БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - апрель 2009 г.   У меня вопросы чисто богословского характера. Что значит призыв апостола Петра «возрастать в познании Бога», если Бог непознаваем? Что значат слова, которые Церковь поет за Великим славословием: «Во свете Твоем узрим свет»? Однажды на Пасху, много лет назад, мне было дано увидеть каплю этого света. А потом все снова возвратилось в обычное состояние, которое длится до сих пор. И меня иногда даже посещает сомнение: действительно ли это было со мной. А иногда даже приходит мучительный помысел: вот умрешь, а там никакого света нет. От этого приходит невыносимое как ад ощущение полного одиночества. И будто кто-то насмешливо говорит: «Вечный покой? Но ведь жизнь - это движение!» Ю. Садовский, г. Керчь Бог дает Себя познать и иногда прикоснуться к Себе, но Он остается непознаваемым, непостижимым. Душа знает, что Бог здесь. Она не может в этом сомневаться. Однако если она попытается подойти к Богу еще ближе, чтобы видеть Его совсем близко, чтобы постигнуть Его, ощутить Его, она окажется перед терновым кустом, о который она может пораниться. Самые обычные земные предметы помогают нам понять откровение о Боге. В пустыне купина была горящей и не сгорающей. Пламя было больше в душе Моисея, чем в купине. Купина горящая и не сгорающая, как учит нас святая Церковь, - прообраз Приснодевства Божией Матери, через Которую явился Спаситель мира, и тайны Евхаристии. Бог не есть зримое присутствие, не есть огонь горящий, ибо ничто не может совершенно изъяснить Его. Он никогда не есть то, что я вижу, никогда не есть то, чего я касаюсь. И одновременно в том, что я вижу, я вижу Его, и в том, чего я касаюсь, я касаюсь Его. Моя вера, просвещенная Божественною благодатью, касается Его и видит Его. И это прикосновение истинно, истинно это видение, истинна эта встреча. Я не могу в этом сомневаться. Может быть, я буду сомневаться потом. Но теперь, как я могу в этом сомневаться? Бог всегда за пределами того, что Он являет о Себе. Столь высоко благодатное знание, что Бог остается за пределами всякого определения, всякого ограничения. Все святые свидетельствуют, что свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму, и учились в течение всей жизни, по дару Христа, подлинному покаянию. В час исхода души верные Господу будут восходить в познание Бога с бесконечной быстротой откровения Божественной любви. «Во блаженном успении вечный покой», — молимся мы о наших умерших. Но вечный покой может быть только в этом бесконечном движении познания Божественных тайн. Это будет великий свет.

http://moral.ru/dom_0409.html

  НАГРАДЫ А.Н. СТРИЖЕВА:   - Бронзовая медаль ВДНХ – «За успехи в народном хозяйстве СССР» (1968 г.); - Медаль «Ветеран труда» - «За долголетний добросовестный труд» (1985 г.); - Медаль с вензелевым изображением имени Его Императорского Высочества на Владимирской ленте, в ознаменование 80-летия со Дня Рождения Главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича – «За выдающийся вклад в дело Возрождения Русской Православной Государственности» (1997 г.); - Медаль «Ревнитель просвещения. В память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина» (1999 г.); - Премия имени Сергея Нилуса I степени 2001 года «За литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России» с вручением именной медали 002 (2002 г.); - Премия журнала «Москва» за 2002 год по отделу «Домашняя церковь» - «За активную деятельность в православном просвещении читателей журналов «Москва», «Благодатный огонь» и участников Русского собрания»; - Петровская грамота от Общероссийского общественного движения «Россия Православная» - «За достойный вклад в духовно-нравственное возрождение России» (2004 г.); - Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2004 год в номинации «Жизнеописание» - «За подготовку, комментарии и издание полного собрания сочинений Сергея Александровича Нилуса, и также за цикл статей-портретов православных писателей XVII-XX веков; - Премия «Новое время» имени Суворина «За вклад в отечественную словесность» (2004 г). - Грамота народного журнала «Роман-газета» в связи с 80-летием основания – «За многолетнюю творческую деятельность» (2007 г.); - Благодарность Управления культуры администрации Пушкинского муниципального района – «За большой вклад в изучение живой природы и неутомимую просветительскую деятельность» (2007 г.); -  Всероссийская литературная премия «Прохоровское поле» - «Автору пятитомного собрания сочинений – «Народный календарь», «Русское разнотравье», «Русские грядки», «Хроника одной души», «Публицистика», в котором в высокохудожественной форме утверждаются идеи нравственности, патриотизма, национальной гордости, воинской чести и преданного служения своему народу и Отечеству» (2008 г.);

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/26/...

архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Содержание Слово на Светлой Пасхальной седмице    Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя... Христос воскресе!    Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.    И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!»    Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств!    Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.    Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.    Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», — это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.    Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует».    Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.    Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3257...

Библиография Настоящая Библиография носит выборочный характер: в нее включены только публикации, цитированные в настоящей книге либо использованные при ее подготовке. Для журнальных публикаций указывается, как правило, номер журнала, год издания и номера страниц; для большинства газетных статей и заметок – дата и (в скобках) номер газеты. Архивные документы, использованные при написании настоящей работы, а также материалы, размещенные в компьютерной сети Интернет, в Библиографию не включены: ссылки на них приведены в подстрочных примечаниях. 1. A. И. О молитве Иисусовой. Составил афонский инок под редактированием архимандрита Александра. Издание обители Благовещения, схимонаха Парфения на Афоне. СПб., 1912. 2. Александр (Семенов-Тян-Шанский), архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Нью-Йорк, 1955. 3 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени Божия. Киев, 1913. 4 . Анатолий (Каменский), епископ. Афонский вопрос. -Голос Руси, 17.04.1914 101). 5. Анатолий (Каменский), епископ. Пусть ответит сам г. Булатович. – Голос Руси, 1.05.1914 115); Новое время, 2.05.1914 13698); Колокол, 4.05.1914 2402). 6. Андриевский Петр, священник. Ересь имябожничества в прошлом и настоящем. – Благодатный огонь 5. М., 2000. С. 69–87. 7. Андроник (Трубачев) , игумен. Афонский спор об Имени Божием и его последующая судьба. – Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000. С. 261–270. 8 . Андроник (Трубачев) , игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Сочинения в четырех томах. Том 1. М., 1994. С. 3–36. 9 . Андроник (Трубачев) , игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 7–22. 10 . Андроник (Трубачев) , игумен. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Будучи глубоко религиозным человеком, он полностью удалился от мира и занимался хозяйством и воспитанием своих трех сыновей. Он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, что в Успенском Московском соборе. Его вера еще более усилилась, когда он на себе испытал благодатное действие чудотворной иконы. В 1629 г. Глядков очень тяжело заболел и решил, не обращаясь к врачам земным, поехать в Москву на поклонение Владимирской иконе. Получив по своим горячим молитвам исцеление от своего недуга, он заказал протоиерею Успенского собора Кондратию снять с Владимирской иконы точный список. Протоиерей Кондратий при помощи другого живописца, Григория Черного, исполнил благочестивое желание Глядкова, и тот возвратился с иконой в свое родное село, где поместил ее в приходской сельской церкви святителя Николая. В той церкви икона пребывала более пяти лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и услышал опять повеление непременно поставить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Глядков видел этот сон, и с поразительной ясностью. Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве, а в субботу на Святой неделе отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался густым дремучим лесом и вдруг увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и не увидел людей, зато увидел точно солнечное сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

В.А. Никитин Скачать epub pdf 4 ноября 2008 года исполнилось пять лет со дня кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, с именем которого связана целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви. В памяти всех, кто его знал и любил, образ Владыки не может потускнеть. Особенно памятно совершенное им по благословению Святейшего Патриарха Алексия пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в 2003 году, на которое Владыка привез Благодатный огонь из Иерусалима... Однако, как это ни странно, даже ревнителям памяти митрополита Питирима биография его известна лишь в самых общих чертах. И это немудрено: лишь люди близкие знали доподлинного Владыку – во всей его многогранности и в то же время удивительной цельности, несмотря на всю сложность и противоречивость характера; остальным лишь казалось, что они его знают. Подвижнический путь выдающегося иерарха и проповедника, общественного и государственного деятеля, его молитвенное предстояние и труды безусловно заслуживают самого глубокого внимания и изучения. Миссионер и апологет христианства, пастырь Божией милостью, митрополит Питирим достойно потрудился во славу Святого Православия в трудные годы государственного атеизма и в последующие постсоветские годы. Усердно, умело и успешно распространял он свет духовного просвещения, более тридцати лет руководя Издательским отделом Московского Патриархата. Но в еще большей степени этому содействовал его личный пример благочестия, смирения и терпения, его удивительное обаяние, внутренняя собранность, истинное благородство носителя многовековой отечественной традиции, не только духовной, но и культурной. Благодаря этим качествам он облагораживал всех вокруг себя, в той мере, в какой они могли воспринять это благотворное влияние. Скольких людей, среди которых было немало весьма известных, привел он к вере и Церкви! Активная деятельность митрополита Питирима на общественном и государственном поприще (публичные выступления, участие в дискуссиях и т. п.), конечно, не отражали в полной мере его духовной сущности и его глубокой личной религиозности. И внешняя деятельность, живая и кипучая, не являлась данью духу времени; скорее, наоборот, отражала противоборство с ним. Митрополит Питирим был и оставался бесценным реликтом дореволюционного православного уклада, со всеми его старомосковскими традициями и обычаями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В последнее время даже во вполне церковно-консервативной среде порой приходится слышать суждения, сводящиеся к тому, что либеральную опасность в Церкви в наше время не стоит принимать всерьез (она-де давно в прошлом), что главная опасность, опасность раскола исходит ныне «справа», из среды «фундаменталистов» и т.п. маргинальных групп. Не станем подозревать худшее, то есть кем-то заказанный характер этого формируемого «мнения». Разберем суждение по существу, так сказать, беспристрастно-аналитически. Во-первых: куда делись те церковные либералы, которые когда-то для кого-то представляли проблему? Всякий, кто владеет информацией, хорошо знает, что они никуда не делись, и даже число их умножилось, а активность усилилась! Вот, например, о. Кочетков. Человек вроде как за штатом, но число его так называемых «общин», «как песок морской», умножается, и даже уже не только по России, печатные издания регулярно выходят, и на отличной бумаге, учебные заведения успешно функционируют, а каждый, кто взял себе за труд посетить богослужение в Новодевичьем монастыре в Москве , может засвидетельствовать, что этот заштатный клирик чувствует там себя вполне уверенно и по-хозяйски. (Желающие могут ознакомиться с бурной и многообразной деятельностью кочетковских структур на сайте так называемого «Свято-Филаретовского института» . См.: http://www.sfi.ru/). Вместе с тем никакого публичного отречения от своих вполне еретических воззрений типа отрицания загробной жизни или сомнительности непорочного зачатия у данного священника вроде как не наблюдается. (Об этом много и выразительно написано в последнем номере журнала «Благодатный огонь»). Или, например, о. Александр Борисов. Вполне комфортно чувствует себя человек на старом месте, и никому особо не интересен факт нарушения канонической дисциплины - совместных храмовых молитв с католиками (конкретно - с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем) на отпевании недавно почившего клирика его храма свящ. Георгия Чистякова. То же самое можно сказать и, к примеру, о священнике Владимире Лапшине, практикующем у себя в храме регулярные экуменические молебны с так называемой «общиной Тезе» и многих других. Я уже не говорю о совершенно одиозных сочинениях и деятельности игумена Петра (Мещеринова), занимающего высокую административную должность в Патриархии. (К нему мы еще не раз обратимся).

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/11/...

Глава 7. Таинство Евхаристии § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии Прежде всего следует сказать о том, что предстоящий нам разговор о Евхаристии – самый ответственный и непростой из наших с вами бесед о Церковных Таинствах. Духовный смысл Литургии – крест для человеческого ума; ведь мистическое содержание происходящего с нами в Евхаристии благодатного преображения никогда не может быть изъяснено до конца даже на языке самого возвышенного богословия. Как свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин , «если … ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы; и более мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божье истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим». 220 Если человек дерзает утверждать, что уже подлинно постиг совершающуюся в Евхаристии Тайну, то это означает, что он находится в состоянии духовной прелести, бесовского обольщения. Древние Святые Отцы неоднократно предупреждали нас об опасности попытаться вторгнуться в Тайну Евхаристии с помощью самостного и горделивого – но такого несовершенного и ограниченного! – человеческого ума. «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин», – строго предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин . 221 И все же Святые Отцы дерзали писать о Евхаристии, рассуждая о ней в ту меру, в которую, с помощью Божественной благодати, а не по горделивой самости, это доступно для христианского сознания. Так, например, святитель Филарет, давая – пусть и несовершенное (как и всякое человеческое слово о Причащении) – богословское определение духовного содержания этого Таинства, решительно выражает веру Церкви в то, что Евхаристия есть Таинство, в котором христианин подлинно, «под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни». 222 По слову же святого Николая Кавасилы , цель этого великого Таинства – «освящение верных, которые получают через Приобщение Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного». 223 Попробуем же и мы последовать в этих размышлениях за Святыми Отцами, осторожно ступая по их следам и стремясь не уклониться ни вправо ни влево с проложенного ими пути евхаристическою богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Жить без страха Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 5-19 апреля. – Благовещение. – Мысли о вечном. – Три страшных дня. – Дата визита. – Несправедливые обвинения. – Перемещения по Украине. – Свобода манипуляции. – Государственное равнодушие. – Кришнаиты-спекулянты. – Вагон тушенки. – Вопросы образования. – Благодатный огонь. – Пасха. – Радуйтесь, молитесь, благодарите. Прошедшие две недели были отмечены главным событием православного года – Пасхой. Поэтому существенная доля публикуемых материалов была посвящена Страстной  седмице, пришедшемуся на эту же неделю празднику Благовещения    и Светлому Христову Воскресению. О начале Страстной седмицы сообщили практически все основные информационные агентства. Так, сайт «Регионы России» пишет: «последняя неделя поста - Страстная неделя - считается самой строгой», однако затем изложены весьма интересные све6дения: «но светский человек не обязательно должен соблюдать все каноны. Каждый сам определяет для себя меру этой строгости. В молитвах говорится – «поститесь постом приятным», то есть нужно устроить себе такую программу поста, которая будет духовно приятна». В общем, этакая проповедь комфортного поста, который можно «себе устроить». Далее в сообщении рассказывается о том, какие службы в какой день служатся в Православной Церкви и почему. Примерно по такой же схеме были построены остальные подобные сообщения. 7 апреля Русская Православная Церковь праздновала праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как пишет сайт « Newsru.com » . На сайте «Православной газеты» можно более подробно прочитать о смысле праздника Благовещения и его значении для Православной Церкви: «Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета… Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. Люди ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой… И вот «пришла полнота времени» (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовления человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную… Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед сыном Своим и Богом нашим». На том же сайте опубликована проповедь митрополита Антония (Сурожского) , сказанная им некогда в день Благовещения пресвятой Богородицы. Об этом же празднике пишет и автор «Гудка» Алексея Ипатьева в материале «Радуйся, Благодатная!» .

http://pravoslavie.ru/4888.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010