На этом мы заканчиваем исследование первого аспекта творения, относящегося ко всему мирозданию, а не только к одной нашей Земле, ибо все, о чем говорилось выше, то есть и свет, и твердь, и происходящие во Вселенной процессы, и вся совокупность небесных безусловно относятся ко всему Космосу в целом. 5. Планетарный аспект библейского Откровения – происхождение нашей Земли Исходя из современных понятий о строении Космоса, мы выше рассматривали Моисеево сказание не с геоцентрической, а с космоцентрической точки зрения. Теперь вернемся к Прологу и к первым дням творения и перенесем «наблюдательный пункт» своего исследования на Землю, чтобы попытаться понять дни творения с «земной» точки зрения. «В начале сотворил Бог небо и землю». С геоцентрической точки зрения – это сотворение всего существующего, а с антропоцентрической – всего, что окружает человека. Небо и земля! Это есть то Все, среди чего живет человек, единство всего видимого и ощутимого, познаваемого и переживаемого. Образно выражаясь, небо является престолом Божиим, а земля – подножием Его ног. «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс. 120, 2 ). Небо для человека – всегда реальность, которая возвышается над ним и возвышает самого человека над землей. Древние поэты восторженно говорили о нем, как о месте, где пребывает Всевышний – Эль Элион. Небо есть совокупность всего, дающего силу урожаю – Солнце, свет, воздух, благодатный дождь. Небо – символ всего возвышенного в жизни человека. То видимое, родное небо, под которым живет и дышит человек, неизмеримо ближе ему, чем небо науки, о котором он узнал сравнительно недавно. Земля, из которой состоит человек, есть его родная мать. Она – его колыбель, она же и его гроб. «Небонебо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ). Небо всегда будет над человеком. Родившись под небом, он всегда будет любить его, как божественный покров, созданный для человека Творцом. Земля всегда будет ниже человека. Произойдя из нее, он должен возвыситься над ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

книга не пылилась. Часть вторая Любовь к ближним Любовь к Богу и любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Авва Дорофей говорит, что насколько мы приближаемся к Богу, настолько становимся ближе (дороже) друг другу и, наоборот, чуждаясь, разобщаясь духом с ближними удаляемся от Бога (Дoбpom.II, 617). Сам «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), и все отношения христианина к ближним, т.е. ко всем людям ( Лк.10:30–37 ), должны быть основаны на любви, ею согреты и освещены. Ап. Павел говорит, что все заповеди Божии можно заключить в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ; Гал.5:14 ). Это и понятно: любовь свою к Богу мы и можем доказать, и проявить только посредством любви к ближним, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Но нужно сказать, что любовь бывает двоякая: любовь земная (естественная) и любовь небесная (благодатная) – и смешивать их между собою никак нельзя: насколько небо выше и чище земли, настолько и любовь благодатная выше любви земной; земная любовь присуща и грешникам, и язычникам, и даже животным, а любовь благодатная – только у христиан. Эта любовь «есть союз совершенства» ( Кол.3:14 ) – или венец христианских добродетелей – и направляется она не на одних людей близких, но и на врагов, и на преступников в сознании того, что и в последних есть образ Божий, хотя и потемненный, и что «разбойник благоразумный» вошел первым в рай. Любовь благодатная выше всех подвигов, выше дара пророчеств и чудотворений; она никогда не перестает, ибо она сильнее смерти, она превосходит всякое звание, так как приводит к Самому Источнику Истины и блаженства ( 1Кор.13 ). Любовь эта – высока, как небо, широка и глубока, как море: она всех достигает, всех вмещает. Кто имеет подобную любовь – тот подлинный ученик Христа ( Ин.13:35 ), а кто ее совсем не имеет, тот – ходячий труп, «облако безводное» и пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Проявляется любовь, как указал Господь Иисус Христос, в делах милосердия ( Мф.25:32–46 ), – в том, чтобы алчущего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного посетить и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Так об этом возвестили апостолам в день вознесения Спасителя на небо святые ангелы. Когда апостолы «смотрели на небо, во время восхождения Его (Иисуса Христа), вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ) Это-то вознесение Свое на небо Спаситель и благоволил наименовать отправлением в дальнюю страну, чужую. Конечно, и небо и земля Ему не чужие. Он Господь всего сущего. Но в притче Свое разлучение с теми, которых благоволил назвать друзьями ( Ин.15:15 ), Он уподобляет удалению в чужую страну. Господь возлюбил тех, которых Отец Небесный дал Ему ( Ин.13:1 ). Это Его апостолы. Восходя к Отцу, Он покидает их; но поручает им великое дело благовестия Царствия Божия и дарует благодатные средства для успешного исполнения его. В этом случае св. апостолы уподобляются рабам Его, верным и преданным, которым Он не боится раздать имение Свое. Но одни ли только апостолы разумеются под рабами человека, вознамерившегося отправиться в чужую страну? Конечно, не одни. Все мы рабы Христовы. Все, верующие в Господа Иисуса Христа, добровольно признали Его Господом своим. И за это все премного ущедрены. Среди бесчисленных даров Божиих одни принадлежат к числу благодатных. Господь Дух Святой изобильно изливает их на членов Тела Христова т.е. Церкви Святой. Так Он возрождает их в новую духовную жизнь, укрепляет и запечатлевает их в таинствах крещения и миропомазания; поддерживает и очищает их от чуждых, греховных наростов и соединяет со Христом в таинствах покаяния и причащения Тела и Крови Спасителя; преумножает число членов царства Божия чрез таинство брака; нескудно изливает благодать чрез таинство священства и врачует немощи души и тела в таинстве елеосвящения. А сколько еще благодатных даров получали и получают православно верующие в Господа Иисуса Христа? Все эти дары суть имение Господа Бога. Он дарует их Своим рабам даром, туне, по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И по ряду Божественная Литургия Великаго Василия . Вместо Достойно: поем: Вместо “Достойно” О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/Ангельский Собор и человеческий род,/освященный Храме, и Раю словесный,/девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися,/и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш:/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее Небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/Ангельский сонм и человеческий род./Ты — освящённый храм и рай духовный,/слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/прежде всех веков Существующий Бог наш./Ибо недра Твои Он в престол обратил/и чрево Твоё обширнее небес соделал./О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/слава Тебе! Причастен един: Причастен Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. По отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне: кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Действительность Воскресения Христова подтверждается множеством фактов и свидетелей. •      Опустевший гроб, несмотря на беспримерные усилия иудейских вождей закрыть доступ к нему (печать, стража и т. д.). •      Наличие плащаницы и сложенного головного плата (от мертвого тела с засохшей кровью отделить их в целости практически невозможно, да и бессмысленно это делать, если бы тело выкрадывалось). Наличие плата и плащаницы на месте захоронения объяснимо только при действительности Воскресения Христова, ибо воскресшему Иисусу эти погребальные пелены уже не нужны. •      Свидетельства учеников, не готовых к принятию факта Воскресения (недоверие женам-мироносицам, сомнение апостола Фомы и т. д.), что говорит также и об их неспособности задумать и совершить кражу тела Иисуса с намерением убедить посторонних, что их учитель воскрес. •      Мнимая смерть Христа или летаргический сон исключаются, ибо имелось квалифицированное освидетельствование факта смерти на Кресте римскими воинами. Его тело было пронзено копьем для достоверности смерти, имелось множество тяжелейших ран, несовместимых с жизнью, и др. Кроме того, подобное лукавство не соответствует нравственному облику Спасителя, Который Сам вопрошал у иудеев: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ). Если бы Христос не в действительности воскрес, а каким-то иным образом исчез из гроба, то ученики знали бы о таком лукавстве и не пошли бы на смерть ради Евангелия Христова. Именно полная убежденность в реальности Воскресения Христова и внутреннее благодатное укрепление от Него избавляло их от страха смерти. 5. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо стало ещё одним проявлением царственной власти Господа во время Его земной жизни. Это событие Он предсказывает ученикам ещё до Своих страданий: Увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ). Оно же описано евангелистом Лукой в двух Книгах Священного Писания. В Евангелии сказано: И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк. 24:50–51 ). В Деяниях Апостолов говорится: Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:9–11 ). Итак, Вознесение Господне совершилось на Елеонской горе около Иерусалима видимым образом на глазах у многих учеников и является ещё одним свидетельством Его победы над грехом, смертью и адом, ибо до искупительной жертвы вечная блаженная жизнь с Богом была недоступна никому из людей. Он Своими страданиями устранил духовную преграду между человеком и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Чему же радоваться? – Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что Сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судией всех земнородных… Рассмотрим только: почему Господь от нас вознесся на небо? Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно так же и вознесение Его было для нашего блага. Как, любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так, любя нас, и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Он Сам так говорил ученикам Своим: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе Утешителя – Духа Святого, Который бы утешал святых апостолов и всех истинных христиан еще в земной жизни. – Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и пошли нам Утешителя!.. Далее. Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцом. Вот как говорит об этом святой апостол Иоанн Богослов: аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу – Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас – той есть очищение о гресех наших ( 1Ин. 2:1–2 ; Ин. 3:13 ). Итак, не будем мы, грешные люди, отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго… Заступника… Только не будем ленивы и сами… воссылать теплые молитвы к Отцу Небесному, чтобы Господь Иисус Христос ходатайствовал о нас к Богу Отцу и умилостивлял Его. – Но о ком ходатайствовал? – о грешниках. – О каких грешниках? – о кающихся. О них Он умилостивляет Отца Своего… Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небеси уготовать нам место, где мы будем жить вовеки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так Он Сам говорит: В дому Отца Моего обители многи суть. И когда пойду и уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин. 14:2–3 ). – Какая радостная весть! Какая радостная причина вознесения! И еще говорил Он ученикам Своим на Тайной вечере: Как Я желал сию пасху есть с вами, прежде даже не прииму мук ( Лк. 22:15 ). А теперь глаголю вам: яко не имам (не буду) пити отныне от плода сего лознаго, до дне того, егда е (вино) пию с вами ново во Царствии Отца Моего ( Мф. 26:29 ). Какое блаженное обещание наслаждаться неизреченным благодатным общением в Небесном Царствии!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Апостолы спрашивают Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» Господь отвечает им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Мы всегда хотим мерить нашу судьбу по нашей мере. Но то, что Господь обещает, бесконечно чудесно и просто: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». Нам всем необходимо узнать силу Духа Святого, пребывающую в нас, потому что сила свидетельства не исходит со вне, она исходит из наших сокровенных глубин. Вот почему ангелы говорят им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Поистине в центре Вознесения — эта благодатная уверенность, что Христос снова придет, чтобы взыскать нас со всей Своей бесконечной силой. Мы принимает Духа Святого, чтобы обрести подлинную крепость. Но мы должны также помнить «о временах и сроках» — о том, что долготерпеливый Господь как бы медлит придти, чтобы многие могли обратиться к Нему, и спастись. Спасение рода человеческого — вот главное обетование Вознесения Господня. Апостолы посылаются в мир, чтобы возвестить всем, что Крестные Страдания Христа преобразились в славу Воскресения. Кажущееся поражение Голгофы, восполненное силой Святого Духа, делает нас новым творением, если мы сознаем, что происходит с нами, и если от всего сердца молим Господа, чтобы Его воля открылась нам. В этот праздник слово Господне испытует нас, обновляет нас, освобождает от власти греха и смерти, потому что нам дается принять благословение в силе Господа, восходящего на небо. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50). Это благословение Великого Первосвященника, Который отделяется от апостолов, но Который пребывает с ними вовеки. Вот почему они, и все, кто в Церкви Христовой, всегда находятся под покровом этого благословения, этой благодати.

http://moral.ru/о-главном-обетовании-воз...

Господь дает просвещение душ, духовную благодатную силу, а русские израильтяне хотят царства земного. Они хотят царя или повелителя убивающего и покоряющего. Они отвергают камень, который должен сделаться главою угла Святой Руси: “это от Господа и есть дивно в очах наших” ( Пс.117:23 ) Но люди не понимают этого великого призвания. “Потому сказываю вам: отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу приносящему плоды его” ( Мф.21:43 ). Дано будет тем, кто хочет просвещения духовного. Рожденные от Бога и просвещенные Духом любят веру, подвиг, благодать, истину и смирение. Сыны земли любят иные ценности. Далеки, так далеки люди от Христа! Они веруют в политическую власть и силу и так далеко их сердце от Царствия Божия. О, если бы люди полюбили Бога и приняли, обогатились и укрепились дарами Святого Духа! Тогда власть земная естественно приложилась бы им. Ныне же нам надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать Духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше “через немного дней.” Вознесение Господне на небо (Беседа Христа с Никодимом) “Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах” (Ио. 3:13). Так Господь предсказывал о Своем вознесении на небо. Предсказывал Он это, не однажды, ибо, когда Он вскоре после этих слов говорил иудеям в Капернауме о причащении Его тела и крови, то прибавил для неверующих: “Это ли соблазняет вас? что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?” (Ibid 6:61). Не была чужда иудеям мысль о вознесении Мессии на небо, как сказано было в пророчествах Даниила о Сыне Человеческом, который подымится на небо и даже до Вет-хого днями дойдет, и дана ему была власть и сила, тысяча тысяч и тьма тем служили Ему. Эти слова толкователи и читатели Ветхого Завета относили к ожидаемому Мессии, но перетолковывали их в том политическом, шовинистическом смысле, как последнее возвеличение человека-Мессии Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Однако, Он велел им поначалу оставаться всем вместе в Иерусалиме и ждать, чтобы Бог ниспослал им особую благодатную силу. На сороковой день после Своего воскресения, Иисус Христос вместе с одиннадцатью учениками и Матерью Своей, вышли из Иерусалима и пошли по дороге в город Вифанию, на гору Елеонскую. Господь еще раз просил учеников Своих оставаться всем вместе в Иерусалиме. Воздев руки, Он благословил их и, пока благословлял их, стал отдаляться от них, подниматься – «возноситься» на небо. Долго смотрели они, пока облако не сокрыло Его от их глаз. Не разумея, как понять все это, стояли ученики и долго смотрели на небо. Вдруг перед ними явились два блистающих белых ангела и сказали им: – Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус Христос вознесся к Отцу Своему, но наступит день, когда Он вернется. Радостные, возвратились ученики в Иерусалим. Они стали ждать, чтобы Бог послал им благодатную силу, для исполнения того, что повелел им совершить Иисус Христос. Дух Святой нисходит на апостолов После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики вернулись в Иерусалим. Это были Его самые близкие ученики, которых мы называем «Апостолами». Вместо Иуды, предавшего Господа, они, помолившись, избрали двенадцатым Апостолом – ученика, по имени Матфий. Он верно следовал за Иисусом Христом до того самого дня, когда Господь вознесся на небо. Теперь Апостолов опять стало двенадцать. Прошло десять дней с Вознесения Господня. Наступал большой праздник, когда евреи вспоминали, как Моисей принес им Божий Закон. К этому дню в Иерусалим всегда стекалось очень много людей. Утром, все Апостолы, вместе с Матерью Божией и некоторыми другими женщинами, собрались для молитвы в одном доме. Вдруг послышался шум с неба, как будто, подул сильный ветер. Шум этот наполнил весь дом. Появились маленькие язычки огня, которые остановились над головой каждого из собравшихся. Они почувствовали, как с этим огнем на них сошла благодатная сила Святого Духа, Утешителя. Апостолы почувствовали в себе что-то совсем новое, стали другими, нежели были прежде. Теперь они могли проповедовать людям обо всем, чему учил Иисус Христос, причем, так, что их все понимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Оно внушает нам: храни свет веры в душе твоей, это сокровище безмерной цены, но, если неверие и уныние омрачили твою душу, не теряй надежды, ищи истины. Лишь было бы это стремление к истине, Господь укажет тебе путь к ней и благодатным посещением любви осветит твою душу. Явление Господа апостолу Фоме. С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Вознесение Господне В сороковой день по воскресении Господь явился Своим ученикам в Иерусалиме. В последний раз прошел с ними по стогнам (улицам) этого славного и несчастного города и вышел из ворот на гору Елеонскую до Вифании. Дорогой Он заповедал им не расходиться из Иерусалима и ожидать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил вас водою, – сказал им Господь, – а через несколько дней после сего вы будете крещены Духом Святым. Вы приимете силу, когда снидет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». После сих слов Господь воздвиг Свои руки для благословения, но не остановил его лично ни на ком из предстоявших, и так с распростертыми для благословения руками отступил от земли и стал возноситься на небо ( Лк. 24:51 ). Благословение Господне простерлось на всех апостолов, чрез них и преемников их простирается на всех людей, на всю землю, на которую снисходил Господь для совершения Своего великого подвига, на всю вселенную, и доныне всем нам преподается «Того благодатию и человеколюбием» в основанной и управляемой Им церкви христианской. Апостолы с благоговением взирали на Него до тех пор, пока облако не скрыло Его от глаз их. В эти минуты явились среди них два Ангела в белых одеждах и сказали им: «мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда апостолы поклонились вознесшемуся Господу и с великою радостно возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога. Господь же вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, то есть и по человечеству восприял те же силу и славу, какую имел по Своему Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010