«Была в Иерусалиме, повествуется в Евангелии, купальня, чудодейственная и целебоносная сила воды которой зависела не от природных свойств водной стихии источника, но от явления в ней и чрез нее чрезвычайной чудесной силы Божией. Ибо, по слову Евангелия, Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию» ( Ин.5:4 ). Сия целительная сила воды, будучи делом проявления особенного милосердия и всемогущества Божия, была, так сказать, всегдашним, от времени до времени проявляемым чудом. В высшей степени для нас достойно внимания то, что явление сей чудодейственной силы Божией было соединено, во-первых, с известным местом, во-вторых, с видимым посредством, – в данном случае с освящаемою схождением Ангела водою источника, в-третьих, соответствовало, нужно полагать, известному времени. И хотя это время для чаявших исцеления великого множества находившихся здесь «больных, слепых, хромых, изсохших, ожидающих движения воды» было неведомо до самого момента схождения Ангела, возмущавшего воду, тем не менее однако, на основании Св. Писания ( Деян.10:4; 8:39 ), мы можем, во всяком случае, определить сие время, как время, в которое тот или другой из чаявших движения воды в чудодейственной купальне ( Лк.8:44 ; Ин.5:5 ), являлся духовно-нравственно достойным пред Богом приемлемости особой милости Божией и дара Божия, в данном случае – чудо воздействия целительной силы Божией. Остановим наше внимание на сих внешних, так сказать, предметах проявления чрезвычайной благодатной силы Божией, т. е. священном месте, освящаемом видимом посредстве для проявления оной силы, дабы ясно понимать святыню наших христианских храмов, дабы уяснить себе спасительную важность того особенного благословения Божия, которое почиет на них, как местах особого присутствия Божия, дабы понять и свято чтить высокое Божественное значение всего того, что мы называем Богослужением и священнодействием Церкви и дабы тем достойнее приуготовлять себя к принятию Божественных дарований. Глава 1

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

В казахстанском Жаркенте молитвенно отметили 125-летие основания храма пророка Божия Илии 4 августа 2017 г. 13:40 2 августа 2017 года, в день празднования памяти пророка Божия Илии, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий возглавил торжества по случаю 125-летия Свято-Ильинской церкви города Жаркента Алма-Атинской области. В богослужении приняли участие: благочинный Жаркентского церковного округа, настоятель прихода игумен Вианор (Иванов), благочинный Узун-Агашского церковного округа протоиерей Геннадий (Кадников); председатель комиссии по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа, благочинный Иссыкского церковного округа игумен Игнатий (Сидоренко); ключарь храма Христа Спасителя города Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя; настоятель Казанской церкви села Коктал иеромонах Аверкий (Белов); настоятель Михаило-Архангельского храма города Каскелен протоиерей Владимир (Дрямов); клирик прихода в честь Иверской иконы Божией Матери поселка Бурундай иерей Димитрий (Харламов); ключарь Владимирского прихода микрорайона Алатау г. Алма-Аты иеромонах Сергий Внуковский; клирик Вознесенского кафедрального собора иеродиакон Игорь (Доброзоров) и клирик Никольского храма города Талгар диакон Димитрий (Каплин). Пел хор Ильинского храма под управлением Т. Донских. Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в церковь на богослужение была доставлена икона с мощами святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. За Литургией молились представители городской администрации, православные жители Жаркента и других близ лежащих городов и сел. Владыка Геннадий прочитал молитву о мире и преодолении междоусобной брани на украинской земле. Сугубые прошения были вознесены о почивших «пастырях, строителях, жертвователях и благоукрасителях святаго храма сего, и всех зде служивших и молившихся». В завершение Литургии состоялся крестный ход и славление перед иконами пророка Божия Илии и святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Многочисленные молящиеся были окроплены святой водой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Вначале, когда еще не сложился этот прекрасный мир, Бог во Святой Троице ведал, что человек, которого Он сотворит, падет, и потому от начала же изобрел средство восстановить его от падения. Этим средством было сойти на землю Самому Сыну Божию без оставления, впрочем, Отеческих недр, облечься в истую плоть человеческую, принять душу человеческую – словом, сделаться человеком, не переставая быть в то же время Богом; исполнить в этой плоти и силами этой человеческой души все предписания закона Божия, которых человек не мог исполнить по причине своей порчи и растления; принести в страданиях Самого Себя в жертву Правосудию Небесному, Которое должно было вечно карать неправды человека; умереть в поносных страданиях и воскреснуть из мертвых, чтобы тем положить начало воскресению из мертвых в жизнь вечную всем последователям Своим. Как же Господь Своею смертью искупил от вечной смерти всех людей, когда люди, жившие и живущие после Рождества Христова, не были во время пребывания Его на земле? Как выкупать, например, пленника из плена, когда и пленника нет, и плена тоже нет? Здесь взгляд надобно иметь достойный веры и Церкви, а не этот детский, человеческий. Когда определено было искупить род человеческий от смерти смертью Сына Божия, тогда Богу известны были все люди, имеющие жить впредь, равно как известны были и грехи их, хотя ни людей, ни грехов их тогда еще не было. Значит, известен был Богу еще тогда и ты, и все, которые живут теперь; следовательно, и за тебя, и за все современные поколения также определено было Сыну Божию испить в страданиях и смерти чашу гнева Божия, значит, и ты искуплен страданиями и смертью Богочеловека от вечного наказания за твои грехи. Только стяжи необходимую для этого веру и добродетель. Так как дело искупления не есть дело настоящее, притом не есть дело обыкновенное и естественное, а дело совершившееся, дело, или чудо беспредельной благости и всемогущества Божия, дело сверхъестественное, – то оно, естественно, требует себе веры и послушания. Говорю: послушания, потому что Искупитель, вечно Живой и Сущий, требует от нас, искупленных рабов Своих, сообразной с новым нашим состоянием (сыноположения) деятельности. Так и цари земные выкупают своих пленных не с тем, чтобы они в царстве несли те же повинности, как и в рабстве, или ничего не делали, а чтобы в своем месте делали дела верноподданных и приносили пользу всему обществу (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Двадцать седьмой день. Поучение 3-е. Праздник Знамения Богоматери. (Пророчество Богоматери о Самой Себе). I. В день праздника Знамения Богоматери, установленного по случаю чудесного избавления новгородцев от нападения врагов в XII столетии, прилично обратить ваше внимание на небесную славу Богоматери, пророчество о которой некогда было произнесено Самой Богоматерью, предчувствовавшей Духом Святым, что Господь прославит Ее пред миром христианским в многочисленных чрез Нее Своих милостях, которые изобильно изольются на всех, притекающих к Ея предстательству пред Богом. «Отныне ублажат Мя вси роди» ( Лук. 1, 48 ), сказала Пресвятая Дева Мария, когда праведная Елисавета, при встрече с Нею, исполнившись Духа Святаго, назвала Ее Материю Господа. Не от собственного разума и сердца возникла в смиренной Марии такая мысль о будущей Ея всемирной славе. Прославляя Господа, прославляющего Ее, Она говорит только о Своем смирении, видит Себя только рабою Его: «призре на смирение рабы Своея». При таком глубоком чувстве смирения могла ли Она помышлять о будущей славе Своей? Воистину Дух Святый, приосенивший Ее со времени зачатия Ею Сына Божия, открыл Ей будущее, и вот Она, по Его внушению, изрекает пророчество о том, что ожидает Ее в церкви Христовой. Если же так, если по вдохновению Духа Божия сказала Она: «отныне ублажат Мя вси роди», то чью волю исполняют все ублажающие Пресвятую Деву Марию? – Конечно, волю Духа Божия. Кому не повинуются те, которые отрекаются почитать Пресвятую Богородицу? – Не повинуются Духу Божию. Да, если еврей не ублажает Матери Господа моего: это понятно, он не верует в Евангелие, он не знает Духа Святаго, глаголавшего в Евангелии. Но если христианин не чтит Благословенной: не знаю, как назвать его? Грустно, больно, тяжело видеть такого христианина! II. а) «Отныне ублажат Мя вси роди». Кого ублажат? Ту, от Нея же родися Иисус глаголемый Христос ( Mф. I, 16 ). Иисус не простой человек, но Богочеловек. Во утробе Девы Марии человечество чистое, безгрешное, соединилось с Божеством истинным. «Господь с Тобою», сказал ангел Марии: «Господь с Тобою» не только Своею благодатию, но и совершенным в Тебе вочеловечением. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» ( 1Тим. 3, 16 ). Нет и нельзя представить себе выше той чести, какой удостоилась Она – Матерь Богочеловека. Единородный, предвечный, единосущный Сын предвечного Бога Отца приял во чреве Марии человеческое естество. Непостижимо снисхождение Сына Божия! Чудно, несравненно величие Девы Марии! Истинно – Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим!...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для того чтобы определять виновных в любых событиях, надо помнить – люди все разные, и у каждой группы, имеющей свое мнение, будет и свой список виноватых. Поэтому, надо смотреть не на человеческие мнения, а на то, кого виноватым считает Бог. А для этого как раз и необходимо, в каждом разбираемом случае, понимать Промысл Божий. И тогда вдруг откроется такое что нередко бывает и так: творивший по-видимому злое – делал сие защищая Промысл, а выглядевший добреньким и говоривший будто бы правильные слова – оказался противником Промысла и явился причиною постигших за этим бедствий. Потому-то Господь (Ин. 7: 24) и учит нас судить не по наружности, глядя на дела телесные, а судом праведным, ища, насколько содеянное согласуется с угодным Богу. Но беда в том, что с каких-то пор мы утратили единство в понимании Промысла Божия и стали рассматривать окружающие нас события исключительно из множества разнонаправленных человеческих мнений. При этом успокаивая себя словами: «Наше мнение имеет благословение великих духовников и многочисленные группы высокообразованных последователей. Следовательно, мы правы и исполняем Волю Божию». Но давно известно: хождение в церковь, участие в таинствах и даже состояние в клире абсолютно не даёт гарантии рассудительного понимания причинно-следственной связи окружающих нас событий. А уж о мнении большинства, которое в сложных вопросах почти всегда ошибочно, и говорить не приходится. Но и с пониманием Промысла Божия – о котором казалось бы всем и всё известно – у нас тоже проблемы. Разные человеческие мнения и Промысл Божий, оказывается, видят по-разному, а кто-то о нём даже и не вспоминает. Посему вполне естественно, что люди спорят и не могут договориться. Необходимо признать, если уж мы называем себя православными, то в нашем рассуждении должна быть чётко выстроена взаимосвязь Промысла Божия и всех исторических событий. И связь эта должна быть ясно понимаемой от самого начала и до сегодняшнего дня, без всяких противоречий и белых пятен. Потому что только тогда мы сможем увидеть главенство именно Промысла, а не чьё-то самодурство будто бы меняющее весь ход истории. А это ведь совсем другой расклад и смысл, в которых, к тому же, всё ясно и прекрасно видно: и кто виноват, и что делать.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/30/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение в храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 441 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Такими словами сегодня Церковь ублажает Матерь Божию и чтит тот величайший момент в истории мира, с которого началось спасение каждого человека. Господь есть величайшая любовь, об этом Он Сам сказал через Своего пророка и евангелиста Иоанна Богослова. Но не только любовь, а еще и величайшая справедливость. И поэтому для того, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти, от первородного греха Адама и проклятия его Богом за этот грех, премудрость Божия выбирает способ, как вновь примирить человека с Богом. Святая Троица посылает в мир Единородного Сына Божия, чтобы Его жизнью и Его смертью искупить род человеческий. Священное Писание нам говорит, что " одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть " (Рим, 5,12); а " правдою Одного всем человекам оправдание к жизни " (Рим,5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он - Тот " Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего " (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу - Деву Марию. А родилась Она от праведной четы - престарелых Иоакима и Анны, которые молились Господу день и ночь о ниспослании им благословенного чада, потому что безплодие в еврейском народе считалось величайшим поношением. Каждая семья желала, чтобы именно у них родился Спаситель мира, о котором говорили многие пророки. И Господь услышал их молитву и послал им дитя - Пресвятую Владычицу нашу Деву Марию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Крест верных утверждение. «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов (Светилен Кресту). Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Св. Церковь сочла нужным для вящего прославления его установить в честь его особый  великий  праздник – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых «двунадесятых» праздников. Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников – подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божияблагостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, св. Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись. Вот сегодня я и говорю тебе:  если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господень  превыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься! " Это потому, что Крест Господень – славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертью смерть разруши». Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят всяк висяй на древе», как сказано было в Ветхом Завете ( Втор. 21, 23 ), а стал орудием благословения Божия, знамением радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Арзамасе Нижегородской губ., основан в 1634 г. по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой кн. Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: юж.- во имя прп. Алексия, человека Божия, 2 сев.- во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и прп. Марии Египетской. Согласно описи 1686 г., у вост. стены мон-ря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный мон-рь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 г. царь пожаловал мон-рю хлебную и денежную ругу, к-рая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна (по описи 1686 г., «30 стариц ружных, 20 безружных»). К нач. XVIII в. постройки мон-ря обветшали, в 1708 г. игум. Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I , чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу мон-ря. На собранные средства в 1723 г. были поновлены кельи. В 1744 г. перестроена деревянная Казанская ц., в 1753 г. вместо Алексеевского придела Казанской ц. построен каменный Алексеевский храм с сев. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю , в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Монастырские письма Предисловие Мы живем в мире света и тьмы, света – несовершенного, тьмы – некромешной. За пределами оного лежит другой, теперь для нас невидимый мир, в который время неизбежно влечет нас по направлению наших мыслей, склонностей и дел. Там разрешается здешнее смешение. Там есть область истинного Света, день без ночи ( Апок. 21:25 ), освещенный Солнцем правды, Солнцем бессмертной жизни и блаженства. И есть там область тьмы кромешной, отчужденной от истинного Света, ночь мрака, сумрака, призраков, никогда не достигающая дня, царство смерти неумирающей, лишений безвозвратных, скорбей безутешных. Не стоит ли труда каждому с предосторожностью подумать, в которую из сих областей направляют нас наши мысли, склонности и дела? И не нужно ли исправить это направление? I. Лавра Марта 31-го, 1833 г. Пяток Великий. Сего 31-го марта по окончании утрени юноша девятнадцати лет, лишенный употребления ног три года, ползая на коленях при мощах угодника Божия преподобного Сергия, по выслушании молебна, когда подняли его приложиться, получил разрешение ног: встал на ноги, и отвязали ему кожи, на коих он ползал. Теперь с помощью палки не совершенно твердо, но ходит. Я 1 оставил его до совершенного укрепления в обители. А между тем сообщил в Верейское духовное правление об отобрании показаний от духовного отца его, соседей и домашних о его болезненности. Мужик и женщина случайно были из ближних по соседству деревень, которые знали его ползающего, радостно благословляли угодника Божия за сие исцеление. В другую Великую пятницу у нас так видимо раскрывает угодник Божий дары благодати Господней. Прошлый год безногий начало исцеления получил в четверг, а исцеление совершенно другой ноги – в пятницу же. И нынче пришел и тот благодарить угодника Божия здоровый совершенно. II. Апреля 1-го, 1833 г. Встретившееся раскрытие в совести исцелевшего юноши, бывшего хромого, нудит меня немедля сообщить Вам о сем в славу Святой Православной нашей Матери Церкви. Вчера, то есть 31 марта, после вечерни призываю его к себе и, расспрашивая о подробностях болезни, и времени, и побуждениях к исканию помощи от угодника Божия, предложил ему в Великую субботу приобщиться святых тайн. Кланяясь в ноги, благодарил он меня со слезами и изъявлял сердечное желание. Иеромонаху Ионафану поручено было взять сего юношу в келлию, исповедать и приготовить молитвословием к причащению святых тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Но обаче, надеяся на неизреченные щедроты Сына Божия и Того Рождшия молитвы, вселенныя учителя глагол восприиму: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедротам и Бог всякия утехи, оутешая и нас о всякой скорби нашей и благословивый нас благословением духовным». Преже убо праведный гнев свой, беззакония ради нашего, вмале испусти на нас, оцыщая многия грехи наша: и в мало дней оскорбихомся. Потом же, благодати ради Божия, скорбная забыхом неизреченного ради человеколюбия Божия на нас, и радости несказанней сподобихомся, явления ради иконы Божия Матери и тоя Превечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Повсюду оубо протекоша, яко гром, во вся конца россиския земля Божие к нам милостивное посещение Богородицины иконы явление и неизреченные чудеса, их же подает неоскудне с верою приходящим. Мне же, недостойному, самовидцу бывшу, како или коими чудесными благотворении яви Бог и Богородица от земных недр чудотворный свой образ (яко же преди простретися слово хощет), писанию ж предати замедлившу или от недостатка разума, или от нерадения и душегубителные лености, ово же и страха ради недостоинства: пленицами бо моих грехов стягнут есмь и таковым преславным вещем нелепо ми бе коснутися, но разве точию беззакония моя знати и просити отпущения бесчисленным моим согрешением. Но понеже желание привлачит мя и страх глаголати нудит мя, греси же мои, «яко бремя тяжко, отяготеша на мне»: и что оубо сотворю? дерзну ли к начинанию? что оубо? реку ли или запрещу себе окаянства ради моего? или паки внимаю восходящая на сердце мое блаженством о всепетей, и богоприятней Богородицы и Приснодеве Марии? Но ты сама содействуй ми, о Преблагословенная, Заступнице Усердная, Мати Бога Вышняго, яко да воля иже ис тебе рождшегося Христа Бога нашего будет: да ми, недостойному, помрачивыйся ум мой тобою, о Всенепорочная, просветится (ты бо за всех молиши сына своего, Христа Бога нашего) и пишущу ми содействуй: всем бо твориши спастися, в державный ти покров прибегающим. Множицею бо воспомянух, некогда же и слезы испустих, ведый мое недостоинство. Но обаче и се ми во оум прииде, яко неправедно есть божиих таин и неизреченных к нам и многомилостивных дорованиих в забвения глубине погружати, имже многим источником целебным и самовидец бых: и, елико видех и слышах о пречудней ти иконе, подай ми, о Всепетая, глаголати и писати, и всех нас заступи, Госпожа Царице. Аще по достоянию и несмь достоин похвалы тебе принести, малы некия от великих; но обаче сподоби мя, о Владычице, о твоих неизреченных на нас благодеяних хвалу тебе принести; и яко же сподобила мя еси, о Всеблаженая, недостойного и грешного, скверными моими руками преже всех священных прикоснутися пречистому твоему образу и чудотворней иконе и Сына Твоего Христа Бога нашего. Аще бо и вси достойны, но аз недостоин сый: но обаче влеком жадая, да поне прикоснуся пречистому твоему и чудотворному образу, Владычице, и Превечного ти младенца Спаса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010