1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Письменные свидетельства и датировка Точная датировка Б. и. затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют. Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1174). Не исключено, что Б. и. могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Б. и. была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в. Упоминания о Б. и. отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время к-рой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и мон-рь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери 18 июня. Мон-рь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Б. и. повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед к-рыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Б. и. оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы - единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Резолюция на прошение из Московской Духовной Консистории: " Согласно прошению священника, церковного старосты Боголюбской церкви... дозволить им на доброхотные пожертвования построить новую тёплую деревянную церковь во имя Сошествия Св. Духа, отдельно от существующей, но в достаточном от неё расстоянии на церковной земле... чтобы построение было произведено во всём согласно с одобренным планом под надзором техника, имеющего на то законное право и под наблюдением местного благочинного " . Согласно документам известно, что в 1874 году была построена деревянная церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Далее на следующий год, в 1875 г., с разрешения и благословения была построена тёплая деревянная церковь, посвящённая Св. Духу. Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот тёплый второй храм при Пушкинской станции, названный при освящении во имя Святого Духа. В 1922 году храм по разрешению Председателя ВЦИК М.И. Калинина перевезли в Новую Деревню, о чём сообщает охранная доска на фасаде церкви. Так, почти 70 лет в советский период и продолжала действовать эта небольшая церквушка на окраине Пушкино, закрытая от глаз людских городским кладбищем. В 1993 году были позолочены кресты и звёзды на куполе. Возникает вопрос, почему раньше был храм посвящён Св. Духу, а сейчас он называется Сретений Господня. Такие переименования допускаются и были в истории, - говорит настоятель храма Сретения Господня протоирей Иоанн Пеньтковский. В воспоминаниях односельчан, родственники которых участвовали в перевозе церкви, происходило это зимой, на санях; возможно, к празднику Сретения Господня. Даже местные иконы " Сошествия Святого Духа " и " Сретения Господне " на иконостасе нашего храма (нижний ряд иконостаса) написаны одним мастером-иконописцем и отличается от письма других икон. Когда мы входим в храм и хотим узнать, в честь кого он освящён - это легко можно определить, взглянув на вторую икону справа от царских врат, икона справа от Спасителя и укажет на название храма. В нашем городе, возможно по ошибке, верующие поставили икону Сретения Господня вместо иконы Святого Духа, но так или иначе всё это не без промысла Божия. В 1981 году был освящён приставной Престол во имя Святого Духа, поэтому мы празднуем престольный праздник и на второй день Святой Троицы в День Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=03747

1973 2. Из поучений и примеров достоподражательной жизни преподобного Аввы Евфимия Великого//Журнал Московской Патриархии. 1973. 7. С. 73-77; 8. С. 75-76; 1974. 8. С. 50-52. - Автор не указан. 1976 3. Сингулярность, направление времени и развитие Вселенной//Философские проблемы астрономии XX века. М., «Наука», 1976. 4. Житие преподобной Марии Египетской//Журнал Московской Патриархии. 1976. 3. С. 40-47. - Автор не указан. 1978 5. Статьи о святых//Настольная книга священнослужителя. Т. 2. Месяцеслов. Сентябрь-февраль. М., 1978. Свт. Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский. С. 15-16; преп. Афанасий Серпуховской. С. 63-66; св. князь Феодор Черный. С. 87-91; св. князь Игорь Черниговский. С. 91-93; преп. Иосиф Волоцкий. С. 193-201; свт. Иларион, митрополит Киевский. С. 206-209; св. князь Александр Невский. С. 317-322; свт. Геннадий, архиепископ Новгородский. С. 359-362; свт. Филипп, митрополит Московский. С. 477-481. - Автор не указан. 1979 6. Статьи о святых, иконах и праздниках//Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов Март-август. М., 1979. Св. князь Василько Ростовский. С. 23-26; Албазинская икона Божией Матери. С. 49-св. князь Ростислав Киевский. С. 70-73; Феодоровская икона Божией Матери. С. 73-76; св. князь Довмонт Псковский. С. 341-344; Положение Ризы Божией Матери. С. 498-502; свт. Фотий, митрополит Киевский. С. 502-504; свт. Анатолий, патриарх Константинопольский. С. 509-510; св. князь Андрей Боголюбский. С. 514-519; Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. С. 522-528; Явление Казанской иконы Божией Матери. С. 535-539; св. равноап. княгиня Ольга С. 553-563; св. варяги-мученики. С. 567-570; св. равноап. князь Владимир. С. 576-583; память святых отцов шести Вселенских Соборов С. 587-591. - Автор не указан. 1985 7. Die russische theologische Wissenschaft//Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin-New York, 1985. (Die Kirche der Welt. Bd. 19). - Автор не указан. - Русский вариант (с дополнениями и послесловием автора): Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. См. ниже 170.

http://bogoslov.ru/person/249099

Осенью 1932 года Храм Владимирской Божией Матери у Никольских ворот был закрыт и передан советской милиции под клуб. Летом 1934 года был снесен вместе со стеной Китай-города. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы. Существовавшая ранее церковь Владимирской Божией Матери находилась в конце Никольской улицы, у ворот, которые по этой церкви назывались Владимирскими. Список с Владимирской иконы находился на этом месте, вероятно, еще в XV в. Впоследствии была построена деревянная часовня, вместо которой в 1692 г. царица Наталья Кирилловна соорудила нынешнюю церковь, причем, был заложен проезд через башню и проломаны в стене ворота. Рядом около того же года построен причтовый дом с колокольнею, в 1694 г. к церкви пристроена трапезная. В 1813 г. на икону устроена золотая с жемчугом риза, по завещанию графа Н. П. Шереметева. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Последний раз обновлена была в 1915 г. Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукою; из Греции она была привезена в Россию в XII в. и находилась в Вышгороде близ Киева. Была перенесена во Владимир, когда Андрей Боголюбский устраивал там новую столицу, вместо Киева. Во Владимире икона оставалась до 1242 г. В 1395 г. татарский завоеватель Тамерлан шел на Россию, разрушая все на своем пути. В Москве прибегли к помощи Небесной Заступницы и с молитвами перенесли святую икону из Владимира в московский Успенский собор. Тамерлан, дойдя до реки Оки, устрашенный бывшим ему во сне видением, повернул на юг, и Россия была спасена. На месте торжественной встречи в Москве Владимирской иконы построен в 1397 г. Сретенский монастырь, куда и совершается ежегодно крестный ход 26 августа в память избавления от Тамерлана. В 1480 г. грозила беда от хана Ахмата, который с большими силами дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III далеко не был уверен в победе. Москва опять молилась перед Владимирской иконой, и Ахмат, не пробуя вступить в бой с русским войском, пошел назад в Орду. Это было окончательным освобождением России от татарского ига, и по этому поводу установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь 23 июня.

http://sobory.ru/article/?object=34372

Идешь и думаешь, что физически человеку это невозможно. Надо было видеть лица участников! Все идут добровольно, не для галочки, не за премию или отгул, а ради общего дела. - А как же детишки, которые часто принимают участие в Крестных ходах? Они выдерживают? - Да, маленьких крестоходцев обычно много собирается. Вот на Куликовом поле с нами участвовал детский военно-патриотический клуб «Пересвет». Дети 8-12 лет несут флаги, достаточно тяжелые иконы. Удивительно, говоришь ребенку: «Дай я за тебя понесу, ты устал» - «Нет, я сам!». - Давайте вернемся к предстоящему Крестному ходу, посвященному памяти св. блгв. князя Андрея Боголюбского. Расскажите о нем подробнее. - Крестный ход пройдет с 21 июня по 30 июня. Более 1100 километров пройти пешком достаточно сложно, нужно месяца два. Пока мы к этому не готовы, хотя, конечно и хотелось бы. Мы будем совмещать передвижение и пешком, и на автобусах. Торжественное начало хода - в древнем Вышгороде под Киевом, месте, где княжил князь Андрей, где хранилась в те времена икона, которая получила название Владимирская. Далее путь к Владимиру пройдет через крупные духовные центры: Брянск, Оптина пустынь, Москву, Свято-Троицкую лавру... Нас будут встречать на местах. На остановках будут служиться молебны, читаться акафисты. Во время ночевок икона будет заноситься в храм, местные прихожане смогут к ней приложиться. Утром литургия, крестный ход по городу, проводы иконы. 28 июня - важнейший этап - Крестный ход пребывает в Первопрестольную. Здесь мы будем молиться в храме святителя Николая в Толмачах перед Владимирской иконой Богородицы. 29 июня Крестный ход придет на Владимирскую землю, а 30 июня мы вольемся в традиционный Боголюбский крестный ход из Владимира в Боголюбово. Этот Крестный ход проводится с 1771 года, так что в 2011 году он тоже отмечает юбилей - 240 лет. История его достаточно интересна. В тот год во Владимире была очень сильная эпидемия чумы, смертность была очень высока, ничего не помогало… Православные прихожане, миряне обратились к властям. Так и так, есть такая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбском монастыре, нужно принести ее во Владимир. Власти Владимирской провинции не соглашались. Наконец, икона была принесена - и болезнь отступила. С тех времен в честь этого события здесь ежегодно проводится Крестный ход. 3 июня икону несут из Боголюбово во Владимир, там она находится месяц, 30 июня или 1 июля ее несут в Боголюбово тоже пешком. В этот день собираются тысячи людей.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/21/...

Икона представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками. Младенец Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток – знак Своего спасительного закона. Икона Знамения, находившаяся в Царском Селе, в придворной церкви, замечательна прекрасной древней живописью и прославлена многими чудесами. Икона была принесена в дар царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роду. Петр Великий благословил ей дочь Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед ней. В 1820 году по молитве перед иконой императора Александра I, а в 1863 году – Александра II был остановлен пожар во дворце. Чистые слезы Владычицы. Георгий Северцев-Полилов В суздальском стане шли приготовления к приступу. Князья, уверенные в победе, заранее делили между собой по жребию улицы, жен и детей новгородских, ссорились, уговариваясь между собой, кому сколько достанется пленных. В особенности старался захватить побольше Олег Святославич Северский. – Не минует моих рук богатая новгородская казна. Да и товаров у них немало, сколь их они из-за моря на ладьях привозят! – Вестимо так! Одной парчи-то сколько!.. – А ефимков золотых?! Почитай, бочки набиты!.. – Всего у них вдосталь… Тем и горды… Поразберем немного, спесь-то с них пособьем!.. – Не будут менять князей!.. Один неладен, другого надо! – сказал Владимир Дорогобужский, тоже пытавшийся сделаться князем новгородским. Один Андрей не вступал в их споры, его планы были гораздо шире, он не думал о богатстве Новгорода, он надеялся собрать под свою властную руку все княжества Северной Руси и этим союзом крепко сплотить Русь: то, что гораздо позже сделал Иоанн III, было заветной мечтой Андрея Боголюбского. Прозорливым умом он видел, что единственное спасение Руси и ее могущество – в единении. Молча сидел у себя в ставке, закутавшись в теплую шубу поверх кафтана, князь суздальский; сон бежал от его глаз; до рассвета еще было далеко; снежная буря завывала. Сын Андрея, Мстислав, и боярин Жидиславич мирно спали. В голове Андрея длинной вереницей проносились картины его тревожной, полной опасностей жизни, вспоминал он свои походы с отцом, сидение в Вышгороде, тайный уход оттуда, прибытие в Боголюбово, постройку храма, объявление себя суздальским князем, Владимир…

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

Чтимые святыни: плащаница с изображением св. царевича Димитрия, величиною в его рост, шитая золотом и шелками матерью царевича инокинею Марфою Федоровною. Плащаница помещается в серебряной раке в холодной церкви у правого клироса. На плащанице икона, обложенная листовым серебром, позлащенным, с чернью. На иконе вделаны крестообразно четыре ореха, найденные в руке св. царевича, с которыми он был заклан. В средине иконы хранится ковчежец с финифтяным изображением царевича, стоящего пред иконою Спасителя. В ковчежце хранится запекшаяся кровь, взятая от гортани царевича. Плащаница и икона присланы царем Михаилом Федоровичем в 1631 г. вместо св. мощей: храмовая икона царевича Димитрия, икона Боголюбской Божией Матери. Начало празднования сей последней относится к 1664 г., по случаю избавления от моровой язвы, и образ Федора, Давида и Константина, ярославских чудотв. с мощами – напутственное благословение преосвящ. Нила Угличского ополчения от 1855 г. Церковно-причтового капитала в билетах 6 524 руб. Каменная часовня-памятник, находящаяся на Успенской площади города, построена на месте освящения походной церкви угличской дружины в 1855 г. В нижнем этаже придельного храма помещается церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Казенного жалованья причт получает 4 руб. 55 коп. со времен Петра Великого, пособие причту от города 400 руб. в год. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Церковь царевича Димитрия «на крови» 1692 года, ярким красным цветом выделяется на волжском «фасаде» города, эффектно венчая кремлевский мыс. Она поставлена на том самом месте, где 15 мая 1591 года оборвалась жизнь царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего угличского князя. Существующий храм построен по указу Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Ему предшествовали деревянная часовня, «клетская» церковь начала XVII столетия, рубленная шатровая церковь 1630 года. Каменный храм относится к распространенному во второй половине XVII века типу бесстолпных, пятиглавых церквей, на подклете, состоящих из алтарной апсиды, высокой храмовой части, трапезной, притвора с крыльцом и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=01006

Обращаясь к более раннему периоду истории, ко времени зарождения Государства Российского на северо-востоке, мы обнаруживаем неожиданно для себя интересную взаимосвязь в духовном преемстве нашей страны, в судьбы которой незаметным образом вдруг входит и начинает являть свое влияние чудный образ Богоматери, подаренный в середине XII века патриархом Константинопольским Лукой Хризовергом князю Киевскому Юрию Долгорукому — будущему основателю Москвы. В 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским и отдал своему сыну, Андрею Боголюбскому, в удел Вышгород, где пребывала икона Владимирская. С 1155 года от иконы стали совершаться чудесные знамения. Когда же князь Андрей пожелал осуществить свое давнее желание переселиться в Ростово-Суздальские земли на север, происходило невероятное — на пути от Вышгорода до Владимира совершился ряд чудес, которые старательно описаны духовником князя Андрея попом Микулицей (Николаем) в “Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери”. 2 В этом же году благоверный князь Андрей получает указание Пресвятой Богородицы о дальнейшем месте нахождения Ее иконы, которым должен стать город Владимир. Через три года немецкими мастерами воздвигается величественный Успенский собор из белого камня, и икона торжественно ставится на главном месте. Замечательно и то обстоятельство, что ввиду массового переселения наших соотечественников из Киевской Руси на северо-восток из-за нашествия татаро-монгольских орд Владимир становится новой столицей и духовным центром, ибо в 1300 году митрополитом Максимом Всероссийская кафедра из Киева переносится во Владимир, а Успенский собор приобретает значение кафедрального храма всей Руси. Чудотворная икона Божией Матери “Владимирская” начинает почитаться главнейшей святыней Земли Русской. С возвышением Москвы Владимир постепенно утрачивает свое политическое главенство. Но не умаляется любовь всего народа к величайшей святыне. В 1380 году от стен владимирского Успенского собора, получив благословение Пресвятой Богородицы, отправлялись на Куликовскую битву дружины святого благоверного князя Дмитрия Донского. А в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана, свирепого завоевателя многих народов, граду Москве и всему Государству Российскому от чудотворного образа Божией Матери “Владимирская” было явлено великое заступление.

http://pravmir.ru/o-chtimyih-ikonah-bogo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010