Сам император интересовался географией и астрономией. По его заказу была выполнена александрийским патриархом Афанасием рукопись «Географии» Птолемея с картами. Андроник II встречался с известным астрономом Мануилом Вриеннием. По поручению императора была вышита плащаница с изображением тела Христа и с памятной надписью для церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (ок. 1295 г.). Идеализированный образ Андроника II был создан Никифором Григорой в его сочинении «Ромейская история»: «В нем неподдельная кротость соединялась с очаровательной любезностью и составляла постоянное его отличие. Природа не поскупилась наделить его лицо веселостью, глаза – ясностью, речь – благополучием и чистотой. Вообще, в приятности, соединенной в нем с важностью, было что-то особенно привлекательное, что-то неземное» Андроник III Палеолог (13281341) – внук Андроника II, вел междоусобную борьбу со своим дедом при поддержке великого доменика Иоанна Кантакузина . В правление Андроника III к Византии была присоединена Фессалия, в 1337 г. отвоевано Эпирское царство. В 1329 году император учредил новый состав «вселенского суда», наделенного правом отстранять от должности любого, без различия звания и общественного положения вплоть до августейших особ, по всей территории империи. Четверо судей из светских и духовных лиц проводили заседания в храме св. Софии, что привело к слиянию функций императорской и патриаршей администрации. Высшая школа также находилась под надзором одного из четырех «вселенских судей». Женитьба Андроника III на итальянке Анне Савойской способствовала распространению при дворе итальянских обычаев и усилению влияния латинян. Нарушение императором древних традиций – устройство торжественных процессий и зрелищ в дни больших праздников – вызвало недовольство Никифора Григоры. Похороны Андроника III, устроенные в храме святой Софии, были описаны Иоанном Кантакузином Анна Комнина (1083ок.1153/1155) – старшая дочь византийского императора Алексея I и Ирины Дукены, одна из образованнейших женщин своего времени, автор прозаического эпоса «Алексиада» о деяниях ее отца. Биографические сведения о писательнице содержатся в ее сочинении, в прологе к ее завещанию и в монодии близкого к ней эфесского митрополита Георгия Торника, откликнувшегося на ее смерть. До восьми лет Анна воспитывалась в доме своего жениха Константина Дуки, с которым была обручена с младенчества, но, выполняя волю отца, вышла замуж за Никифора Вриенния, ставшего ее «господином-кесарем» ок. 1097 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Сведений об отношениях между О. а. и Тырновской Патриархией, сосуществовавших в границах Болгарского царства, не сохранилось, как и об утрате автокефального статуса архиепископией после восстановления в 1235 г. патриаршего статуса Тырновской Церкви, когда ее предстоятель стал именоваться «преосвященный архиепископ Богоспасаемого великого града Тырново и патриарх всех болгар» ( Цонев Б. Опис на ръкописите на Народната б-ка в София. София, 1910. Кн. 1. С. 197). В синодике Болгарской Церкви имена патриархов Тырновских следуют за именами патриархов Преславских, подчеркивая преемственность между ними, а имена архиепископов Охридских - Иоанникия (ок. 1238) и Сергия (ок. 1241) - стоят между именами Вельбуждских и Браничевских епископов ( Божилов И., Тотоманова А.-М., Билярски И. Борилов синодик. София, 2010. С. 173-174), что указывает на подчинение архиепископа Охрида Тырновскому патриарху ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 151). Отсутствие в синодике упоминания архиеп. Димитрия Хоматиана позволяет предположить, что до его смерти (после 1236) архиепископия сохраняла автокефалию, но при преемниках уже утратила. Косвенно об этом свидетельствуют сообщения богослова Никифора Влеммида в его автобиографии: во время посещения Эпира в 1239-1240 гг. он нашел Охрид без предстоятеля ( Nicephori Blemidae Autobiographia sive Cirriculum vitae/Ed. J. A. Munitiz. Leuven, 1984. S. 33), и патриарха Тырновского свт. Евфимия в Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской о поставлении после битвы при Клокотнице (1230) болг. царем на завоеванных землях «митрополитов и епископов» (Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluniacki. W., 1901. S. 90). О временной утрате автокефалии О. а. сообщается в болг. «Сказании о Болгарской и Сербской Патриархиях», составленном на Св. Горе в XV в., где в числе Тырновских патриархов упоминается архиеп. Охридский Феофилакт как толкователь Евангелия и говорится, что ранее «Охридская земля и другие дальние места» принадлежали Тырновскому царству «и там, с благословения Тырновского патриарха, архиепископ Охрида своих епископов поставлял» ( Ангелов Б. С. Стари слав. текстове//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 259-269).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

После поражения серб. коалиции в битве при Черномене (26 сент. 1371) часть серб. территорий отошла под власть султана. Охрид окончательно перешел в состав Османской империи в 1408 г. Передача Охрида произошла без сопротивления и при лояльном отношении Охридских архиепископов, поэтому султаны благосклонно поддерживали архиепископию, надеясь ослабить влияние К-польской Патриархии в своих балканских владениях. Охрид вначале находился под прямым управлением султана, без вассального посредника. В нач. XV в. архиеп. Охридский Матфей временно присоединил Софийскую и Видинскую епархии, несмотря на протесты К-польского патриарха. Отношения с К-польской Патриархией испортились после Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор ), к-рую О. а. не признала. Межцерковные споры вызывало и управление Охридом некоторыми бывш. к-польскими епархиями, напр. Веррией. Но после падения К-поля отношения между Церквами улучшились: в 1467 г. бывш. К-польский патриарх Марк (см. Марк II ) даже стал Охридским предстоятелем. Роспись купола и парусов ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Мастера Михаил Астрапас и Евтихий. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Роспись купола и парусов ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Мастера Михаил Астрапас и Евтихий. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) В научной лит-ре ( Трифонов Ю. Отношениято на Сръбската Ипекска Църква към Охридската в началото тур. владичество//Македонски преглед. София, 1928. Год. 4. 4. С. 43-78; Снегаров. 1932. Т. 2. С. 501-508; Српски jepapcu. С. 365) до 80-х гг. ХХ в. ошибочно считалось, что в сер. XV в. О. а. была временно объединена с серб. Печской Патриархией, а ее юрисдикция, после того как Печский патриарх Никодим по просьбе молдав. воеводы Александра в 1453 г. хиротонисал митр. Молдавского Феоктиста I (см. в ст. Молдавская митрополия ), распространилась на Валахию и Молдавию и номинально продолжалась до кон. XVI в. Однако эти мнения возникли в силу неверного прочтения В. И. Григоровичем имени Никодим вместо Николай в записи 1848 г. о росписи ц. Богородицы в с. Лешани близ Охрида ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 107) и бесспорно опровергаются прочтением имени Николай (см. ст. Николай III , архиеп. Охридский) в записи о росписи 1450/51 г. ц. Успения Богородицы в с. Велестове близ Охрида ( Г. Охридската сликарска школа од XV в. Ckonje, 1980; он же Г.). nampujapx и Охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. 21. С. 213-234).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

В толкованиях на Ис 1. 16-17 звучит призыв к обращению и изменению образа жизни «неблагодарного народа», к праведности. Цитируемые мн. раннехрист. авторами - от сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 8. 4) и Феофила Антиохийского до блж. Августина - эти стихи используются в качестве обоснования учения о правильном посте (ср.: Ис 58. 6-8), напр. в «Педагоге» Климента Александрийского ( Clem. Alex. Paed. III 12. 89, 91) или в «Апологии» мч. Иустина ( Iust. Martyr. I Apol. 44); в творениях сщмч. Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 24) они используются в контексте речи о христ. Крещении ( Iust. Martyr. I Apol. 61). Последнюю группу стихов (Ис 1. 7-8), описывающих опустошенную землю, часто используют мч. Иустин («Диалог с Трифоном Иудеем») и Тертуллиан («Против иудеев», «Против Маркиона»; ср.: Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 6). Ис 1. 9 (обетование об «остатке»), единственный стих этой главы, цитированный в НЗ (Рим 9. 29), блж. Иероним понимает как указание на апостолов и множество людей, собравшихся на Пятидесятницу ( Hieron. In Is. I 1. 9). Ангел Великого Совета. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1295 г. Ангел Великого Совета. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. 1295 г. II. Видение небесного храма (Ис 6). Образы видения (Ис 6. 1-4) нашли отражение в ряде стихов Откровения Иоанна Богослова, но в произведениях раннехрист. авторов, отцов Церкви, они встречаются редко. Тринитарное толкование Трисвятого (Ис 6. 3), начиная со сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 6), в последующих произведениях упоминается регулярно, иногда со ссылкой на Ин 12. 41. На этих текстах блж. Иероним основывает свою критику Оригена ( Hieron. Ep. 18A. 4), который понимал слова о 2 серафимах как указание на Сына и Св. Духа. Блж. Иероним считал, что видение прообразует 2 завета, к-рые «призывают» хвалить «славу Божию» по всей земле, т. е. пришествие Христа и распространение Евангелия апостолами. Это толкование близко к мессианскому пониманию, к-рое встречается у мн. авторов - от Евсевия до свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита Кирского и Викторина (ср.: Ibid. 6, 8). К этой же теме относятся слова о потрясении храма (Ис 6. 4a: «поколебались верхи врат»), о лишении его славы и о «наполнении курениями» (Ис 6. 4), которые иногда понимались как указание на языческие народы и на сожжение храма римлянами (ср.: Theodoret. In Is. 6. 4//SC. 276. P. 262-263; Ioan. Chrysost. In Is. 6. 4).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Говоря об И. Х. как об Ипостасном Слове, явившемся «ради нас», мч. Иустин Философ отмечает, что и до воплощения Слово было отчасти доступно восприятию тех людей (мч. Иустин выделяет среди них «философов» и «законодателей»), к-рые оказались достойными созерцать Его. Отчасти познал Его и Сократ, т. к. Оно «то через пророков, то Само через Себя... предвозвещало будущее» ( Iust. Martyr. I Apol. 2. 10). Обращаясь в лице Трифона к иудеям, мч. Иустин укоряет их за то, что они не приняли Христа: «Если бы вы... знали,- пишет он,- Кто есть Тот, Который назван Ангелом великого совета... у Давида - Христом и достопокланяемым Богом... у Соломона - Премудростью... если бы вы знали это, то не хулили бы Того, Который уже пришел, родился, страдал и вознесся на небо, Который опять придет, и тогда восплачутся двенадцать колен ваших. Если бы вы поняли пророческие слова, то не отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога» ( Idem. Dial. 126). Иисус Христос Ангел Великого Совета. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1294 - 1295 гг. Иисус Христос Ангел Великого Совета. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1294 - 1295 гг. Сщмч. Ириней , еп. Лионский, защищает Божественное достоинство И. Х., опровергая гностицизм, дуалистическое учение к-рого исключало правильное понимание христ. триадологии и, в частности, учения о Второй Ипостаси Пресв. Троицы, воплотившейся ради спасения человека. Гностицизму сщмч. Ириней противопоставляет «апостольское предание» как защиту церковного учения от разного рода искажений. Согласно этому преданию, И. Х. «есть Бог и Господь и Царь вечный, Единородный и Слово воплотившееся, предвозвещенное всеми пророками, апостолами и самим Духом» ( Iren. Adv. haer. III 19). Цель Воплощения сщмч. Ириней Лионский определяет словами, которые впосл. стали классическими: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим», чтобы человек, «соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/293939.html

Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде. 19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь. В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви. Современное состояние [ править править код ] Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский). Охрид [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Маке...

Начиная с VIII в. в Италии почитание М. было связано с преданием о перенесении мощей мученика из Кесарии в Эклан (древний город в исторической области Самний на юге Италии, располагавшийся в 25 км от Беневенто), а затем в Беневенто. Павел Диакон ( ок. 797) описал в небольшой поэме (из 39 стихов) мученичество М., перенесение его мощей имп. Константом, похищение св. останков 3 монахами, новое перенесение при герц. Арехисе из Эклана в Беневенто ( Pauli Diac. Hymnus in translationem Beneventum corporis beati Mercurii martyris//PL. 95. Col. 1600). Впоследствии появились более обстоятельные рассказы на латинском языке о перенесении мощей М. (BHL, N 5936-5938a, 5938b), различающиеся между собой, как правило, формой, но не содержанием. Самая ранняя версия Сказания о перенесении мощей М. (BHL, N 5936) была написана не ранее нач. IX в., т. к. в ее основе лежат «История лангобардов» Павла Диакона и Житие св. Барбата, еп. Беневенто (BHL, N 973), составленное в IX в. Начало текста утрачено (MGH. Scr. Lang. P. 576-578). Др. редакция (BHL, N 5937) сохранилась полностью, что позволяет восстановить лакуны в предыдущей версии. По мнению Бинона, Сказание о перенесении мощей М. в Беневенто в том виде, в котором оно сохранилось, было составлено, возможно, спустя 50 лет после описываемых событий. Автор Сказания, под которым не следует понимать самого герц. Арехиса, вероятно, был современником перенесения мощей ( Binon. 1937. P. 47-48). Версия BHL, N 5938а написана гекзаметром (MGH. Scr. Lang. P. 578-580). Еще одна версия (BHL, N 5938b) сохранилась в рукописи XVII в. (Roma. Bibl. Univ. Alessandrina. Cod. 96 (alias I. h. 4-6). Fol. 209v - 213v). Вмч. Меркурий. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294–1295 гг. Вмч. Меркурий. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294–1295 гг. Согласно Сказанию о перенесении мощей М., византийский имп. Константин, также называемый Константом (под ним следует понимать Константа II (641-668)), желая отвоевать у лангобардов Италию, отправился в военный поход, взяв с собой мощи М.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Программа фресковой росписи собора в Охриде, перестроенной и расписанной при архиеп. Льве (1037-1056), отличалась еще большим разнообразием сюжетов: сохранились фрески алтаря, в конхе апсиды к-рого представлена Богоматерь Никопея, жертвенника (Сорок мучеников Севастийских), диаконника, композиции Богородичного цикла (в т. ч. Успение Богородицы на зап. стене), фрагментарно росписи нартекса и колоссальная галерея портретов св. епископов на стенах, среди к-рых образы Римских пап в диаконнике, в рост и по пояс, в рамках, в медальонах, попарно на разноцветных фонах. Алтарные росписи обоих храмов отличает стройная иконографическая программа, центр к-рой - композиция «Евхаристия» в верхнем ярусе апсиды. В монументальной живописи изображение Евхаристии известно уже в росписи ц. Богоматери Халкеон (1028) в Фессалонике, где в конхе изображена Богоматерь Оранта, в апсиде - святители, а на стенах вимы - причащение апостолов. В храмах Св. Софии в Киеве и Охриде эта композиция помещена на стене апсиды под образом Богоматери, она связывает в единый иерархический ряд тему Воплощения, служения Христа Великого Архиерея и св. архиереев, изображенных в нижнем ярусе апсиды, с реально осуществляемым на церковном престоле таинством. В центре композиции - престол под киворием с литургическими предметами, по его сторонам - ангелы в диаконских одеждах с рипидами и Христос, совершающий Божественную литургию. В Св. Софии Киевской Христос дважды изображен по сторонам престола, причащающим подходящих к Нему апостолов; в Охридской - один раз, держащим литургический хлеб. Тема священнического служения Христа в киевском соборе представлена также изображением Христа Иерея в медальоне на щеке вост. подпружной арки. В Охриде тема богослужения развивается в сюжетах на стенах вимы, где изображены ветхозаветные прообразы новозаветной жертвы: жертвоприношение Авраама, Три отрока в пещи, а также Лествица Иакова, свт. Василий Великий, совершающий литургию. Развитие литургической тематики, к-рое будет продолжено в искусстве XII в., говорит о тесной связи программы храмовой декорации с догматическим учением Церкви и с актуальными вопросами церковной жизни, пробуждающими творческую богословскую мысль как в форме учительного слова, так и в образе.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Элитарные византийские иконы в славянских странах уцелели в гораздо меньшем количестве, и тем не менее есть основания не только говорить об их присутствии, но в ряде случаев даже судить об их иск­лючительно высоком качественном уровне. Фрагментарно сохранившаяся живопись иконы первой половины XI в. с изображением святителей Василия Великого и Николая, найденная в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, может быть отнесена к числу вышедших из константинопольских придворных мастерских 18 . Об этом говорят изысканный рисунок и утон­ченный колорит, свойственные столичным иконам и книжной миниатюре. Ещё ближе по манере исполнения к миниатюрной живописи икона второй половины XI в. с изображением Сорока мучеников Севастийских, по предположению написанная для алтарной преграды собора Святой Софии в Охриде, в северо-восточной части которого существовал посвящённый им придел 19 . Севастийские мученики по обычаю представлены обнажёнными, загнанными после угроз и мучений в темнице в покрытое льдом озеро, а сверху на них спускаются ниспосылаемые Христом мученические венцы, по форме близкие византийской императорской короне. Мастер виртуозно компонует многофигурную группу, разнообразя при этом позы и отмечая каждого из мучеников индивидуальной психологической характеристикой. В сущности это живая сцена, хотя и трактованная без особо акцентированных эмоций. Подобные сюжеты позволяют понять, каким путём в визан­тийском иконописании достигается равновесие между остротой и даже драматизмом сюжета и его “надмирным” видением, свойственным сакральному искусству. Подлинным шедевром иконописи этой эпохи являются составляющие композицию Благовещения две иконы, архангела Гавриила и Богоматери, выполненные около 1108–1120 гг., с сохранившимся чекан­ным серебряным окладом, первоначально украшавшие алтарную преграду церкви Богородицы Перивлепты в Охриде 20 . Фигуры хорошего рисунка, почти естественных пропорций, прекрасно моделированные, колорит отли­чается сочетанием звучных и пригашенных тонов. Это редчайший сохранившийся пример, дающий представление о том, как искусно в Византии на рубеже XI–XII вв. живопись могла сочетаться с ювелирным искусством.

http://pravmir.ru/vizantiyskiy-etalon-v-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010