В Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), – говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам. Потому-то, придавая большое значение слышанию людьми слова Божия, Господь наш и предложил сегодня нам на страницах Святого Евангелия притчу о сеятеле и семени, в которой изобразил разнообразные действия Своего Божественного слова на сердца человеческие. Слово Божие, дорогие мои, имеет весьма важное значение для религиозно-нравственной жизни людей. Без Божественного Откровения, заключенного в слове Божием, мы не имели бы надлежащего понятия ни о Боге и о Его существе и свойствах, ни о мире и о его происхождении и последних судьбах, ни о себе самих – о нашем назначении в жизни настоящей и будущей, о нашей природе. Без слова Божия мы не могли бы вести и жизни действительно нравственной. Только слово Божие ясно определяет, в чем состоит существо и совершенство истинно нравственной жизни. Слово Божие есть то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает духовный человек. Как в мире вещественном всё – от малой былинки до большого дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый благодатный человек, новая тварь во Христе, возрождается в новую жизнь через слышание слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными – и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Введение I 1) Точка зрения 1. Преобладающие черты национального характера греков. Борьба между эллинизмом и христианством. Общий ее вид и характер 2. Национальный характер римлян. Столкновение римского язычества с христианством. Общий вид и характер борьбы между христианством и язычеством Рима до времен Кон­стантина Великого 3. Христианские апологеты западно-римской церкви. Общий характер их апологий. Результат апологетической их де­ятельности 2) Внешнее положение христианства и язычества в Риме со времен Константина до Феодосия. Законодательные меры императоров в пользу христианства. Внутреннее отношение между христианством и язычеством Рима 1. Неоплатонизм и его отношение к язычеству и христиан­ству. Орфические и термические книги. Порфирий, Ямвлих и Юлиан 2. Мнимое обновление римского язычества под влиянием религиозной философии неоплатоников. Две партии неоплатонизированных римлян, – политическая и ученая Веттий Агорий Претекстат и Симмах – представители первой. Апулей. Последователи Апулея и Порфирия, – Максим модорский и Лонгиниан, – представители второй 3. Взятие Рима готами. Антихристианское движение римских язычников. Августин, как апологет христианства. Творе­ние Августина De civitate Dei, как апология. Цель, задача и план, заглавие и время написания этого творения II. Содержание творения «о царстве Божием» 1) Разбор языческих возражений против промышления Божия о христианах. Тема всего труда. Точка зрения и главные вопросы первой части (I) 1. Бедствия Рима и его провинций до рождества Христова, как доказательства бессилия и бесполезности языческих бо­гов для временного счастья их почитателей (II–IV) 2. Причины благосостояния и политического могущества рим­ского государства. Истинный Бог – податель того и другого (V) 3. Разбор политического, народного и философского бого­словия римлян в связи с вопросом об отношении языче­ских богов к вечному блаженству человека за гробом. Божеское почитание подобает только единому истинному Богу (VI–X) 2) Национально-римская государственная идея и идея всемирного царства Божия 1. Происхождение царства Божия и царства земного (XI–XIV) 2. Земное развитие того и другого (XV–XVIII) 3. Последние судьбы того и другого (XIX–XXII) III. Историческое и апологетическое значение творения «о царстве Божием». Ученые и литературные его свойства. Апологетиче­ский его результат  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Введение Часть I. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие Глава I. Детство и юность будущего святителя 1. Детские годы 2. Период учебы Глава II. Педагогическая и административная деятельность в духовных школах 1. Начало преподавательской деятельности 2. Пострижение в монашество и назначение на должность инспектора 3. Святитель Тихон – ректор Тверской семинарии. Глава III. Деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре 1. Прибытие на кафедру и знакомство с обстановкой 2. Благоустройство и строительство храмов г. Воронежа 3. Искоренение недостатков среди церковного клира 4. Устроение духовных школ 5. Заботы о духовном состоянии пасомых Глава IV. Святитель Тихон на покое 1. Оставление кафедры и переход в монастырь 2. Повседневные труды 3. Внутренний подвиг и духовные дарования 4. Служение святителя 5. Последние годы жизни и кончина Глава V. Прославление и открытие мощей святителя Тихона 1. Факты, свидетельствующие о благодатной силе святителя Тихона по его кончине 2. Обретение и перенесение мощей святителя 3. Действия Синода в связи с прославлением святителя Тихона 4. Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году Глава VI. Литературное наследие святителя Тихона 1. Издания творений святителя 2. Аннотации произведений святителя Тихона Основные даты жизни и прославления святителя Тихона 1724 Часть II. Учение святителя Тихона о спасении Глава I. Творение мира и человека 1. Творение мира 2. Творение человека Глава II. Грехопадение человека и его следствия 1. Грехопадение человека 2. Следствия грехопадения Глава III. Искупление рода человеческого сыном Божиим 1. Приготовление рода человеческого к искуплению 2. Премудрость и благость Божия в искуплении рода человеческого 3. Земная жизнь Иисуса Христа – искупительный подвиг 4. Значение крестных страданий, смерти, воскресения и вознесения для искупления человека 5. Действие Духа Святого и послание апостолов на проповедь Глава IV. Церковь Христова – место спасения человека 1. Необходимость Церкви Христовой в деле спасения человека 2. Спасительное значение пастыря в Церкви 3. Таинства и их значение 4. Благодать Божия и ее спасительное действие Глава V. Личное участие человека в деле спасения 1. Вера 2. Любовь к Богу и ближнему 3. Милосердие 4. Страх Божий 5. Смирение 6. Молитва 7. Послушание 8. Надежда 9. Покаяние 10. Терпение в скорбях Глава VI. Средства, помогающие на пути ко спасению 1. Очищение совести 2. Пост 3. Чтение Слова Божия и творений Святых Отцов 4. Рассуждение 5. Память смертная и плач о грехах ГЛАВА VII. Препятствия на пути ко спасению 1. Грех, его развитие 2. Страсти Заключение Библиография Отдел 1. Творения святителя Тихона Отдел II. Литература о святителе Тихоне Задонском Отдел III. Энциклопедии, справочники, словари  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Воронеж. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Многие каменные церкви, отстроенные в Воронеже в XVIII-XIX веках, поставлены на месте деревянных. Не исключение и Покровская. Как существующая она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей. И служат у тое церкви попы: во дворе поп Григорий Степанов, во дворе поп Иван Федоров, во дворе проскурница Ульяна, да две кельи нищих, питаются от церкви Божия». Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее строительство можно датировать началом XVII века. Название пригородной слободы - Белое место - означало, что населявшие ее служилые люди были освобождены от уплаты налогов в казну. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года храм отмечен вновь: «Церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в отоманской и в казачьей беломестной слободе, во дворе поп Григорей, во дворе поп Емельян». Возможно, это тот же священник Григорий Степанов, упомянутый тридцатью годами ранее. В 1676 году в приходе Покровской церкви состояло 98 дворов — здесь жили беломестные казаки, атаманы, бобыли и посадские. В 1689 году священник Козьма Яковлев добился возвращения церковных земель, незаконно присвоенных Успенским монастырем в 1637 году. Прежняя деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1700 году святитель Митрофан дал благословенную грамоту на построение нового храма, подлинник которой в начале XX века хранился в Покровской церкви в деревянной за стеклом раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной. Текст ее трижды публиковался до революции. Грамота столь значима для истории Покровского храма, что мы воспроизводим ее текст полностью по одной из предшествующих публикаций в «Воронежской старине». «Божиею Милостию мы Преосвященный Митрофан Еп(ископ) Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам преосвященному епископу, били челом гор(ода) Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди: Поликарп Севастьянов, Федот Тозлуков, Дементий Клочков, Федор Осминин, Павел Аксенов, Семен Фролов, Яков Кувакин, Оксен Миронов, Ефим Кутуков, Леонтий Белобородов, Яков Сукочего, Иван Дубровин, Филат Мосалов, Константин Зубков и все той церкви прихожане; а в челобитной их написано: «в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятые Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они поп Козма и приходские люди обещались построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они поп Козма и прихоцкие люди не смеют.

http://sobory.ru/article/?object=00817

Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве 1 Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются! О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем. Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть 372 , а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души. 2 Что касается страха, который охватывает тебя ночью, – это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде. В Боге мы живем и движемся и существуем 373 . Ничего не происходит без попущения Божия. И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог ! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога. Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? 374 Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога? Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси 375 . Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры. 3 Новоначальной монахине Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души. Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Глава первая. Религия 1. Первая обязанность человека (Прот. И.Рождественского) Самая первая, самая святая обязанность для каждого человека есть искренняя любовь к Богу, охота к молитве и усердие к церкви Божией. Когда Господь наш Иисус Христос жил на земле, Он очень любил детей за простоту их и незлобие: часто беседовал с ними и даже ставил их в пример взрослым. Любите же, дети, Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, всей силой нежных и добрых сердец ваших; вспоминайте чаще о Нем, как о вашем благодетеле, и молитесь ему усердно каждый день. 2. О молитве (Из поучений прот. Р.Путятина) Если мы не имеем усердия к молитве, то это усердие может возбудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно. Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается: она не есть собственно упражнение, а следствие, и так сказать, награда уже за постоянное упражнение в молитве. Таким образом, от нашего усилия во время молитвы может родиться в душе нашей молитвенный жар. Так от движения происходит теплота и в холодном теле человека. «Молясь с принуждением, говорит св. Макарий, с нетерпеливостью, мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться с радостью в покое; молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое есть дар благодати. И так, ни в каком случае не надобно оставлять молитвы; но надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колокола созывает христиан на молитву, иди и ты, как бы тебе ни не хотелось молиться; когда приходит время сна, или наступает утро, непременно читай свои молитвы, как бы ни тяготила тебя твоя леность и беспечность. Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв. Наши грехи, как облака, препятствуют изливаться на нас лучам Божия благословения; вопль страстей, как шум моря, не допускает нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но ужели посему грешник и не должен молиться? Нет, он-то и должен молиться; ему-то и необходима молитва . Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная истина: и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу. Который есть беспредельная любовь; и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро. Оттого-то и бывает, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником, приступает к молитве оскверненным нечистотами греховными, а отходит убеленным благодатию паче снега. Таким образом, грешник своей молитвой может исходатайствовать себе у Бога прощения грехов, а по прощении грехов будет исполнено и прошение его: пройдут греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, – и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему с Своим благословением, и молитва его, как фимиам, будет приятна для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Декабрь 1. Святой пророк Наум После угрозы Господь употребляет наказание После проповеди св. пророка Ионы Ниневитяне покаялись, но, видя, что пророчество Ионы и угроза Божия не исполнилась, они предались непомерным беззакониями поэтому св. пророк Наум стал им предсказывать, что город их погибнет от огня и воды. Так действительно и случилось. Среди Ниневии было большое озеро, в котором и погиб город, а оставшаяся часть сожжена огнем. Прав. Филарет милостивый Какое должно быть употребление богатства на земле Будучи чрезвычайно богатым, преп. Филарет говорил: «Разве я для того получил от Бога блага, чтобы одному мне ими питаться и в наслаждении тратить их; вместо угождения чреву, не должен ли я сокровища мои разделять нищим, вдовам, сиротам, странникам, убогим, которых Господь не устыдился называть Своею братиею, говоря: «понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе“ (Мат 25, 11). И какую доставят мне пользу мои имения, если их скупостью я удержу, в день страшного суда Божия имеющего быть немилостивым для не сотворивших милости? Разве они будут для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Разве эти мягкие одеяния будут нетленны? Нет, ибо св. апостол сказал: «ничто же бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже извести что можем» ( 1Тим. 6, 7 ). Лучше отдам имение в руки Богу чрез нищих, зная, что Бог жену и детей не оставит; ибо пророк сказал: «яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится» ( Пс. 36,25 ). Господь искушает человека нищетою Преп. Филарет стал приходить в нищету; однако, не изменил благости и милосердия своего к нищим, но непрестанно раздавал нуждающимся, что имел. Благочестивый нищете радуется Измаильтяне своим нашествием лишили преп. Филарета всего имения; однако он не скорбел, но как иной, богатея, радуется, так он, приходя в нищету, радовался, зная, что ему удобнее при нищете достигнуть рая ( Иов. 4, 27 ; Матф. 19, 23 ). Недостаток в подаянии милостыни восполняет словесное утешение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Доклад, читанный (на английском языке) на 2-ой англо-русской студенческой конференции в St. Albans 30 декабря 1927 года. Божественная литургия св. Иоанна Златоуста начинается возглашением: «благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя царство Божие, возвещает, вместе с тем, и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви евангельских блаженств, предваряемых молитвою: «во Царствии Твоем помяни нас Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет: «да приидет Царствие Твое». На литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных даров с жертвенника на престол также произносится ряд разных поминовений: «да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «ищите прежде всего Царствия Божия, и прочее приложится вам». В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Ц. Б. от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Ц. Б. относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Другими словами: без Меня не имеете права делать никакого доброго дела! Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира» . А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, — тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю» … Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!). Итак, при всяком малейшем деле и начинании дела: идем ли по ровному месту, или по негладкой дороге (под этим разумеются разного рода наши дела и занятия во всех видах и родах) — всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейские занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста . Наше забвение Бога не дает нам возможности вспомнить Бога и призывать Его благодатную помощь нашей немощи не только при важных и спасительных делах, но и при самом малейшем деле и слове и мысли. Какое грозное определение ждет нас, забывающих Бога!.. Но помнящих и призывающих имя Божие Господь утешает чрез пророка Иеремию, говоря: «памятию воспомяну тех, кто воспоминает Мое имя» ! Память о Боге означает молитвенное призывание, а не простое воспоминание имени Иисусова. Нашему нерадению и забвению способствуют бесы, они всюду населены: обитают на земле, и в воздухе, и в поднебесной, и в преисподней, и следят за каждым человеком, как бы совратить его с истинного пути. Из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, окружающий нас; они касаются нашего тела и даже мыслей по попущению Божию; но верою в крестную силу Христову и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого. Как обращать наши дела во славу Божию

http://azbyka.ru/apokalipsis/skhiarkhima...

Дух Святой, Дух благий и Источник всякой благостыни одного существа с Отцом и Сыном. Он посылается твари от Отца и Сына, хотя передвечно исходит только от Отца. Посылает Его Отец, по слову Христа Господа, реченному Апостолам: Утешитель, Дух Святой, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); посылает и Сын, по оному обетованию: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца..., Той свидетельствует о Мне ( Ин. 15:26 ). Итак, эту молитву: Дух Твой благий наставит мя на землю праву мы имеем воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, дабы от обоих истекал на нас один источник благодати, как видел его Иоанн Богослов в Откровении истекающим от престола Божия и Агнца, говоря так: и показа ми чисту реку воды животныя, светлу яко кристалл, исходящу от престола Божия и Агнча ( Откр. 22:1 ). Благим же Духом именуется Дух Святой не только потому, что Он по естеству благ, как Бог ( Мф. 19:17 ), но и потому, что Его Божественной Ипостаси усвояется благость, как Отчей – всемогущество, и Сыновней – мудрость. Он есть источник всякого блага: от Него – все дары, сияющие в Церкви в пророках, в апостолах, в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух видения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух кротости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненом Симеоне; вообще от Него происходят все дары благодати. Посему Дух благий именуется Духом правым, Духом владычним: Им управляется и бывает наставляема Церковь не только к ответствованию в Апостолах и мучениках [по Господню обетованию ( Лк. 12:11–12 ): егда же приведут вы на соборища и власти, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи], но и на всякое дело благое, по тому истинному слову: Утешитель же, Дух Святой, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); потому-то Он посылается, дабы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим и ввести нас в первое достояние. Без Его же Божественного наставления наш человеческий дух не знает ходить путем правым и вводить нас в землю праву. И подлинно, дух человеческий суетен, непостоянен, заблудлив, немощен; и мы весьма часто не знаем, коего мы – духа ( Лк. 9:55 ): иногда мы влечемся духом суеты, иногда духом нетерпения, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом любоначалия и, водимые чрез различные стремнины погибели, не познаем лукавого вождя. А имея таковые и подобные препятствия в пути нашем от лукавого демона, часто прельщающего нас под видом благости злом, притом же и сами будучи немощны, мы всячески имеем потребу, чтобы Тот Дух благий наставил нас и способствовал нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ). Он же, Помощник наш милосердый, способствует различными образами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010