Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц. Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов ( Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

http://pravenc.ru/text/200097.html

Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI-XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник - в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде - в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник - в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил - в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375-1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде - в ц. св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписях апсид 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа - «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г.- на престоле на зап. стене; ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1260 г.- в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Черногория), 1604-1606 гг.- в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

владениях и участвовать в распределении земель владельцев, не имевших наследников. Как сетовал архиеп. Феофилакт Болгарский, чиновники использовали клириков как прислугу, на территории архиепископии получила распространение кровная дань ( Теофилакт Охридски, архиеп. Произведения, отнасящи се до бълг. история//Гръцки извори за бълг. история. София, 1994. Т. 9. Ч. 2. С. 92-93, 126-128). Два восстания населения в Охридской епархии (1040-1041, 1072-1073) были жестоко подавлены. Политика властей и нападения норманнов и крестоносцев (занимали Охрид в 1083 и 1096-1097) вызвали массовое переселение болгар: архиеп. Феофилакт жаловался, что «в одной из прекрасных болгарских церквей», Девольской, не осталось ни диакона, ни священника (Там же. С. 102-103). В 1108 г. имп. Алексей I Комнин создал фему Ахрида и восстановил в городе крепость. Архиеп. Феофилакт просил императора уменьшить набор местного населения в армию и сократить численность военного гарнизона в Охриде, т. к. его обеспечение угрожало городу истреблением (Там же. С. 104-105). Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Постепенно сокращались и границы О. а. При имп. Алексее I Комнине почти все епархии, перечисленные во 2-м (кроме Видина и Расы) и в 3-м хрисовулах имп. Василия II, а также Доростол подчинили К-польскому патриарху, а Сервию и позже Веррию - митрополиту Фессалоники. Изменение границ О. а. зафиксировано в Кодексе епархий кон. XI - нач. XII в., сохранившемся в 4 списках XIII-XV вв. ( Darrouz è s. Notitiae. N 13. P. 371-372), где после описания состава Фессалоникийской митрополии перечислены 23 кафедры (с разночтениями относительно 6 из них) «Престолов Юстинианы Первой и всей Болгарии»: из прежних епархий остались Кастория (Костур), Кефалиния (Главиница), Моглена, Битоля (Пелагония), Струмица (Тивериуполь), Малешево (Моровизд), Велевуздий (Кюстендил), Сердика-Триадица (София), Приздианон (Призрен), Липений (Липлян), Видин, Раса, Срем, Скопье, а также добавились епархии на юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

http://pravoslavie.ru/484.html

Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Станем же мы безрассудными для Бога. Отринем ум для божественного счастья. Все в этом мире ищут какие-то безумия, опьяняют себя вином и телевизором, хотят оглупеть, делают все, чтобы забыться, а мы любим Господа, чтобы обезуметь – чтобы обезуметь божественным безумием. Сказать по-другому можно так: это божественное опьянение есть небесное празднество, ты в раю, не понимешь, где находишься, и не знаешь, что происходит, и после этого потом все в твоей жизни меняется… Когда Иисус войдет в твое сердце, тогда не захочется курить. Я не могу сказать: «Брось курить!» Я говорю курящему, чтобы он молился в то время, когда закуривает. А он: – Да разве можно так! – Так что же? Не можешь впустить Христа в свою жизнь? – Как? И тогда, когда курю? – Речь не о том, что ты делаешь. Я говорю о Христе, а не о курении! Давай не будем «опускать» наш разговор. Я говорю не о твоих поступках. Я говорю: научись молиться тогда, когда что-то делаешь. – И когда грешу? – Когда грешишь?! Молись Богу, к какому бы делу ты ни приступал! – А получится ли у меня? – Не знаю. Молись и делай что хочешь! Не говорит ли то же самое блаженный Августин ? Возлюби Господа и делай что хочешь! Скажи: «Христос, я люблю Тебя, но я не могу бросить». И если будешь постоянно произносить эти слова, то через некоторое время сигареты станут для тебя менее привлекательными, а потом ты будешь к ним равнодушен. Почему? Потому что тебе понравится нечто большее, чем сигареты. Вот, например, я люблю банницу но если кто-то даст мне попробовать пиццы и она мне понравится больше, то банница отойдет на второй план. Когда видишь что-то лучшее, то просто хорошее тебя уже не притягивает. Позволь мне спросить, почему ты грешишь? Что же ты смутился? Ты ведь знаешь, почему мы грешим, не так ли? Потому что грех доставляет удовольствие! Поэтому и грешим. Разве нет? Когда я учился в университете, однажды мой однокурсник, очень искренний человек, так прямо мне и сказал:

http://pravoslavie.ru/57894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

Г.С. Битбунов Благовещение Пресвятой Богородицы Весьма примечательно, что в иконографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы нашли свое отражение подробности апокрифического предания. Разумеется, самым распространенным сюжетом является изображение архангела Гавриила (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящего – прямо или коленопреклоненно – перед Святой Девою. В его левой руке – райская ветвь как символ радостного благовестия (иногда вместо ветви – трезубец). Десницей он благословляет Марию. Пресвятая Дева представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу пророка Исаии, при этом иногда видны слова: Се, Дева во чреве примет ( Ис. 7:14 ). Но встречаются такие иконы Благовещения, где Богородица держит в руках веретено или початок. Иногда Пресвятая Дева изображается стоящей у колодца и черпающей воду, а сзади или перед Ней – благовествующий архангел. Неканоническая фабульность становилась источником для иконографии по крайней мере вплоть до конца XIII – начале XIV столетий, когда в ней появились новые персонажи – изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, девушки изображались как свидетели (роспись церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 год) 127 . В продолжение разговора о церковном искусстве, связанном с Благовещением, следует указать на его особое значение в росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение архангела располагается на левой опоре, а Богоматери – на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство (роспись Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146–1151 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Македонии отреставрируют уникальный храм Богоматери Перивлепты в Охриде Москва, 3 ноября 2009 г. Македония. В Македонии будет проведена масштабная реставрация уникальных фресок церкви Богоматери Перивлепты в Охриде - при финансировании со стороны посольства США, сообщает Седмица.Ru . Министерство культуры Республики Македония получило грант в размере 650 000 долларов от посольства США в Македонии на реставрацию уникальной настенной живописи. Соответствующий договор был подписан на днях в Охриде Министром культуры Республики Македония Е. Канческа-Милеской и послом Соединенных штатов Америки в Македонии Ф. Рикером в присутствии президента Македонии Г. Иванова, митрополита Дебарско-Кичевского Тимофея (Македонская Православная Церковь), директора Управления по защите культурного наследия П. Кузмана и др. Согласно подписанному договору, в следующем году начнется реставрация и консервация церкви и ее настенной живописи, которая продлится три года при участии как македонских, так и зарубежных специалистов. Перед подписанием соглашения его участники посетили церковь Богоматери Перивлепты, где митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей кратко ознакомил их с историей этого памятника церковной архитектуры. Церковь Богоматери Перивлепты (в переводе с греческого - Прекрасной) в Охриде была построена в конце XIII в. и расписана в 1295 г. греческими мастерами в стиле «Палеологовского ренессанса». Ее ктитором был Прогон Сгур, родственник византийского императора Андроника II Палеолога. В алтарной апсиде представлены великие отцы Церкви, сцены Поклонения Агнцу и Причастие апостолов; в жертвеннике - Сорок Севастийских мучеников, а в диаконнике - сцены жития св. Иоанна Предтечи. В нижнем ярусе наоса изображены преподобные, пустынножители и святые воины, а в верхних ярусах - Господские праздники, цикл Страстей Христовых и Его притчи. На северной стене - св. Климент, покровитель Охрида, и Константин Кавасила, Охридский архиепископ. На фризах южной и северной стен - сцены земной жизни Пресвятой Богородицы, на западной - монументальная сцена Успения Пресвятой Богородицы. С XV в. до конца XIX в. церковь была центром Охридской архиепископии. 3 ноября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История изобразительного искусства ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАВЗОЛЕЙ гробница Мавсола, правителя Карии в М. Азии (377-353 гг. до Р. Х.), одно из 7 античных чудес света; также монументальное погребальное сооружение МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта)

http://pravenc.ru/rubrics/123072_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ПЕРИВЛЕПТА» [Греч. περβλεπτος - букв. «видная отовсюду», «всесторонне прекрасная», «восхитительная»], один из устойчивых эпитетов Божией Матери, употреблявшийся с XI в. и сопровождавший Ее изображения в визант. искусстве; в научной историографии - наименование иконографического типа, родственного типу «Одигитрия» или производного от него. Согласно свидетельству Михаила Пселла, монастырский храм, посвященный Богоматери Перивлепте, был выстроен в К-поле имп. Романом III (1028-1034), причем эпитет «П.» - «восхитительная» автор счел «скорее подходящим смертной женщине» ( Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С. 26-28). Вероятно, это наиболее ранний пример именования Богородицы «П.» и посвящения Ей храма. Самые известные храмы аналогичного посвящения находятся в Охриде (1295) и Мистре (ок. 1350). В письменных источниках данный эпитет встречается с нач. XII в. (гомилии Иакова Коккиновафского: «Περβλεπτον τς παρθενας διδημα», см.: Κοντακη. 1998. Σ. 471.40). Древнейшие иконы Божией Матери с сохранившейся первоначальной надписью с эпитетом «Η ΠΕΡΙΒΛΕΠΤΟС» относятся к XIV в. Первая икона происходит из охридского храма Богоматери Перивлепты (Галерея икон, Охрид), вторая - из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (2-я пол. XIV в., СПГИАХМЗ). Иконы близки между собой по ряду иконографических признаков, что косвенно указывает на существование общего протографа: Божия Матерь держит Младенца на левой руке, правой указывает на Сына, поклоняясь Ему; обе фигуры расположены прямо по отношению друг к другу, однако Христос обращается с благословением к Богородице, Которая склоняет к Нему главу, но смотрит на молящегося. Этот изобразительный тип близок к типу «Одигитрия» и отличается от него лишь формой общения Богородицы и Младенца. На основании этого в совр. историографии с некоторой долей условности образ «П.» принято рассматривать как «смягченный» вариант «Одигитрии». Достаточные основания для установления связи икон «П.» с храмовой иконой соименного к-польского монастыря XI в. отсутствуют: появление уникального ростового образа Богоматери с Младенцем близкой иконографии на милиарисии Романа III не обусловлено визант. источниками, а на подвесных печатях XI в. как самой обители, так и одного из ее настоятелей представлен погрудный образ Божией Матери «Оранта» ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantine. P., 1965. Vol. 5/2. N 1178-1180) либо тронный полнофигурный образ Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью ( Jordanov I. Corpus of byzantines Seals from Bulgaria. Sofia, 2009. Vol. 3/1. N 1654). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 231-235; M. Икона Богородице «Прекрасне»//Зб. Св. Радойчича. Београд, 1968. С. 335-354; Κοντκη Χ. Ι. Ες τν Θεοτκον συναγωγ πατερικν δν, προσηγοριν κα πιθτων. Θεσ., 1998. М. Н. Бутырский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580024.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010