Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его ( Пс.10:7 ). Господь праведен, – любит правду; лицо Его видит праведника 45 . д) Бог – всемогущ, то есть Он без всякого затруднения и препятствий может сделать все, что угодно Его святой воле, для Него нет ничего невозможного. Благовествуя Пресвятой Деве Марии тайну воплощения Сына Божия, архангел сказал ей: Не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лк.1:37 ). У Бога не останется бессильным никакое слово. О всемогуществе Божием, проявившемся в сотворении мира единым словом из ничего, Псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася ( Пс.32:9 ). Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. е) Бог – вездесущ: наполняя Собою все, Он везде находится. Давид так изображает вездесущие Божие: Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и там бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея ( Пс.138:7–12 ). Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (то есть поднимусь ли насколько возможно выше), – Ты там, сойду ли в преисподнюю (то есть спущусь ли насколько возможно ниже, даже в глубины местоприбывания мертвых), – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря (то есть перенесусь ли с быстротой зари на самый дальний край вселенной), – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница (правая рука) Твоя. Скажу ли: может быть тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Впрочем, хотя Бог – везде, но особенно присутствует Он на небе и в храмах. На небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; в храмах также Бог присутствует особенным образом – благодатно и таинственно, это присутствие Божие благоговейно познают и ощущают верующие, и оно проявляется иногда в особенных чудесных действиях. Поэтому и говорят, что Бог находится на небесах или в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса ( Иер.23:24 ), но и не вмещаешься в них ( 3Цар.8:27 ). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней ( Иов.10:21–22 ), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним ( Иов.26:6 ; Притч.15:11 ), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее ( 1Цар.2:6 ). Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И вот Он умер, был погребен, воскрес и, наконец, вознесся на небо, обещая пребывать с нами. Всю земную жизнь Господа Иисуса Христа надо внимательно рассмотреть, вспомнить, что все это Господь совершил для нашего спасения. Так же внимательно надо рассмотреть все обстоятельства, которые ведут нас ко спасению. Но это еще не все. Он оставил нам величайшее наследие – Таинство Причащения Тела и Крови Его под видом хлеба и вина. Но в нем, в этом Таинстве, заключается великая сила. В нем Господь соединяет нас с Собой, как и Сам Он сказал: Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:5 ). Как ветвь соединена с деревом или как лоза пользуется благодатным соком от дерева, точно так же и мы пользуемся таким соединением – живем с Господом. Это Таинство оживотворяет нас, обожает и возносит на небо. От Таинства этого обратим наш взор и на себя. Спросим себя: кто ты? Может быть, ты – миролюбец, рассеянный в глубине своей души? Может быть, ты, приступая к Таинству, только исполняешь гражданские обязанности? Может быть, ты расположен к гордости? Или прикрываешься внешнею святостью и входишь в храм только ради этого, думая, что тут место лишь толпе грешников? Может быть, ты чаще всего думаешь так, хромаешь на оба колена, отвергаешь примиримое, стараясь заменить непримиримым. Все это разобрав, приступим к Чаше завета. И тогда с верою, любовью и страхом Божиим причастимся Святых Христовых Таин. Ненавидящих нас простим В среду, после литургии Преждеосвященных Даров Итак, напомню вам еще раз, что необходимо нам, чтобы приготовиться к Таинствам Исповеди и Причащения. Сначала надо размыслить о самом себе, рассмотреть свою душу и сердце при свете Священного Писания. Затем надо размыслить хорошенько о Таинствах, к которым мы собираемся приступить, – в чем сила этих Таинств. И затем, кроме того, необходимы добрые дела и молитва. Но скажу вам, что на этой седмице единственным нашим делом должна быть молитва. Всякое житейское попечение ныне отлагается. Напомню вам слова Господа. В Евангелии Он Сам говорит: ...если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой... если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.5:23–24; 6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Христос дает нам время, чтобы мы стали из людей, далеких от Него, Его друзьями, Его детьми. Дает нам Свое Слово – Священное Писание Нового Завета, дает нам Свою благодатную помощь, дары Святого Духа, чтобы мы могли преобразиться, измениться, духовно воскреснуть и возрасти и стали Его радостью, Его святостью. Как жених заботится о наряде своей невесты, чтобы она пришла на свадьбу прекрасной, нарядно одетой, так Христос заботится о человеческой душе, чтобы она подлинно была Его невестой, когда эта встреча наконец произойдет. Чтобы была человеческая душа прекрасной и чистой, как бы ни была она грязна и искажена до встречи со Христом. Спаситель любящую душу очищает, обновляет и наделяет Своей красотой, чтобы красота Христова стала нашим счастьем, нашим бессмертием, нашей жизнью. 1998 год 87. «Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» Христос Спаситель вознесся Своим обновленным Воскресением человеческим естеством в мир Небесной славы Божией. Его ученики остались на земле. Как же они одни смогут жить по вере Воскресшему Господу и нести эту веру людям разных времен и народов? В Евангелии мы читаем, как после Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками пошел в Гефсиманский сад. Там Он молился Своему Небесному Отцу. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее значение для всего мира. Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17, 1). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Первая часть молитвы – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего, очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную (Ин. 17, 1–2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мк, 62 зач., 13, 3–14, 2 Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», – говорит Господь. Все советы Божии исполнятся, слово, которое сказал Бог, станет делом. Мы подобны людям, знающим, что господин их придет, но не знающим, когда он придет. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мы живем, осеняемые вечностью. Потому нет причин для страха. Но это означает, что мы должны исполнять порученный нам труд день за днем. И мы должны жить так, чтобы для нас не имело значения, когда господин наш придет. Нам дано служение, каждый день которого мы должны посвящать Господу и быть достойными Его, с тем чтобы в любой момент оказаться готовыми к встрече с Ним. И вся жизнь наша становится предпразднством встречи с Царем Небесным. Мудр ли кто из вас, покажи на деле, что ты не забываешь никогда о том, куда все идет. «Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Этой благодатной памятью конец становится не унынием, а вечной радостью. Мы должны всегда бодрствовать, в ожидании Его прихода. Наш Господь придет, и придет господин дома, и мы дадим Ему отчет о нашем служении. Мы не знаем, когда Он придет. Это относится и к часу нашей смерти, и к Страшному Суду. Наша земная жизнь – ночь («даждь нам настоящего жития нощь прейти»), темная ночь – по сравнению с будущей жизнью. И мы не знаем, в какую стражу ночи наш Господь придет – во дни нашей юности, в зрелости или в старости. Но как только мы рождаемся, мы начинаем умирать, и с момента, когда мы делаемся способными что-то ждать, мы должны ждать смерти. Наша главная забота должна быть – чтобы Господь не застал нас спящими, уверенными в собственной безопасности, готовыми сказать: «Он не скоро придет» и неготовыми встретить Его. Его приход поистине будет внезапным. И потому неотъемлемый долг всех Христовых учеников – бдеть и бодрствовать. «То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем – всем, кто будет веровать в Меня во все века: бодрствуйте, ждите Моего Второго Пришествия, уготовляйтесь к нему, чтобы не было в вас пятна или порока». Если никто не знает ни дня, ни часа, это значит, что мы должны быть готовы каждый день и на всякий час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ты хульно говоришь, что когда Он взошел на небо, то Бог спросил Его: «Правда ли, что Ты на земле Сам Себя назвал Богом?», и что на это Он ответил: «Нет, Господи! Это люди ложно придумали против Меня такую неправду». О, какая безпримерная твоя злоба, какое коварство, сын диавола! Дойдя до этого места, я был объят великим недоумением, как возмогу должным образом изобличить твое нечестие и безумие? Однако, призвав в помощь Христа Спасителя, ради Которого подъят мною весь этот труд, по мере моих сил не отступлю от обличений, но покажу, что и в этом ты лжешь и произносишь хулы на Божество Единородного, равно как и против всех святых Божиих пророков и апостолов, и против самого архангела Гавриила, посланного от Бога к Деве Марии, происходящей от семени Давидова. И что я говорю об архангеле и пророках, – ты и на Самого Вышнего, знающего все прежде бытия, изощрил богоборный язык свой. Если ты поистине, а не лицемерно и по бесовскому коварству восхваляешь божественное Евангелие, то Евангелие говорит явственно: «в месяц... шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя деве, Мариам. И вшед к ней ангел, рече: радуйся благодатная: Господь с тобою!» ( Лук. 1, 26–28 ). Если же от Бога послан был Гавриил благовестить Святой той Деве пришествие Господне, или, что тоже, возвестить, что Бог благоизволил вселиться в Нее, ибо только один Бог есть Господь, как Создатель всего и по Божеству владеющий всем, то как же ты, сквернейший, говоришь, что Бог спросил Христа, когда Он взошел на небо, правда ли, что Он Сам Себя на земле назвал Богом? Разве человека или ангела послал Бог с неба в девическую утробу? Если бы архангел знал, что к Ней (для воплощения) послан от Бога человек или ангел, то не называл бы его Господь, и не сказал бы: «темже и раждаемое» от тебя «свято, наречется Сын Божий» ( Лк.1:35 ); также не назвал бы Его Вечным Царем, говоря: и «воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Полагаем возможным согласиться с этим мнением. Не видим возможности и понимать это место иначе, так как Илия пророк стоит на великой высоте не только в Ветхом Завете, но и в Новом, сравненный с Моисеем на горе Фавор в день Преображения Господня. Елисею же не дано было воспарить до такой духовной высоты, а между тем очевидно, что он просимое им у Илии получил, так как он увидел телесными очами, как пророк Илия взят на небо (Ср. 4 Ц. II, 9 – 10 и 12). В том смысле, как мы понимаем вышеприведенный текст, просьба Елисея не могла назваться нескромной, но и она не вдруг удовлетворяется пророком Илиею, который указывает Елисею, что ее исполнение будет зависеть от того духовного состояния, в котором находится Елисей, и которое известно одному Богу, ведающему сердца. Он предупреждает еще Елисея, что он просит трудного: так велик, но и так страшен пророческий дар, требующий от человека великой чистоты, великих трудов и подвигов, чтобы быть достойным этого священного состояния, в котором человек подымается до состояния ангельского. И вот, во время этого разговора Илии с его учеником (ст. 11), внезапно совершается великое чудо. Мы знаем ( Быm. V, 24 ), что Енох был взят на небо, но не знаем, как это совершилось: «и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Из этих слов мы можем только заключить, говоря словами митрополита Филарета (Зап. на кн. Бытия, стр. 172), что «в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью ( 2Kop. V, 4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесною». И об Моисее мы не знаем, как совершился таинственный переход от жизни земной к жизни вечной; во Bmop. XXXIV сказано только, что на горе Нево, на вершине Фасги, что против Иерихона, Господь показал ему всю землю, назначенную в удел Израилю, «и умер там Моисей, раб Господень,... и погребен на долине... и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (ст. 1–6). Мы еще имеем таинственное указание в ст. 9 послания Иуды, из которого можно заключить, что тело Моисея, которое погребено «на долине» по Второзаконию, погребено Ангелами, причем Архангелу Михаилу поручено было блюсти это тело, дабы оно не сделалось предметом поклонения среди народа 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из Едема выходила река для орошения рая. Воды этой богозданной реки напояли деревья и цветы рая, Едемского сада, богоуготовленного места обитания первого человека. В тени райского древа жизни, орошаемого Божьей рекой, зачиналось Царство Божие в новосозданном мире. Там Бог являлся Адаму. Для падшего Адама, древо жизни расцвело на Голгофе. Древо жизни, древо крестное. И от прободенного ребра Распятого истекли кровь и вода ( Ин. 19:34 ). То заструилась река жизни, возрождающая водою и духом входящих в Царство Мессии. Открылся Источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Раздался зов. Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Эта река разделилась на четыре потока. Четвероевангелием благодать Духа Святого разлилась, вернула к жизни все концы земли. И во дне восьмом, в Новом Иерусалиме, сходящем с неба от Бога, один из семи ангелов показал Иоанну Богослову, тайнозрителю, чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни... ( Откр. 22:1–2 ). Как сад в Эдеме соединял новосозданные небо и землю, в нем Бог являлся Адаму, от него Царство Божие, струящимися четырьмя потоками, должно было благодатно оживить сотворенные небо и землю, так и Новый Иерусалим, скиния Бога с человеками, где Он будет обитать с ними ( Откр. 21:3 ), орошается светлой, как кристалл, рекой жизни – источником вечной жизни нового неба и новой земли. 4.4. Возделывание и хранение сада в Эдеме И взял Ягве Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 ). Введенный Богом в рай человек, становится в особое отношение к земле, растениям и животным сада Эдемского. Землю и растения он должен был возделывать и хранить, а животным дать имена. В результате же, он должен был получить жену Еву. Так человек должен был пройти некий путь восхождения от земли, растений, животных к, подобному себе, человеку. И через все это, и во всем этом иметь Богообщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вместе с тем Он принял от Отца Своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), и тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими в дни Его страданий и смерти ( Ин. 14:18; 16:22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде, Он и по человечеству своему был теперь уже не от мира сего. Ему предлежало, как Богочеловеку, принять владычество над всем миром и, как Сам Он предсказывал, уготовить последователям своим обители небесные ( Ин. 14:2–3 ). Через сорок дней по воскресении своем Он вознесся на небо, а Апостолам ниспослал потом, согласно с обетованием своим ( Ин. 16:7 ; Лук. 25:49 ), Духа Утешителя, который имел наставить их на всякую истину ( Деян. 2:1–4 ). Господь, говорит св. Евангелист, вознесшись на небо, возсел одесную Бога ( Мк. 16:19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Он продолжает свое служение спасению людей тем, что, по выражению св. Апостола, может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7:25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе с врагами их спасения, и потому Ему подобает царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги свои. Последний же враг истребится смерть. Когда же все покорено будет Ему тогда и сам Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:25,26,28 ). Чтение четырнадцатое. Сущность предмета. Понятие о благодати Сила и пространство действий благодати. Отношение благодати к свободной воли человека. Что требуется от самого человека для его спасения. I. Для того, чтобы участвовать в спасении, прибретенном человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Впереди летит одна из ласточек, рассекая воздух и прокладывая путь, а за нею следует остальная стая. Когда закончится пища для души нашей в этом материальном мире и когда приблизится холод смертный - о, есть ли такая ласточка, которая поведет нас в теплые края, изобилующие теплом и пищею духовной? Есть ли такой край? Есть ли, есть ли такая ласточка? Вне ограды Церкви Христовой никто не сможет дать вам на вопрос сей достоверного ответа. Только Церковь знает это, и знает достоверно. Она видела Райский край сей, по коему душа наша томится в ледяном сумраке этого бытия на земле. Она видела и Сию благословенную Ласточку, Которая первой вознеслась в этот желанный край, рассекая Своими сильными крылами темную и тяжкую атмосферу между небом и землею и прокладывая за Собою путь стае. Кроме того, Церковь на земле может рассказать вам и о бесчисленной стае ласточек, кои последовали за Той, Первою Ласточкой и улетели за Нею в землю благую, обильную всяким добром, в землю вечной весны. Вы догадываетесь, что под Этою Спасительною Ласточкой мы подразумеваем Вознесшегося Господа нашего Иисуса Христа. Разве Он не сказал Сам о Себе, что Он есть начаток (начало), начаток и путь? И разве Сам Он не рек Своим апостолам: И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе (Ин.14:2-3)? И еще до того не говорил ли Он им: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32)? Сказанное Им сразу же, спустя несколько недель, начало исполняться, продолжает исполняться доныне и будет исполняться до скончания века. То есть, являясь началом первого сотворения мира, Он стал началом и второму сотворению, или благодатному обновлению старого творения. Грех сломал крылья Адаму и всему потомству Адамову, и все они отпали от Бога, удалились от Него и прилепились к праху, из которого было сотворено их тело. Христос есть Новый Адам, Первый Человек, Первенец среди людей, Который на крылах духовных вознесся на небо, к престолу вечной славы и силы, проложив таким образом путь на небо и распахнув все врата небесные Своим духовно окрыленным последователям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010