И вот, в семействе Карповых возникло благое намерение построить храм в близком расстоянии от усадьбы Сушнево и станции Болдино, чтобы в него всегда был беспрепятственный путь, как для этого семейства, так и для жителей станции Болдино и окрестных селений. Место для храма, по совету архитектора Карицкого, избрано на земле, принадлежавшей Г.Ф. Карпову, в двух верстах от Сушнева и ста саженях от станции Болдино, на сухом ровном грунте. Вскоре испрошено было благословение на это святое дело от Высокопреосвященнейшего Феогноста. Чтобы ускорить дело и иметь под рукой материал в достаточном количестве для построения храма, Карпов устроил на своей земле кирпичный завод. Осенью прошлого и весной настоящего года произведены были предварительные работы: выкопаны рвы под стены храма и забучены, а равно приготовлен материал для постройки. Так как храм предположено устроить в честь иконы Боголюбской Божией Матери, которую ежегодно приносят к 6 августа в приход с. Абакумова, то Г.Ф. Карповым испрошено было Архипастырское благословение совершить закладку именно в праздник Преображения Господня, с молебствием перед благоговейно чтимой иконой. Утром 6 августа в храме с. Абакумова, куда уже принесена была св. икона Боголюбивой Божией Матери, из окрестных деревень собралось значительное число прихожан. По окончании литургии, из храма начался крестный ход с св. иконами и хоругвями по направлению к Болдинской станции, через дер. Липню. Ненастная, дождливая погода несколько препятствовала торжесвенности хода; но когда он прибыл на место закладки, погода прояснилась, засияло солнце, которое уже не скрывалось до окончания торжества. Несмотря на ненастную погоду до этого времени, к торжеству закладки храма собралось огромное количество народу. Кроме прихожан трехштатного прихода с. Абакумова, сюда прибыло множество богомольцев и из соседних приходов; среди православных находились здесь и старообрядцы, а в числе гостей храмоздателя Карпова в общей молитве участвовали Тимофей Саввич Морозов, супруга его, Мария Федоровна и другие родственники Анны Тимофеевны Карповой. На освящение закладки приглашен был местный благочинный с. Орехова Лев Левшин.

http://sobory.ru/article/?object=41955

Спасский храм имеет два уровня. Главный престол церкви, освящённый во имя Всемилостивого Спаса, размещён в верхнем храме. Нижний придел освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. С XIX века здесь хранится чудотворный " Смоленский " образ Пресвятой Богородицы. Божией милостью, благодаря пребыванию этой иконы, в 1871 году приход избежал эпидемии холеры, и прихожане украсили образ серебряной ризой, впоследствии заменённой на позолоченную. Одной из главных святынь Спасского храма является любимая и особенно почитаемая верующими чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, удивительным образом явленная одному из настоятелей храма - архимандриту Василию (Капалину). В 1991 году отцу Василию несколько раз во сне являлась сама Царица Небесная, которая сказала, что на колокольне в небрежении находится Её чудотворный образ. Помолившись, архимандрит Василий осмотрел колокольню, и обнаружил на её лестнице, что одна из ступенек заметно шире и длиннее остальных. Ступеньку освободили, омыли святой водой и на обратной стороне заметили чуть видимые контуры иконы Божией Матери. Обретённую икону поставили в храме, со временем тёмное изображение стало светлеть и становиться всё более чётким. По сей день Боголюбский образ Божией Матери, расположенный в нижнем храме справа от алтаря, обновляется, являя миру силу нескончаемой любви Божией ко всем верующим. Перед чудотворной иконой каждую пятницу служится молебен с акафистом. Нижний придел храма интересен также ещё двумя иконами. Образом в честь Иисуса Христа, написанным в петровское время, и иконой во имя Николая Чудотворца и святой царицы Александры. Икона небесных покровителей Царя Николая I и его супруги Александры Фёдоровны была написана 1 апреля 1903 года в честь 50-летия открытия Николаевской (Октябрьской) железной дороги на средства церковного старосты Дарьина, служащих станции Подсолнечная и добровольных жертвователей. Также в Спасском храме находятся икона св. блгв. князя Александра Невского, переданная в дар 19 февраля 1861 года от благодарных христиан, написанная в память об отмене крепостного права, частицы мощей свт. Амвросия, епископа Медиоланского, мч. Татианы.

http://sobory.ru/article/?object=07927

Вот что, например, мы можем прочитать у одного современного выдающегося исследователя древнерусского искусства Β.Н.Лазарева: «Русская икона XV века является искусством светлым и радостным... Отмечающее ее настроение спокойной сосредоточенности, ее приветливые, открытые лики, ее чистые и ясные силуэты, ее сияющие краски – все это вызывает ощущение какой-то внутренней легкости, когда все душевные силы приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки». Таков был путь нашей иконописи за последние столетия. От головокружительных высот «боговидения», выраженного хотя бы в таком шедевре как «Святая Троица» Андрея Рублева, где красота сочетается с умозрением и проникновением в Божественные Тайны, пройдя через века почти полного забвения своего духовного богатства – древней иконописи, – приходим в конце XIX века к «открытию» своей собственной иконы. Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной. В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как «Одигитрия» – «Путеводительница». Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и стала именоваться у нас «Смоленской». Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе – Владимирской, пришла Она из Киева на север. После Смутного времени как Феодоровская-Костромская благословила нам на царство отрока Михаила, а накануне небывалых потрясений революции взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой. Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь и благоговейное отношение русского человека к иконе Той, Которая – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашего отечества сделали то, что в России явлено более 468 именований Ее святых икон. Но сколько бы ни было у нас икон и как бы ни были различны их названия, происходящие главным образом от названий мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось сознание, что эти различные изображения есть изображение все Той же единой Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Из икон, находящихся на Кремлевских воротах и на Китайской стене: а) икона, например, Христа Спасителя, что на вратах Спасской башни, состоит в заведывании соборян и церковного старосты Покровского, Василия Блаженного, собора. б) Икона св. Николая чудотворца на Никольских вратах – в заведывании соборян и церковного старосты Казанского собора. Доход от кружек и свечной продажи поступает частью на содержание тех икон в приличном святыне благолепии, частью в пользу означенных соборов. в) Боголюбская икона Божией Матери, находящаяся в башне у Варварских ворот, состоит под ведением Всехсвятского, на Кулишках, священника и церковного старосты. Доходы от продажи свеч присоединяются к церковным свечным, а кружечные доходы обращаются в пользу Всехсвятской церкви, которой принадлежит образ 4 . г)      Иконы Преображения Господня и Владимирской Божией Матери, поставленные на Набережной линии лабазов, примыкающих к городской Китайской стене, где впрочем нет ни кружки, ни продажи свеч, находятся в ведении местного благочинного и местного Николо-Мокринского священника с причтом. Не ограничиваясь этими данными, консистория требовала от коллежского асессора Дмитрия Иванова Гиппиуса сведений о том 1) по какому случаю находится в ограде дома его на столбе икона Знамения Божией Матери, и с какого времени? 2) На каком основании утверждена при ней кружка для сбора денег? Кто заведывает кружкой, и на какое употребление обращается собираемая сумма? В ответ на это он прежде всего замечает, что дом принадлежит не ему собственно, а жене его грекороссийского исповедания, Марье Васильевне, и достался ей от родной тетки ее, коллежской ассессорши Марьи Михайловны Бородиной, которая владела им около 30 лет. Затем о самой иконе пишет, как издавна существующей при доме, вместе с кружкою для сбора денег, но с какого времени, он в точности не знает, равно не знает случая к поставлению ее, не может сказать и на каком основании устроена кружка. Деньги из кружки, как при покойной Бородиной, так и теперь обращаются на неугасимую пред иконою лампаду, на свечи в церковь и на содержание при иконе особого человека; да еще 100 р. асс. выделяются каждогодно в пользу причта Введенской церкви за служение молебствий, а остальные деньги раздаются бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

В 1994-1997 гг. выпускался листок-вкладыш духовного содержания в местную газету " Октябрь " , в 1998 г. издана книга " Седьмое начало " , в которой подробно изложена история храма. Прихожане особо почитают иконы Божией Матери " Взыскание погибших " , " Боголюбская " и " Калужская " , икону пророка Иоанна Предтечи и образ святителя Николая Чудотворца. Официальный сайт Калужской епархии РПЦ Церковь находится на Воскресенской горе. Здесь прежде было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. Церковь построена была между 1628 и 1654 г., причем в последнем году она значится уже каменной. В 1757 г. церковь была возобновлена, а в 1900 г. расширена и перестроена по новому плану и фасаду, несколько вычурно, в русско-византийском стиле. Из древностей обращают внимание: 1) икона Воскресения, перенесенная из Петровского монастыря, построенного разрядным дьяком Григорием Ларионовым в 16 в. и в середине 17 в. уже запустевшего (“церковь сгнила”); 2) икона св. Петра; 3) икона Боголюбской Божией Матери, которая жителями чтится чудотворной;4) складень с частицами мощей; 5) рукописное уложение царя Алексея Михайловича, поступившее в церковь во второй половине 18 в. После революции, в 1934 году храм был закрыт. Храм передан Епархии 5 декабря 1994 г. По оценке Росреставрации он был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием рабочих профессионалов, прихожан храма и жителей города. В 1989 -1990гг.- была произведена планировка вокруг храма. В 1990 -1991 гг.- была выстроена колокольня. В 1991 -1992 гг.- над храмом был возведен купол. В 1992-1993 гг.- храм был оштукатурен внутри и возведена общая кровля. В 1992 -1993 гг. - храм был оштукатурен внутри. В 1993 г. Был установлен иконостас правого придела в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1993 - 1998 гг. - производилась роспись стен. В 1995 - 1996 гг. - был установлен центральный иконостас. В 1997 г. был изготовлен и установлен иконостас левого придела в честь Иоанна Крондштадского. Первое богослужение состоялось 18 января 1989 г. в Крещенский сочельник настоятелем храма - иер. Леонидом Гвоздевым. Главный престол был освящен 3/16 июня 1996 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Правый престол освящен архиепископомПрестольные праздники: 2-й день Пасхи, св. прав. Иоанна Крондштадского(20 декабря/2 января) и Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля).

http://sobory.ru/article/?object=04070

Невредимым храм простоял до революции. В 1927 г. были разрушены ограда и пристройки XVII-XIX вв. В 1933 г. церковь закрыли, передав Метрострою, именно на этом месте закладывалась первая линия метро. Весной 1935 года храм был снесен. Древние иконы школы Андрея Рублева определили в Третьяковскую галерею. Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы. Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор. Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. " Гребневская летопись " , составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость. В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская. Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III " впал во гнев на Великий Новгород " за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников " к латинству " , он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, " что на Бору " (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

http://sobory.ru/article/?object=34824

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010