В 1802 году был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с двумя теплыми приделами Казанской Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. Стены в холодной части храма были расписаны крестьяниным с. Боголюбова по благословению Преосвященного Феофана еп. Владимирского. Слева от царских врат был образ Казанской Божией Матери - дар кн. Ивана Михайловича Воротынского, принесенный им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с Чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 г. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села. Из почитаемых икон следует отметить икону с образом Боголюбивой Божией Матери - список с исходного образа. История ее такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих людей в с.Боголюбово, чтобы они сделали список с Чудотворной иконы. После этого губительная болезнь отступила. С тех пор ... июля особо торжественно отмечался в селе крестным ходом с Боголюбивой иконой Божией Матери вокруг села с чтением акафиста. В храме были иконы и св. князей, почитаемых во Владимирской земле греческого письма: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Авраамия Болгарского и др. Два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. На одном из них надпись " князь Алексей Иванович Воротынский Муромскаго уезду ....Пречистой Богородицы в селе Мошку " . Из богослужебных книг в храме хранили две минеи рукописные за март и июль - вклад князя Ивана Михайловича , написанные, по преданию, его рукой в 16 веке. Минея имела надпись: " книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Воротынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку " .  Приход состоял из с. Мошка и деревень: Новой (8 км), Дятлова (3 км), Горячева (7 км), Игнатьева (4 км), Пищальникова (4 км), Пивоварова (4 км), Карева (7 км), Баркина (8 км), Колычева (6 км), Мостищ (6 км), Безова (8 км), Манькова (6 км), Позднякова (6 км), Поросятева (5 км), Лантрева (9 км), Озяблиц (6 км), Кубаева (11 км) и Колодников (3 км). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. и 1837 жен. пола. В середине XIX века в селе было 156 дворов. В 1896 г. в с. Мошке было двукласное министерское училище, в котором числился 71 человек. Также была женская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02041

После крестного хода с чудотворною иконою почти все, даже самые безнадежные, больные выздоровели, и из сотни больных умерло лишь двое-трое, а затем вскоре моровая язва и окончательно прекратилась во Владимире. Между тем, моровая язва продолжала свирепствовать в Москве, унося в могилу каждый день по нескольку человек. Жители первопрестольного града в страхе прибегали к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их об избавлении от праведного гнева Божия. Когда слух о чудотворениях Боголюбской иконы Божией Матери во Владимире дошел до Москвы, то и здесь стали притекать с мольбою к этой иконе, слезно прося Заступницу усердную, Матерь Господа вышняго, об избавлении рода христианского от губительной болезни. По вере и усердию молящихся, болезнь и здесь начала ослабевать. С того времени и в Москве прославилась Боголюбская икона Божией Матери и доселе с благоговением чтится всеми набожными горожанами. II. Как часто ныне истощаются иные в домогательстве помощи человеческой, а не вспомнят о Боге «Помощнике в скорбех» ( Пс.45:2 )! Сколь многие из нас стараются найти себе облегчение в нужде и болезнях у людей, а не помыслят, что есть усердная за всех Заступница, Матерь Бога нашего. Правда, Она помогает в бедах и скорбях не всегда, а только тогда, когда мы заслуживаем Ея помощи и ходатайства пред Богом. а) Итак спросим себя: когда и в каких случаях можем надеяться получить, чего просим, у небесной Матери нашей? Всегда, когда просим Ее с живою, непоколебимою верою, с детскою любовию и покорностию, с твердым и несомненным упованием, с искренним желанием употребить все, подаваемое Ею по воле Божией, во благо и спасение души своей; особенно же, когда сами с искренним усердием и любовию к Ней стараемся быть истинными детьми Ея, истинными последователями Божественного Сына Ея, Господа Иисуса Христа; когда, подражая Ей, стараемся благоугождать Господу исполнением святых и животворных Его заповедей, служа Ему с благоговением и страхом – верою и чистотою, воздержанием и терпением, любовию и милосердием к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Слыша эти расссказы, благочестивый князь отправился в монастырь, где стояла эта чудная икона. Со слезами пал он пред св. образом, говоря:  О Пречистая Госпоже, Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши ми помощница быти и в Ростовской земли, идеже тщимся шеествовати, и тамо посети нас Владычице!  — Долго молился Андрей пред св. иконою и вышел из храма, твердо решив переселиться в северную Русь, веруя и надеясь на заступление Царицы Небесной. Тайно от всех, даже не сказав отцу, с семейством, священником, диаконом и немногими придворными Андрей Георгиевич весною в 1155 г. выехал из Вышгорода. Вместо всяких сокровищ взял он с собою эту чудотворную Греческую Икону Богоматери. Когда князь Андрей Юрьевич Боголюбский шел с чудотворною Иконою Богоматери из Вышгорода в Ростов и дошел до того места, где теперь находится Боголюбов монастырь, к ужасу князя кони, на которых везли Икону, не могли идти далее. Он велел священнику отслужить молебен Богоматери. После молебна князь ушел в свой шатер и долго усердно молился. Во время молитвы к нему явилась Богоматерь, держа в рук хартию, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты Образ Мой нес в Ростов, поставь его во Владимир; а на сем месте во имя Моего рождества выстрой церковь и составь обитель для иноков . Потом, подняв руки, как бы молясь явившемуся Христу Спасителю и благословляющему Ее, Она стала невидима. Пораженный и обрадованный этим видением, князь тотчас призвал иконописцев и велел написать Образ Богоматери так, как Она ему явилась. По повелению Богоматери, он заложил на избранном Ею Самой месте церковь в честь рождества Богоматери, из белого камня, назначив быть тут монастырю.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная. В 1924 г. Покровская церковь была закрыта. В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря. В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов. В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью. Удивительно также то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

http://sobory.ru/article/?object=02168

О реставрационных ошибках не принято говорить, но нельзя не отметить: после поступления этого шедевра во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф.А. Модоров провел укрепление красочного слоя методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских ВХНРЦ, где икона находилась на реставрации с 1956 по 1976 годы, потребовалось разработать специальную методику для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. — Методы укрепления красочного слоя иконы, которые применяли наши первые реставраторы в 20-е годы, мы сегодня не приемлем, но  иных тогда не было, — говорит директор ВХНРЦ им И.Э.Грабаря Алексей Владимиров. А вот как прокомментировал ситуацию секретарь Владимиро-Суздальской епархии и заслуженный художник России архимандрит Иннокентий (Яковлев): — Помню, как после последней реставрации сотрудники ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря сказали: «Состояние иконы Боголюбской Божией Матери можно сравнить с состоянием тяжелого хронического больного». Первый киот, в котором она находилась, делал музей. На второй, со сверхновыми капсулами, рекомендованными учеными, собирала средства епархия. У государства денег не было. Да, положение с температурно-влажностным режимом Успенского собора Княгининского монастыря трудное. Этот храм ниже земли и поэтому вбирает постоянно в себя воду, а бутовый фундамент проводит ее внутрь. Саркофаг у иконы не был герметичным. Из помещения церкви влага проникала и внутрь витрины. Боголюбскую Богородицу надо спасать всем вместе! Мы глубоко переживаем за ее состояние. Дерево, в отличие от холста, реагирует на климатические колебания медленно. И нынешние серьезные изменения иконы, как утверждают московские реставраторы, — накопившийся эффект. — Одной витрины мало, нужно помещение со специальным климатом, и специальным осушителем, — поясняет Александр Скворцов. О том, вернется ли икона когда-нибудь в стены монастыря, увидят ли ее снова паломники, туристы, гости Владимира, речи в ближайшие годы идти не может. Сначала необходимо разработать и утвердить методику реставрации, и все это процессы, требующие времени.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-ka...

21 мая во Владимире ежегодно совершается великое церковное торжество. В этот день приносится в город из Боголюбова монастыря древняя чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. К этому времени стекаются десятки тысяч богомольцев из разных мест. Для сретения этой святыни выходит обыкновенно архиерей со всем городским духовенством из кафедрального собора и останавливается у Сергиевской церкви, что против семинарии. Здесь совершается краткое молебствие, и затем шествие направляется к кафедральному собору. По совершении на другой день в соборе торжественной Литургии, икону переносят, согласно предварительно составленному расписанию, поочередно во все городские церкви и монастыри, и это продолжается до 16 числа июня, – между тем, во время пребывания этой святыни в городе, с ней, в три воскресные дня, обходят вокруг всего города. В каждой церкви, где пребывает икона, совершается праздничное богослужение и ученики семинарии, посвященные в стихарь, говорят проповеди. Крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери учрежден, по ходатайству Владимирских граждан, в 1772 году в память избавления города от чумы, занесенной сюда в 1771 г. из Москвы. Боголюбов монастырь, которому принадлежит эта досточтимая святыня, основан в 1158 году великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским на том месте, где явилась ему ночью Божия Матерь. От Владимира он отстоит верстах в десяти. Около 15 числа июля, по окончании частных испытаний, ежегодно был публичный экзамен. К этому экзамену всегда были также приготовления в семинарии, как и описанные мной выше в Шуйском училище, т. е. заготовлялись древесные листья и разного рода цветы, и ими украшалась обширная богословская зала, только с большим, разумеется, вкусом и изяществом, – и сверх сего, по стенам, развешивались царские портреты, не знаю, откуда приносимые. В назначенный час собиралась в зал избранная городская публика, начиная с губернатора. Когда входил в нее архипастырь, встреченный у парадного крыльца семинарской корпорацией, два хора певчих – архиерейские и семинарские пели: Царю небесный. Один из учеников богословия произносил перед публикой приветственную речь. Затем производилось испытание учеников, заранее назначенных, по разным предметам. Испытание прерывалось пением концертов. После испытания раздавались архиереем лучшим ученикам награды книгами. Мне досталась на первый раз книга: «Правила пиитические А. Байбакова» 39 . Затем другим учеником богословия произносилась благодарственная речь. Торжественный акт заканчивался пением: Достойно есть. – Затем почетные посетители приглашались к ректору на чай и закуску.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

Часовня Богоявленскаго монастыря, на Никольской. Освящена 11 февраля 1873 года. Часовня у стены Китай-города, в Никольском тупике, близ церкви Троицы, что в Полях. Поставлена на месте 6ывшего здесь храма Преподобного Сергия. Христа Спасителя, на Москварецкой улице, близ Москварецкого моста. Принадлежит Давыдовой Вознесенской пустыни Серпуховского уезда. Иверской Божией Матери. Находится при внешней стороне Воскресенских ворот. Икона привезена в Москву 13 октября 1652 года, а поставлена на нынешнем месте 19 мая 1669 года. Часовня построена в 1791 году. Принадлежит Николо-Перервинскому монастырю. Сергия Радонежского. Построена в 1863 году, при Ильинских воротах. Принадлежит Гефсиманскому скиту Троице­Сергиевой Лавры. Боголюбской Божией Матери. Находится внутри Варварской башни Китай-города. Икона была при Варварских воротах еще в XVIII веке, а часовня устроена в 1880 году. Состоит в ведении Православного Миссионерского Общества и приписана к Покровскому монастырю. Александра Невского, у Охотного ряда, на Моисеевской площади. Построена по проекту архитектора Д. Н. Чичагова Обществом Поощрения Трудолюбия В. И. Ч. О. в память воинов, на брани убиенных во время Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов. Освящена 28 ноября 1883 года. На месте нынешней часовни в древности стоял Моисеевский женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Монастырская церковь разобрана в 1789 году. Плевненский памятник, на Ильинской площади. Сооружен в виде часовни в 1887 году воинским чинам гренадерского корпуса, который принимал главное участие во взятии Плевны 28 ноября 1877 года. Саввы Сербского , при церкви Кира и Иоанна, на Солянке. Принадлежит подворью сербского митрополита. Часовня при церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях. Солянка, Подколокольный переулок. Принадлежит подворью папы Александрийского. Николая Чудотворца, у Каменного моста, на углу Софийской набережной и Всехсвятской улицы. Часовня на этом месте существовала с начала XVIII века и принадлежала Донецкому монастырю. В 1764 году монастырь был упразднен, а часовня около 1777 года была отдана во владение новооснованной тогда Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери. Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему», и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его». Что же касается Силуамской иконы Божией Матери, то ничего не известно ни о месте, где она находится, ни о том поводе, откуда произошло такое ее наименование. Икона «Предвозвестительница» Образ Богоматери, именуемый «Предвозвестительница», в настоящее время находится на Афонской горе, в Костамонитской обители, и прославился следующим образом. Однажды 1 августа, накануне дня праздника обители, которая была посвящена св. первомученику архидьякону Стефану, екклисиарх Агафон, в схиме Захария, был охвачен великой скорбью: приближался праздник обители, а ее припасы настолько оскудели, что не было даже масла, чтобы возжечь в столь торжественный день церковные лампады! Когда наступила ночь, Агафон обратился с горячей слезной молитвой к Божией Матери. Он столь усердно молился пред Ее святым образом, что, изнемогая от труда и скорби, здесь же сел в братское седалище, стоявшее перед иконой, и тотчас же заснул. Во сне он услышал голос, исходивший от св. иконы Богоматери и повелевавший ему не скорбеть и не сокрушаться, так как сосуд церковный полон елея, а кладовые хранят в себе все необходимое для поддержания существования обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

В ходе проверки состояния иконы «Богоматерь Боголюбовская» специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея-заповедника провела вскрытие климатической витрины, в которой хранится икона. В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей… Очередная серьезная проблема с ее сохранностью возникла после передачи иконы по просьбе церкви в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Среди главных причин обострения «болезни» святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом. В результате этого был нарушен воздухообмен. Решение реставраторов было однозначным — вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. И 4 июня 2009 года памятник был определен в отдельное помещение в Палатах музея и хранился в горизонтальном положении при температуре воздуха +18 – +19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов. А в феврале 2010 года 9 столичных специалистов в области реставрации иконописи окончательно определились с судьбой святыни – «Богоматерь Боголюбовская» останется во Владимире. А приезжать сюда и работать вахтовым методом будут московские реставраторы. С томографом и сканером Реставрация продолжилась шесть лет. Ее назвали революционной, а труд художника-реставратора – подвигом. Чтобы понять масштабы прогресса, произошедшего в этой сфере за последнее столетие, необходимо вернуться в прошлое. Так, после поступления «Боголюбовской Божьей Матери» во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф. А. Модоров провел укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, где икона находилась на реставрации 18 лет — с 1956 по 1976 год, потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. Ставили задачу спасти древнейшую икону, а обрели подлинный образ

http://pravmir.ru/otkryilsya-lik-bogolyu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010