мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Преподобный Серафим, Саровский чудотворец († 1833) Память его празднуется 2 янв. в день преставления, 19 июля в день обретения мощей Прп. Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 г. в Курске. Отец его, Исидор, занимался подрядами и строил храмы. Он умер, когда Прохору было три года. Мать его, Агафия, пользовалась общим уважением за свое благочестие и добрые дела. Сына своего она прежде всего приучила к молитве и посещению Божиих храмов; грамоте он начал обучаться по Часослову и Псалтири. С раннего детства над ним начал проявляться Покров Божий: семи лет он упал с колокольни, но остался невредим; десяти лет он тяжко заболел. Тогда впервые явилась ему Пресвятая Богородица и обещала вскоре опять посетить и исцелить его. После этого в город принесли из Коренной пустыниикону Знамения Божией Матери. Стояла холодная, ненастная осень, и крестный ход вынужден был из-за грязи пройти через двор Мошниных; больной мальчик приложился к иконе и получил исцеление. Окончив учение, Прохор вынужден был помогать старшему брату Алексею, который торговал железным товаром. Теперь он не имел уже более возможности, как в детстве, ежедневно бывать у Божественной литургии. Тогда он стал подниматься до зари к утрене; свободное же время он посвящал чтению духовных книг; слушать его собирались его сверстники, которых привлекал к себе чистый юноша горением своего духа. Более всего он любил уединение и безмолвие; в это время он был в общении с одним чтимым в городе юродивым, прозревшим в юном Прохоре будущего угодника Божия. Семнадцати лет, имея на груди материнское благословение – железный крест, с которым он не расставался до смерти, – Прохор пошел на богомолье в Киев. Там великая раба Божия Дария, в мужской Китаевой пустыни известная под именем затворника Досифея, направила его в Саровскую пустынь (Тамбовской губ.). Прохор провел еще год под материнским кровом, и девятнадцати лет от роду, в самый канун обительского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – под звон колоколов, призывавших ко всенощной, – он вступил на поприще своего подвига. Строитель, иеромонах Пахомий – мудрый старец высокой жизни, – отдал его под надзор казначея о. Иосифа. Исполняя у него обязанности келейника, Прохор проходил послушания в хлебной, просфорной, столярной и наконец за высокую жизнь был сделан пономарем. Любовь к уединению сказалась в нем с самого начала его монастырской жизни, и старец благословил его удаляться в свободное время на безмолвие в лес. На послушаниях в келье, за рукоделием, он творил непрестанную Иисусову молитву. Пищу он принимал раз в день, а в среды и пятницы не вкушал ничего. Во время новонача-лия ему приходилось бороться с духом уныния. «Болезнь сия, – говорил он впоследствии, по своему опыту, – врачуется молитвой, воздержанием, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не обманывайтесь, братие, – Бог поругаем не бывает. (Гал. 6, 7). Почему недопустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней? Просто удивительно, насколько современные люди, даже из числа еще считающих себя «христианами», далеко отошли от своей святой веры и Церкви! И не хотят понять, почему так предосудительно устраивать развлечения и увеселения в кануны воскресных (то есть по субботам) и праздничных дней. Казалось бы, даже тот общеизвестный факт, что безбожники-большевики, вскоре после своего прихода к власти, намеренно стали устраивать разного рода развлечения в часы церковных богослужений со специальной целью – отвлекать людей от посещения храма Божия и церковной молитвы, должен был бы всех вразумить и дать понять,  почему  неуместно устройство увеселений по субботам и накануне праздников. Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных «христиан», что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг – долг пастырей  Истинной Христовой Церкви  – постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться. " И бысть вечер, и бысть утро: день един»  ( Быт. 1, 5 ) – читаем мы на первой странице Библии , где разсказывается о сотворении мира. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай – считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мира и человека, заповедал нам «святить», то есть  свято чтить: «и благослови Бог день седьмый и освяти его»   ( Быт. 2, 3 ). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории  «день седьмый»  за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам  свято чтить. Повеление это составило собою особую  четвертую  заповедь Закона Божия, которая гласит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не только освобождение — преображение Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. 8 декабря, 2014 Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. О Втором послании к Коринфянам апостола Павла, часть первая В каноне Нового Завета за Первым посланием святого апостола Павла к Коринфянам следует Второе послание, адресованное этой же христианской общине. Как известно из Первого послания, среди христиан Коринфа были разделения и споры (см.: 1 Кор. 1, 10), которые и стали причиной того, что апостол писал к ним. Первое послание произвело благотворное действие. Сподвижник апостола Павла, Тит, доставивший в Коринф Первое послание, рассказал об усердии, плаче и ревности коринфян и их готовности к исправлению (см.: 2 Кор. 7, 5-7). Но несмотря на это некоторые продолжали вносить смуту, пытаясь оспорить авторитет апостола, представив его деятельность в неблагоприятном свете. Это и стало причиной создания еще одного послания, о котором мы начинаем рассказ. В скорбях — утешение Начав с обычного приветствия (см.: 2 Кор. 1, 1–2), апостол Павел переходит к теме скорби и утешения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3–5). В этих словах содержится очень важная мысль: если Бог утешает каждого из нас в наших личных скорбях и трудностях, то каждый из нас должен утешать других. Благодать Божия не должна расцениваться нами как собственность, как то, на что мы имеем исключительное личное право. Если Бог видит нашу скорбь, то и мы должны видеть скорби других. Страдания апостола Павла и его спутников — это страдания Христовы, то есть все те скорби, лишения и трудности, перенесенные во время проповеди Евангелия. Но чем больше скорбь апостола, тем более он чувствует утешение Христово.

http://pravmir.ru/ne-tolko-osvobozhdenie...

Невероятно, чтобы после столь продолжительнаго, столь труднаго путешествия, шатры и дорожныя повозки Израильтян, простому, телесному взору представлялись в такой восхитительной красоте, какою блещут оные в словах прозорливца. Что же он видел? О чем он говорит? – Я уже заметил выше, что под образом спящаго льва, царя животных, или сына львова, котораго никто не смеет разбудить, Валаам видел Христа, Царя неба и земли, Сына Божия, Который почил сном смерти, и Котораго никто невластен был воскресить, как только Он Сам, Своею Божественною силою. Посему-то видение и заставило видящаго тотчас воскликнуть: «благословящии тя благословени», что также собственно Христу приличествует, как Единому благословляющему благодатию всех, благословляющих Его верою. Согласно с сим разумением видения, можно думать, что и под образом стана Израильтян, видимаго телесными очами, провидцу дано было созерцать духом Церковь Божию и Христову: и в сем случае не удивительно, что он описывает красоту ея с восхищением. Какой это прекрасный «дом!» И не удивительно, ибо в нем живет Бог . Но Церковь подобна и «кущам», потому что находится в состоянии странствования: «не имамы бо зде» на земли «пребывающаго града, но грядущаго взыскуем, небеснаго» ( Ebp. XIII. 14 ). Она подобна «дубраве осеняющей»: потому что в ней и над нею всегда почивает осенение благодати Божией. Она подобна «саду» при реке: потому что всегда напаяется живою водою Духа Божия и учения Христова, всегда растет духовно, и приносит плод правды. Она – «яко кущы, яже водрузи Господь», непоколебима, неразрушима, как дело Божие: так как и действительно Сам Господь сказал о ней: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Mamф. XVI. 18 ). «Яко кедри при водах» ( Чис.24:6 ), всегда зеленеют, всегда возвышаются: так и она никогда не теряет жизни, которая возникла в ней от неистленнаго семени слова Божия, и непрерывно поддерживается Духом Святым; наконец она непрестанно возвышается к небесам, дабы совершенно соединиться с Главою Своею, Христом, и сделаться совершенно небесною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Новые поучения прп. Паисия Святогорца. Божия арифметика отличается от человеческой Новые поучения прп. Паисия Святогорца. Божия арифметика отличается от человеческой   Митр. Иерофей (Влахос) опубликовал поучения прп. Паисия Святогорца и отрывки частных бесед с ним. Тут так много важного и о столь многом различном, что приводим эти записи без комментария.  - Святая Гора Афон     Я спросил старца Паисия о различии между умом и рассудком. Он мне объяснил на простом примере: «Рассудок похож на виноградное вино, в то время как чистый ум — на очищенную раки». Мы беседовали о головной боли, которая появляется, когда стараешься сконцентрироваться на молитве. Старец ответил: «Эта головная боль при молитве говорит об усердии: тогда Бог, видя старание усердного чада, благословляет его. Он говорит ему: „Не уставай — Я даю тебе то, что ты ищешь». Следует знать, что, «когда другие недовольны нами по справедливости, это не помогает молитве». Старец Паисий сказал мне много мудрых слов о духовной жизни, потому что молитва развивается в благоприятной обстановке церковной и духовной жизни. Для примера он сказал: «Божия арифметика другая, нежели у людей. Четыре для Бога отлично, в то время как девять не отлично».   И на мой вопрос, что это значит, старец сказал: «Получив от Бога два дара и удвоив их, человек поступает достохвально, тогда как получивший пять вместо десяти приносит лишь девять, поступает недобро». Также он сказал мне, что иногда «помыслы неверия приходят от чрезмерного подвига», а также «предаваясь мечтанию, можно впасть в ересь и тем нанести вред всей Церкви». Я спросил его о юродстве во Христе. Он рассказал мне случай отца Евфимия, жившего рядом с Великой Лаврой, которого он уважал и которым очень восхищался. Он был на таком «высоком уровне духовной жизни», что когда пришел в монастырь Великой Лавры, чтобы скрыть «свою добродетель» воздержания от пищи, сослался на голоса, якобы говорившие ему, что подаваемая еда плохая.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=204...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинства Церкви «Таинства Церкви» Александра (Милеанта) — краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елееосвящения (Соборования) В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью. Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати — Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства — это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается.» Епископ Александр (Милеант) Таинства Церкви Введение В олей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Мати Молебница   Икона Мати Молебница Комментарии Всего комментариев: 829 2012/09/25, 14:28:43 Матушка Божия! Мати Молебница! Умоли Сына Своего за сыночка моего многогрешного Сергия! Отгони от него всякого врага и супостата, умягчи его сердце, покрой от наветов вражьих, дай ему разум творити волю Божью!!! Прости меня, Преблагословенная, за то что не сумела воспитать сыночка в страхе Божием, не смогла перебороть его плохие наклонности! Прости за то, что так поздно поняла, к Кому надобно обращаться в трудную минуту! Благодарю Тебя, Господи, за просветление ума! Пресвятая Богородица, моли Бога о рабе Божием Сергии, о матери его грешнице рабе Божией Галине! Галина 2012/09/25, 14:10:52 Мати Молебница! как я радовалась жизни в последние месяцы, как хотела работать даже за маленькую зарплату, лишь бы не болеть. как я любила всех людей, как мне помогали в новой для меня работе совсем чужие люди! и с детьми все было хорошо, и с внуками. и вот, как гром среди ясного неба - сын под следствием по обвинению в убийстве. Не верю, не хочу верить! Мати Молебница, Пресятая Богородица! Как жить? Как молиться? Уста сомкнулись от скорби. Прошу Тебя, Мати Молебница, помолись о спасении сына моего Сергия, за меня рабу Божию Галину. Галина 2012/09/25, 09:02:16 Пресвятая Владычица наша Богородица! Не возгнушайся молитв грешной р.б. Марины, помоги! Научи любить Сына Твоего, научи приносить Ему молитвы,помоги! Мати Божия! Верни любовь в сердца наши, огрубевшие от грехов наших! Мати Божия, моли Сына Твоего и Бога нашего простить множество грехов моих! Моли сотворить чудо моего исцеления! Моли возродить, воскресить восстановить верную нелицемерную любовь в семье моей, отвести всех врагов ее! Благослови нашу семью и моих родных верною нелицемерною любовью, ясностью мысли! Помоги нам! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! р.Б.Марина 2012/09/23, 12:43:19 Помоги мне пожалуйста,Царица Небесная,вернуть жену мою Татьяну!!! николай 2012/09/22, 12:09:50 Мати Молебница!Помоги мне пожалуйста р.Б.Николаю умолить Господа вернуть жену мою Татьяну!!!

http://isihazm.ru/?id=2026&c_pid=16

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Источник Писано 1833 года месяца ноября Господи, благослови, вразуми и поспеши! Аще внимаете вниманию и тщанию, дастся вам вящшая благодать от Бога; аще ли же не имать кто внимания и тщания, и еже мнится дар имети от Бога, небрежения ради его, угашает благодать от себе и погубляет 1 . Предисловие к читателю Причина, побудившая меня, неискусную в слове, самым простым слогом написать краткое сие сочинение, есть следующая. Поскольку некоторые так называемые старообрядцы желали узнать, что бы такое понудило меня оставить их сообщество и присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, то я усердствую удовлетворить их благому любопытству, надеясь душевного их просвещения и будучи подкрепляема сими святого Иоанна Златоустог о словесами: «Что убо сему будет равно? Еже ни пост, ни низу легание, ни всенощные бдения, ни ино что могут соделати, сие брата твоего спасение творит» («Маргарит», слово 6 на иудеи, лист 158 на обороте). Посему, желая обращения братии своей к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, объявляю о себе, по какой причине я отвращалась от Святой Церкви и что расстраивало и возмущало мой дух, не упоминая о прочем, как то: о неистовом изображении на себе крестного знамения и иных подобных сему действиях, относящихся к пороку небрежения. И о сём также извещаю, что побудило и привлекло меня к соединению с Святой Церковью ; ибо « Церковь , – по словеси святого Иоанна Златоустог о, – есть место ангельское, место архангельское, царство Божие, самое то небо» 2 . И так я от всего моего сердца прошу Господа Бога, да просветит ум чтущих и послушающих светом истины и откроет душевные очеса их во еже познати путь правый, да грядут по нему и достигнут блаженства вечного. 1833 года, ноябрь Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно, – говорит Писание 3 . Ибо открываяй тайны царёвы мучен будет; а скрываяй дела Божия скрывшего талант осуждение приимет. Сего ради и я убоялась сокрыть преславная дела Божия, но извещаю с искренной признательностью, каковым способом привлекла меня сила Божия к соединению с Святой, Соборной, Апостольской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

При таком таинственном изъяснении четверичного числа святых Евангелий уже со времен Иринея было указываемо особенное отношение их к чудесному видению пророка Иезекииля, описанному в I главе его книги. Этот пророк Божий некогда при реке Ховар «в духе» усмотрел среди полного огня и сияния большого облака четырех четыреличных «животных» (по слав. т., с евр. – живых существ, называемых в 10, 9, 15 херувимами), из которых одно имело вид человека, другое – льва, третье – вола и четвертое – орла. Вверху над этими херувимами, на возвышенном престоле из сапфира возседал Некто, подобный человеку (1, 20). По указанию самого пророка Иезекииля (2, 1), в таком доступном подобии явилась ему неприступная и неизреченная слава Божия. По мнению толкователей, эти четыре животвыя-херувимы означали четыре свойства, в которых Бог открывался и действовал для спасения людей как в ветхом, так и в новом завете, именно: как человек, как царь, как ходатай и как Бог . Святая Православная Церковь под Сидящим на престоле разумеет Сына Божия в образе человеческом, как и воспевает в кондаке службы 21 июля: «Божий явился еси пророк Иезекииле чудне, воплощение Господне всем провозвестил еси, сего Агнца и Зиждителя Сына Божия явльшагося во веки». Замечательное пророческое видение возвышаемого над херувимами и как бы носимого на их крыльях Богочеловека и дало христианским толкователям основание усматривать здесь прикровенное указание на четыре Евангелия, предметом благовествования которых является Сын Божий воплотившийся, Иисус Христос , основатель царства новозаветного. И в самом деле, если в видении пророка Иезекииля под образом четырех «животных» представители вселенной в постоянном движении и озарении, соединенные под единым сводом и престолом, явились видимыми носителями всемогущества и славы Бога Израилева, как Промыслителя всего мира, то и наши четыре Евангелия не служат ли носителями славы Господа Иисуса по всей земле?! Не на крыльях ли Евангелие Слово, ставшее плотию, обошло мир, озарило его и совершило победу над человечеством?! Указанное древне-церковное применение видения Иезекииля получило для себя тем большую устойчивость, что в апокалипсическом видении св. Иоанна ( Апок. 4, 2–3. 6–8; 5, 5–14 ) четыре херувима под тем же образом животных представляются воздающими Агнцу закланному, т. е. Иисусу Христу – Искупителю, честь, славу и благословение во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Псалом 18 Слава Божия открывается в небесных светилах и в законе Божием для истинного раба Божия. В конец, псалом Давиду. 1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Небеса – все горния пространства над землей, наполненные светилами – поведают славу Божию – открывают творческое величие и могущество и царственную власть Бога; а твердь – видимый свод небесный – возвещает о делах Божиих. С тверди небесной Господь являет благость и правосудие; делами промысла своего Он всем народам возвещает свою правду и внушает благоговение к Себе. С одной стороны, Бог никогда «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца людей» ( Деян.14:17 ); с другой стороны, «открывался и гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы»... ( Рим.1:18–20 ). 3–5а. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. День дни передает слово или изо дня в день как-бы передается слово небес и ночь ночи или каждая ночь как бы передает в слове учение тверди небесной о славе Божией и о делах Господних в мироздании и промышлении о нем. – Не суть речи, ниже словеса или нет языков и нет наречий, на которых бы не слышался голос небес: нет, их вещание проходит по всей земле и слово их – до крайних пределов вселенной – обитаемой поверхности земной. – Так, по представлению Псалмопевца, небо, как бы один величественный свиток слова Божия о славе Божией, развертывается над всей поднебесной и читается всеми, – писанный на одном языке, для всех одинаково доступном и понятном. 5б.–7. В солнце положи селение Свое: и Той яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется яко исполин тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе: и несть, иже укрыется теплоты Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010