Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

Скачать epub pdf БЛАГОСЛОВЕНИЕ Обращаясь к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо, прежде всего мы можем вспомнить о благословении, преподанном им в то время апостолам: евангелист Лука повествует: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24, 51 ). Это обстоятельство восшествия Своего на небо и разлучения с избранными Своими Господь Сам приводит им на память, говоря о времени, когда придет во Славе Своей, и, вновь встретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию Царствия Его: «приидите, благословенные Отца Моего» ( Мф. 25, 34 ). Какой бесконечный ток благословения Христова открывается перед вами, христиане! Он посылает благословение и, не окончив его, возносится: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься». Таким образом, и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно на апостолов, через них проливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение через апостолов распространяют его на других. И таким образом все, принадлежащие к святой, соборной, апостольской церкви, делаются причастными единого благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющего «нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф. 1, 3 ); «Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» ( Пс. 132, 3 ), сходит это благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше суеты и мирских забот; как неизгладимая печать знаменует оно тех, кто Христов. Филарет, митрополит Московский ( 114, 45–47 ) . Плохо поступают те христиане, которые без молитвы и благословения Божия начинают есть, пить и принимать другие блага. Наверно, они не знают, откуда происходит всякое добро, и не зная Дающего, не благодарят Его. Так они уподобляются язычникам, не знающим истинного Бога и Творца всех благ, или даже бессловесным скотам, которые без всякого рассуждения едят и пьют, что перед собою видят ( 104, 75 ) . Кто имеет живую веру, тот имеет Божие благословение. Святитель Тихон Задонский ( 104, 75 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть пятая. Промысл Божий 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный Христос учит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5, 17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится мысль о постоянном Промышлении Бога о мире 551 . Хотя Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил и созидал (т.е. от дел творения), Апостол говорит, что Бог Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все... Мы Им живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17, 25, 28 ). Сила Божия поддерживает бытие мира и участвует в действиях тварных сил. Постоянство законов природы есть также результат действий Божественной воли. Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Прп. Иоанн Дамаскин отмечает: «Один только Бог по природе благ и мудр. И, как благой, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» 552 . Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Таким образом, в Промысле наблюдаются две функции: сохранение сотворенного и управление миром. Бог не только животворит мир, но и направляет его историю к намеченным целям. Эти же две функции Промысла выделяет и преподобный Иоанн Дамаскин : «Промысл Божий есть попечение Бога о том, что существует». И опять: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется» 553 . Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий Промысл Божий объемлет весь мир вообще, как совокупность всех существ с действующими в них силами и законами, а частный простирается на все предметы и явления, как бы малы они ни казались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

[Глава 6] Служба обща святых отец, на соборы Поем в неделю седмую по Пасце: И иулиа в 16 день, по памяти святаго священномученика Афиногена: И октовриа в 11, по памяти святаго апостола Филиппа. В субботу вечера, на Господи воззвах, стихиры, глас 6. Подобен: Отчаянная: Из чрева родился еси прежде денницы, от Отца безматерен прежде век, аще и Арий тварь Тя, а не Бога славит, дерзостию смешая Тя зиждителя тварем безумно, вещество огня вечнаго себе сокровищствуяй: но собор, иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна. Кто Твою, Спасе, ризу раздра? Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече единочестное начало в разделения. Сей отверже Тя быти Единаго от Троицы: сей и Несториа учит Богородицу не глаголати, но собор, иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна. В брег падает греха, Арий возненавидевый света видети, и Божественною растерзается удицею внутренних, все издати существо и душу нужно, другий Иуда быв нравом и образом. Но собор, иже в Никеи, Сына Божия Тя проповеда, Господи, Отцу и Духу сопрестольна. Арий безумный Пресвятыя Троицы пресече единоначалие в три беззаконная же и несрасленная существа. Темже отцы Богоноснии сошедшеся уседно, ревностию разжизаеми, якоже Фесвитянин Илиа, духовным посекают мечем, студу научившаго хульника, якоже Дух вещаше. Слава, глас 6: Таинственныя днесь Духа трубы, Богоносныя отцы восхвалим, песнопевшыя посреде церкве, песнь сличную богословия, Троицу едину непременную, существо же и Божество, низложители Ариевы и православных поборники, молящыяся всегда Господу помиловатися душам нашым. И ныне, Богородичен: Кто тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. Бытия чтение. [Глава 14]. Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот братаничь его, сочте своих си домочадец триста и осмьнадесять, и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам, и отроцы его с ним: и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня содомскаго, и Лота братанича своего возврати, и вся имения его, и жены и люди. Изыде же царь содомский в сретение ему, повнегда вратитися ему от сеча ходоллогоморскаго, и с царьми иже с ним, во удоль Савин: сие же бяше поле царево. И Мелхиседек царь салимский изнесе хлебы и вино: бяше же священник Бога вышняго. И благослови Аврама, и рече: благословен Аврам Богом вышним, иже созда небо и землю: и благословен Бог вышний, иже предаде враги твоя под руки тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Ювеналий (Медведский) Часть вторая Рассуждение 3. О создании мира §1. Бог, будучи Сам в Себе преблагим, благоволил благость Свою и вне себя излить, а именно, произвел из небытия в бытие весьма многие существа и снабдил оные, по премудрости Своей, приличными каждой вещи добротами. Сие внешнее Божие действие, состоящее в произведении всех вещей из небытия в бытие, зовется созиданием, или сотворением мира. Отделение 1. О сотворении всего вообще §2. Творить, или созидать, хотя собственно значит что-нибудь из небытия в бытие производить как из ничего, так и из приготовленного в первый день вещества; однако несобственно берется за Промысл: послеши Духа Твоего, и созиждутся ( Пс. 103:30 ), за возобновление: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50:12 ), за наведение праведного наказания: зиждай злая ( Ис. 45:7 ) и за произведение чудных дел ( Иез. 12:11 ). А миром называются все вообще сотворенные вещи. Глава 2. О побудительной вине и конце сотворения §5. Вина побудительная к созданию мира не что иное есть, как собственная Божия неограниченная благость. Ибо как Бог, будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой нужды иметь для Себя не мог ( Деян. 17:25 ), то остается заключить, что Он создал мир пресвободно, не по принуждению, ниже по какой для Себя нужде, но по единому Своему хотению. Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ). А отсюда явствует, что и намерение, и конец в сотворении от Бога полагается единственно тот, дабы все твари, а паче одушевленные и разумные, сделать благости Своей причастными, т. е. сообщить им совершенства, Своих совершенств образ имеющие, сколько они вместить могли, почему создание мира может назваться прелиянием благости Божией. А как отсюда необходимо проистекает слава Божия, которая состоит в том, что Его совершенства, открыты будучи тварям, от них познаются и проповедуются, то будет близкий конец – польза твари ( Быт 1:26 ; Исх 45:18 ; Пс. 113:24 ), а последний – слава Божия ( Пс. 18:1 ; Прит. 16:4 ). Глава 3. О том, из чего и как мир от Бога создан

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Письма к разным лицам... ...в «Душеполезном собеседнике» 340. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 20 июля 1892 г. Милость Божия буди с вами! Просите молитв и совета. Молюсь, да устроит Господь быт рабынь своих. Что касается до совета, то его трудно найти для вас. У вас один человеческий источник пособия – ваш дядя. Его и располагайте, чтоб не оставлял вас. – Божий источник неоскудевающий – благое Промышление о всех. К Нему прибегайте. Он пошлет вам уроки – и пойдет у вас спорынья... Благослови вас, Господи, и успокой! Е. Феофан. 341. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 4 июля 1893 г. Милость Божия буди с вами! Вам угрожает опасность остаться беспомощными... хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени. – И думайте, и наперед подыщите там между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит. Приискивание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать... Благослови вас, Господи, – и утеши и помоги. Е. Феофан. ...в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 342. О вражьих нападках. Об осквернении, о чистоте телесной О вражьих нападках. О том, как утишать внутренние смятения. Об осквернении, о чистоте телесной. [Без даты] Милость Божия буди с вами! Ревностно бороться со всем противным делу спасения – начали?! Надо держаться своего намерения. А что враг нападает, этому дивиться нечего и ничего тут особенного нет... Надо только стоять. Внутренние смятения утишать надобно молитвою и помышлениями святыми, особенно о смерти, суде, аде и рае. И утихнет. Осквернение, по омытии водою, слезами омыть душу... изгнать сочувствия, если остались, стать решительно в противоборство плотским движениям и духовному отцу сказать. Ревнуйте святою ревностью о чистоте сердца и тела... Тело надо истощать малоястием, малоспанием, трудом, а у вас нет его... до утомления бы надо. Но главное, Вам надо теперь же укрыться в монастырь... и отдаться на тамошние послушания, чтобы хорошенько промяли вам бока.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Слово на освящении храма во имя преподобномученика Корнилия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят. И силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят: Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив ( Пс. 144, 3–8 ). Други мои, братья и сестры! Ныне в жизни нашей святой обители совершилась радость несказанная! Господь зримо посетил нас особой Своей милостью, и к радости о Воскресшем Господе присовокупилась радость Его Божественного дара нам в эти дни: благодатию Господа Бога освятился днесь храм сей, созданный во славу Пресвятого имени Божия и во славу угодника Божия первого игумена и строителя обители – преподобномученика Корнилия. Давнее желание и молитва насельников обители услышана. Господь усмотрел Своим всевидящим оком место храму, и благодатию Божией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и отца нашего и архипастыря высокопреосвященного митрополита Псковского и Порховского Иоанна совершилось деяние чудное и славное. Надвратная башня, созданная по благословению святого игумена и примкнувшая к церкви святителя Николая, его же руками воздвигнутой и им освященной более четырехсот двадцати лет тому назад, башня, бывшая свидетелем его трудов и первая увидевшая его трагическую мученическую кончину, стала церковью Божией во имя угодника Божия, и “исполнь славы храм Господень”. И как это совершилось, и в чем состоит преображение давно знаемой нами башни? Во-первых, Господь в таинственном освящении обычного здания ниспослал на него Духа Святого. Общей молитвой предстоящих и священнослужителей, Миропомазанием престола и стен навсегда на нем и в нем запечатлевается. “...Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя...” ( Лк. 1, 35 ). Ныне совершишася! А далее очевидным признаком славы Господней было вшествие Самого Царя Славы, когда были внесены сюда святые мощи, так как силою Христовою были непобедимы святые мученики, терпеливы святые подвижники, и в их нетленных мощах почивает Сам Христос Своею благодатию. Частицы святых мощей, полагаемые на престоле, знаменуют пребывание здесь Самого Господа Славы: “...и седе на престоле святем Своем”!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Творение Всякое творение должно служить человеку, а не человек ему (8, с.1035). Мир-вселенная свидетельствуют о Творце (1, с. 383) Конечная цель мироздания Видимый мир непосредственно связан с высшим существом, Который направляет его к конечной цели – духовному совершенству. Творец мира, осуществляя Свою мысль, Своим Промыслом направляет человека и указы­вает ему путь к Горнему Иерусалиму. Это – конечная цель Божественной идеи всего мироздания (7, с.432). В своих сочинениях святитель Филарет Московский , отождествляя мироздание с призванием избранного Божьего народа и с явлением Спасителя, с вступлением язычников в Церковь Христову, говорит, что все было сотворено Богом ради той цели, чтобы был спасен и получил вход в Царствие Божие человек, имеющий Богом данную душу (Там же, с.433). Благость Творца и доныне изливается на всю тварь Бог Творец не только при творении излил свои щедрые дары на все ви­димое и невидимое, но и доныне Его благость и милосердие изливаются на всю тварь. Однако разумно-свободные существа могут пользоваться Его дарами гораздо больше, чем неразумные. И поэтому эти разумные существа из общего царства природы призываются в особое Божие Царство, то есть к участию во всех Божиих дарах и благах жизни (Там же, с.431). Разумно-свободные существа – это Ангелы и человеки (Там же). Воплощение Сына Божия было новотворением (4, с.134). Создание Ангелов и человека Если Ангелы создаются Творцом первыми, то человеком заканчивается все мироздание. Как венец творения Божия, человек должен возвышаться над тленным миром и приближаться посредством своей добродетельной жизни до Богоуподобления, и тем самым стать достойным наследником вечного Христова царства (7, с.432). Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого прославлять Творца и служить человеку (Там же, с.434). Цель творения Вначале Бог сотворил человека только для жизни, но человек, поддавшись влиянию злого духа, отступил от Бога, за что услышал Божий приговор: земля еси и в землю отыдеши ( Быт.3,19 ). После этого Господня изречения в суще­ство человека вошла смерть (Там же, с.393).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в четвертую неделю Великого поста (Евр.6:13–20) Многое обещевал Бог часто Аврааму, но ничего другого не обещевал с клятвою, как токмо умножение чад его, и благословение в семени его всем народам земным: и поистине мы видим, что потомки Авраамовы, от Исаака и Исмаила сынов его происшедшие, умножились во многочисленные тьмы, но они не суть множество оное, которое от Бога предозначено сими словами: « умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря » ( Быт.22:17 ). « И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет » ( Быт.13:16 ). « Изочти звезды, аще можеши исчести я: и рече, тако будет семя твое » ( Быт.15:5 ). Благословение же в семени Авраамовом на все народы: « и благословятся о семени твоем вси языцы земнии » ( Быт.22:18 ): есть дело столь непонятное, что принимающий слова сии плотски, буквально, как принимают Евреи, впадая в неразрешимые сомнения, или произносит слова невероятные и несбыточные, или заграждаясь в устах неудобопостижимостию мысли сея ничего не отвещает вопрошающим. В гадании открыл правда несколько значений сих слов Предтеча Иоанн, сказав: « глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму » ( Мф.3:9 ): но сие не изъяснило мысли оного обещания Божия. Павел Богонаученный открыв таинственный смысл сих Божественных слов, разрешил совершенно непостижимое сомнение. Он в чтенных ныне словах изъявил и причину, почему Бог клялся, когда обещевал благословение, и как о семени Авраамовом благословились все народы земные, и следственно как семя его умножилось паче песка земного, и звезд небесных. Послушайте со вниманием толкования чтенных Апостольских слов, да почудившись тайнам Божия смотрения утвердитесь в вере во Христа, которая источает благословение и возводит на путь спасения. Евр.6:13–14 . Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Житие и жизнь препбны мтре нше блговрны кнжьны 113 Писано смиренно иноком Григорием. Тогож Града Суждаля. Обители Боголепного Преображения Гда Бга и Спса ншего Хрта 114 Благословен Бог Отец щедротам, Безначальный вседержитель, благословен Единочадый Сын Слово Отчее, благословен Параклит, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: благословен Бог , иже в Троице от ангел на небесах благочудно 115 певаемый: и от всех творительств своих со страхом покланяемый. Всещедрый, преблагий Бог наш, благословен Бог неначальный 116 и нескончаемый ни меримый ни до ведомый, безначальный, несозданный, присносущный, неописанный, невидимый, неизменный, не оставленный, неисследованный, ни умом постижимый, ни словом изреченный, Едино Божество в Трёх составех едино естество в 3-х лицех, не трие бзи, но Един, Бог . Едино есть Святой Троицы Божество, Едино существо, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство и едина сила, свет во Отце, и Сыне, и Святом Духе, Един аки 117 в трёх солнцах 118 присносветел, неприступен отнюдь, и умом непостижим, ни словом изглаголан, Егоже богатство есть едина вещь, едино Божество 119 . Благословен и преблагословен Той Истинный Бог наш, иже вся человеки хотя спасти, и в познание истине прийти и вся на пользу подаваяй, и многообразно немощи человеческие посещаяй, на Того бо истинного Бога нашего надежду свою положим, наипаче же на Того благодать надеющееся слово вкратце предложим: о житии благоверной и всеблаженной Евфросинии преподобной, памяти достойной, ей же несть точно всего мира богатство, сия убо преподобная сияет и по смерти аки 120 жива во граде Суждале, чудес множество источающи и различными знамениями, её житие подобно ангелом, ибо тех имеяше поспешники 121 , разум ибо есть наш не ухищрением писаний пекущеся, но истину написующе простыми словесы, боголюбцем 122 вкратце: и во общую пользу и спасение христоименитым людям, послушающим послушником 123 в славу Сына Божия, избравшего свою рабу, сподобихся 124 достоверно слышати от поведавших ми не ложно черноризиц обители 125 преподобные, иже во граде Суждале, обаче начнём повесть, от онудуже начати подобно 126 подобно же настоящее да глаголется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010