И.П. Ювачев Благодатный огонь Выбор места в храме. – Ночью на Голгофе. – Терпеливое ожидание чудесного огня.– Иерусалимские свечи. – В приделе Константина и Елены. – Раздача благодатного огня. – Пляска арабов в храме. – Традиционная песнь. – Восторженное настроение богомольцев. –Споры о благодатном огне. – Зарубленный исповедник чуда. Когда встречают в России паломника, побывавшего на Пасхе в Иерусалиме, то, сколько я заметил, всегда спрашивают его: – Ну, а святой-то огонь видели? Как он сходит на Гроб Господень? Этот вопрос занимал и еще долгое время будет занимать наш народ, потому что никто из русских современников сам лично не может видеть этого чуда. Я читал об этом огне и у Даниила Паломника и у Муравьева. Они без всякого сомнения верили в чудесное исхождение этого огня. В средние века пикто из христиан – ни православные, ни католики – не сомневались в божественном исхождении огня Великой субботы. В новой книге священника А. Попова «Латинская Иерусалимская патриархия эпохи крестоносцев» приводятся замечательные свидетельства латинян о чудесном исхождении «благодати». Но в настоящее время нередко встречаешь мнение, что остался теперь только один обряд в воспоминание древнейшего чуда. Когда мне случилось перед отъездом в Палестину поднять об этом вопрос в одной редакции духовного журнала, то я был подавлен общим голосом против священного огня. – Помилуйте, – говорил один почтенный старец, хороший знаток истории православной церкви, – да ведь сами греки не скрывают правды. Теперь, они говорят, нельзя не дать простому народу чудесного огня, иначе будет бунт, да и отпадение может произойти от православной веры. Кто же в настоящее время верит в божественное исхождение огня! Может быть, в древности и было так, а теперь остался только один обряд в воспоминание древнейшего чуда. С таким напутствием я и поехал в Иерусалим. По дороге, я уже упоминал, наши паломники только и говорят, что о «благодати», то есть о чудесном огне. С первого дня приезда в святой город они покупают пучки толстых разрисованных свечей, заказывают жестяные футляры для них, а желающие перевезти самый огонь в Россию приобретают еще фонари с лампадами. Некоторые останавливаются у греков, а не на русских постройках опять-таки с целью добиться у них лучшего места в храме во время «благодати». Одним словом, «благодать» становится центром всех забот, да и всей поездки простолюдина-паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Огонь является символом присутствия Бога еще в Ветхом Завете. Откровение пророку Моисею начинается с явления ему Неопалимой купины: Моисей увидел в пустыне у горы Хорив великое чудо: «И явился ему Ангел Господень в пламени тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх 3, 2). В пламени куста Моисею является сам Бог, Который говорит с ним «из среды куста» . Образ куста, горящего и несгорающего, традиционно рассматривается как образ соединения двух природ во Христе – божественной и человеческой, «нераздельно и неслиянно». Божественная природа здесь символизируется огнем. Другим примером огненной теофании является явление пророку Илии. Пророк вступил в спор со жрецами Ваала, предложив им разрешить вопрос правильности веры таким образом: «Пусть дадут нам двух тельцов и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и прозовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Царств 18, 23-24). Усилия жрецов Ваала оказываются тщетными. После этого Илия строит свой жертвенник и приказывает залить жертву и дрова водой. Затем, по молитве пророка, «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и проглотил воду, которая во рве» (4 Царств 4, 38). В данном случае схождение огня с неба является знамение правильности веры Израиля – что особенно актуально по отношению к Благодатному Огню, который воспринимается как знамение истины веры православной. В дальнейшем пророк Илия низводит огонь с неба уже для наказания грешников: им попаляются воины, пришедшие для того, чтобы отвести его к царю (4 Царств, 1). Наконец, само вознесение Илии обставлено огненной символикой: пророк Елисей видит, что «вдруг появилась колесница огненная и кони огненные и умчали Илию в вихре на небо» (4 Царств 2,11). Здесь огонь также оказывается связан с чудесной трансформацией человеческой природы.

http://zavet.ru/a/rss_1303138284.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Георгий (Капсанис) Благодатные люди Предлагаем вам беседу отца Георгия с радиослушателями, записанную на радиостанции Элладской Церкви 14 марта 1993 года.   Архимандрит Георгий (Капсанис) Благодатные люди Архимандрит Георгий (Капсанис) Отец Константин попросил меня рассказать о благодатных людях, которые есть на Святой Горе. Прежде всего, я хотел бы сказать, что благодатны все христиане, потому что все христиане имеют благодать святого Крещения. Благодатны и монахи, потому что помимо благодати святого Крещения они имеют и благодать ангельского образа. Конечно, проблема в том, что из-за наших страстей мы утаиваем эту благодать, как таится огонь под пеплом, и его не видно. Но когда с помощью нашего покаяния, наших упражнений, нашего духовного подвига и молитвы мы постепенно изгоняем страсти, то пепел страстей потихоньку оседает, и огонь Божественной благодати, который горит внутри нас, выходит наружу. Вот в тех людях, которые подвизаются таким образом, и выходит наружу благодать Божия. Вот такие люди благодатны, и это видно. Церковь Божия всегда имела благодатных людей. Эти благодатные люди всегда были «солью земли». Они являли благодать миру. Они дарили смысл и радость и людям, и тому времени, в которое жили. Но и после своего успения они по присущей им благодати продолжают утешать людей и помогать им. Святой Григорий Палама, память которого мы сегодня празднуем, говорит, что Божественная благодать осеняет, прежде всего, души святых, а из их душ передается их телам. А когда они умирают, остается в их мощах и в их гробницах, на их иконах и в освященных в их честь храмах. Это благодать Божия жива на ликах святых и впоследствии сохраняется на всем, что с ними связано. Поэтому мы, православные, поклоняемся святым мощам, святым иконам, священным храмам, поскольку все это несет в себе благодать Божию, которую имели Божия Матерь и святые. Теперь я перейду к конкретному вопросу отца Константина о благодатных людях на Святой Горе. Я хотел рассказать вам и о своем собственном опыте, и об опыте многих паломников, посещающих Святую Гору. На Афоне мы встречаем наших благодатных братьев (и это то, что дает покой и паломникам на Святую Гору). Разумеется, под «благодатными» братьями мы не подразумеваем тех, кто совершает чудеса и знамения, но тех, кто стяжал мир в душе, любовь и смирение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2904

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  4.6 из  5) Оглавление “Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь восстание Христово, в Нем же утверждаемся” (Из Пасхального Канона) Вместо предисловия к тринадцатому изданию Предыдущие издания книги, которую вы держите в руках, разошлись за короткий срок, и к нам со всей Греции поступали многочисленные просьбы наших читателей о ее переиздании. Очевидно, содержание ее взволновало многих благочестивых читателей. Хотя тема эта давно всем знакома, однако у большинства нет должного представления о природе Благодатного огня, о том, что же на самом деле происходит в Великую Субботу на Св. Живоносном Гробе Господнем. Приступая к переизданию книги, мы руководствовались удовлетворением духовной жажды читателей, имея ввиду укрепление их веры. Кроме того, нам хотелось, чтобы наши православные христиане имели хотя бы некоторое представление о той великой борьбе, которую ежедневно ведут члены Святогробского братства, сохраняя для православного мира Святые Места. Надеемся также, что по прочтении книги у многих появится горячее желание самим совершить паломничество в Святую Землю. Пролог Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем не перестает привлекать к себе внимания множества людей. Время от времени в печати появляются различные материалы, посвященные этому событию, остающемуся для большинства неразрешимой загадкой. Природа Благодатного Огня сверхъестественна, и как всякое сверхестественное явление продолжает оставаться для ограниченного человеческого ума тайною, воспринимаемою лишь верою, а не разумом. В 1952 году я впервые сподобился, по милости Господа, поклониться Святым Местам, исхоженным Его пречистыми стопами. В то время в Храме Воскресения производились реставрационные работы, и он весь был заставлен строительными лесами. Казалось, что железные конструкции как бы поддерживали это здание древней византийской эпохи, особенно в главной его части, там, где обычно совершается Богослужение и Последование Св. Страстей, так что уже не было возможности не только наслаждаться величественным внутренним видом храма, но и участвовать в службах Страстной Седмицы. Желая увидеть схождение Благодатного Огня, я, ускользнув от бдительных взоров полицейской охраны, взобрался на толстые, пыльные балки помоста реставраторов…

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

Чудо благодатного огня. Воскресал ли Христос? Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Кресла Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва.... И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков юлубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Благодатный Огонь 7: Франциск Ассизский и католическая святость ПРАВОСЛАВИЕ.RU   БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ 7,  2001   PAX LATINA   ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ И КАТОЛИЧЕСКАЯ СВЯТОСТЬ Хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Святитель Василий Великий Франциск Ассизский и католическая святость. Издание Сретенского монастыря, 2001       В последние годы в России все чаще слышатся голоса иностранных проповедников и миссионеров, предлагающих нам свое миропонимание, свое религиозное воззрение, свой путь спасения. Среди них наиболее весомо выглядит проповедь представителей римо-католической церкви, имеющей, в отличие от «новорожденных» сект, многовековую историю. Автор этих строк, наблюдая постоянно возрастающие масштабы прозелитизма католиков в России и странах бывшего Союза, решил исследовать вопрос: как понимается в католицизме спасение, причем не с догматической точки зрения, а именно с практической стороны. Какие средства предлагает католическая церковь для достижения спасения? Как человек использует эти средства? Как понимается «святость» с точки зрения католической церкви? Насколько сопоставим образ святого православного и святого католического? Попыткой ответить на эти вопросы и явилась данная работа, которая, надеюсь, сможет утвердить в Православии некоторые сомневающиеся сердца, а иным — явиться подспорьем в вопросах полемики и апологетики. Причины разрыва молитвенных и евхаристических отношений, происшедшего между православной и католической Церквами около десяти столетий назад, имеют не только догматическую, каноническую и обрядовую сторону, но и внутреннюю, духовную, которая называется аскетикой и прямо вытекает из догматической системы той или иной христианской конфессии. И даже если нам, православным, удастся согласовать с католиками все основные разноречащие или даже противоречащие друг другу определения в области догматики, канонического и церковного права (что, впрочем, если и возможно, то лишь на словах, о чем свидетельствует весь опыт церковной истории), то как раз с внутренней, духовной жизнью все обстоит гораздо сложнее.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Благодатный Огонь 7: " Шестодневъ " против эволюционизма. Интервью со священником Константином Буфеевым. ПРАВОСЛАВИЕ.RU   БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ 7,  2001   ШЕСТОДНЕВ   «ШЕСТОДНЕВЪ» ПРОТИВ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА Интервью со свящ. Константином БУФЕЕВЫМ Руководитель Миссионерско-просветительского Центра «Шестодневъ» священник КОНСТАНТИН БУФЕЕВ отвечает на вопросы Бориса Плугина — Отец Константин, вы возглавляете Миссионерско-просветительский Центр «Шестодневъ». Расскажите, пожалуйста, о его создании и деятельности. — Наш Миссионерско-просветительский Центр «Шестодневъ» создан в октябре 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Указ 5368) решением Приходского собрания храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове г. Москвы. Центр создан для распространения святоотеческого учения о сотворении мира, жизни и человека, проповеди неповрежденного Православия, поддержки научных разработок, помогающих делу христианской миссии и апологетики. — Батюшка, как нам известно, вы, с одной стороны — настоятель храма, с другой стороны — муж ученый, кандидат геолого-минералогических наук. Кем вы себя больше ощущаете — священником или человеком науки? — Я всегда с большим уважением относился к естественным наукам. Я считаю, что и физика, и математика, и наиболее знакомая мне геология представляют собой сферы раскрытия человеческих талантов. Однако чем больше я погружаюсь в литургическую жизнь Церкви, тем менее дух сомнения и критицизма, неизбежный в деятельности естествоиспытателя, привлекает и вдохновляет меня. Я смотрю на мир глазами верующего христианина, священника, а не ученого. Помнится, известный московский пастырь покойный протоиерей Глеб Каледа, мой коллега по светской специальности, в одном интервью газете «Радонеж» говорил, что он и в священном сане остается ученым. Я о себе могу сказать скорее противоположное: я и когда говорю о науке остаюсь священником. — А в деятельности Центра «Шестодневъ», руководителем которого вы являетесь, какой акцент преобладает — богословский или научный? — И тот и другой.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик? 15.01.2021 2263 Время на чтение 42 минут Источник: Благодатный огонь Предисловие редакции сайта «Благодатный Огонь» После постановления Церковного суда о лишении сана бывшего протодиакона А. Кураева в заметке «Позитивный день» он заявил: «Суд не обвинил меня в ереси. То есть самого страшного для богослова обвинения не прозвучало, что и не пустячок, и приятно» ( http://diak-kuraev.livejournal.com/3187040.html ). Предъявленное судом обвинение действительно выглядит нелепым: уж такого одиозного скандалиста, как Кураев, следовало бы давно лишить сана за что-то более серьёзное, чем «стилистические шероховатости слога». Удар пришёлся «не совсем» по цели. Церковный суд почему-то дал каноническую оценку лишь его наглым, хамским и непочтительным словам в адрес почившего прот. Александра Агейкина. При этом никто даже не вспомнил другие похожие эпизоды, не менее кощунственные. Так, вскоре после убийства о. Даниила Сысоева Кураев выступил с мерзким ругательным словом в адрес иерея-мученика, своего давнего оппонента. Однако на 40-й день после кончины священника-креациониста, совпавший с памятью пророка Даниила, Сам Господь наказал хамоватого диакона-эволюциониста. Именно в тот день, 17 (30) декабря 2009 года, профессор Кураев единогласным голосованием был с позором исключён из преподавательской корпорации Московской Духовной академии (а вскоре – и из ПСТГУ). К большому сожалению, произошла прискорбная ошибка: ни тогда, ни теперь не прозвучало официального церковного осуждения богословской позиции бывшего протодиакона как еретической – хотя о его заблуждениях в своё время писали некоторые серьёзные авторы (см., например, прот. Петр Андриевский. Апологет ереси. Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева ). Отметим особо, что Кураев был и остаётся убеждённым эволюционистом, то есть представителем не святоотеческого, а модернистского богословия в духе Тейяра де Шардена.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/15/andrei...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодатный огонь Сергия Радонежского 615 лет назад преставился преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. †8 октября, 1392 год 08.10.2007 547 Время на чтение 6 минут Более шести веков прошло со дня кончины прп. Сергия, многое переменилось в России, жизнь стала совсем другой. Но как и прежде нерушимо стоят, высятся стены и купола Троице-Сергиевой лавры. Как и прежде к мощам дивного угодника Божия, преподобного Сергия стекаются люди со всех концов России. Давным-давно в эти места - тогда здесь был дремучий лес - переселился молодой монах, чтобы вдали от людей молить Бога за людей. Он и до сих пор молится за нас С возрастом человек видит хуже, зато обостряется зрение духовное. Это особенно заметно, когда перечитываешь православные книги и вдруг видишь в них то, чего раньше не видел или пропускал с недоверием, с недопониманием. Это касается и житийной литературы, ведь для мирского читателя жития святых кажутся порой излишне сказочными, придуманными для усиления впечатлений и чувств. Он читает и внутри себя усмехается: " Конечно, хотелось бы, чтобы всё было так, как вы тут написали. Но было, скорее всего, совсем иначе! " И лишь потом, с возрастом, обретя опыт воцерковлённой жизни, человек начинает испытывать всё больше доверия к чудесам, описанным в житиях. Младенец во чреве матери трижды вскрикивает во время литургии - пред чтением Евангелия, при начале Херувимской и при возгласе священника " Святая - святым " . Любой медик скажет, что такое невозможно. Но мы возразим: ни одному медику не под силу сделать так, чтобы плод в материнской утробе был услышан. Однако то, что не по плечу медику, по силам Господу и его ангелам. Кто может из ничего создать жизнь? Никто, кроме Всевышнего Бога! Затем сей чудесный ребёнок появляется на свет, его крестят, нарекая Варфоломеем, и он продолжает являть дивные вещи. Не принимает сосцов матери в постные дни и даже тогда, когда в не постные она обильно вкушала тучную пищу. Скептик улыбнётся: " Ну зачем приписывать такое несмышлёному малышу! " . Улыбнёмся и мы в ответ скептику: " А как в наше время рождаются дети, которые уже готовы воспринимать и осваивать компьютер значительно быстрее, чем взрослые образованные люди? А как вообще рождаются дети, имеющие определённые дарования, таланты, сверхъестественные способности? Почему Моцарт с самых юных лет мог блистать как музыкант, а Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, не мог с младенчества проявлять дар святого избранника Божия? " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010