Расположение церкви на центральной площади города при советской власти было источником опасности для ее существования. Уже в 1920 г. городской комитет коммунального хозяйства при Нижгорсовете запросил НКП о сносе Благовещенской церкви. Заведующий Главнаукой при НКП ответил 10 апреля 1920 г., что «Главнаука не препятствует» сносу храма при условии «тщательной фиксации обмерами и фотографиями под руководством музея». Однако храм чудом просуществовал до 1929 г., когда вместе с Алексеевской церковью был приговорен к сносу, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Поначалу, по совету Главнауки, переделали церковь «под гражданский тип строения», и Нижгубисполком решением от 4 апреля 1929 г. отдал здание храма под клуб инвалидов. Но, по настоянию Горсовета, 8 апреля 1930 г. было принято решение церковь снести как «стесняющую движение». Снос церкви был завершен 18 августа 1930 г., площадь была перепланирована. Сейчас на месте храма – памятник Кузьме Минину. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi На месте Благовещенского собора с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1378 г. вел. князем нижегородским Димитрием Константиновичем. Об этой церкви после много радел преосв. Тихон, бывший уроженец нижегородский, по тому отношению к ней, что при ней погребены были его родители. Когда в 1696 г. она пришла в совершенную ветхость, он, бывши тогда митрополитом Сарским и Подонским, построил вместо деревянной обветшавшей церкви каменный Благовещенский собор, который им и освящен был 8 октября 1697 г. и снабжен был многими вещами из церковной утвари. Когда в большой пожар 1715 г. этот собор сильно обгорел, он и возобновил его, бывши в то время уже Казанским митрополитом. В XIX ст. собор был неоднократно (в 1831 и 1866 гг.) переделываем, так что почти совершенно утратил свой первоначальный вид. В Благовещенском соборе три престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. Димитрия Солунского, а левый – во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и св. муч. Власия. Из икон в этом соборе замечательны: икона Спасителя, украшенная сребропозлащенным высокой работы венцом и гривною; Благовещения Пресвятой Богородицы – обе эти иконы были еще в старой деревянной Димитриевской церкви; Боголюбская икона Божией Матери, старинная, греческого письма; апост. и еванг. Иоанна Богослова, новой академической работы, дар нижегородской губернской гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами и вообще всеми украшениями церковь довольно богата. Из св. икон обращают на себя внимание: две иконы в серебряных ризах, лежащих на особых аналоях, с изображением тех святых, частицы мощей коих здесь хранятся, а именно: апост. Павла, Иоанна милостивого, св. Венедикта, Ефрема Сирина, Феофана постника, кн. Владимира, кн. Александра Невского, Андрея Боголюбского, Пимена Великого и Аммона Египетского, св. муч. Николая, Анны Кашинской, муч. Михея, ев. Марка, Леонтия Ростовского, Гурия Казанского, Димитрия Солунского, муч. Агафангела, Нила и Анфима, на ризах этих икон поставлен 1787 г.; и Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе с 8 аметистами, эта икона принесена из домовой церкви. В одном из напрестольных крестов есть также частицы св. мощей. Ризница очень богата; в числе облачений замечательны ризы золотого глазета с оплечьем из серебряной парчи с вышитыми живописными изображениями. Плащаница венецианского бархата шита золотом и серебром. Церкви принадлежат: двухэтажный дом в церковной ограде, в котором помещается народное училище, и 17 каменных лавок с наружной стороны ограды, приносящих дохода 60 руб. в год. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 1580 руб. - 63 руб. 20 коп.; от земли пахотной и сенокосной 300 руб.; от служб и треб 1780 руб.; от хлебного сбора 140 руб., а всего 2284 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 4 десятины 689 кв. саж., пахотной 101 десятина 1683 кв. саж., сенокосной 14 десятин 2203 кв. саж., под дорогами и болотами 22 десятины 57 саж., а всего 142 десятины 2232 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Кроме того, в 1862 г. помещиком Спиридовым пожертвована в пользу причта пустошь Ротынино – 21 десятина болотной земли в 12 верстах от Нагорья. Землей этой причт не пользуется.

http://sobory.ru/article/?object=04067

В тесной связи с планами А. Ю. Б. по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, к-рым отмечено 1-е десятилетие правления князя. В нек-рых своих моментах оно ориентировалось на киевскую столичную модель, хотя участие в ней киевских мастеров не засвидетельствовано, тогда как достаточно отчетливо видны следы работы галицкой артели и черты западноевроп. романики, привнесенные, по выражению владимирского летописца, «от всех земель мастерами» (надо думать, эти влияния объясняются традиц. суздальско-галицкими политическими связями, восходящими ко времени Юрия Долгорукого). Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, украсившихся Серебряными и Золотыми воротами с надвратной ц. в честь Положения ризы Богоматери, во Владимире же были воздвигнуты Успенский собор (к-рый мыслился А. Ю. Б. как кафедральный храм буд. Владимирской митрополии), ц. и мон-рь Вознесения близ Золотых ворот. На месте, по преданию указанном князю Божией Матерью, была построена княжеская загородная резиденция с храмом Рождества Богоматери - Боголюбово . Согласно Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, на этом месте остановилась повозка с Владимирским образом, так что кони не могли сдвинуть ее. Явившаяся А. Ю. Б. в сонном видении Пресв. Дева повелела устроить здесь церковь в честь Своего Рождества, а Владимирскую икону не везти в Ростов, но оставить во Владимире. (Данного эпизода нет в первоначальной редакции Сказания XII в., но его достаточная древность удостоверяется упоминанием о нем в статье 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющей Комиссионный список НПЛ.) Для храма Рождества Богородицы в Боголюбове была написана Боголюбская икона Божией Матери , изображающая Пресв. Деву с хартией в руках,- как Она, по преданию, явилась А. Ю. Б. Простирая руки в молитвенном жесте к Своему Божественному Сыну, Пресв. Дева предстательствует перед Ним за своих новых чад - христиан Владимиро-Суздальской земли.

http://pravenc.ru/text/115338.html

14 июня 1938 года Александр Крутицкий судебной тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года на полигоне в Бутове приговор был приведен в исполнение. Долгое время родные ничего не знали о судьбе отца Александра. Его жене - Пелагее Петровне, пережившей с тремя детьми страшные времена гонений и притеснений, власти сообщили, что он осужден на 10 лет лишения свободы. В 1956 году на ее запрос в Генеральную прокуратуру было получено извещение, в котором из соображений секретности были изложены заведомо ложные факты: «Крутицкий А.С., отбывая наказание в исправительно-трудовом лагере, умер 18.03.1943 года от кровоизлияния в мозг». А в 1958 году дело по обвинению священника Александра Крутицкого было пересмотрено, выявлена полная несостоятельность обвинения. Пелагея Петровна, прожившая после ареста мужа еще 43 года, умерла в возрасте 86 лет в 1981 году. В 1993 году священник Александр Крутицкий был окончательно оправдан и посмертно реабилитирован, стала известна точная дата смерти Александра Сергеевича. А в 2000 году священник Александр Крутицкий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. День 1 июля - память священномученика Александра Крутицкого — почитают ежегодно в Покровском храме и на всей Щелковской земле. Созданы иконы святого. Будут написаны новые. Возможно, что рядом с новомучеником иконописцы напишут образ Божией Матери. Ведь святой начал свое служение в сане диакона в храме, посвященном Рождеству Пресвятой Богородицы с. Образцово, в сане священника служил в церкви Покрова Божией Матери с. Хомутово, отошел в жизнь вечную в день празднования Боголюбской иконы Царицы Небесной. Это указывает на покровительство Пречистой Богородицы нашему прославленному земляку. Священномучениче Александре, моли Бога о нас! Священномученик Александр Крутицкий ныне молится о своем земном Отечестве на небесах, а мы возносим ему молитвы на земле. Его жизнь, христианский подвиг, причисление к лику святых не оставляет людей равнодушными. Щелковская земля богата талантами. Профессиональный художник, проживающий в пос. Загорянский, Игорь Виханский создал живописное изображение священномученика Александра Крутицкого. Портрет, написанный художником, - это не икона, но святой, изображенный талантливым мастером, безусловно, не может оставить равнодушным. Два других человека, живущих в разных городах Щелковского района, по зову христианских сердец, написали церковные гимны, прославляющие священномученика Александра Крутицкого.

http://pravicon.com/info-1705

8 июня произошло весьма упорное сражение: паннонцы потерпели сильное поражение. Царь, услышав об этой блистательной победе, в радости и восторге приносит благодарение Богу, а через несколько дней, и сам торжественно вступает в столицу... Впереди его ехала серебряная вызолоченная колесница, запряженная белыми конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и Соратницы царя. После того у императора Мануила другая была жестокая война – с турецким султаном или с сарацынами. Царь сам начальствовал над войском и подвергался лично многократным и чрезвычайным опасностям и хотя победа досталась врагу, но самое спасение царя по-истине можно считать чудом милости Божией и не могло не возбудить в царе особенных чувств благодарения Богу. Это было в сентябре, но поход, конечно, начался ранее, в августе. После этой битвы были две удачные стычки у греков с сарацынами, и одна из них под предводительством царя против сарацын лакерийских и панасийских. Эти события и суть те, которые подали повод и предрасположили императора Мануила установить праздник Всемилостивому Спасу и Его Матери. Время победы Боголюбского над болгарами назначается нашими летописцами в 1104 году и сказания о войнах Мануила с туркали, хотя не означены годами, но расположены так, что ближе к концу, чем к началу его царствования, т. е. тоже к 1164 году. Известия же из России о чрезвычайной помощи Божией в войне против болгар естественно еще более располагали Мануила к воспоминанию избавления от опасностей и установлению Спасу общего христианского праздника, которому начало положено было уже в Царьграде освящением воды в Софии 1 августа. Из Константинополя по этому поводу, была прислана грамота к русскому митрополиту или князю, в конце которой говорится: «аз же написах сие малое писание повелением царя Мануила и всего причта церковного, да празднуем вси обще праздник сей месяца августа в 1 день в славу Всемилостивого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистые Его Матери». Князь, посоветовавшись с своими архиереями, установил празднество 1 августа, в воспоминание силы крестной, даровавшей победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее Чернигов. Мы были в кафедральном соборе и попали к мощам Лаврентия Черниговского. Возникла мысль, что именно этот святой сказал, что «Россия, Украина , Беларусь - это Святая Русь», и надо попросить благословения сделать его нашим небесным покровителем. Теперь такое благословение получено, и Лаврентий Черниговский будет небесным покровителем СРУБа. Следующее яркое впечатление - это поход по бедным старым селам Черниговской области. Насколько там сильные батюшки, понимающие, что такое служение! Они в нищенских приходах служат и живут простой жизнью крестьян, как и все жители местных деревень. Гомель имел свой сакральный смысл. Впервые у нас получилось объехать все три наших республики. Встречали нас там очень радушно, люди собрались специально. Затем был Храм Христа Спасителя. С нами, кроме иконы Андрея Боголюбского, Владимирской и Боголюбской икон Божией Матери, была Минская икона Божией Матери. Сакрально эти иконы соединили три наших республики. Далее была Владимирская епархия и Боголюбский крестный ход, который проходит ежегодно. Огромное количество людей из разных городов России, Украины и Белоруссии шли многотысячным крестным ходом. Когда огромная людская река идет по автомобильной трассе, конечно, создаются пробки, но никто не сигналил, не возмущался, все терпеливо ждали два часа, пока крестный ход прошел участок пути от Владимира до Боголюбова. Цель нашего крестного хода была напомнить людям, что они православные, что у нас есть Россия, Родина, Отчизна. У нас есть проблемы, и их надо решать. Общение людей из разных городов России, Украины и Белоруссии помогает нам изменить ситуацию, когда обострилась разделенность общества. Мы пытаемся противостоять разделению людей, напомнить об исторических корнях. На мой взгляд, крестный ход прошел очень хорошо. Люди нам были рады. В забытых и бедных деревнях это был действительно праздник, о возможности которого люди уже и забыли. Мы прошли по местам, которые являются вехами в нашей истории, которые формировали великую Святую Русь. Проходя по нашей Святой Земле, мы даем людям надежду, что в нынешние тяжелые для нас времена каждый человек - воин, который может внести свой вклад в дело возрождения Святой Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/05/pa...

Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву. Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами. Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение» , через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником. В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»... В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Крестных ходов в городе два: 18 июня в честь иконы Боголюбской Божией Матери, установлен в 1848 г. по случаю бывшей тогда холеры, и 26 августа в честь чуд. иконы Владимирской Божией Матери, что при Ростовском соборе. Эта икона ежегодно посещает г. Петровск 26 августа и остается здесь в течение 6 дней, с этой иконой и совершается крестный ход. При здешних церквах 38 десятин земли. Около версты от города находится Святой колодец, над ним сделана часовня с иконой Спасителя. Летом из Петровска бывает крестный ход и в часовне, где помещается несколько древних икон, в том числе образ «Неопалимая купина», служатся молебны. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Посёлок городского типа Петровск (Петровское) интересен в первую очередь грандиозным Петропавловским собором, построенным в 1783 году. Да как построенным! Казалось бы, типичная для времени и места гремучая смесь " недо-классицизма " с " после-барокко " , а вот поди ж ты! Строгие, выверенные формы увенчаны какой-то перетяжеленной главой (словно снятой с другой церкви и поставленной сюда!), но смотрится она настолько нетривиально и эффектно, что диву даёшься. Собор был выстроен на главной городской площади уездного Петровска. Плюс - все улицы городка равняются на храм, а центральная (она же - трасса " Холмогоры " ) так и вовсе делает ради него изгиб, поэтому на подъезде кажется, что собор стоит прямо в створе шоссе! Когда подъезжаешь к городку со стороны Москвы и спускаешься с пологого холма, весь Петровск как на ладони, и Петропавловский собор выступает в его панораме как архитектурная доминанта. Храм строился по канонам классицизма. Нижняя его часть - четверик, верхняя выполнена в виде восьмигранного барабана с круглой главкой. По бокам сделаны входы-портики с треугольным карнизом и пилястрами, между которых в виде окон сделаны по три круглых окна. С западной стороны к трапезной примыкает трёхъярусная колокольня с часами и невысоким шпилем. Внутри храм необычайно светлый и яркий за счёт множества окон и нежных тонов отделки. Высокий свод даёт ощущение простора, особенно в солнечную погоду. В качестве святынь здесь почитают ларец с мощами апостола Павла и две иконы с частичками мощей святой Матроны Московской и святого Луки Войно-Ясенецкого. А появился собор здесь благодаря Екатерине Великой.

http://sobory.ru/article/?object=03765

Мы молимся, чтобы Господь, как Великий Хирург, при помощи Царицы Небесной, как Сестры Милосердия, совершил эту тяжелейшую операцию по восстановлению нашей Державы. Удалил все раковые опухоли. Пришил на место все важные части тела и восстановил все внутренние связи, нервы, трубочки, капилляры. Святая Русь – это единое духовное и жизненное пространство, объединяющее Небо со всеми нашими сродниками, которые сами спаслись и нас, и нашу русскую землю спасают. В центре нашей Державы должен находиться Крест, который соединяет Небо и землю как пуповина. Это не только несущая, но и проводящая конструкция. Связь между Небом и землёй. Все главные Святыни России должны быть возвращены на своё место. Святыни – это столпы, также соединяющие Небо и землю. Как кости человека составляют скелет, так и святыни составляют скелет Державы. Они должны быть там же, где были до революции и всей этой мясорубки. К сожалению, многие просто не понимают, что Рублёвская Троица – это не художественный предмет, а икона, она живая – способ коммуникации с Богом, окно в мир Божий. Перед нею надо молиться. Поэтому она должна быть в Лавре, а не в Третьяковской галерее. Владимирская и Державная как главные иконы Божией Матери должны быть в Московском Кремле. Возможно, что Владимирская, должна во Владимире, там, где хотела Божия Матерь. Есть прямое указание, Её слова, задокументированные св. кн. Андреем Боголюбским. Для Неё он построил Успенский собор во Владимире. Когда такие национальные святыни как Боголюбская и Донская иконы Божией Матери прячут в музее – это духовное преступление перед нашим народом. Необходимо убрать с Красной площади оккультное сооружение – мавзолей Ленина , построенный в форме пергамского алтаря сатаны. Это самое страшное место, здесь даже камни гниют. Отсюда до сих пор как из дыры в ад источаются черные зловонные миазмы, как дым застилающие волю, глаза и уши русских людей. Красная площадь – это символ и сердце России. Необходимо вернуть людям Кремль, все наши древние храмы для постоянного служения Литургии и народной молитвы. Музейная оккупация препятствует току крови по артериям нашей Державы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/15/pe...

Соборная Успенская церковь каменная, приходская, зимняя и летняя одна и та же, прочна, о трех престолах: во имя Успения Пресвятой Богородицы; на правой стороне главного алтаря, в 1885 г. реставрированный в виде деревянного пещерного храма и 29 сентября того же года освященный, во имя Леонтия и Исаии Ростовских чудотв., почивающих на сей стороне собора, и вновь устроенный на северной стороне алтаря, в том же году 1885 и 7 сентября освященный во имя св. Игнатия Ростовского чудотв., мощи коего почивают на сей стороне собора. Малая церковь холодная, под колокольнею соборною, построенная митрополитом Ионою Сысоевичем в XVII в., во имя Входа Господня в Иерусалим, богослужение в ней совершается однажды в год. Сооружение соборной Успенской церкви относится к XIII веку ко времени княжения ростовский князей Константина Всеволодовича и сына его Василия Константиновича; при первом она в 1213 г. была заложена, а при втором достроена и освящена епископом ростовским Кириллом в 1230 г. В соборной церкви почивают мощи святителей: Леонтия, Исаии, Игнатия и Федора… Чудотворная икона Владимирской Божией Матери написана преп. Олимпием – иконописцем Киевопечерского монастыря в XI в. и принесена сюда в дар великим князем Владимиром Мономахом. Образ Спаса Нерукотворенного, по преданию, бывший келейным св. Леонтия, образ Боголюбской Божией Матери. Домов при соборной Успенской церкви каменных пять, в которых помещаются священнослужители, сторожа и звонари; кроме сего, при соборной церкви имеются три корпуса каменные, состоящие из 39 лавок и 10 палаток, с которых в пользу церкви получается аренды 4259 руб. 55 коп. в год. Капитал соборной Успенской церкви в билетах заключается в 68 850 руб. При церкви в 1900 г. учреждено общество хоругвеносцев. При соборной церкви по расписанию 1876 г. штатный состав причта положен: 1 протоиерей, 3 священника, 2 диакона и 3 псаломщика. Причтовый капитал в билетах заключается в 21 698 руб. Жалование от казны 58 руб. 85 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

http://sobory.ru/article/?object=00224

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010