« Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » ( Се мужа два стаста во одежди беле и говорят им: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его ) (Деян. 1:10, 11). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же — Сыну, то — царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исаия: « Вот, Господь восседит на облаке легком » ( се Господь седит на облице легце ) (Ис. 19:1). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать — гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление — самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, кто сотворит и научит » (Матф. 5:19), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( «Се мужа два стаста... во одежди беле и говорят им: ...сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его») ( Деян. 1:10–11 ). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же – Сыну, то – царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком» ( «се Господь седит на облаце легце») ( Ис. 19:1 ). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать – гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление – самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, «кто сотворит и научит» ( Матф. 5:19 ), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Однако и через Исаию предсказано было за 700 лет до этого: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Таким образом, Матерь Божия была Личностью, избранной Пресвятой Троицей из всех народов земли как самая чистая и самая святая Дева, из рода архиерейского и царского, из рода Ааронова по матери и рода Давидова по отцу, избранной из двух главных колен по плоти, а как по духу — это одному Богу ведомо, чтобы послужить спасению рода человеческого. При Благовещении архангел Гавриил сразу кланяется Ей со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1: 28). С момента Рождения Спасителя, когда Она родила Его в яслях, Богородица всегда была рядом со Спасителем. Она была ближе всех к Нему. Носила Его 9 месяцев во чреве, вскармливала молоком год, носила на Своих объятиях, а сколько раз лобызала Того, Кто сотворил небо и землю, сколько раз утешала Его, сколько раз обнимала, сколько раз плакала от радости? Она ведь была не только Пресвятой и Пречистой Девой, но и Пророчицей. Знала, что Тот, Кого Она родила в пещере, — не только Человек, но и Бог, Ее Творец, создавший Ее во чреве матери. Подумайте, какая радость наполняла Ее сердце, когда Она сознавала, что несет в Своих объятиях Того, Кто держит в Своих руках небо и землю! Когда пастыри возвестили слово, сказанное им ангелом о Младенце (см.: Лк. 2: 10–11, 17–18), и когда старец Симеон в храме предсказал Ей, что сердце Ее пронзит меч, когда Христос будет страдать на Кресте, говоря: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (ст. 34), то что было сказано? «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (ст. 19). При родах Она не испытывала боли, ибо только Божия Матерь родила безболезненно, поскольку там, где изначально не было услаждения от мужа, не было потом и боли. Родила Она от Духа Свята, без боли. А боль, которой не было при рождении, у Нее была при распятии Спасителя. Тогда меч прошел через Ее сердце, и Она трижды падала без чувств, видя Сына Своего истекающим кровью, поругаемым и избиваемым, тем более, что знала, Кто Он на самом деле, пришедший спасти нас и ранами Своими исцелить рану рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/136613.html

Отличие Нового Завета – Твоя слава является в непосредственной близости Твоим ученикам. На Синае – густое облако, громы и молнии, строгость. На горе Преображения – светлое облако, милость и радость, хотя и священный страх. На Елеоне – восходящее облако, отрада, свобода и бесконечная перспектива вечной жизни с Богом на Небесах. В Ветхом Завете облачный столп вел от земного рабства к земной свободе, но оставлял людей всё-таки на земле. Облако осеняло Соломонов храм, но благословляло земную праведность и земные победы. В Новом Завете благодатное облако ведет от земли к Небу: через преображение – к вознесению. И далее – на высоты Небес. Вот почему Спаситель возносится именно на облаке. Если бы Ты не вознесся, а продолжал ходить посреди нас, развратных и грешных, то с чем мы пришли бы к Тебе? Своими костлявыми, цепкими, привыкшими грести только себе руками мы облепили бы Тебя со всех сторон и завалили мелочными, жалкими просьбами. «Течет кран», «соседи плохие», «на дорогах асфальт не такой», «врачи плохо лечат» и прочее, прочее. «Подай, исправь, уничтожь». Мы выплеснули бы всё это в своих странных, чудовищных просьбах. Мы и сейчас потребовали бы от Тебя стать земным царем, политическим лидером, спасителем от социально-экономических бед. А потом, недовольные и неблагодарные, – ибо себялюбие не бывает довольным, – так же готовы были бы распять и отвергнуть. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26). Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать. Ты вознесся на Небо, ибо туда и зовешь за Собою людей. Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3). Ты возносишься на облаке, ибо Ты – Царь неба. Но всякая власть дана Тебе и на земле. Один фронтовик, Михаил, вспоминал, как во время жестокого сражения, когда кругом гремели взрывы и, казалось, спасения никакого нет, он взглянул наверх и вдруг увидел над собою Твой образ. Ты держал над ним руки, как бы покрывая его. У Михаила пропал бывший ранее животный страх, самым сердцем он чувствовал, что Ты рядом с ним. Войну он прошел уже без того жуткого страха, понимая, что Ты не оставишь его. А после войны он, добродушный и жизнерадостный, пронес через всю свою жизнь тот удивительный случай, поменявший в его душе всё.

http://pravoslavie.ru/131415.html

Выражения – восходил на небо, сшедший с небес и сущий на небесах – нельзя понимать буквально, так как Вездесущий Бог существует не на небе только, а везде. Иисус Христос нередко, в особенности в притчах, брал для вразумления Своих слушателей примеры из окружающей их природы и из повседневной их жизни, и употреблял слова и выражения в общепринятом в то время смысле; так и в беседе с Никодимом Он говорил о небе, имея в виду общеупотребительное, следовательно, понятное для слушателя, значение этого слова: небо считали местом пребывания Бога, а землю – жилищем людей, поэтому небесное, то есть божественное, противополагали земному, человеческому. Зная значение этих слов, Никодим должен был понять, что выражение никто не восходил на небо относится к людям и означает, что никто из людей не знает существа Бога и Его тайн; добавление же к этому изречению – как только сшедший с небес Сын Человеческий – значит, что только Он, Христос-Мессия, Сын Человеческий, знает эти тайны, так как Он пришел к людям от Самого Бога и (как сущий на небесах ) всегда пребывает в Боге. «Мессия-Христос, и только Он один, имеет полное, всецелое и совершенное ведение о Боге и высочайших тайнах Его относительно Его Самого, тайнах Царства Божия на земле вообще и тайнах Царства Мессии в частности; ибо Он Сам и по вочеловечении не перестает быть с Богом, будучи Сам Богом и соединяя в Себе божественную и человеческую природу. Он, Бог, сошел с неба и воплотился для того, чтобы сообщить тайны Божии людям. Следовательно, Ему должно верить безусловно, верить в непреложную истинность учения Его о Боге, о Себе, о Царстве Божием, о всем; и эта вера в Него как Мессию, Сына Божия и Сына Человеческого, есть необходимое условие со стороны человека для получения возрождения и затем участия в благодатном Царстве Его». (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3, 100). Открыв Никодиму тайну Своего воплощения, Иисус Христос вслед затем посвящает его в тайну Своей смерти, чтобы тем окончательно рассеять все ложные понятия фарисеев о Царстве Мессии. Никодиму известно было, что во время странствования евреев в пустыне за их ропот послал Господь на них ядовитых змей; и когда они в раскаянии просили Моисея помолиться Богу, чтобы он удалил от них змей, то Моисей, по повелению Божию, сделал медную змею и повесил ее на знамени, и укушенные ядовитыми змеями немедленно исцелялись, взглянув только на медное изображение змеи ( Числ. 21, 5–9 ). Ссылаясь на это, известное Никодиму, повешение Моисеем медной змеи и на исцелительное действие одного лишь взгляда на нее, Иисус Христос сказал: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

И воздвиг руцы Свои, и благослови их. «И, подняв руки Свои, благословил их». В ветхом Завете было в обычае благословение чрез поднятие рук над благословляемыми. Так о первосвященнике Аароне написано: И воздвиг Аарон руцы к людям, благослови я ( Лев.9:22 ). А когда принимал благословение один или немногие, благословляющий возлагал руки на благословляемых ( Быт.48:14 ; Мк.10:16 ). И потому не без основания полагают, что так и Господь преподал благословение Своим ученикам, присоединив к древнему обычному благословенью знамение креста, так как обычай в Христовой Церкви преподавать благословение чрез крестное знамение есть всеобщий; а чрез это указывает на свое происхождение от святых Апостолов, которые ничего такого не вводили, чему не были наставлены от Самого Господа. И благослови их. Благословил их Иисус Христос, в котором Бог Отец, как учит Апостол, благословил нас всяким духовным благословением в небесах ( Еф.1:3 ). To есть, все духовные или благодатные дары получаем мы от Бога чрез Иисуса Христа. Он своими заслугами, страданиями и крестною смертью , примирил нас с Богом Отцем, дал нам возможность быть сынами Божиими и Его сонаследниками в обителях небесных, участниками вечной Его славы ( Рим.8:17 ). Иисус Христос благословил своих учеников и Апостолов пред вознесением своим на небо, и это Его благословение, без сомнения, имело на них благотворное, благодатное действие: оно сообщило им то великодушие, с каким они теперь расстались с Господом, и то благодушие, ту духовную радость, с какими они с Елеона возвратились в Иерусалим, и ожидали обещанного от Отца Всесвятого Духа. «Иногда благословлял их, Господь отступил от них, и возносился на небо, и они поклонились Ему». Зрящим им взятся, и облак подъят Его от очью их. Он поднялся в глазах их, то есть, приняв от Него благословение, и поклонившись Ему, они тотчас устремили на Него взоры, но облако взяло Его из вида их. Облако, без сомнения, было не обыкновенное, но облако Божественной славы. Так в облаке являл Бог славу в ветхом Завете, в пустыне ( Исх.16:10 ), на горе Синайской ( Исх.19:9.16;24:15–18 ); в светлом облаке явилась слава Господа Иисуса на горе Фаворе ( Мф.17:5 ), и при скончании мира «узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Так, и при вознесении Господа Иисуса на небо, виденное Апостолами облако означало Божественную славу Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Год 1911 Наше крещение и наш крест Скоро исполнится тысяча лет с того благодатного дня, как наша Русь просвещена святым крещением, все мы имели счастие сподобиться сего великого таинства еще в первые дни своего земного странствования; но многие ли вдумывались в глубокий смысл самого слова: крещение? Где корень этого слова? И в греческом, и во всех европейских языках это понятие обозначается словом погружение, омовение чрез погружение в воду. Но наши мудрые первоучители христианства, наши предки – славяне для обозначения благодатного таинства, вводящего человека в новую жизнь, избрали другое слово, корень которого есть слово крест. Мудрое избрание, знаменательное слово! В самом деле: что такое крещение для христианина? Это есть духовное возрождение в благодатную жизнь. Как оно совершается? Чрез смерть для греха и воскресение для Христа Господа. «Неужели не знаете, – говорит Апостол Павел, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:3–8 ). Но Христос умер на кресте: следовательно, смерть со Христом есть крестная смерть, а крещение и есть сораспятие Христу, спогребение Ему. Вот почему при крещении иерей вопрошает крещаемого: отреклся ли еси сатаны? Сочетался ли еси Христу? Если же ты сочетался со Христом, ради тебя распятым, то и пребывай Ему верным, не отлучайся от Него, и тогда Он воскресит тебя с Собою, и твой крест, воспринятый тобою при святом крещении, обратит тебе в крылья, чтобы вознести тебя ими на небо и спосадить с Собою одесную Отца. Итак, крест есть неотъемлемый залог нашего спасения во Христе Иисусе. Кто не несет креста, кто старается сбросить его с себя, убежать от него, – скажу больше: кто не распинается со Христом на кресте, тот не христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Господь постоянно избирает для пастырского служения достойных людей Как тогда Господь избрал Моисея, затем Аарона, пророков, так и всегда, на протяжении всей истории, Он постоянно избирает для пастырского служения достойных людей, могущих возвестить людям волю Божию и быть их духов­ными руководителями: «И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4, 11–12 ) (Там же, с.32–33). Для чего Господь учредил сословие пастырей Христос первый идет на небо, которое отверз для нас. Но так как люди могут следовать за Ним только издалека, то, чтобы они вовсе не потеряли Его следа, Он учредил сословие пастырей, посредствующее между Ним и верующими, руководимое Им и руководящее верующих, – сословие, которое никогда не должно терять из виду Его, и всегда оставаться пред глазами народа, должно принимать примеры от Начальника веры и передавать их людям (Там же, с.33). Мистическая основа пастырства Что отличает пастырство от всех других общественных служений Свои высшие полномочия и благодатную силу пастырство получает от Бога. Это отличает его от всех других естественных общественных служений, ста­вит его на особое место и дает право именовать его служением благодатным. Сам Господь указывает, что пастыри суть избранники Божии. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (ср. Ин.15,16 ) (Там же). Пастырям сообщается особая благодатная сила Соответственно той высоте и ответственности, какую имеет пастырское служение, пастырям и сообщается в Таинстве Священства особая благодатная сила Святого Духа. Поставляющей силой на благодатное пастырское служение является Дух Святой, как воспевает Святая Церковь в День Пятидесятницы: «Вся подает Дух Святый источает пророчествия, священники совершает, не­книжные мудрости научи, рыбари богословцы показа» 54 . «Итак, кто говорит о иерархии, – учит св. Дионисий Ареопагит , – тот указывает на некоторое священное учреждение – образ Божественной красоты. Каждый чин иерар­хии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Нет пользы от Крещения, если в сердце мерзостно (8, с.435–445). Хотя во святом Крещении человек и возрождается для жизни вечной, становится новой тварью, однако это еще не значит, что он стал святым – в святости надо утвердиться (7, с.306). Когда можно принимать святое Крещение Нужно походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их требованиям, а также веровать в Бога от всего сердца, и только тогда креститься (3, с.93). Христос – Основатель нового благодатного Царства «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» ( Мф.3,13 ). «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – отвечал Господь Ио­анну, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3,14–15 ). И Предтеча допускает Его. Как человек Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Ин.3,3 ). Крестившись, Иисус молился. И вот «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3,21–22 ) (5, с.69). Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух – в виде голубя. В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира ( Ин.1,29 ). Таково новозаветное Богоявление. Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру ( Ин.1,32 ). Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010