В К. е. почитаются св. источники в с. Украинцеве Иссинского р-на, в с. Русский Камешкир Камешкирского р-на, в селах Анненково, Тарлаково 2-е, Тихменево Кузнецкого р-на, Параскевинский родник в г. Кузнецке, в селах Б. Вьяс, Белый Ключ, Ломовка, Ст. Степановка Лунинского р-на, в с. Серман и в урочище Чепурлейка Никольского р-на, в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, родник и часовня в пос. Сосновоборске. Наиболее чтимые иконы: вмч. Пантелеимона в с. Уварове Иссинского р-на, Вьясская-Владимирская икона Божией Матери в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, икона Божией Матери « Троеручица » в с. Ст. Степановка Лунинского р-на, Боголюбская икона Божией Матери в с. Маис Никольского р-на, икона свт. Николая Чудотворца в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, икона Божией Матери « Скоропослушница » в с. Н. Аблязово Кузнецкого р-на. Архиереи Еп. Серафим I (Юшков; 8 окт. 1929 - 22 окт. 1935), еп. Павел (Чистяков; 22 окт. 1935 - февр. 1936), еп. Серафим II (Домнин; 12 сент.- 25 дек. 2013; до 18 мая 2014 временно управлял епархией), еп. Нестор (Люберанский; 18 мая 2014 - 9 июля 2019), митр. Серафим (Домнин; с 9 июля 2019, временно управляющий) Монастыри Действующие: Шиханский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (женский, близ с. Нов. Селя Никольского р-на, основан в 50-х гг. XIX в., закрыт в 1927, возрожден в 2013), Вьясская Владимирско-Богородицкая пуст. (мужская, в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, основана на рубеже XVII и XVIII вв., закрыта в 1925, с 2002 функционирует как жен. пустынь в качестве архиерейского подворья, с 2009 идет процесс возрождения в качестве муж. мон-ря). Упраздненные: Иванырсовский Чудов мон-рь (мужской, близ совр. с. Иванырс Лунинского р-на, основан ранее 1677, перестал существовать ок. 1717), Ломовский Богородице-Казанский мон-рь (женский, в совр. с. Ломовка Лунинского р-на, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), Кутлинская Владимирская пуст. (мужская, в совр. с. Ст. Кутля Лунинского р-на, существовала в 10-х гг. XVIII в.), Липовский Казанский Иоанновский мон-рь (женский, близ совр. дер. В. Липовка Сосновоборского р-на, основан ок. 1901, закрыт в кон. 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2462197.html

По принесении благодарственных молений Господу Богу и Его Преблагословенной Матери за толикую неизреченную милость, Князь Андрей призвал изографа, приказал ему написать «со мнозим благоговеинством», как сказано в рукописном житии, образ Богоматери в таком виде, в каком Она соблаговолила явиться ему. Изограф написал икону и Андрей назвал ее Боголюбовскою 5 , по которой и самая обитель, устроенная им, названа Боголюбовскою; да и сам Князь с того времени стал именоваться Боголюбским. Боголюбовская икона Богоматери издревле считалась чудотворною. Это видно из того, что во Владимирской епархии есть храмы, посвященные Её имени. В Московском Высокопетровском монастыре есть также соборная церковь во имя Боголюбовской иконы Божией Матери, построенная царем Петром I, в 1690 г., над гробами его предков Нарышкиных, убиенных от стрельцов 6 . Боголюбовская икона ежегодно приносится во Владимир 21 мая, по следующему обстоятельству: в 1771 г. свирепствовала во многих местах России моровая язва, и особенно в Москве; из Москвы она перешла во Владимир в конце сентября того же года. Народ стал умирать в большом количестве; никакие человеческие средства и усилия не могли спасать от жестокой смерти; оставалось прибегнуть к помощи Божией и, Владимирские жители обратились с просьбою к Преосвященному Иерониму, Епископу Владимирскому, дабы чудотворная икона Боголюбовская Божией Матери принесена была во Владимир. Преосвященный позволил. Когда принесли икону и обошли с нею, 22 числа октября, вокруг города с крестным ходом, – язва прекратилась. В память такового события, по желанию граждан, оным Преосвященным установлено, в 1772 г., ежегодно приносить Боголюбовскую икону во Владимир 21 мая, где она и пребывает до 16 июня 7 . К 18 июня, икона возвращается в Боголюбов монастырь, потому что этого числа, в день св. мученика Леонтия, совершается празднество в честь Боголюбовской иконы, установленное самим св. Князем Андреем, но случаю основания им Боголюбовской обители в 1158 г. 8 2. Икона Владимирская Божией Матери 9

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Так постепенно через явления великих греческих реликвий Святая Русь исподволь, неприметно преображалась в Третий Рим. Такое неприметное преображение мы в чем-то можем наблюдать и сейчас, а в ту пору Великие Князья и жители Руси даже не догадывались о том, какая вселенская судьба ждет Россию - быть главной хранительницей Православия во всем мipe. Вот и духовная повесть о знаменитой Иконе Божией Матери «Владимирская» тоже имеет перекличку с историей Годеновского Креста. Образ Божией Матери Умиление, написанный Апостолом и Евангелистом Лукой, был доставлен на Русь как подарок Константинопольского патриарха Великому Князю Киевскому Мстиславу Владимировичу в 1131 году. Пребывала Икона в дворцовом храме Вышгорода под Киевом. А в 1155 году сын Великого Князя Юрия Долгорукого Князь Андрей Боголюбский по велению Самой Царицы Небесной тайно повёз икону в свой удел - во Владимир на Клязьме. Но и в тот стольный город Северо-Восточной Руси икона прибывать не захотела. Шествие невидимой силой было остановлено возле города. Там Князь Андрей построил храм для Иконы Божией Матери и основал свою резиденцию Боголюбово. После злодейского убийства Великого Князя Андрея Боголюбского в 1176 году Чудотворная Икона Божией Матери оказалась в Старой Рязани. И только потом её отправили во Владимир на Клязьме, в Успенский собор - к гробнице с Мощами Святого Князя-Страстотерпца Андрея. С той-то поры икона стала именоваться «Владимирской». Несколько раз Образ в XIV-XV веках доставляли в Москву и возвращали обратно. И только с 1480 года икона «Владимирская» окончательно обосновалась в новой Столице Руси, в Москве - в Успенском соборе Кремля. Так вот и Чудотворный Крест! Он явился на болотах. В пору явления там был выстроен храм на чудесном образом возникшем холме. Со временем вокруг храма с Чудотворным Крестом разрослось село Никольский Погост. В годы богоборческих гонений и разорения храма одни немногочисленные жители села Никольский Погост оказались одержимыми демонами богоборчества и не только потребовали закрыть и закрыли храм, но один из них пытался изничтожить саму Святыню и бросился на неё с топором. Однако древнее Святое Древо, казалось бы совсем ветхое, так и не поддалось стальному острию, только малая щепочка отломилась от пальца Иисуса Христа на Его левой ноге, а злобный богоборец умер от лихорадки, воспаление которой началось от мозоля на левой ноге.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/...

В Боголюбском храме есть древний список с Боголюбской иконы Богоматери. По преданию, икона принадлежала владельцу села Лопатину. Устное предание, сохранившееся в Рязанской губернии, рассказывает, что эта икона стояла над воротами города Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты. Но она срослась сама собой и с тех пор стала известна как чудотворная. Во второй половине XVIII века икона перешла в собственность помещика села Зимарова Лопатина. Так как к этому времени она весьма обветшала, то ее поместили в кладовой вместе с другими ветхими вещами. Но Богоматери неугодно было такое забвение и пренебрежение со стороны Лопатина к Ее иконе. В 1771 году Москву посетила моровая язва. Когда один житель Москвы заболел этой болезнью, ему было указано в сонном видении, что он может исцелиться, если совершит молебен перед иконой Богоматери, находившейся в доме Лопатина. Больной получил от помещика икону Богоматери, отслужил перед ней молебен и сразу же почувствовал себя лучше, а в скором времени и совершенно выздоровел. В том же году перед этой иконой получила исцеление от моровой язвы еще одна жительница Москвы. После смерти Лопатина икона Богоматери, по его завещанию, была отправлена на его родину, в село Зимарово, где она находится и в настоящее время. На новом месте своего пребывания она также прославилась многими чудесами. В 1848 году холера начала свирепствовать в городе Раненбурге. Жители его отправились в город Сапожок, где в то время находилась Боголюбская икона Богоматери из села Зимарова, и 23 июня принесли ее в Раненбург. Сразу же после этого поднялся сильный вихрь, и разразилась гроза. С этого момента холера в Раненбурге стала ослабевать и в скором времени полностью прекратилась. Икона эта имеет большие размеры — полтора метра в длину и восемьдесят сантиметров в ширину. Ежегодно ее носят с крестным ходом в город Рязань. К тому у жителей села сохранился обычай приносить икону в свои дома, и совершать перед ней молебны. Икона украшена богатой сребропозлащенной ризой. На главе Богоматери изображена корона с драгоценными камнями.

http://sobory.ru/article/?object=07565

Лик Пресв. Богородицы. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1958 г. Фрагмент В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии к-рого свидетельствует отсутствие золотого фона на Б. и. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Б. и. могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-я треть XIII в.; ГММК), позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Б. и., зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Б. и. сплошным серебряным окладом, к-рый во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского мон-ря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В авг. 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова , В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря , к-рые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Б. и. проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Икона эта, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Его Пречистая Матерь и св. Иосиф Обручник. Когда св. евангелист, написав это изображение Божией Матери, показал его Ей, Она изрекла слова, сказанные Ею некогда при посещении св. праведной Елисаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди» – и затем добавила: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». До 450 г. икона эта пребывала в Иерусалиме. При имп. Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал ее в Киев в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была помещена в расположенном недалеко от Киева великокняжеском селе Вышгороде, принадлежавшем когда-то св. кн. Ольге, в тамошнем женском монастыре. С 1155 года Вышгород стал уделом сына князя Юрия Андрея, прозванного Боголюбским. Однажды духовенство войдя в храм вышгородского монастыря, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но она снова поднялась и стала на воздухе. Горячий почитатель Матери Божией князь Андрей Боголюбский пришел от этого к мысли, что Матери Божией очевидно угодно, чтобы святыня Ее пребывала на другом месте. Замыслив перебраться на север в Суздальскую землю, он ночью тайно вывез с собой св. икону, постоянно служа перед ней по дороге молебны, и прибыл в г. Владимир, где жители встретили князя и святыню с большой радостью. Князь предполагал, однако, ехать дальше в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира верст десять, остановились и, несмотря ни на какие понукания, ни за что не хотели идти дальше. Запрягли тогда других, но и эти не хотели сдвинуться с места. После долгой и горячей молитвы князя перед иконой, Пресвятая Богородица открыла ему Свою волю, чтобы святыня Ее оставалась во Владимире. Благоговевший перед святыней князь за какие-нибудь два года выстроил во Владимире великолепный Успенский собор (1160 г.), в котором и была поставлена икона в богатой ризе, получившая с тех пор наименование Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.  Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. Икона с в 1992 г. находится в Успенском соборе Владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в византийском искусстве XI–XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на рус. серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. Тропарь, глас 1: Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Боголюбово Боголюбовская икона. 1158 г. Боголюбовская икона. Лик Богоматери. 1158 г. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал «Боголюбимое», потому что, по его словам, " Божия Матерь возлюбила это место " , а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбовым или Боголюбским, он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей в период своего правления. Чудотворная икона Божией Матери, «Владимирская» принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, происходит от названия часовни греч. Агиа Сорос – святой Раки при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранился Ее чудотворный пояс. Святорачица, Халкопратийская – один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX – X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII – XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христус молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование – Заступница. Богоматерь Боголюбовская, исполненный в рост, на почти двухметровой доске, написан в соответствии с видением князя, когда Богоматерь явилась ему «велми высока и светозарна» – представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. (Заступница). Богоматерь Агиосоритисса Изображения Божией Матери из Деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну. (Этингоф О.Е. Агиосоритисса//Православная энциклопедия. Том I. – М., 2000. – С. 254. – 752 с.)

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

- И многие видят великую заслугу Владимирской иконы Богородицы в том, что в 1480 году, через 100 лет после Куликовской битвы, русское войско одержало окончательную победу над татарами... - Да, Владимирская икона Божией Матери только в Москве находится более 600 лет. В XII веке она была принесена из Константинополя в Киев как дар Юрию Долгорукому, сын которого, Андрей Боголюбский, привез ее во Владимир. В конце XIV века, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом перенесли в Москву. Люди молились об избавлении от ига, и Божия Матерь помогла: войска Тамерлана повернули обратно. В 1480 году Владимирская икона спасла Россию и от нашествия хана Ахмата. Он пытался форсировать реку Угру, но получил отпор. Православные верующие молились перед иконой о заступничестве. Ордынцы отступили. Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, - вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона написана евангелистом Лукой, что это его заступление за землю русскую. И, конечно, через эту икону - покров Царицы Небесной над всей русской землей. В 1993 году перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий Второй, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества. - Как показывает опыт принесения других православных святынь, поклониться им приходят миллионы верующих россиян. Не могли бы Вы рассказать о традиции принесения мощей в нашу страну и их почитания? - Принесение святынь всегда вдохновляло и оживляло религиозную жизнь страны. Более чем тысячелетняя история Русской церкви знает сотни и сотни случаев принесения святых мощей, которые были обретены как в христианском, так и в нехристианском мире. Это происходило и в средние века, и в более поздние времена. Можно вспомнить императора Павла I, который, будучи главой Мальтийского ордена, был инициатором принесения в Гатчину десницы святого Иоанна Предтечи вместе с частью Креста Господня и Филермской иконой Божией Матери. Приносимые святыни всегда торжественно, с радостью встречались русскими людьми, устраивались крестные ходы с ними по городам и весям. Этим святыням всегда было уготовано достойное место в самых почитаемых церквях и соборах России, будь то Кремль в Москве, в Нижнем Новгороде, Суздале или Санкт-Петербурге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Значительно увеличился и приход Покровского собора. Храм был уже не в состоянии вместить всех молящихся, поэтому в конце 30-х годов прошлого века для него заказали новый проект в господствующей тогда классической архитектуре: луковичное пятиглавие опиралось на прочные стены, которые в плане образовывали куб. Особенностью этого сооружения были многочисленные люкарны - круглые окна, украшавшие не только стены собора, но и колокольню, на уровне второго яруса которой были устроены часы. В 1904 году на средства прихожан Покровский собор несколько перестроили, расширив северную и южную стороны порталов. После проведённого ремонта обновлённый храм имел три престола: главный - Покрова Божией Матери и придельные - великомученика Георгия и Боголюбской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Кафедральный Покровский собор отличался богатым внутренним убранством, дорогой утварью и иконами в серебряных окладах. Именно в таком окладе и пребывала главная храмовая святыня - икона Боголюбской Божией Матери большого размера, московского рисунка, писанная в 1772 году Михаилом Фитусовым в память чудесного прекращения чумы. В соборе также бережно хранились два Евангелия 1681-1735 годов, напрестольный крест 1701 года и копия жалованной грамоты царя Фёдора Алексеевича 1681 года. Покровский собор играл важную роль в жизни города. Являясь кафедральным, он был тем местом, где объявлялись указы и воззвания. Нетрудно предположить, что с его кафедры впервые прозвучал Манифест об отмене крепостного права, с соборной трибуны прихожанам зачитали в марте 1917 года Манифест об отречении императора Николая II от престола, да и многое другое зачитывалось в стенах этого старинного храма. С 1924 года собор значился в списках памятников церковной истории, что, впрочем, не помешало президиуму Мичуринского горсовета вынести 14 мая 1936 года постановление " О закрытии и сносе здания собора " . К выполнению постановления приступили немедленно, выстроив впоследствии из церковного кирпича кинотеатр " Октябрь " . На месте же некогда великолепного церковного здания долгое время были руины. Лишь в 1950 году бывшую Соборную площадь привели в порядок, залив асфальтом и поставив на церковных задворках памятник И.В. Мичурину. По материалам книги: Белых М. " Сказание о Козловских храмах " , Липецк, 2001 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38562

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010