147 Свидетельство это находят у нее в двух местах (кн. V. гл. IV), дважды употребившей имя: ωννινα. Но можно бы еще думать, что тут описка или опечатка, и что вместо ωννινα надобно читать Κννινα (Cannina), крепость возле приморского города Авлона. Такая ошибка указывается у нее самой хронографией только в другом месте, а именно в кн. V. гл. 1. писательницы. Но, если ей там было место, то могло быть и здесь. В обоих случаях, Император Алексий спасается, после своего поражения, в Охриде. В первый раз это было совершенно естественно. Поражение произошло у Диррахия (Дураццо), и первый надежный пункт ищущего спасения мог быть именно в Охриде. Если же предположить, что вторичное поражение его было около Янины, то между нею и Охридою можно было найти с десяток удобных для спасения мест. Да и прямо говорится (у Анны Комниной) о сем вторичном поражении, что Алексей попал в Охриду через Струш ( δι τν Στρουγν). А место сего имени находится к северо-западу от Охриды, совершенно в противоположную от Янины сторону. Возражением против сего может служить то, что писательница отличает Κνινα от ωννινα и, что, говоря о последнем городе, ставит в связи с ним округ Вагенетию ( δι τς Βαγενητας τ ωννινα), упоминаемый и в сказанных хрисовулах 1321 и 1361 годов, – лежащий к юго-западу от Янины. 148 Вагабондажу, он, впрочем, мог научиться и раньше. Оба сродные братья его Исаак и Алексий, – потом Императоры – немало времени жили при дворе Египетского калифа Салах Эддина (Саладина), с которым и свели тесную дружбу. Весьма возможно, что с ними и вся семья Ангелов жила там же. 150 По уверению Дюканжа (Familiae Byzantinae. с. 32. р. 170), он отнял у Михаила Палеолога Солунь и короновался по примеру дяди, императором. Но об этом совершенно молчат Византийцы. Ссылка Дюканжа на Пахимера (кн. 1, гл. 30) сказывается ошибочною 151 Об Иоанне известно, что он жил в Константинополе, и женат был на дочери Торникия Севастократора, свояченице брата первого Палеолога – императора, именем Иоанна, тоже Севастократора. Димитрия историки называют зятем самого императора Михаила I, женившимся на дочери его Анне, а по смерти ее, на дочери Болгарского краля Тертера, уже разведенной с кралем Сербским. О потомстве обоих братьев ничего неизвестно. Третий брат, Феодор пал в Преспенской битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1869. P. 139-154), написанное Стифатом в связи с пребыванием в К-поле армянского католикоса за неск. лет до начала антилат. полемики. Редакцию этого сочинения, сделанную Никитой по просьбе патриарха Михаила для нужд антилат. полемики, представляет собой самое пространное слово, «Сборник»; «Антидиалог», или «Слово об опресноках, субботнем посте и браке иереев», является переработкой «Сборника», выполненной в связи с получением «Диалога» Гумберта; кратчайшее же слово, «Диалексис», Стифату не принадлежит и является сокращением «Антидиалога», сделанным не позднее кон. XI в. неизвестным автором (см.: Бармин. 2006. С. 142-154). Под влиянием «Слов» Стифата впосл. был составлен целый ряд визант. полемических сочинений XI-XII вв., часть которых их авторы надписали именами великих учителей Церкви: свт. Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина, святителей Мефодия и Фотия К-польских; одно из этих сочинений надписано, вероятно, именем его действительного автора - некоего Мелетия (см.: Бармин. 2006. С. 157-162). Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Св. Софии в Охриде, Македония. Сер. XI в. Причащение апостолов. Фрагмент росписи ц. Св. Софии в Охриде, Македония. Сер. XI в. Гумберт, уже находясь в К-поле, написал на «Слово об опресноках...» развернутое «Опровержение» ( Will. 1861. P. 136-150), ответа на к-рое со стороны Стифата не последовало. Гумберт утверждал, что Никита отказался от своей позиции (Ibid. P. 151); возможно, что нечто подобное могло иметь место - во всяком случае, в июльской грамоте папских легатов имя Никиты Стифата не фигурировало. Грамота папских легатов, к-рую они утром 16 июля 1054 г. положили на алтарь храма Св. Софии (Chartam excommunicationis - Хартия об отлучении), ознаменовала их отказ от попыток начать переговоры. В этой грамоте послы сначала отзывались с уважением об императоре и жителях К-поля: «Итак, да будет известно прежде всего славным императорам, клиру, сенату и народу сего города Константинополя и всей кафолической Церкви, что мы ощутили здесь великое добро, чему весьма радуемся в Господе, но также и величайшее зло, от которого чрезвычайно печалимся.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Где же была кафедра этого Архиепископа? Ответом на это служит надпись, составленного им же: «Жития Св. Климента Охридского» (изданного в Албании, в Мосхополе, в 1742 году), в котором сказано, что оно сочинено: «Святейшим Феофилактом, Архиепископом Первой Юстинианы и Майстором Константинопольских риторов.» Из этой надписи с достаточной вероятностью можно заключить, что блаженнейший Феофилакт, как преемник Архиепископа Агафона (титуловавшегося, по своему кафедральному городу, Моравским), был первым Архиепископом Охридским, после перемещения туда кафедры Архиепископа Первой Юстинианы, что случилось в том же Х столетии, но не ранее, как по кончине Св. Климента (919); ибо в Житии его ясно говорится, что одна из созданных им в Охриде церквей, была в последствии кафедральной Архиепископской; при том же на Соборе 870 года видим, при Архиепископе Агафоне, и Епископа Охридского, Гавриила, как ему подчиненного (это объясняет почему и Св. Климент, называемый Охридским, т.е., по месту его святой деятельности, пользовался, однако же титулом Велицкого). Отсюда возникает целый ряд весьма вероятных предположений, а именно: блаженный Феофилакт как «Майстор Константинопольских риторов,» мог быть вызван, для занятия Архиепископской кафедры в Охриде, или известным чтителем Еллинской учености, полу-Греком Симеоном, или сыном его, Петром, вошедшим в тесные сношения с Византиею, по случаю женитьбы на Греческой Царевне (Марии); известно, что при этом случае был утвержден за Преславскими Болгарскими Архиепископами, присвоенный им Симеоном, титул Патриархов; со своей стороны, Византийские Императоры могли потребовать от Петра той уступки, чтобы на Архиепископскую кафедру Первой Юстинианы был назначен ученый грек Феофилакт, для того, чтобы сохранить духовное влияние Константинопольской Патриархии на области, бывшие в подчиненном отношении к Византийской Империи (и входившие, по изначальному делению, в состав духовной области Архиепископов Первой Юстинианы). Феофилакт в таком случае должен был прибыть в Болгарию в сопровождении царицы Марии, покровительством которой, как мы видели, и пользовался до конца её жизни (она умерла ранее своего супруга, следовательно, до 967 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕФОДИЙ I Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г. Свт. Мефодий, патриарх К-польский. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1294/95 г. (ок. 790, Сиракузы, Сицилия - 14.06.847, К-поль), свт. (пам. 14 июня), патриарх К-польский (4 марта 843 - 14 июня 847). Источники Житие М. (BHG, 1278) сохранилось во мн. рукописях, древнейшая из к-рых, Vaticanus gr. 1667, происходит из Студийского монастыря в К-поле и принадлежит к комплекту Четьих-Миней 1-й четв. X в. Текст представляет собой тенденциозную студийскую переработку более раннего Жития, написанного Григорием Асвестой, ближайшим сподвижником М. и свт. Фотия I . О существовании этого сочинения есть свидетельства в текстах Никиты Хониата (PG. 140. Col. 281-282), а также пометы в рукописях. Патриарх Фотий составил канон в честь М. Сведения о нем содержатся у визант. хронистов X в. (Симеон Магистр, Продолжатель Феофана и Генесий) и в ряде Житий (Давида, Симеона и Георгия, BHG, 494; Михаила Синкелла, BHG, 1296; Иоанникия, BHG, 935 и 936, и др.). Очень важную биографическую информацию предоставляют также произведения самого М., особенно Житие Евфимия Сардского (BHG, 2145). Биография Свт. Мефодий в заточении. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 904 об.) Свт. Мефодий в заточении. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 904 об.) М. род. в богатой и знатной семье; его мирское имя неизвестно. Отец М. Иоанн, возможно, занимался морской торговлей (Laus Nicolai. 169-171). По словам М., в 787 г. его мать еще не была замужем. Ок. 803-804 гг. он познакомился со сщмч. Евфимием Сардским, к-рый находился тогда в ссылке на о-ве Пантеллерия или же по дороге туда проезжал через Сиракузы. После 806 г. М. отправился в К-поль, намереваясь поступить на гос. службу. Однако встреча с неким подвижником заставила его изменить решение и избрать монашеское поприще.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1527–1531 гг. Наиболее необычной при сопоставлении с предыдущими и последующими памятниками является иконографическая программа нартекса. Изображение в куполе не сохранилось, и долгое время с учетом традиции и надписи вокруг купола считали, что там была изображена Пресв. Богородица. Исследования показали, что надпись является поздним добавлением, а непосредственный иконографический контекст следующий: в малых парусах - фигуры тетраморфа, в центре свода каждой из косых арок в медальонах - композиции «Ветхий денми», «Спас Еммануил», «Престол уготованный» и «Агнец Божий», к-рые скорее указывают на то, что в куполе был один из иконографических типов Христа. Тем не менее переход к Богородичной тематике совершается благодаря изображениям пророков с соответствующими атрибутами, фланкирующих медальоны, а также св. гимнографов в больших парусах. Акцент сделан на сценах в малых тимпанах, к-рые иллюстрируют Богородичные гимны: «Акафист Пресв. Богородице» (кондак «Взбранной Воеводе»), «Канон Пресв. Богородице», обрамляющий «Акафист Пресв. Богородице» («Все народы земные»), «О Тебе радуется...» и сцене «Покров Пресв. Богородицы» (?). В тимпанах стен изображены сцены «Побиение камнями первомч. Стефана» (юг), «Семь отроков Ефесских» (запад), «Крещение ап. Павла ап. Ананией» (север) и «Покаяние прор. Давида» (восток). Их обрамляют композиции на сводах вост. и зап. арок «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Предтечи»), «Встреча Пресв. Богородицы и прав. Елисаветы» (восток), «Встреча праведных Иоакима и Анны» («Зачатие Пресв. Богородицы»), «Благословение Елканы и Анны, родителей прор. Самуила». Под сценами в тимпанах изображены Вселенские Соборы, а ниже расположен регистр с полным циклом мученичества апостолов (известен ранний аналог в капелле (приделе) над диаконником собора Св. Софии в Охриде, фрески кон. XI - нач. XII в.). В завершении цикла, развернутого на юж., зап. и сев. стенах, находится сцена «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою » (Мф 16. 18), к-рая встречается в росписях церквей XIII-XIV вв. Македонии и Сербии: свт. Климента в Охриде, мон-рей Жича и Грачаница , однако ее контекст в Добровэце значительно расширен. Ап. Петр поднимает на свои плечи церковь, стоящую на каменной плите, на которую опирается лестница; слева перед ним Христос на престоле в окружении святителей и св. Иоанна Предтечи, справа св. строители во время работы. Также в данный регистр на зап. стене включена сцена «Небесная литургия» (известная своим местоположением в барабане главы нефа или в алтаре, но не встречавшаяся прежде в нартексе). Особенностью данной композиции является включение в ее состав святителей.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Большинство литийных крестов (ок. 200), сохранившихся гл. обр. во фрагментах, имеют визант. происхождение. Нек-рые из них (напр., бронзовый крест XII в. с изображением арх. Михаила; Исторический музей в Велико-Тырнове) были изготовлены в мастерских К-поля. Расцвет металлической пластики палеологовского искусства связывают с такими памятниками, как оклады икон Богородицы Елеусы (1310, собор Успения Богородицы Бачковского мон-ря), Одигитрии из Несебыра (1342, СНАМ), Одигитрии из Мелника (XIV в., СНХГ) и оклад Охридского Евангелия (XIV в., СНАМ). Одним из традиц. элементов украшения ставротек, окладов Евангелий и икон являлись ажурные диски сферической формы со сложным геометрическим плетеным орнаментом. Данный орнаментальный мотив использовался и в технике резьбы по дереву. Врата и трон Хрельо (оба - XIV в., НМРМ) и врата из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (XIII-XIV вв., СНИМ) с символической декорацией, включающей фигуры львов, грифонов, фантастических животных и св. всадников, представляют собой шедевры искусства монументальной резьбы по дереву этой эпохи. В болг. храмах и музеях хранятся образцы визант. и балканских литургических тканей XIII-XIV вв., большая часть из них была произведена в имп. мастерских К-поля: плащаницы имп. Андроника II Палеолога одна из Охрида (нач. XIV в., СНИМ), другая из Бачковского мон-ря, вложенная Матеем и Анной (кон. XIV в., ЦИАМ), 3-я из приходского храма в г. Рила (кон. XIV в., ц. свт. Николая в Риле); 4-я янинского деспота Изауса и его супруги Евдокии Балшич (XV в., Исторический музей в Благоевграде). Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиеп. Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ), и с изображением Распятия Христова (ок. 1295, СНИМ). XV - 1-я пол. XVIII в. I. Архитектура и монументальная живопись. Первые памятники поствизант.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Эта часть завершается сценой одного из чудес святого - святитель тайно дает деньги разорившемуся дворянину, дабы спасти его дочерей от участи публичных дев. Далее цикл продолжается в нижнем ярусе: «Явление святого во сне епарху Евлавию», «Явление свт. Николая имп. Константину», «Избавление трех невинно заключенных», «Чудо на море» и т. д.; завершается цикл сценой «Успение свт. Николая». Внизу - ростовой образ Богоматери с Младенцем и апостолами Петром и Павлом (слева от двери) и фигуры 2 святителей (справа от двери, сильны повреждены). Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. На зап. стене - фрагменты минология (справа от жития свт. Николая). Сцены расположены в календарной последовательности. На вост. стене сохранились неск. фигур и сцен: «Перенесение мощей Максима Исповедника» (13 авг., предположительно), прор. Михей (14 авг.), «Успение Богоматери» (15 авг., фрагментарно). Справа от житийного цикла свт. Николая Чудотворца - сцена мучений святых жен Агапии, Ирины, Хионии (16 апр.). Юж. стена зап. стороны: сцена мучений св. Евфрасии (18 мая) и фигуры св. мч. Фалалея Эгейского (20 мая), равноапостольных Константина и Елены (21 мая), св. Михаила Синадского (23 мая); зап. конец юж. стены - фигуры неизвестных святых, двое из к-рых, вероятно, святые Андроник и Иуния (память обоих совершается 17 мая). Иконография сцен и тематика циклов обнаруживают параллели с совр. визант. искусством, в частности Македонии. Напр., полуфигуры святых в медальонах между ростовыми изображениями и сценами представлены в росписи храмов: Богоматери Перивлепты в Охриде (1295), Христа в Верии (1315), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Иконография сцен содержит новые элементы, типичные для палеологовского искусства. Стиль в целом характерен для визант. искусства раннего XIV в. Композиции сложные, многосоставные, динамичные. Масштаб фигур мелкий, больше изображений, сцен, циклов по сравнению с предшествующим периодом.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

к) Наконец, живой и нерукотворный памятник создало —460— Клименту народное предание. В Охриде и её окрестностях среди славянского населения личность его окружена целым роем сказаний и легенд. 2868 Эти сказания и легенды повествуют о его праведной жизни и чудесах, об отношениях его к Науму и о построении ими храмов. В некоторых случаях народное предание подробно развивает отрывочные замечания простр. жития. Так, известно, что Охрида и её окрестности отличаются богатой растительностью и редкими видами деревьев и плодов. И в Охриде до сих пор рассказывают, что это Климент перенес из Азии редкие растения и привил плодородные деревья к македонским – диким. 2869 О прививке деревьев Климентом, только без упоминания об Азии, говорит и простр. житие (XXIII гл.). Не только в Охриде, но и во всей Македонии до сих пор живут в народе рассказы о многочисленных сочинениях Климента, списки которых будто бы хранились в Охриде до самого преобразования Охридской архиепископии и лишения охридских архиепископов патриаршей власти (18 в.), после чего все славянские рукописи уничтожены греками. 2870 И составитель простр. жития как на источник своих сведений о сочинениях Климента, ссылается на рассказы о них (XXII). Народная память приурочивает к определенным местностям и две епископии Климента, которые он будто бы занимал последовательно одну за другой: первая – Главиница – отождествляется с Издеглавием в Дольней Дебърце; вторая – Величская – помещается на запад от Струги, в том месте, где теперь село Велеща. 2871 Как бы ни смотреть на эти и подобные им предания, но уже одна живучесть их в течение целых веков и чрезвычайная распространенность в Охриде заставляют отнестись к ним с некоторым вниманием, потому что в некоторых случаях под легендарными прикрасами может храниться зерно —461— исторической правды. Вообще следует заметить, что имя Климента занимает очень видное место в историческом и национальном сознании даже современного славянского населения Македонии, и можно сказать без преувеличения, что на всём протяжении её нельзя встретить ни одного славянина, который не знал бы имени Климента, не только как великого святителя, но и как поборника родной национальности и великого «списателя».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Косовский премьер» Альбин Курти 18 марта выразил свое понимание происходящего: «между сторонами существует публичное соглашение, мы приехали в Охрид, чтобы подписать основное соглашение с приложением о реализации. Мы достигли публичного согласия по приложению, которое будет направлять реализацию основного соглашения» . 20 марта Специальный посланник Госдепартамента по Западным Балканам Габриэль Эскобар на пресс-конференции заявил, что целью встречи в Охриде было не обсуждение взаимного признания, а нормализация отношений, чтобы избежать баррикад и кризисов, подобных тем, которые возникли вокруг номерных знаков», «это соглашение является юридически обязательным для обеих сторон. Хотя оно не подписано, это соглашение во всех смыслах» . В тот же день посол США в Белграде Кристофер Хилл недвусмысленно дал понять, что «Соглашение, достигнутое Сербией и Косово в Охриде, является юридически обязательным и без подписи» . Диалог между Сербией и Косово обсуждался в первый день саммита лидеров ЕС. Верховный представитель ЕС Жозе Боррель 19 марта следующим образом проинформировал лидеров о результатах встречи в Охриде: «Косово и Сербия согласовали имплементационное приложение к Соглашению о пути к нормализации отношений между ними, между Косово и Сербией. В рамках Приложения Стороны взяли на себя полное обязательство соблюдать все статьи Соглашения и своевременно и добросовестно выполнять все свои соответствующие обязательства. Приложение и Соглашение считаются принятыми на основании моего заявления, которое будет опубликовано. То, что Стороны приняли, а это означает, что Соглашение и его реализация через Приложение станут неотъемлемой частью их соответствующих путей в ЕС, обе стороны будут связаны Соглашением, которое станет частью их пути к Европейскому союзу. И мы, в Европейском союзе, будем настойчиво требовать от Сторон выполнения их обязательств, потому что теперь они являются частью, или они будут частью своего пути в ЕС. И невыполнение [их] повлечет за собой последствия» .

http://ruskline.ru/opp/2023/04/01/chto_s...

Южно-славянскияминеи иерусалимского устава, также как и студийские, отличаются от славянорусских тем, что нередко в них помещаются синаксари или проложные сказания по 6 песни канона. Древнейшая минея иерусалимского устава с синаксарем из южно-славянских есть сербская 1388 года (хлудов. 146) за месяц октябрь. Синаксарь в ней стишной чрезвычайно сходен с тем, который на греческом языке находится в московской синод. библиотеке 390 и написан в 1295 году 234 . Но перевод синаксаря в минее отличен от другого южно-славянского перевода стишного пролога, сделанного в XIV в. и перешедшего в Россию в отдельной книге, а не в минеях, и положенного в основание печатного славянского нашего пролога 235 . В прологе минеи 1388 года находятся памяти, коих нет в славянорусском прологе, наприм. 5 окт. мучч. Флорентия и Диоклитиана, обращенных апостолами и усеченных, 13 окт. память гонению еже во св. о. н. Григория от Домнин (греч. 1295 π τν Δομννου), 23 муч. Евкрата (мин. греч. 21 окт.), 27 окт. пр. Афраата (м. греч. 29 янв.), 28 окт. св. Рома и еже в пропасти восточных отец (в греч. 1295 года Рома нет), 3 окт. муч. Фавста и 18 окт. священномуч. Папы (нет сих двух последних памятей и в греч; 1295 года). В молдавской минее XV в. за месяц август (москов. музея ундол. 85), расположенной по иерусалимскому уставу, стишной синаксарь помещен в конце месяца; он беднее памятями общепринятого стишного пролога и имеет особенности, ему одному свойственные: 3 авг. пр. Феоклиты (мин. греч. 21 авг.), 31 авг. ал. Пуда. Тогда как в студийских минеях южно-славянских помешаются проложные сказания из студийской редакции месяцеслова импер. Василия, в минеях иерусалимского устава помещаются сказания из стишного пролога, составленного в XII в., как увидим ниже. Конечно есть и исключения. В москов. музее, в библиотеке Ундольского 76) сербская минея XV века имеет службы и проложные сказания не на все дни. Сказания большею частию очень кратки, а иные велики; словом, в ней синаксарь особого рода, хотя, как видно, составлен на основании стишного пролога. Стихи пред сказаниями не приводятся, но в начале 1 сентября стоит имя Христофора Митиленского, писателя проложных стихов, как и в стишном прологе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010