В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей. В XIX в. последней помещицей села была Тютчева. Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления ,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Замечательны в этом храме по древности своей иконы: Казанской Божией Матери – в трапезе, на иконе риза малинового бархата, шитая крупным жемчугом; св. Николая – риза на этой иконе синего бархата, вышитая жемчужными крестами, и Божией Матери всех скорбящих Радости, на ней риза серебряная позлащенная. Икона Боголюбской Божией Матери в серебряной ризе – точная копия с вышеупомянутой иконы. Казанская церковь в конце XVIII ст. имела в лице купца Безносова – казанского уроженца своего благотворителя. Им в 1784 г. пожертвован в этот храм ковчег серебряный вызолоченный под чернью; евангелие, доски евангелия литые из серебра позлащенные. Замечателен крест серебряный позлащенный, распятие на кресте вылито из серебра и позлащено, по концам креста в оправе яхонты. На кресте надпись: «1770 г. июля 8 сооружен сей крест в город Павловск в Казанскую церковь, что в приходе Павловском, тщанием купцов и жителей, старанием иерея Антония Гурьева, в нем весу 2 фунта 84 золотника». «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. В 1711 г., через два года после основания Павловска, казанские купцы, которых Петр I сначала перевел в Азов и Таганрог, были переселены в Павловск. Они привезли с собой приходской деревянный Казанский храм, который немедленно установили в своей слободке и в том же году освятили. Будучи в Таганроге, они получили от Казанского митрополита Тихона икону казанских чудотворцев святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Кроме нее в храме хранилась копия с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1766 г. деревянный храм сгорел, и в нескольких метрах к югу от него было начато возведение нового Казанского храма с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Это было первое каменное здание в городе, сохранившееся до наших дней. В 1767 г. был освящен главный престол. Однако весь храм освятили только в 1776 г. В 1843 и 1901 г.г. храм перестраивался. В советский период он был закрыт, купол храма и верхние ярусы колокольни были разобраны, а в здании разместилась спортивная школа. В начале 2002 г. храм был возвращен епархии. В 2004-2007 г.г. проводились работы по его восстановлению и благоустройству. Храму были пожертвованы 11 колоколов, которые освятили 4 ноября 2008 г., в престольный праздник, а 4 сентября 2009 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение крестов. Храм восстановлен в том виде, в котором он сохранился на фотографиях начала XX в.

http://sobory.ru/article/?object=09776

Источник: Набор открыток «Тула – какой она была 100 лет назад», выпуск 4. Открытка «Церковь Флора и Лавра. Тула» Приход церкви (Боголюбской) Флора и Лавра занимает часть западной окраины города. Он образовался ранее XVII ст. и называется Боголюбским по храмовой иконе Боголюбской Божие Матери, но до 1796 г. назывался Флоровским, так как самый ранний храм приходский был во имя свв. мчк. Флора и Лавра. До 1880 г. прихожане этой церкви, состоявшие главным образом из оружейников, были разбросаны по разным частям города, но 1880 г. определен более правильно район прихода. Всех прихожан числится муж. пола 240 душ и жен. пола 271 душа. Боголюбская церковь под именем Флоровской известна была еще в начале XVII ст.; тогда она была деревянная во имя свв. мчк. Флора и Лавра с приделом св. бессребреников Космы и Дамиана. Вместо нее до 1745 г. построена каменная церковь в то же наименование иждивением прихожан. В 1748 г. на средства тех же прихожан устроен с правой стороны придел во имя свв. Космы и Дамиана. Около того же времени, вероятно, устроен был и другой придел с левой стороны во имя Знамения Божией Матери. К 1771 г. «настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость и внутри оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывало весьма утеснительно» и потому прихожане решили построить вместо этой церкви новую каменную во имя Боголюбской Божией Матери с приделами: с правой стороны во имя свв. мчк. Флора и Лавра, с левой – во имя свв. Космы и Дамиана. В 1772 г. начата была эта постройка, но прежде отстроены были и освящены приделы храма в 1779 г. Настоящий же храм был отстроен в 1796 г. С того времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбскою, но в народе доселе удержалось название Флоровской. В 1830 г. при церкви выстроена была новая колокольня. Из икон особенным чествованием пользуются древний по письму образ Феодоровской Божией Матери и икона Боголюбской Божией Матери, прославившейся чудотворениями в 1771 г. и в настоящем столетии при эпидемических болезнях. Напуганные приближением холеры в 1892-93 гг. жители Тулы положили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу, каковая в 1894 г. и сделана с бриллиант. розами в венце, стоимостью в 7158 руб.

http://sobory.ru/article/?object=01472

Крестный ход по линии фронта состоялся в сентябре-октябре 2012 года. По благословению моего духовника мы ехали не от Двинска, который сейчас Даугавпилс, а через Псков на Мядель, далее так, как шёл русский фронт. Княгинино, где была первая газовая атака и погибли и русские и немцы, потом западнее Минска, через Пинск, Луцк, Почаев, в Каменец-Подольск. Там заканчивался русский фронт и, когда мы выходили из автобуса, была радуга. Крестный ход занял 2 недели. Там, где были окопы Первой мировой войны, братские могилы, шли пешком, молились в храмах, где отпевали наших воинов после газовых атак. Мы несли наши крестоходные иконы Божией Матери, Песчанскую, Владимирскую и Боголюбскую. Было много чудес, ответов на наши вопросы. С 2012 по 2022 год Песчанскую икону всё время носили крестными ходами по России, вокруг Москвы . В 2013 году она ездила в Зальцбург. По просьбе Елены Николаевны фон Майендорф мы прошли крестным ходом от храма Покрова до собора св. Руперта, современника свт. Николая. Посетили русские захоронения в Линце и других местах. Несколько раз икона была на Донбассе с р. Б. Игорем, моим помощником. Проходила по линии фронта. С этой иконой летали на самолете во Владивосток и Калининград. Благодетель покупал билеты священникам и опытным крестоходцам, и они служили молебны на протяжении всего полета над Россией. Отмаливали. Много лет подряд Песчанская икона участвовала в Царском крестном ходе в Екатеринбурге и других значимых крестных ходах. Когда икона находится в Москве, мы ее постоянно носим, возим по МКАДу, вокруг Кремля, Госдумы, вокруг Белого дома, так как там тоже фронт. Во власти очень много врагов, «пятая колонна». Особенно носим или возим по много кругов, если хотят принять какой-то вражеский закон. И Богородица защищает. Сейчас мы попросили Василия взять икону Божией Матери Песчанскую на Донбасс, пройти по освобождённым территориям. Она – «мира умирение». Нужно ходить по линии фронта, как хотела Царица Небесная, так как ей молятся о наступлении мира. Татьяна Михайловна Боровикова , руководитель организации «Много деток хорошо!», член Союза Православных братств

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/17/mi...

Этот монастырь и город, который при нем основался, получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Здесь стояла взятая из Вышгорода Чудотворная Икона Богоматери до тех пор, пока не была выстроена Владимирская Успенская златоверхая церковь. Часто бывал князь Андрей в Боголюбовом монастырь. Здесь он был замучен, когда, потеряв своего 20 летнего сына Глеба, удалился в монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. После смерти князя Андрея все сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна Икона Божией Матери, написанная в память явления князю Богоматери и названная Боголюбскою. Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. В 1432 г. Великий Московский князь Василий Васильевич выпросил себе список с этой Иконы и поставил его во храме Сретения во Дворце. В 1680 г. Царь Феодор Алексеевич приложил к Иконе Богоматери Боголюбской золотой крест, который никогда с нее не снимается. В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась. Замечательно, что тот же неверующий врач Каппель, на другой день по внесении св. Иконы в город, обходя свой квартал, к своему удивленно увидел, что даже те, которые были безнадежны, получили облегчение.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Еще одна икона «Всех Скорбящих Радость» - без оклада, в каноническом изображении. О первоначальном её местонахождении нет сведений, но известно, что её, как весьма чтимую в округе, часто возили по деревням. Во время одной из таких поездок лошадь стала. Отпустили вожжи, и лошадь пришла к воротам храма с. Ненашевское. Когда этот храм закрыли, икону перенесли в Новое. В 1995 г. её с некоторыми другими драгоценностями храма похитили, но милостию Божией воры были задержаны, всё возвращено. Икона «Скоропослушница» - афонского письма (вероятно, из с. Волствиново, в 3-х километрах на северо-восток от с. Новое), икона «Боголюбская» из с. Симы – точная копия с чудотворного первообраза. Особо почитаются такие иконы «Троеручица» (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей. В начале XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов. Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии. Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось – вновь застроилось и заселилось. В послереволюционные годы оно разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х г.г. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю. В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма – в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан. В конце 1920-х гг. старостой храма был Иван Тарасович Матвеев. Когда власти стали закрывать храмы, он, поняв, что ему не удастся отстоять храм, положил на сходе ключи. Взял их Григорий Ильич Семёнов (отец Антонины, которая впоследствии, при о. Гедеоне, стала старостой). Многое ему пришлось претерпеть: заставляли выплачивать огромные налоги, грозили высылкой в Сибирь, отняли зерно и корову, отняли всё (а у него было 9 детей). Но он мужественно всё терпел. На одном из вызовов сказал: «Хоть режьте, а ключи не отдам» Гонения усиливались. Тогда он на общем собрании прихода положил ключи на стол и сказал, что отстоять храм не сможет, и если ключи никто не возьмёт, то он бросит их в пруд и оставит храм на волю Божию. После ухода из старост Григорий Ильич стал пастухом, затем лесничим; скончался в 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Плотно сомкнутые уста ярко-красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приемом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели неск. иные пропорции. Ярко-синий чепец низко закрывал лоб (сохр. фрагмент справа над бровью); края вишнево-красного мафория с темно-охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были темно-охристые, с золотым ассистом; на простертой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные ( MR Q У и I С C С, от авторской живописи сохр. буква М и фрагменты др. букв; монограмма Христа поздняя). Оклад Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV - нач. XV в. (ГММК) Первые сведения о драгоценном уборе В. и., к-рый был создан по заказу кн. Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: «...и вкова в ню боле триидесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга» (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI-XII вв. ( Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 224-225). Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, к-рое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов, подобно к-польской «Одигитрии». В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В этот период в Твери уже не строились крупные общественные здания, но появился целый ряд монументальных сооружений культовой архитектуры. Наиболее значительной по своим художественным и градостроительным достоинствам была Владимирская церковь, которую построили в 1793-1806 гг. на месте прежней каменной церкви в угловом квартале между Миллионной и Новоторжской улицами (на ее месте стоит гостиница " Селигер " ). Величественное сооружение состояло из пятиглавого храма с полукруглой апсидой, двухпридельной трапезной и четырехъярусной колокольни. Массивный четверик храма украшался тосканскими портиками в антах с треугольным фронтоном. Стены расчленялись высокими арочными нишами, в которые были вписаны окна с треугольными сандриками. Центральную главу несла крупная купольная ротонда, обработанная ионическими полуколоннами, между которыми располагались арочные окна первого света и круглые второго. Меньшие по размерам боковые барабаны с арочными окнами имели восьмигранную форму. Выразительный силуэт церкви определяла также стройная колокольня, увенчанная шпилем. Владимирская церковь была незаурядной постройкой в стиле зрелого классицизма, утвердившегося в тверской культовой архитектуре кон. 18 - нач. 19 вв. Владимирская икона Божией Матери - величайшая святыня Русской земли. По преданию, через десять лет после Вознесения Христа все верующие стремились увидеть Богоматерь, но многим это не удавалось. Тогда апостол Лука изобразил лик Божией Матери на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пресвятой Богородицей и прав. Иосифом. Увидев это изображение, Богоматерь сказала: «Благодать моя и Родившегося от меня с сим изображением да будет». Апостол Лука написал несколько таких икон. К числу их принадлежит Владимирская икона, которая в 1131 г. из Византии перешла к князю Мстиславу (по другим сведениям к Владимиру Мономаху), а затем к Андрею Боголюбскому, который перенес ее из Киева во Владимир. В 1395 г. была перенесена в Москву для спасения ее от нашествия Тамерлана. Три раза в год Церковь чествует Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратную ее помощь в избавлении Москвы и Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю.

http://sobory.ru/article/?object=34502

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010