барадея). Заведует изданием «Патриаршего журнала». З. уделяет большое внимание межцерковному диалогу. Он был участником мн. церковных и межконфессиональных конференций (в 1964 в Орхусе, в 1965 в Аддис-Абебе, в 1968 в Лондоне (в Ламбетском дворце), в 1970 в Женеве), а также встреч с мусульм. богословами. В 1975-1980 гг. З. как представитель Сирийской яковитской Церкви был членом центральной комиссии ВСЦ, а в 1995 г. стал одним из его сопредседателей. Его деятельность была особенно плодотворна в области отношений с Антиохийской Православной Церковью . 22 июля 1991 г. состоялась встреча З. с правосл. Патриархом Игнатием IV , во время к-рой были подписаны документы, призывающие к «полному взаимному уважению» между этими Церквами. Во время визита папы Римского Иоанна Павла II в Сирию в мае 2001 г. в кафедральном соборе св. Георгия в Дамаске состоялась его встреча с З. В подписанной декларации, в частности, сказано: «Распри, которые происходили между Церквами... как они понимаются сегодня, никоим образом не затрагивают сущности их веры, так как они возникли только из-за различий в терминологии и культуре... Соответственно, мы не находим сегодня никакого реального основания для грустных разделений и ересей... В словах и жизни мы признаем истинную доктрину относительно принятия Христа нашим Богом, несмотря на различия в интерпретации той доктрины, которая возникла во время Халкидонского Собора». З. связан дружескими узами со мн. представителями христ. и мусульм. духовенства. З. является автором значительного числа работ на сир., араб. и англ. языках, в т. ч. о догмате Воплощения, 7 церковных таинствах, по истории Сирийской яковитской Церкви и др. Агиографические труды: «Житие Мар Афрема Сирина», выпущенное в 1974 г. в Багдаде в честь юбилея прп. Ефрема Сирина, «Сказание о «людях пещеры» по сирийским источникам» (о 7 Эфесских отроках), сб. «Сияющие звезды Церкви» и «Благоухание святости». З. осуществил критическое издание аскетического соч. Григория Бар Эвройо «Голубица» (1975) по древним сир. рукописям с переводом на араб. язык с учетом англ. перевода А. Венсинка, опубликованного в 1919 г. Несколькими книгами вышли сборники статей З. по богословским, историческим и лит. вопросам, проповедей, произнесенных им в соборе св. Георгия в Дамаске, посланий и т. п. |
Отдельное исследование И. касается «ямба Борены», посвященного Пресв. Богородице и празднику Благовещения и написанного на обратной стороне иконы Пресв. Богородицы из ц. Ленджери (ныне в Местийском краеведческом музее). И. датировал ямб сер. XIII в. и приписал его авторство супруге мч. Цотне Дадиани ( Шота Руставели. 1970. С. 475-478; Силогава. 1999). И. первым обратил внимание на лит. наследие св. царицы Тамары , в 1941 г. опубликовав научный труд в ж. «Мнатоби» (Светоч), где не только рассмотрел жизнеописание св. царицы, но и куда включил философский, богословский и художественно-лит. анализ ее цикла 5-строчных ямбов «Цата цатасас» (Небесам Небес), «Калцулебривтаса» (Деве) и «Мзис шаравандис» (Лучезарности солнца). Изыскания последнего времени позволили установить, что 4 однострочных ямба из цикла «Мзис шаравандис» не принадлежали св. Тамаре ( Сулава. 2003. С. 69-111). И.- автор многих трудов по истории древней Грузии. Среди них - «Хеттско-грузинский мир», «Хеттская иероглифическая письменность и хеттско-грузинский (тобал-месхетинский) язык», «Древнегрузинская летопись «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и список царей Иверии античных времен (IV в. до Р. Х.- 10-е гг. IV в.)», «Памятники грузинской письменности античного периода (I в.)». В сб. «Исторические документы Сванети» (1941) И. опубликовал древние источники. Мн. труды И. посвящены истории груз. лит-ры: «Краткий обзор истории древнегрузинской литературы: Античная эпоха. Средние века до эпохи Руставели», «Древнегрузинский языческий календарь», «Леонти Мровели». И. изучал памятники груз. переводной и оригинальной агиографической лит-ры: «Абукуру», Мученичества святых Або Тбилисского, Константи-Кахи, Гоброна-Михаила, Жития св. Нины, прп. Серапиона Зарзмского, а также средневек. эпос «Балавариани» (Мудрость Балавара). В соч. «Чахрухадзе, поэт, путешественник» написано об авторе хвалебного гимна «Тамариани». Ученый посвятил несколько монографий и очерков биографии Шота Руставели , вопросу датировки его поэмы «Витязь в тигровой шкуре», исследованию текстологической, художественно-эстетической и мировоззренческой проблематики произведения, литературе этого времени. В 1926 г. И. издал соч. «Руставелиана», в 1937 г. был одним из участников организационного комитета, учрежденного к 750-летию создания «Витязя в тигровой шкуре», и членом редколлегии юбилейного издания поэмы. И. уточнил дату рождения Шота Руставели (1166). В 1-й т. своего 7-томного собрания сочинений (1963) И. поместил «Руставелиану», «Эпилог «Руставелианы»», предисловие и послесловие к «Витязю в тигровой шкуре» (текстологический очерк). В 1953 и 1970 гг. издал поэму. И. предполагал, что Руставели, представитель боковой, Эретской линии груз. царской династии Багратиони, был приверженцем манихейства , однако в исследованиях последних лет доказана ошибочность мнения И. |
Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора// Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.273–274. Библиография работ автора: Ипполит священномученик//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 6 – январь дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 61). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007 Апостольское предание/Пер. с греч.: прот. Петр Бубуруз//Богословские труды. – М., 1970. – Сб. 5. О Христе и Антихристе. Апостольское предание//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г. – Т. II. Сохранившийся фрагмент из " Слова против эллинов " , или " О всеобщей причине. Против Платона "/Пер. с греч.: А. Фокин// Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1. Творения святого Ипполита епископа Римского. – Казань, 1898–1898. – Вып. 1–2. То же: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1997. – Т. 1–2. Толкование на книгу пророка Даниила. – М.: Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 1998. (Репринт). Ипполит Римский, сщмч. Фрагмент из «Слова про тив эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//Альфа и Омега. – М., 1997. – Фрагменты сочинений// Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002. Фрагменты сочинений//Об антихристе. – СПб.: Знамение, 1998. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. |
29 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Благовестие о мире у св. пророка Исайи//ЖМП. 1968. 10. С. 27–32. 30 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Во имя справедливого мира и лучшей жизни//ЖМП. 1970. 4. С. 41–45. 31 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Моление за нашу Русскую землю/Пер. с нем.//Голос Православия. 1971. 1. С. 21–23. 32 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Толкование на Псалом 93 (нем. яз.)//Голос Православия. 1971. 9. С. 28–30. 33 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Братские встречи с делегацией Православной Церкви в Чехословакии//ЖМП. 1973. 12. С. 10–13. 34 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Пасха Христова (проповедь)//ЖМП. – 1974. 7. С. 19. 35 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Пасхальная проповедь//ЖМП. 1976. 4. С. 44. 36 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . О молитве священников//ЖМП. 1977. 1. С. 67–70. 37 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . В пасхальные дни//ЖМП. 1978. 5. С. 32. 38 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . В день Рождества Христова//ЖМП. 1979. 1. С. 32. 39 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . На начало Великого поста//ЖМП. 1980. 2. С. 33. 40 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . «Господь воцарися в лепоту облечеся»//ЖМП. 1982. 8. С. 30. 41 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Живем или умираем – всегда Господни//ЖМП. 1983. 3. С. 35. 42 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . Слово на Рождество Христово//ЖМП. 1985. С. 37. 43 . Митрополит Иоанн (Вендланд) . На Воздвижение Креста Господня//ЖМП. 1985. С. 29. 44 . Иоанн, митрополит Ярославский и Ростовский. Князь Федор Черный//Богословские труды. Сб. 11. – М.: Московская Патриархия, 1992. С. 55– 77. 45 . Митрополит Иоанн. Основы моей абстрактной живописи//Владыка Иоанн (Вендланд) : Сборник. – Ярославль: Изд. Александр Рутман, 2011. С. 189–192. Рукописи 46 . Над древнееврейским текстом первой главы Бытия. 1951–1954. Ташкент – Саратов. Рукопись. 47 . Св. Иоанн Златоуст о догмате искупления. 1951–1954. Рукопись. 48 . Поль Д. Гаррет. Святой Иннокентий, апостол Америки. Пер. с англ. 1979. Рукопись. 49 . Духовное наследие священномученика Климента, Папы Римского. 1981. Рукопись. |
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.162–171. Бычков В.В. Эстетика//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. С.404–408. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998. Владимирский С.Ф. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей//Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. С.239–243, 250–256. Гаврюшин Н.К. " Диалектика " Иоанна Дамаскина//Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Педагогика, 1989. Гаврюшин Н.К. " Диалектика " Иоанна Дамаскина на Руси//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. – Киев, 1987. Гаврюшин Н.К. «Изборник» Святослава и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. – 1983. – 4. Гаврюшин Н.К. К датировке одного из ранних списков " Диалектики " Иоанна Дамаскина//Научные чтения 1980–1981. Государственный Исторический музей. М., 1981. Гаврюшин Н.К. Премудрая святая диалектика. «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина на Руси. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2003. Газизова О. Иоанн Дамаскин, певец Воскресения//НиР – 1996. – 4. Галанза П. Иоанн Дамаскин//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 2. Георгий Зяблицев, диакон. Плотин и святоотеческая литература//Богословские труды. – М., 1992. – Сб. 31. Герцман Е.В. Развитие музыкальной культуры//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.217–223. Грицанов А.А. Иоанн Дамаскин//Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001. Грицанов А.А. Иоанн Дамаскин//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер. с франц. – М.: Республика, 2004. |
Саттлер Г. Майстер Экхарт//Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997. Смирнова А.А. Мифическое в легендах о Мейстере Экхарте//Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: Сб. в честь 90–летия профессора М.И. Шахновича. – СПб.: Изд–во Санкт–Петербургского философского общества, 2001. (Серия " Мыслители " . – Вып. 8). Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.388–391. Топоров В.Н. Мейстер Экхарт – художник и " ареопагитическое " наследство//Палеобалканистика и античность. – М.: Наука, 1982. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. Тоттом М. История Церкви. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.352–354. Фалеев А.Н. М.Экхарт и С.Кьеркегор: Анализ этической проблематики//Гуманитарные исследования. – Уссурийск, 1998. Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – T.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.117–119. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002. Фромм Э. Иметь или быть?/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. Хаксли О. Вечная философия. – Б.м.: Рефл–бук, 1997. С.40–44. Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах/Пер. с голландского. – М.: Наука, 1988. Хоружий С.С. В. Н. Лосский и его исследование о Мейстере Экхарте//Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38. Хоружий С.С. Экхарт//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5. |
| |