состоит из 4-х пророческих речей, каждая из к-рых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через А. обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит А., обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвящ. Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15). Во 2-й речи (2. 1-9) А. от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, к-рый на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63). В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. А. спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19). 4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих... В тот день... Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя...» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из к-рого произойдет Мессия , и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447).

http://pravenc.ru/text/63282.html

Скачать epub pdf Вознесение Господне Господь, перед тем как Ему вознестись на Небо, благословил Своих учеников и скрылся на Небесах в облаке славы Своей. А перед этим Он сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Этот край земли есть мы с вами, потому что в то время, когда Господь возносился с горы Елеонской на небо, там, где мы сейчас стоим, люди, наверное, еще и не жили; воистину то был край земли. И вот с тех пор, как Господь взошел на Небеса и послал от Отца Духа Святаго, ученики – те, которые внимательно учились, внимали учению Господню, – постепенно в результате своей жизни стяжали Дух Святый и сами становились свидетелями истинности учения Христа. Много раз мы с вами убеждались, что когда нам хочется кого-то просветить светом Христова учения, то у нас ничего не получается. Человек, которого мы хотим просветить, не просвещается, несмотря на всю нашу часто к нему и любовь, и на нашу горячность. В чем тут дело? А дело в том, что мы не облеклись силою свыше. Ученики Христовы, три с половиной года Им обучаемые, стали подлинно апостолами только тогда, когда облеклись силою свыше, силою Духа Святаго. Вот и мы с вами пока являемся учениками, и только в ту меру, в которую мы сумеем стяжать Святый Дух, вокруг нас будут люди спасаться – не по слову нашему, но по силе Господней. После вознесения Господня Его ученики пребывали в Иерусалимском храме, ожидая, когда Господь даст им Духа Божия. И Господь дал им Духа в день Святой Пятидесятницы. Вот в этом и есть цель всей христианской жизни, в этом смысл посещения храма Божия, ради этого Господь и пришел на землю: чтобы открыть людям жизнь духовную, или, как еще говорится, жизнь вечную, или Царствие Небесное, или Царствие Божие, или святость. Какими синонимами ни называй, все говорится об одном: о благодатной жизни в Духе Святом, о соединении человека и Бога навсегда в любви. И начинается этот путь с веры: человек верует, что Иисус, ходивший две тысячи лет назад по Палестине, был воистину Сын Божий и каждое Его слово – истина. А раз истина, значит, надо этой истине покоряться, надо эту истину принимать, надо свою жизнь выправлять по этой истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Что происходит на Литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие, собравшиеся в храме, молятся, и Бог таинственным образом претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет – значит, невидимо изменяет, творит из земных веществ что-то новое. «Тело» в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна Нового Завета. Итак, Таинство Причащения – это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не просто свидетельство – это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу. А теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь вечную жизнь? хотим стать причастниками Божией силы? хотим, чтобы наше общение с Богом стало не прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а живым, семейным? Если хотим – должны идти в храм. …Когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются. Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия – это Таинство единения человека с Богом. И оно совершается в храме.   Нужны ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан? Бог что, «обитает» в храме? Бог обитает везде. Церковь же – это место, специально посвященное Богу. Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств. За тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон так обратился к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо Небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… услышь на месте обитания Твоего, на Небесах, услыши и помилуй».

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Приидите поклонимся… (с поклонами). Псалом 120 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки Твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое от ныне и во век. Псалом 133 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи. Прострите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Слава и ныне. Трисвятое (с поклонами) по Отче наш… Тропари, гл. 2: 1. Вспомни, Господи, как Благой, Твоих рабов и прости все, чем согрешили в жизни, ибо нет никого безгрешного, кроме Тебя, могущего даровать и умершим успокоение. 2. С глубочайшей мудростью по человеколюбию все устрояющий и всем полезное подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, возложивших надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего. Слава, кондак: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная. И ныне, Богородичен: Прославляем Тебя, все роды, Богородица Дева, ибо в Тебя благоволил вместиться невместимый Христос Бог наш; блаженны мы, живущие и имеющие Тебя Ходатаицей, ибо Ты день и ночь молишься за нас и Твоими молитвами утверждаются силы царств. Поэтому, воспевая, восклицаем Тебе: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Господи, помилуй (12 раз). Молитва: Вспомни, Господи, умерших с надеждою на воскресение и жизнь вечную отцов и братьев наших и всех скончавшихся в вере и благочестии, прости мм всякое согрешение, вольное и невольное, совершенное ими словом или делом или помышлением. Всели их в места света, блаженства, покоя, где нет болезней, печалей и душевных страданий, но где сияет свет лица Твоего и радует от вечности всех Твоих Святых; даруя им и нам царство Твое и участие в наслаждении Твоими неизъяснимыми и вечными благами и Твоей бесконечной блаженной жизнью. Ибо Ты жизнь, воскресение и покой скончавшихся рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым, Благим и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор. 10:1–4 ). Казалось бы, сами упомянутые апостолом события вовсе не заставляют думать таким образом, но апостол Духом Святым воспринимает их именно так, мессиански. Далее апостол Павел дает общий принцип мессианской типологии, прообразовательности Ветхого Завета: А это были образы (τποι – типы) для нас, чтобы мы не были похотливы на злое... Всё, что происходило с ними, как образы (τποι – типы); а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор. 10, 6.11 ). Сам человек, участвовавший в ветхозаветные времена в преобразовательных действиях и событиях, как правило, не сознавал, что это прообраз чего-то в будущем, для него всё имело свой непосредственный исторический смысл. Так, было бы очень странно, если бы Иосиф Прекрасный осознавал себя прообразом грядущего Мессии. Прообразовательное значение событий благодатно раскрывается из будущего. В настоящем прообразы являются предметом надежды (чаяния) или вовсе не имеют такого значения. Нельзя, однако, вовсе исключать прообразовательное осмысление себя и своей истории в ветхозаветные времена, поскольку мессианским чаянием пронизано было всё. А еще есть Божественная телеология, когда прошлое создается по образу будущего, а не наоборот. Так, апостол Павел в Послании к Евреям сопоставляет Христа и ветхозаветного первосвященника, жертву Христа и жертву козла отпущения, небо и святилище Израиля. Ветхозаветное при этом – прообраз новозаветного. Но вот что интересно. Не ветхозаветное определяет, каким быть новозаветному, а наоборот. Ветхозаветное служение изначально устраивалось, как образ того, что только еще будет в будущем. Последнее причина первого. Последнее – истина, первое – ее прообраз. О том апостол: Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо... ( Евр. 9:23–24 ). Моисей, а потом Соломон, всё устраивали уже тогда по образу еще только имеющего произойти во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вот упование пророка Иеремии: Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их (Иер 31:13). А когда уже Христос обращается к народу, Он сдвигает временные рамки к настоящему: будущее совершилось, радость пришла, и никто больше не отнимет её у вас: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:12). Поэтому когда в Своей первой (Нагорной) проповеди Христос говорит о том, что ныне блаженны нищие духом, ныне блаженны изгнанные, Он свидетельствует, что пришёл Тот, в Ком исполнились все мессианские чаяния пророков. Он благовествует не о морали, а о Мессии, то есть о Себе. Отсюда и отклик на эту проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7:28–29). Проповедь говорила о Проповеднике 1 . А стало быть, время пророчеств кончилось, эсхатологическая реальность приблизилась, остаётся лишь покаянным трудом войти в её благодатное измерение: закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Преодоление смерти в Библии Если систематизировать, то библейская традиция знает пять путей преодоления смерти — два ветхо- и три новозаветных: 1) Вознесение живых на небо, которое, однако, не отменяет смерти как таковой. Таким путём проследуют всего лишь двое праведников — Енох (см. Быт 5:24) и Илия (см. 4 Цар 2:11). Они явятся на земле в конце земной истории, чтобы свидетельствовать в царстве антихриста о Христе. За это они будут убиты, но воскреснут на четвёртый день и взойдут на небо. Святые Ветхого Завета станут свидетелями Нового Завета во Христе (см. подр. Откр 11:3–12). 2) Воскрешение умершего в земную жизнь. В Ветхом Завете это чудо совершают пророки, а в Новом — Христос и Апостолы. Однако и это было лишь временной отсрочкой неизбежного. Все воскрешённые впоследствии умерли. 3) Воскресение Христово. Это полная и окончательная победа над смертью. Сын Божий становится и Сыном Человеческим, чтобы исцелить человеческую природу от греха и умертвить смерть.

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

Под властью Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышит, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябания. Под властью Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властью оскорбленной благости и правды Его солнце опаляет, воздух дышит тлетворно, облако пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властью оскорбленной благости и правды Его невнимательный к этой власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для людей, «замышляющих тщетное», грозную власть дал Отец Небесный Единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе... Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс. 2:1,8, 9 ). Теперь, когда Христос воскрес, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небеси и на земли, не только небо сделалось досязаемым (достигаемым), но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящими и нисходящими по лестнице небесной ( Быт. 28:12 ), теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небеси». Никогда еще апостолы не слышали таких властных слов из уст своего Учителя. Прежде Он говорил, что все предано Ему Отцом Его, но они понимали эти слова в смысле власти земной; теперь они слышат, что власть их Учителя простирается и на небо. Итак, – говорит Господь ученикам Своим, – поскольку теперь все в Моей власти, то идите в мир, Я буду вашим заступником и покровителем;  ИТАК ИДИТЕ ,  НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ , не Иудеев только, но и все народы, ибо весь мир искуплен Моей Кровью, для всех открыт вход в Царство Небесное Моей властью, – научите,  КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА , возрождая всех людей для жизни новой, благодатной, вечной, посредством Таинства Крещения, которое будет служить образом (символом) смерти для греха, и рождения, воскресения для Бога. И не только вводите их в Церковь Мою в Таинстве Крещения, но и руководите их в жизни на пути к Царству Небесному, готовьте их к вечной жизни, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ,  ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ , все Мои заповеди и постановления, все, чему Я учил вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Павел, отталкиваясь от этих строк, делает своеобразный перифраз. И смысл слов его, согласно церковным толкователям, следующий. Как древнему Израилю не нужно было дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, чтобы узнать волю Божию – ибо Бог уже изрек Свою волю в законе – так и ныне воля Божия явлена во Христе. Спрашивающий сегодня «Кто взойдет на небо?» этим самым «сводит с неба Христа», т. е. полагает, что Мессия еще не явился. А спрашивающий «Кто сойдет в бездну?» тоже неразумен, ибо Христос уже был в бездне (в преисподней) и вышел из нее. Христос уже пришел, умер и воскрес, и в Нем почивает благоволение Отца. Через Иисуса мы узнаем волю Божию и получаем благодатные силы жить по ней. Никуда не нужно ходить, чтоб обрести все это, ибо: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем». Если принял Евангелие сердцем, ты уже обладатель самого великого сокровища. Итак, вывод из апостольских слов: веруй в Иисуса Христа сердцем, исповедуй Его устами – и спасешься. Есть еще и такой оттенок понимания: не допытывайся, как именно произошло воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. «Кто взойдет на небо?» или «кто сойдет в бездну?» – т. е. кто из людей до конца поймет домостроительство нашего спасения? Тайна сия велика, поэтому просто веруй, как дитя, отбросив всякие сомнения. Возможен и такой смысл: исторически Моисей говорил о законе, но апостол связывает его слова со Христом, идя от обратного: закон не был ни на небе, ни в преисподней, а Христос был. Человеку, имеющему в сердце Христа, закон уже не нужен, ибо Он есть Альфа и Омега, начало и конец; Он владычествует и на небе, и в преисподней. Попутно отметим, что Павел удостоверяет нас в Божественном вездесущии Христа. Для Богочеловека нет ничего неподвластного и закрытого. Пожалуй, самым важным для нас в практическом отношении является окончание мысли апостола: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Кажется, эти слова более понятны, чем предыдущие, и в объяснении не нуждаются. Но точно ли мы понимаем, чего требует здесь от нас апостол Павел?

http://pravoslavie.ru/105049.html

В словах же ап. Павла, сказанных язычникам-афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище ( Дан. 14:6–11 ), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно. Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему» ( 3Цар. 8:27 ). Далее Соломон молится, что бы Господь услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, которой ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:1–3 ). Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят. Так и мы, православные христиане, верим, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потому-то и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»: «И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев. 26:11 ). «Он (Соломон) построил дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» ( 3Цар. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010