По принятии отеческого благословения Иаковом, когда он, шествуя в Месопотамию, захотел на дороге при захождении солнца, в том самом месте, где находился, отдохнуть; то лег там, и заснул; зажал он на успокоение себя сном очи телесные; однако раскрыл на узрение небесных откровений очи душевные. Видел он лестницу, которыя вёрхний конец утвержден был к небу, а нижний доставал до земли, по ступеням же той лестницы Ангелов, в верх и в низ ходящих: се лествица, еяже глава досязаше до небес: и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней 25 . В том видении пробудившись наполненный ужаса Патриарх Иаков, сказал: яко страшно место сие 26 : а особливо оно домом есть Божиим, и самыми вратами небесными. Таинственная оная лестница прообразовала великое, высокое и неизреченное таинство воплощение Божия Слова, Спасителя и Избавителя, преславно от Девы Марии рождшагося, о Коем благовествует к Иосифу Архангел: родит же Сына, и нарегеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их. Преслушание древнего Адама разделило вовсе землю от неба, отвело весьма далеко человека от Бога, и заключило вечно дверь райскую; но вочеловечение нового Адама, Богочеловека Иисуса, блаженною тою есть лестницею, которая паки человека с Богом примирила, которая паки заключенную спасения дверь отверзла. Восхождение и низхождение Ангелов по ступеням лестницы, восхождением есть человеческого естества к Божию, и снизхождением Божия естества к человеческому: о глубина богатства, изглашаю и я со Блаженным Павлом, и премудрости и разума Божия 27 ! Слушатели! сие великое дело воплошительного промысла, из всех прочих дел, кои от безконечныя Божия премудрости и силы ни соделаны, особливо крайнее Божие милосердие к нам грешным являет: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть 28 . Но я теперь оставляя Таинство, кое больше верою и молчанием почитается; едино токмо крайнее милосердие величать, и о нем доказывать имею, сколь оно велико, сколь к люблению нас горячо; с таким намерением и упованием, чтоб привлечь мне, и возбудить во Святые нынешние праздники к покаянию какого-нибудь грешника; а притом и дам ему узнать о количестве Божия милосердия. Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Погост Сиглинский. Церковь Алексия, человека Божия. Алексеевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:не ранее 1911. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А.Д. Донченко Адрес: Ленинградская область, Волховский район, Вындиноостровское сельское поселение, погост Сиглинский. Координаты: 59.758936, 32.292325 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сиглинка, погост [нежилая местность к западу от дер. Болотово] 837. Церковь Св. прп. Алекси человека Божия, на кладбище. Закрыта в 1938 г., здание передано черепичному заводу. Земля Невская Православная. Краткий церковно-исторический справочник ...протоиерей Алексий Колоколов, останки которого неоднократно выносились из земли. Захороненные 31 января 1902 г. в Успенской церкви Успенского острова, останки о.Алексия в 1935 году были вынесены за пределы острова новыми его хозяевами, и тогда-то, без огласки, были перезахоронены верующими в церковке св. Алексия Божиего человека. За годы богоборчества и военных разрух место захоронения о.Алексия была утрачено и лишь в прошлом году, благодаря помощи верующих людей, было обретено вновь в руинах церкви св. Алексия Божиего человека на Сиглинке. Но, учитывая поруганное состояние захоронения, его отдаленность и беззащитность на малопосещаемом погосте " Сиглинка " , с благословения владыки Владимира останки протоиерея Алексия Колоколова были перезахоронены по церковным канонам на родине о.Алексия, на сельском кладбище д.Прусына Горка, возле родительской могилы. Осуществил перезахоронение настоятель Волховского храма Архангела Михаила  о.Андрей Яхимец. pravpiter.ru/pspb/n123/ta009.htm Донченко Александр Дмитриевич 12.03.1863 — ?.1917 (≈54 года). Русский архитектор, военный инженер, начальник Санкт-Петербургской 2-й инженерной дистанции. На Олешенской лесной даче по левому берегу Волхова в 2 км от Успенского острова существовало кладбище Алексеевского общества дел милосердия (ныне г. Волхов). В 1911 г. по его проекту при кладбище была заложена церковь Святого Преподобного Алексия, человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=55956

ПОУЧЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. ( Еф. 2:8–10 ) Если вы вслушались внимательно в содержание прочитанного ныне апостольского чтения, то должны понять, что апостол Павел предостерегает нас более всего от самомнения и самовосхваления. Все, что мы производим хорошего и доброго – это дар Божий. Своими собственными делами никто не может похвалиться. В них всегда основа – или самолюбие, или же слепое подражание другим, или же тупое подчинение так называемым случайным обстоятельствам жизни. Там, где нет благодати Божией, там область тьмы; где не опочил дар небесной помощи, там действия человеческие принимают совсем иной вид, получают и иной исход. Благодать Божия в своих действиях может быть сравнима с солнцем, на всех и все льющим свой благотворный теплый свет. Но если солнечный луч, когда он падает на воск, убеляет и мягчит его, то тот же луч, когда падает на глину, делает ее еще тверже, так что она совершенно засыхает. Так и душа человеческая, под влиянием Божией благодати, или усовершенствуется более и более, делается благостной, чистой, любвеобильной, нежной, или же, прилепляясь к земному, противится небесному, становится грубой, ожесточается и каменеет. Над всеми нами простерта Божия благодать, т.е. над всеми без исключения людьми. Каждая человеческая душа есть зарница, занимающая свое сияние от Духа Божия. Но в ее воле, гореть ли блеском Небесной Славы или же тлеть в дымном чаду мира, который удушлив не только для других душ, но и для нее самой. Возьмите для примера чувство веры. В одном человеке это чувство является просвещенным. Душа хочет веры, ищет, просит веры и находит ее. Под влиянием Церкви и ее спасительных Таинств, под влиянием Слова Божия, богослужений, чистого наставления, родительских молитв укрепляется эта вера. Душа любит Христа высшей любовью. Он ей Друг, Отец, Жених и ее Радость. Здесь, таким образом явилась спасительная благодать Божия. От яркого солнышка растопился воск, и горит он ярким пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Поучение к поселянам по случаю скудного урожая хлеба Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Матф. 6:33 ). Очень часто приходилось слышать мне, братие христиане, ваши горькие жалобы на скудный урожай хлеба в нынешнем году. Да, возлюбленные, нынешний год для многих из нас, точно, скудный на хлеб, и этот хлеб, что ни дальше, становится дороже. А при скудости хлеба и его дороговизне много нагорюешься, много потерпишь голода и всякой нужды. Видя вас в такой горести, не могу я молчать пред вами, чтобы не оставить вас без своего пастырского слова. И я нахожу благопотребным сказать вам теперь о том, почему и для чего не посылает нам Господь обильных урожаев, и каким способом должны мы достигать хороших урожаев и всего необходимого нам для жизни. Вот что говорит нам об этом Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся – урожаи, и все, что нужно для жизни, – приложатся вам. Что значит искать царствия Божия и правды Его? Значит прежде всего и более всего стараться убегать всякого худого дела, жить и поступать всегда по заповедям Господним, достигать вечного своего спасения. А за такую благочестивую жизнь нашу Господь посылает нам Свою благодать, благославляет наши поля, наши труды и занятия. А где Божие благословение, там и радость истинная, довольство и спокойствие души. Теперь посмотрим на самих себя, насколько искали мы царствия Божия и правды его? достойны ли мы Господня благословения? Скажем, напр., вот о чем: когда вы начинаете сеять хлеб, то вы, испрашивая у Бога небесного благословения, часто так говорите: «уроди, Господи, хлеб на всякую душу христианскую и на все доброе и полезное». То есть, этим вы даете пред Богом обещание своими избытками хлеба делиться с ближними, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела. Какое святое и приятное Богу обещание! Какая высокая добродетель – быть милостивым и благотворительным! Для этого именно и Господь посылает нам урожаи и избытки хлеба. Но как поступаем мы, получая от Бога дары и милости? Мы часто забываем поблагодарить Бога от чистого сердца, забываем, что между нами есть люди, требующие нашей помощи, забываем и про всякое доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение о посещении храма Божия (2-е) Блажении живущии в дому Твоем, в веки веков ввсхвалят Тя ( Псал. 83:5 ). Блаженны и благословенны от Господа те христиане, которые с должным усердием и любовью приходят в воскресные и праздничные дни в храм Божий. За них радуется матерь наша – св. церковь , ибо с усердием приходящие в храм Божий восхваляют Господа и приближаются к своему спасению. Но за то церкви Божией прискорбно видеть тех детей ее, которые ленятся ходить в храм Божий. Не говорю здесь уже о тех заблудших чадах ее, которые называются раскольниками или староверами и которые не ходят в православные храмы, – говорю о тех православных христианах, которые в продолжение нескольких недель и даже месяцев не подумают и одного раза пойти в Божию церковь . Достойны ли они блаженства и благословения Господня? Восхваляют ли Господа своего? Приближаются ли к своему спасению? Всякий благомыслящий христианин скажет, что таковые христиане поступают неблагоразумно, грешат пред Богом. Об этом то я, бр. мои, и хочу теперь с вами побеседовать. В самом деле, бр., размыслите порядком, сколь неблагоразумно и грешно удалять себя от церковного богослужения, которое для нашего спасения установил Господь наш Иисус Христос? Если ты, православный христианин, не стараешься быть в храме Божием, где научают нас вере и благочестию христианскому, то часто ли ты сам думаешь о Боге, о Спасителе мира, о вечном блаженстве праведных и вечном мучении грешных? Каким может быть тот христианин, который постоянно удаляет себя от храма Божия – этого жилища Царя славы? Всегда ли он имеет должное попечение о душе своей? Видя пред собою более суету мира, соблазны и пороки, и сам волею или неволею запутываясь в суетах и грехах, он как бы дичает, грубеет сердцем, легко забывает правила христианского поведения и делается холодным к вере христианской. От того нет у него иногда ни благочестия, ни страха Божия. От того-то люди, не имея усердия к церковному богослужению, внимания к учению божественному, сами отделяют себя от сообщества с верующими, и еще, что всего хуже, удаляют себя от вечного царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Пещерная церковь Алексия, человека Божия. Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:приблизительно 1860 - 1875. Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта 12 октября 1859 г. скончался возобновитель Святогорской пустыни преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов). Отпевание и погребение архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. совершил отец Герман с собором священноиноков. Горько плакала вся святогорская братия, хорошо сознававшая, кого лишилась она в лице почившего. Согласно со своим завещанием отец Арсений был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная к его трудам святогорская братия, по предложению отца Германа, близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, — святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протоиерей Григорий Дюков: «Природный великий ум [почившего отца Арсения. — Сост.], труды и неусыпное попечение об устроении, украшении и возведении обители до высокой степени известности породили в душе теперешняго настоятеля, игумена Германа, мысль устроить при гробнице его церковь, где бы приносилась безкровная жертва за упокой души его. По объявлении своей мысли братии, с благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель. После церковнаго богослужения, которое здесь очень продолжительно, вместо отдохновения, требуемаго самою природою, все они являлись в пещеры, и каждый по силе работал чем мог. Таким образом, в продолжение прошедшей зимы явился в пещерах новый храм мая 12 дня и освящен игуменом Германом с братиею во имя святого Алексия, человека Божия: это было имя архимандрита Арсения, когда он был еще в мире».

http://sobory.ru/article/?object=45737

Слово Божие Слово Божие разделено на части. Священное Писание есть истинное слово Божие. Праотцы спасались без Священного Писания, ибо Сам Бог наставлял их. Слово Божие утверждено чудесами и кровью апостолов. Благодаря силе Божией, слово Божие через 12 человек прошло всю вселенную. Слово Божие обошло мир, и идолопоклонство пало. Слово Божие принесло обильный плод, несмотря на препятствия. За слово Божие пророки, апостолы и прочие угодники гонимы были. Слово Божие есть послание Царя Небесного к людям. Слово Божие есть дар Отца Небесного. Верующие через чтение слова Божия общаются с Самим Богом. Слово Божие есть орудие, через которое ДУХ СВЯТОЙ действует в СЕРДЦАХ. Слово Божие есть проявление благости Божией. Вся Церковь утверждается словом Божиим. Слово Божие внутри себя имеет особую силу. Слово Божие истинно, что возвещает, то и будет. Укреплять веру тем, что слово Божие – непоколебимая истина. Слово Божие неложно и неизменно. В слове Божием воля Божия открыта. От незнания слова Божия – заблуждения. От незнания слова Божия извращаются понятия греха и добродетели. Слово Божие должно быть в основе жизни ХРИСТИАНИНА. Слово Божие учит ПОДРАЖАТЬ Богу. Евангелие и жизнь Христова – христианам образец. СЛОВО БОЖИЕ требует исправления души, а не внешности. Св.Писание есть зеркало, которое отражает святость Божию. Христианин должен смотреть в слово Божие, чтобы очищать образ Божий в своей душе. Слово Божие есть правило христианской жизни. Кто не внимает, тот в за­блуждении. СЛОВО БОЖИЕ избавляет от СЛЕПОТЫ. Слово Божие есть правило веры и жизни. Слово Божие есть светильник. Слово Божие есть светильник во тьме. Слово Божие светит в ночи. Слово Божие есть светильник, открывающий тайны. С помощью БЛАГОДАТИ от Священного Писания исходит просвещение. Слово Божие просвещает разум. Слово Божие есть свет, путеводитель, зеркало. Бог даровал слово человеку, как светильник, врачевство и пищу. Слово Божие есть свет, ПИЩА, подкрепление и утешение. Слово Божие есть Божия трапеза. Слово Божие питает души и научает каждого человека в его должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державныя» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступ­нице рода христианскаго, покровом Своей благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея «Державныя». Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Икос 1: Ангелом радость приимшая, благоволила еси, Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя «Державныя», юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Бо­жией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его правед­ный, на ны движимый, умягчающая. Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение. Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освящение. Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы. Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение. Радуйся, звезда невечерняго света, нас озаряющая; радуйся, Матерь Света, всех просве­щающая. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 2 Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою «Державную», да вси христолюбивии людие усердно молятся пред нею, вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разуму нашему просвещение свыше исходатайствуй, Пресвятая Богородице, да познаем, что есть воля Божия благая, угод­ная и совершенная, и сердце направи, еже со усердием творити ю, Тебя же, Всемилостивая Заступнице, непрестанными гласы восхваляти: Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, душевными и телесными очесы ослепших прозрение; радуйся, омраченных смыслов просве­щение. Радуйся, всех христиан вожделенная помощнице; радуйся, всех уповающих на Тя непостыдная надеждо. Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих питательнице. Радуйся, духовных сокровищ пода­тельнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, пресветлая Божественная кра­сото; радуйся, обоняние Христова благоухания. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христа славьте, кресты ставьте! Несколько лет тому назад началось возрождение традиции ставить в Иосафатовой долине (близ села Голинченцы Винницкой области, Украина) кресты в знак того, что верующие готовы разделить с Господом чашу Его страданий и нести свой жизненный крест. Известное еще в начале XX века место паломничества 15 августа 2006 года вновь привлекло множество верующих. История Иосафатовой долины Из истории села Голинченцы известно, что до XVII века на том месте был непроходимый дремучий лес. Во второй половине XVII века Подольские земли были оккупированы турецким султанатом. Жители деревень, которым угрожала опасность, искали убежища в Калиновском православном монастыре недалеко от Шаргорода. Вероятность попасть в рабство или быть убитыми грозила отовсюду. И в монастыре могли появиться янычары. Как повествует легенда, Божия Матерь, явившись некоторым монахам в сонном видении, благословила идти в сторону утренней зари и там искать спасения. И пошли все собравшиеся в обители на восток, в дремучие леса. На третий день остановились на ночлег возле колодца, и там, вдруг, обрели спокойствие. Снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу. И на этом месте монахи основали новую обитель. А так как они были совсем бедными, округе дали название Голинченцы i . Миряне стали там строить дома, и со временем образовались четыре села по четырем сторонам света. А в середине – долина и колодец с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место то прозвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом – местом грядущего Страшного суда). 1923–1925 годы Много лет прошло после тех чудесных событий. Турецкая угроза миновала, но еще не раз менялась власть над Подольскими землями. Но вот опять Божия Матерь явила Свой особый промысл жителям этой долины. Случилось это во время жатвы в 1923 году. Пастух Иаков пас стадо коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина пасла овец. Иаков часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой. Как-то он увидел прямо в воде отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» – успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» – услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село Голинченцы и рассказал все, что видел.

http://pravoslavie.ru/569.html

Благость божия Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает, но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, – подобное и ныне в мире делается. О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 )? Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием во спасение твое! Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас: но что воздадим Господу за все, что Он даровал нам ( Пс. 115, 3 )? За то одно, что Им созданы, из небытия в бытие приведены и разумной душой почтены мы, по образу и по подобию сотворены, – всех себя, то есть душу и тело, отдать Ему должны мы. А что уже дать сможем за то, что, согрешившие, – помилованы, погибшие – взысканы, падшие – восставлены таким чудным образом? Что – за то, что Он ради нас образ раба принял, на земле пожил, алкал, жаждал, трудился, плакал, болезновал, печалился, бесчестие, поругание, оклеветание, осуждение, оплевание, заушение, биение, раны, распятие и смерть позорную принял? Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что – за то, что верующим во имя Его дал власть быть чада ми Божиими( Ин. 1, 12 ), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов причтенными быть, вечного и Небесного Царства участниками быть? Ничего! Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен! Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сердцем уклонился! Всякое преступление совершал ты перед лицом Божиим, и всевидящее Его око смотрело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем – перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя по богатству благости Своей ( Рим. 2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010