О Царствии Божием 46 Божественная литургия святого Иоанна Златоуста начинается возглашением: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия Царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя Царство Божие, возвещает вместе с тем и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви Евангельских блаженств, предваряемых молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет «да приидет Царствие Твое». На Литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных Даров с жертвенника на престол, также произносится ряд разных поминовений: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства Небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему Небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «Ищите прежде всего Царствия Божия... и прочее приложится вам» ( Мф.6:33 . – Прим ред.). В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Царствия Божия от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Царствии Божием относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Обязанности относительно частного и домашнего служения Богу 9 Необходимость и разделение сих обязанностей Св. Церковь не оставляет нас без своего руководства и вне общественного Богослужения, когда мы находимся дома и одни. Ибо бытие и промысл Бога, всем управляющего, смиряющего и милующего нас, ощутительны как для целого общества, непрестанно устами Церкви возносящего мольбы и жертвы свои ко Всевышнему, так и для всякого из нас. Посему руководя и освящая целое общество, Церковь внушает и каждому члену своему особенные частные обязанности, проистекающие или вообще из духа христианского благочестия‚ каковы: домашняя молитва , чтение Слова Божия, исповедание Бога, или из особенной любви к Богу, –каковы: обеты. Домашняя молитва Бывая в известные дни в общественных храмах молитвы, мы обязаны молиться Богу и дома, ежедневно в известные часы, следуя внушениям Священного Писания и Предания. Пророк и Царь Давид говорит о своей домашней молитве: вечер, заутра и полудне повем и возвещу и услышите глас мой ( Пс. 54:18 ). Пророк Даниил в горнице, обращенной к Иерусалиму, в три времена дне бяше преклоняя колена своя, молился и исповедаяся пред Богом своим ( Дан. 6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос сокровенно и уединенно молился, и нам заповедует входить для молитвы в клеть и затворив двери молиться Отцу небесному ( Мф. 6:6 ). Ап. Петр входил в особую горницу для сокровенной молитвы ( Деян. 10:9 ). Молитва домашняя ежедневная и особенная, при некоторых обстоятельствах, указанная Словом Божиим, напр. пред отправлением в путь, пред начатием учения и иными начинаниями и по окончании дел, столь же необходима, сколь необходимо постоянное сознание наших немощей и вседетельного Промысла Божия, без содействия и попущения коего ничто не совершается. Домашнею молитвою к Богу, по силе обетования Божия, мы ежедневно освящаем себя и свои дела, приобретаем особенное благословение Божие и помощь на доброе и успешное делание, исповедуем свою веру в вездеприсутствие Божие, свое смирение перед всемогуществом Божиим, упование на всеблагий Промысл и высокое стремление к общению и единению с Господом и Святыми. Домашнее чтение слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Отделение третье. О Боге искупителе падшего рода человеческого Искупитель человеков Триипостасный Бог не оставил падшего человека в его жалком и безвыходном для него положении. Человек сам собой не мог ни примириться с разгневанным Богом, ни исправить своей поврежденной природы, и потому должен бы навсегда оставаться под осуждением Божиим, как преступник закона. Но Сам Бог от вечности предопределил спасти падшего человека. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, Бог истинный, единосущный Богу Отцу, Творец всего, по исполнении времен, назначенных Богом, пришел в мир и воплотился для искупления и спасения людей, жил на земле, пострадал, распят на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо с плотию прославенной, сидит одесную Бога Отца и придет некогда судить живых и мертвых, и царству его не будет конца. Понятие о воплощении Сына Божия Воплощение состоит в единении Слова Божия с природой человеческой. Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). По употреблению в св. писании, речение плоть означает всего человека; слово плоть бысть, т. е. Божие Слово восприняло полное человеческое естество, тело и разумную душу, не преставая быть Словом, Сыном Божием, Богом. «Само Божие Слово, – говорит св. Григорий Богослов ,– предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха» ( Григорий Богослов . Слово 38). Важность тайны воплощения Воплощение Сына Божия есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о спасении людей и величайшее таинство веры. Исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Оно есть высочайшее дело Божией премудрости, благости, милосердия и вместе дивное чудо и тайна любви. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). С полным благоговением должны люди принять то, что писание и предание сообщают о сей тайне и для горних духов необъятной ( 1Пет.1:12 ). Цель воплощения

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Покров Божией Матери над Россиею. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим....»   (Из тропаря Казанской Божией Матери.) О, как мало осталось ныне православных русских людей, которые знают сколь безчисленные благодеяния излила Пречистая Матерь Божия на Россию в течение Ее тысячелетней истории! И в частности – все ли теперь чествуют, как должно, одну из величайших святынь Русской Земли – чудотворную икону Казанской Божией Матери, явление которой празднуется 8 июля по ст.ст., а осенью 22 октября ст.ст. вновь чествуется эта великая наша национальная святыня в связи с поистине чудесным спасением Российского государства от ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели в 1612 году, по усердным молитвам верующих русских людей перед этой нашей святыней, сопровождавшей ополчение князя Пожарского, в эпоху так называемого Смутного Времени? В 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, который вел путевые записки, во время путешествия по России со своим патриархом Макарием, писал буквально так: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными очами как эти святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них». Чрез эти многочисленные чудотворные иконы Пречистая Матерь Божия и являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской Земле и Свой Покров над нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домом Пресвятыя Богородицы». Уже на самой заре русской истории Пречистая Матерь Божия чудесно послала Свою икону в храм ново-основанной Киево-Печерской обители, как бы в благословение новопросвещенному отечеству нашему. Многие другие чудесные события, связанные с покровительством Божией Матери, записаны в летописях, увековечены построением храмов и обителей в честь Ее и учреждением памятных крестных ходов. На протяжении всей нашей истории известно множество случаев очевидного заступления Пресвятой Богородицы и Ее явления русским людям самого разнообразного положения – князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим. Обо всем этом можно было бы написать целую книгу. Упомянем здесь только о самом замечательном.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Псалом 8 Слава Господа Бога открывается в великолепном устройстве вселенной и царственному величии человека – в лице Мессии. 1. В конец, о точилех, псалом Давиду. Славянское выражение о точилех указывает на время, когда был написан псалом или – по какому обстоятельству. Время «точил» – то же, что время собирания винограда. Грозды винограда, обыкновенно, складывались в обширные ящики, здесь их топтали ногами, чтобы выжать сок, который отсюда точился – стекал в приготовленные для того сосуды; по сему и ящик назывался точило. В еврейском тексте этому выражение соответствует слово на Гефской, т. е. лире, при чем разумеется, что пение этого псалма нужно сопровождать игрою на Гефской лире. Псалом составлен в благодарение Богу за превосходный урожай винограда, – в чем выразилась великая милость Божия к человеку. По самому предмету своему, псалом имеет характер торжественной песни. 2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Имя Бога – Иеговы, Бога Вечного – чудно, – дивно, велико, потому что все принадлежит этому имени, ибо все создано Богом Вечным; имя Божие величественно, ибо оно соединяет все неисповедимые совершенства Творца, открытия Им в великолепном устройстве вселенной. (Ср. Исх. гл. 3, ст. 14–15. Апок.1:8 ). И это великолепие взятся – простерлось превыше небес: слава имени Божия, открывающаяся в мироздании, возвещается и выше небес, – в мире ангелов, созданных прежде неба. – Небо есть престол Божий ( Ис.66:1 ); и имя Божие прославляют сонмы ангелов, предстоящих престолу Божию ( Ис.6:1–3 ). Так, когда были созданы светила на тверди небесной, то восхвалили Господа все ангелы, созданные, очевидно, ранее светил небесных ( Иов.38:6–7 ). 3. Из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Слава имени Божия всегда была предметом песни в устах человека: даже младенцы, ссущие – сосущие грудь матери, дети вместе со своими родителями, предстоя Богу во дворе Его скинии, невольно проникались чувством радости и восторга – при изобилии всех благ жизни, и, как могли, возносили хвалу Богу (ср. Лк.1:41–44 ). Так Господь совершает свою хвалу – еже разрушити врага и местника – чтобы так уничтожить вражду мстителя – мятежника. Разумеется: в виду дарованного Богом изобилия жизненных благ, враги народа Божия – соседние с ним хананеи – всегда питавшие к нему чувство вражды и мести и позорившие его, принуждены будут замолчать. Так Господь благословляет свой народ и устрояет свое царство между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Раба Божия Мария (Память 9 августа). Мария была крестницей одной богатой знатной госпожи, взявшей ее с малых лет из-под родного крова в барский свой дом, для воспитания наравне с своими дочерьми. И ничем не отличала она крестницы своей, бедной девочки, от родных своих детей. В шутку же те называли Марию «монахиней-постницей». И точно, – ничто мирское не занимало Марию, все помыслы светские чужды были ее девственному сердцу, в котором царствовала лишь одна любовь ко Господу, лишь одно желание служить и благоугождать Ему до конца жизни. Старшая дочь ее благодетельницы, вышедши замуж, поселилась в Киеве; там посещала ее нередко мать со всем своим семейством и с Марией. Однажды, выслушав литургию в одной из пещерных церквей Печерской лавры, пожелала воспитательница ее принять с детьми своими благословение славившегося в то время святой подвижнической жизнью старца, духовника тогдашнего митрополита Киевского Филарета, иеросхимонаха Парфения. Благословляя ее и ее семейство, блаженный старец особое внимание обратил на Марию. «Нашего рода, нашего, матушка, она рода», сказал он крестной ее матери, и покровительственно прикрыл ее голову концом своей схимы. «Не принуждайте ее, матушка, замуж идти, повторил он потом, – впрочем, да будет и в этом воля Божия. Помни Бога, дочь моя, помни и люби Его всегда, во всяком звании, во всяком своем положении; с терпением покоряйся св. Его воле, хотя бы по-видимому и противна была она желаниям твоего сердца. Терпением скорбей и болезней среди самого мира спасет тебя милостью Своею Господь». – «Я не хочу быть в миру, мой отец», осмелилась заметить на это Мария. «На то будет воля Божия, – отвечал ей старец, – береги только одно, чтобы сердце-то твое было не мирское, чтобы не любило оно суеты». Памятны остались на всю жизнь юной Марии эти слова; они внушили ей сильную привязанность и благоговение к сказавшему их старцу, и память о них, как увидим, много способствовала ей в безропотном несении земного своего креста. Воротившись из Киева в свое поместье, благодетельница Марии вскоре позабыла просьбу Печерского иеросхимника не принуждать крестницу свою к замужеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского Изречения Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. 1Петр.2:17-21 Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств… Св. Исаак Сирский Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень. Прп. Пимен Великий Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. Св. Максим Исповедник Как тает воск от лица огня ( Пс.67:3 ), так нечистый помысл от страха Божия. Бл. Авва Фаласий Дух страха Божия есть воздержание от злых дел. Св. Максим Исповедник Любовь к Богу и страх пред Богом По трудам Свт. Игнатия (Брянчанинова) – Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель ( 1Кор.13:13 ) и что она – Бог ( 1Ин.4:16 ), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство, любовью они начинают растворять свои молитвы, богомыслие и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостию и сладострастием, а чистую, духовную, святую. Тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Преосвященный Игнатий пишет: «Он (Бог) Свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека принять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог ( 1Кор.3:16 ). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении».

http://azbyka.ru/o-straxe-bozhiem

Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык Источник . И приклони небеса (Господь), и сниде ( Ис. 17, 10 ). Двух великих явлений благодати Господней для нас торжественно днесь память празднуем: память Божественного воплощения – Рождества Иисуса Христа Бога, сошедшего с небес, яко дождь на руно – тихо и смиренно во утробу Святой Девы, и явившегося младенцем в Вифлееме, нам по всему, кроме греха, подобным человеком, чтобы победить врага человеков, исполина адского: и память явления во дни наши силы Господней, чтобы избавить отечество наше и нас, погибавших под мечем исполина земного. Так, тот же самый Господь Иисус снизшел тогда силою своею на Русскую землю, поражая страхом гнездившияся в ней полчища врагов. Его это дух воодушевил и подкрепил все воинство православное, возбудил весь народ Русский, и подвиг против врага всемирного самыя силы природы: и возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас свой; и ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я ( Псал. 7, 14–15 ). Почему же два различные явления в один день мы воспоминаем и торжествуем? Потому что они имеют одну внутреннюю связь между собою. Это несомненно: нужно только смотреть на все великия события из одного главного сосредоточия их, – величайшего из всех явлений в мире, – явления Бога во плоти, и мы приметим эту связь, увидим во всех великих событиях руку Божию, всем управляющую и все направляющую к великой цели царствия Христова. Посвятим же несколько минут на разсмотрение этой связи всемирных событий с единым главным – явлением на земли Иисуса Христа, направленным к цели возрастания Церкви святой. Я вление Бога во плоти, говорит Апостол, есть велия благочестия тайна ( 1Тим. 3, 16 ). Подлинно, это великая тайна во всей истории рода человеческого и всего мира, и есть средоточие всего великого в роде человеческом. Все всемирные произшествия на земле называет само св. Писание сошествиями Божиими на нее; то есть: явлениями торжественными силы, правды, премудрости, благости и других величайших совершенств Бога вечного и неограниченного. До явления Сына Божия во плоти на земли, все снизшествия Божии были приготовлением к сему совершеннейшему и величайшему из всех явлений. А после воплощения Господня и пребывания Богочеловека на земле с человеками, все явления Божия суть уже последствия и какбы продолжение того же единственного сошествия Божия. И в самом деле, если бы от вечности не было предположено снити с небес во времени предвечному Богу – Иисусу Христу на грешную, отверженную землю нашу, то и не было бы ни предшествующих, ни последующих; а было бы только одно пришествие Сына Божия – страшное и гневное – для истребления земли с преступными человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Третья заповедь закона Божия Не возмоши имени Господа Бога твоего всуе 1. Библейские изречения о третьей заповеди закона Божия Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. а) Имя Божие свято: сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его, говорит Св. Дева Мария ( Лyk. I, 49 ). – Свято и страшно ими Его (Псал. СХ, 9). б) Имя Божие славно и величественно: Господи, Боже ваш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! ( Ncaл. VIII, 2 ). – Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний (Псал. XCI, 1 – 2). Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Наказание за хулу имени Божия: и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти ( Лebum. XXIV, 16 ). Позволительность клятвы. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) слуги, (и к Нему прилепись), и Его именем клянись ( Bmop. VI, 13 ). – Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребял в посредство клятву ( Ebp. VI, 16 – 17 ). Клятвопреступление запрещено: не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь, (Бог ваш). ( Лebum. XIX, 12 ). Правильное употребление имени Бога дозволительно: а) Мы Его должны призывать во всех наших нуждах: и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Псал. XLIX, 15). – Близок Господь ко всем призывающим Его, ковсем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, я спасает их (Псал. CXLIV, 18 – 19). – Как лань желает в потокам воды, так желает душа моя в Тебе, Боже! (Псал. XLI, 2). б) в молитве: непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фессал. V, 17). Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, ве молитве, постоянны ( Puмл. XII, 12 ). в) в славословии Бога: благословию Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Псал. XXXIII, 2) . – И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога я взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лyk. II, 13 – 14 ). – Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Псал. 1). – Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину в ночи (Псал. XCI, 2 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Державная икона Богоматери. О царственном Отроке …Жест Отрока обращен к взирающим на Него – жест благословения, в котором читается Имя Его, Имя Сына Божия. Он и есть – тайна Церкви. Церковь царствует Христом и во Христе, и это значит – невообразимо иначе, чем царствуют императоры. И славно Царство Христа, ибо Он вошёл во славу Свою на Кресте, а не на императорском престоле. 15 марта, 2013 …Жест Отрока обращен к взирающим на Него – жест благословения, в котором читается Имя Его, Имя Сына Божия. Он и есть – тайна Церкви. Церковь царствует Христом и во Христе, и это значит – невообразимо иначе, чем царствуют императоры. И славно Царство Христа, ибо Он вошёл во славу Свою на Кресте, а не на императорском престоле. 15 марта Церковь празднует память иконы Божией Матери «Державная». Жест Отрока обращен к взирающим на Него – жест благословения, в котором читается Имя Его, Имя Сына Божия. Он и есть – тайна Церкви. Церковь царствует Христом и во Христе, и это значит – невообразимо иначе, чем царствуют императоры. И славно Царство Христа, ибо Он вошёл во славу Свою на Кресте, а не на императорском престоле. «Христос царствует!» – так восклицали мученики, умирающие на аренах цирков императорского Рима. «Что за глупые были люди», — смеялись возвращающиеся со зрелища, — «не признавали, что царствует наш император!» Но прошли года, десятки лет. Император по имени Константин обнимал и целовал как близких друзей христиан-епископов, носящих на своих телах следы пыток времен гонений. «Вот что значило – Христос царствует!» — подумали многие язычники. – «Ладно, пусть царствует!» И снова шли года, и в кровавой бойне, устроенной сыновьями императора Константина — великого и святого, — погибли все близкие мальчика по имени Юлиан. Выживший, выросший в постоянном страхе нависшей над ним смерти, он воззвал к Гелиосу, а потом и восшёл на престол. «Гелиос царствует! Император Юлиан царствует!» — кричали толпы, неожиданно быстро изменившие вероисповедание. Драма жизни Юлиана Отступника была недолгой – и снова христианские императоры взошли на престол, и стали царствовать долгие столетия, на Востоке и Западе.

http://pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bogo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010