Слова эти в полной мере относятся ко второму пришествию Христову, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей» ( Матф. 25, 31 ), тогда прежнее небо и прежняя земля минует и явится «святый Город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» и «тот город не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его и светильник его – Агнец» и «спасенные народы будут ходить во свете и цари земные принесут в него славу и честь свою»... «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 21–22 ). Однако, прежде чем Господь приидет на землю для основания вечного царства славы, Он таинственно нисходит в наши сердца в Своей Церкви, овеянной Его благодатной любовью и особенно в дни Его великих праздников – Рождества Христова и Святой Пасхи. В эти святые дни в Церкви Божией ясно приоткрывается слава Христова, и все верующие в Него и любящие Его призываются стать сознательными участниками Его славы. В праздник Рождества Христова Св. Церковь благодатной силой Христовой любви приобщает нас к славе, которая открылась для современников и свидетелей Рождества Христова, удостоившись видеть своими глазами ликующих Ангелов, слышав их небесную песнь: «Слава в вышних Богу» и поклониться родившемуся Богомладенцу. Слава Божия тогда в высочайшей степени открылась в пречистом сердце Божией Матери. Пречистая Дева, став престолом Божиим, вознеслась в Своих святейших переживаниях превыше огненных Серафимов и страшных Херувимов. Она вошла тогда в мысленный рай и стала дверью рая для всего человеческого рода, который принес Ее в дар Богу. Открывается слава Божия и в жизни целых народов. Вся история нашей Родины – России, в той её части, которая была Святой Русью, была явлением славы Божией. Наши святые угодники, и безчисленные храмы Божии, и наша церковная жизнь, и хранители благочестия миропомазанные русские цари, и Христолюбивое воинство, и доброе русское сердце, овеянное лучами благодати Божией, и самый бытовой уклад благочестивой русской жизни, и современные мученики за веру Христову в порабощенной России, и все это – раскрытие славы Божией. Так воистину исполняется обетование Христово: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Матф. 28, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Что касается видимой стороны этого таинства, то она состоит в следующем: кающийся исповедует перед священником грехи свои, а последний, по выслушании исповеди, разрешает его от грехов, говоря: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти чадо все согрешения твои, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». В приведенных разрешительных словах священника указывается и невидимое благодатное действие таинства покаяния, состоящее в том, что кающийся разрешается Иисусом Христом от всех грехов своих. С ним бывает то же, что было с упоминаемым в Евангелии мытарем, который оправданным пошел из храма в дом свой. О нем бывает, по слову Спасителя, великая радость на небе у Ангелов Божиих и он становится любезным Богу, подобно возвратившемуся к отцу своему блудному сыну, о котором говорится: «увидел его отец его, и сжалился, и побежав, пал ему на шею и целовал его». Велико поэтому благодатное действие таинства покаяния; оно совершенно примиряет нас с Богом и очищает нас от всех грехов, как бы ни были важны они, если только мы приносим истинное раскаяние в них. Это приводит нас к вопросу: в чем состоит истинное раскаяние или что требуется от кающегося? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на примеры истинного, угодного Богу раскаяния, указываемые в слове Божием. О раскаянии мытаря мы знаем, что оно было угодно Богу. Каково же было это раскаяние? «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» – так повествуется об этом раскаянии в Евангелии. Таким образом, мытарь, войдя в храм, стал в нем вдали, позади всех, ибо считал себя греховнее всех. В этом выразилось его смирение перед людьми. Он не смел даже поднять глаз на небо, ибо стыдился перед Богом грехов своих. В этом выразилось его смирение перед Богом. Наконец, он ударял себя в грудь и взывал: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Действием этим он выражал великое сокрушение свое о грехах, о прощении которых он умолял милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Далее, изображая высоту и несомненность спасительной веры, и Божественный предмет её, Богослов говорит: 6 . Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 7 . Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 . И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Братия! внимайте словам великого Богослова: он предлагает высокое, Божественное учение, раскрывающее основания единой святой православной веры. Повторю слова Божественного Апостола. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом; не водою только, но водою и кровью: и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь; и сии три об одном. Сей есть Иисус Христос. Святой Богослов раскрывает, что Иисус есть Сын Божий, Богочеловек, обетованный чрез Пророков Помазанник – Христос, Спаситель мира. Пришедший водою и кровью и Духом. Обетованный Искупитель пришел в мир, и явил Себя миру великими знамениями воды, крови и Духа. Что значат вода, кровь и Дух? Это величайшие действия, ознаменовавшие пришествие в мир обетованного Спасителя рода человеческого. Вода означает таинство крещения, кровь -искупительную смерть Господа Иисуса Христа, Дух – Святой Дух Божий, являющий Себя в благодатных спасительных действиях. Вода указывает на таинство крещения. Вода и в ветхом и в новом завете употребляется как образ очищения ( Лев.14:5 ; сл. Ин.3:5.25; 13:5.10 ; Тит.3:5 ; Евр.10:22.23 ). В словах Богослова вода изображает установленное Иисусом Христом великое таинство крещения, в котором верующие во Христа возрождаются в жизнь духовную. Иисус Христос Своим примером освятил это таинство, приняв крещение от Иоанна ( Мф3:13–16 ), и все верующие в Него принимали крещение ( Ин.3.22–26 ); крещение служило условием вступления в Церковь Христову, или в общество верующих в Него ( Мф.3:7 ; Лук.3:16 ; Ин,1:15), и, пред вознесением Своим на небо, Господь заповедал Своим Апостолам, а чрез них всей вселенской Церкви, – крестить всех верующих в Него: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;» ( Мф.28:19.20 ; сл. Мк.16:15 ). Таинство крещения есть дверь, вводящая в Церковь Христову; оно есть условие к получению всех других благодатных даров, сообщаемых в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Благодаря Ему и Им каждый наш подвиг становится Богочеловечески-соборным, Богочеловечески-апостольским и святоотеческим. Благодаря Господу Иисусу Христу мы – существа небо-земные; хотя и обитаем мы на земле, «наше жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). Всё наше Владыка Христос Своей Богочеловеческой силой делает соборным. В Церкви, в Теле Христовом, мы всегда живем соборно – «со всеми святыми» ( Еф.3:18 ); каждое наше молитвенное воздыхание Христовой благодатью претворяется в воздыхание соборное; каждый наш подвиг преображается в подвиг соборный, богочеловеческий; всё наше в Богочеловеческом, соборном Теле Церкви преобразуется в жизнь апостольско-святоотеческую; всё с помощью животворящих Богочеловеческих сил входит в общение и единение со Христом, обогочеловечивается, обоживается. В Церкви каждый христианин делается существом богочеловечески-соборным, то есть своего рода благодатным все-человеком, все-человеком богочеловеческим. Одним словом, он становится благодатным богочеловеком. В Богочеловеческом, Христовом Теле, в Церкви, всё творение воспринимается во всех его логосных, богочеловеческих масштабах. И во всем этом соборном подвиге обогочеловечения опытно переживается благовестие – евангельское все-благовестие: Богочеловек, Господь Иисус Христос – «Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний, Вседержитель» ( Откр.1:8, 10, 17, 21:6 ). Таким Богочеловеком – «Вседержителем» – в Церкви и через Церковь осуществляется Богочеловеческая соборность Церкви; совершается же это силами Священного Предания, силами апостольско-святоотеческими. А сверх всего того – самой удивительной и самой совершенной Личностью этой планеты: Богочеловеком Христом Иисусом. Отсюда и спасительный совет святого благовестника: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» ( Евр.12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 6, 7 ). Это рождение будет благодатное, свыше приходящее, могущественное и быстрое, а не простое покаяние и постепенное упражнение в подвигах воздержания и милости, чего достигала проповедь Предтечи. «Дух дышет, где хочет, и голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от духа» ( Ин. 3, 8 ). Он чувствует в себе благодатное изменение, чувствует, что оно не от него самого произошло, но не может опознать той Божественной силы, которой действия он испытывает как веяние налетевшего ветра. Никодим опять прекрасно понимает, о чем говорит Господь, но он не мог еще опытно испытать такого мощного притока благодати и отвечает: «Как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Ты должен верить в осуществление благодатных возрождений, как знаток закона, ибо пророки и псалмопевцы обещали все это людям в будущем. Не думай, что Я передаю тебе только несбыточные мечты Своего сердца: Я не на земле произошел, а задолго раньше знал многое. «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели (т. е. на небе), а вы свидетельства Нашего не принимаете» ( Ин. 3, 11 ). Не решаешься поверить тому, что здесь, на земле, будет происходить и уже поисходит с верующими в Меня и о чем предвещали пророки, т. е. все-таки о земном, человеческом, хотя и благодатном, даваемом человеку от Бога. «Если Я сказал вам о земном, и вы не поверите, – как поверите, если буду говорить о небесном?» ( Ин. 3, 12 ) Но я не скажу тебе пока, что основатель Царства Божия, или Мессия, есть не человек, но Богочеловек, по естеству равный Богу. А ты, почитая Его человеком, веришь Даниилу, что Он взойдет на небо; однако знай, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3,13 ). Этот переход речи на восходящего к Небу как на Кого-то ожидаемого душою Никодима ясно показывает, что Спаситель имеет в виду то пророчество Даниила, а также напряженное ожидание его исполнения в личности Мессии со стороны Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И в явлениях жизни обыкновенной мы видим силу любви. Вот нежная мать несет на руках своего младенца в сильный полуденный зной и идет по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходит ли ей мысль бросить свою драгоценную ношу и все это не тягостно ли ей и трудно? С уверенностью можно сказать, что всего этого она как будто и не замечает по любви к своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткий путь – все поглощено любовью! Если так сильна и действенна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовью ко Христу, не только не боялись страданий, но еще с радостью желали принять их. Силу этой любви так изображает апостол Павел: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). г)  Особенное действие божественной благодати. Самая решимость страдать за Христа была плодом упования на благодатную помощь. «Надеюсь, – говорила св. мученица Агафия, – на Христа Бога моего, яко имать с высоты смотрети на подвиг мой со множеством св. Своих ангелов и помогати мне немощней будет» (Четьи Минеи, 5 февраля). Подобное чувство упования на благодатную помощь Божию было у всех христианских мучеников. Они никогда с самообольщением не опирались на свои силы и дарования. В духе глубокого смиренномудрия они начинали великий свой подвиг. Каждый из них мысленно говорил с апостолом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). д)  Чудесное явление Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их, так что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Так, в книге Деяний апостольских о св. первомученике архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его рвались сердцем и скрежетали на него зубами, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящаго одесную Бога (7, 54–55), и объятый радостью божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно блаженный мир, среди коленопреклоненной молитвы (См.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Я, Я похищу, – схвачу свою добычу, и пойду» в свое место, «понесу и никто не отнимет», никакая сила не спасет от Меня народ, определенный Мною на погибель. И как лев, схватив добычу, возвращается в свое логовище; так и Я, излив свою ярость над грешным народом, исполнив над, ним свою грозную волю, «пойду, возвращусь в свое место», возвращусь на небо, не буду обитать среди этого народа, как его по преимуществу Бог, избравший его в свой народ, особенно перед другими народами промышляющий о нем, спасавший его, и всегда защищавший его, – лишу этот народ своего благодатного, обильного милостями присутствия среди его, оставлю его беспомощного страдать среди тех врагов, во власть которых отдам его, и через то приведу его в самое безотрадное, самое несчастное положение. В таком положении мрака, тесноты, несчастья сыны израилевы будут находиться дотоле, «доколе они не признают вины своей» (это первая степень покаяния), – доколе не сознают грехов своих, как главной причины их погибели, и сознавши, не обратятся к Господу, «и не взыщут лица Моего», говорит Господь (это вторая степень покаяния). Это сердечное покаяние, это обновление духовное, – это нравственное пробуждение от сна греховного и греховной беспечности, это устремление к Богу с тем, чтобы ходить путем заповедей Божиих, будет произведено в них именно посланными на них Богом страданиями, их тесной, тяжелой скорбью: «в скорби своей», говорит Господь, в тесноте, пребывая в трудном положении, «скоро взыщут Меня», обратятся ко Мне с особенной стремительной силой, с особенной ревностью ( Ос.5:11–15 ). Таким образом Бог изливает ярость гнева своего над беззаконным Израилем, лишает его своего благодатного обитания среди его, – погружает его в беспомощное, мрачное состояние не с той целью, чтобы погубить его. Он хочет не смерти беззаконника, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего и жил ( Иез.33:11 ), – Он хочет путем крайних наказаний вразумить народ, привести его к сознанию вины своей, и обращению к Богу своему, как единственному подателю жизни и счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Небезопасно пренебрегать заповедями воли Божией, повелевающей или же запрещающей что-либо! Всякому, кому возвещена воля Божия, неприлично расспрашивать много: зачем то предписывается к исполнению, а то запрещается? Вездесущий, Всеведущий и Всеблагий Бог – причина всех причин всего существующего, и Его святая воля – высочайший, неизменный закон для воли, или свободной деятельности разумных творений. Следовать во всем Божественной воле, или, что то же, сообразовывать свои свободные пожелания с нею – высшая конечная степень христианского совершенства.  Глава V . Сообразование человеческой воли с Божественной – величайшее добро в жизни Этим не ограничиваются дары Отца Небесного верным Его. Он через возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа возвестил, что человек, всецело предавшийся воле Божией, может при известных обстоятельствах получить особенную благодатную власть для совершения таких дел, которые могут быть произведены только непосредственно силой Божественной. Это видно из непогрешительных слов Самого Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин 14, 12 ). Воистину такую благодатную власть получают от Бога те, которые решились с ее помощью раз и навсегда управлять собой согласно воле Божественной и преодолевать противные ей собственные вожделения. Это – Божия держава, Божие Царство, это – любезное обетование, это – непрестающее сердечное общение с Богом, Который есть Любовь . Бог хочет иметь с человеком как бы нераздельное Царство; ибо все, что есть Божие, то принадлежит и верующему человеку, и Сам Бог – его принадлежность, его вечная, непреоборимая сила и щит! Об этом пространно говорит святой Павел: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм – вы... Никто не хвались человеками, ибо все ваше (то есть все вы составляете одно человечество): Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше (то есть свойственно вам всем); вы же – Христовы, а Христос – Божий ( 1Кор. 3:17,21–23 ). Все ваше, но ваше не по праву собственности вашей, а потому, что все служит к вашей пользе душевной или телесной и к достижению вами высочайшей, конечной цели – вечному блаженству с Богом и в Боге. Мир – ваш со всеми в нем созданными вещами; ибо последние необходимы вам в телесном и душевном отношении; жизнь – ваша для посвящения вами оной на служение Богу и ближним, что вменится вам в заслугу; смерть – ваша, потому что через нее, как через дверь, вступите в будущую, загробную жизнь; ваше настоящее, благополучное или мучительное, но через него вы можете стать добродетельными; ваше будущее – это жатва посеянного вами в настоящей жизни: что здесь посеете, то там и пожнете (см.: Гал 6,7 ): любящим Бога... все содействует ко благу (блаженству) ( Рим 8,28 ). Желание сердец наших о спасении Бог исполняет и молитв наших не отвергает (см.: Пс 20, 3 ). 1 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Для разрешения этих недоумении и для правильного уразумения слов святого Стефана вспомним, что речь его, как выше сказано, клонилась к обличению иудеев. Они, увидев чудесное облако, которое осенило храм во время освящения его, услышав обетование, по которому Бог сердце Свое положил во храме, подумали, что Иерусалимский храм сделался не только твердым и постоянным на предопределенное время, но и непременным навеки селением Божиим. Что и город Иерусалим, и народ иудейский, имея у себя святой храм, по этому самому также святы, неприкосновенны, не подвержены оставлению Богом. Эти неосновательные и грубые, но прикрытые набожностью мысли сделались у иудеев пищей нечестия и беззакония. Бог живет у нас в храме, – говорили они, – и не заботились о том, что нет Бога пред очами их. Надеясь на святое место, «народ грешный», по выражению пророка Исаии, «народ обремененный беззакониями» ( Ис. 1, 4 ), бесстрашно прилагал грехи ко грехам. Когда им угрожали, что умножившиеся грехи погубят их, они либо не внимали этому, либо гневались на это, прельщая себя надеждой, что святое место спасет их. Святые мужи иудейской церкви давно усмотрели это заблуждение своего народа и неоднократно с ревностью обличали его. Тот Исаия, которого и приводил во свидетельство святой Стефан, опровергая дерзкую надежду беззаконников на святой храм, говорит от лица Самого Бога: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66, 1 ). И вместо ложной надежды на одну видимую и чуждую святыню, внушая истинное упование на благодать Божию, в послушании приемлемую человеком и делающую его самого храмом Божиим, пророк присоединяет также от лица Божия: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( 66, 2 ). Так и через Иеремию говорит Бог: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7, 4 ) – они не помогут вам. В таком духе обличения сказал и святой Стефан, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ), то есть не заключается вездесущее Божие существо в храмах, хотя в них присутствует благодать. Не привязано благодатное присутствие Божие к храмам, хотя им даровано; не в том, собственно, живет благодать, что есть рукотворенное во храмах, но, будучи сама духовна, проходит она сквозь рукотворенное и сокровенно ищет оживить собою также духовное, то есть внутреннего человека. Если человек жесток, невнимателен, нечувствителен, упорен против Святого Духа, то и в открытом рукотворенном храме для него заперто благодатное жилище Божие; рукотворенная церковь не освящает и не спасает того, кто, со своей стороны, не подвизается, чтобы сделать себя живой церковью Живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Таким точно образом Милосердный Бог сохраняет и умиротворяет сердечно предавшегося Его святой воде всякого человека и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце не преступать воли Божьей, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился моей благодати — все Мое есть твое: Мое Небо, Ангелы, а еще более Единородный Сын Мой твой есть и Сам Я есть твой, и буду твой, как обещал Я верному Аврааму: " Я твой щит; награда твоя будет весьма велика " (Быт. 15:1). Этим не ограничиваются дары Возлюбленного Отца Небесного верным его сынам и дочерям. Он через возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа возвестил, что человек, вполне предавшийся воле Божьей, может, при известных обстоятельствах, получить особенную благодатную власть для совершения таких дел, которые могут быть произведены только непосредственно силой Божественной: это видно из слов Самого Иисуса Христа — " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Иоан. 14:12). Истинно, такую благодатную власть получают от Бога те, которые решились с ее помощью, раз и навсегда, управлять собой согласно Его воле и преодолевать противные Ей собственные вожделения. Это — Божья Держава, Божье Царство, это — любезное обетование, это — непрестанное общение с Богом, который есть любовь. Бог хочет иметь с человеком как бы нераздельное царство; ибо все, что есть Божье, то принадлежит и верующему человеку, и Сам Бог — его принадлежность, его вечная, непреоборимая сила и щит! Пространно об этом говорит святой апостол Павел: " Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм есть вы… Никто не хвались людьми (достоинствами человеческими) ибо все ваше (все вы составляете одно человечество). Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше (т. е. свойственно вам всем) . Вы же — Христовы, а Христос — Божий " (1-е Коринф. 3:17–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010