31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския Митрополия всеа Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, как свет сияющее за его чистое и непорочное и духовное и милостивое житие и за другие добродетели и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение. Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля. Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года. Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года. Труды: Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией. – СПб., М., 1868–1916. Чин венчания на царство//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – T. 1, 40. Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – T. 4, ч. 1; Новгородская четвертая летопись. – Ленинград, 1929, вып. 3. Послание Василию III//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чернышевский во главе революционеров 1861 г.: Некоторые итоги и перспективы исслед. М., 1981 (в соавт. с Новиковой Н. Н.); Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в.//ДРИ. М., 1984. [Вып.:]. Древнерус. искусство XIV-XV вв. Сб. 4. С. 283-313 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Благовещенский собор и письменные источники XV-XVI вв.//Уникальному памятнику рус. культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тезисы науч. конф. М., 1989. С. 10-14 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Летописные источники XV в. о строительстве моск. Успенского собора//История и реставрация памятников Моск. Кремля. М., 1989. С. 20-42. (Мат-лы и исслед./ГММК; Вып. 6) (в соавт. с Назаровым В. Д.); Быть святым на Руси//Наука в России. М., 1993. 1(73). С. 96-101; К изучению традиций книгописания в Троице-Сергиевом мон-ре//История и палеография. М., 1993. Вып. 1. С. 17-33; Об атрибуции некоторых посланий из формулярника митр. Симона//Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1. С. 30-55; Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь»//Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 350-390 (в соавт. с Назаровым В. Д.); К изучению биографии прп. Сергия Радонежского//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 11-15; Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты; 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв.; Судебник 1497 г.: Рукопись и текст//Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв.: Сб. ст. М., 2000. С. 53-75 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Монашество в эпоху образования централизованного гос-ва//Монашество и монастыри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 57-80; Миротворческая роль Церкви в XI - нач. XV в.//Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители: (От раннего средневековья до рубежа XIX-XX ст.). М., 2003. С. 28-38; Кодикологическое исследование «автографа» Яна Длугоша// Щавелева Н. И.

http://pravenc.ru/text/1841459.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/24 Деревянный храм Чуда архангела Михаила, бывшего в Хонех, давший название и начало Чудову монастырю, был заложен в сентябре 1358 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В 1365 г. на месте деревянного святитель Алексий построил каменный храм, завещав похоронить себя подле него. Завещание святителя, из благочестия, не было выполнено, и он был похоронен внутри собора Чуда архангела Михаила, в Благовещенском приделе. Когда храм обветшал, и во время службы в 1431 г. рухнули потолок и стены, старую одноглавую церковь заменили новой, меньшей по размеру. В 1435 г. мощи святителя во время разборки обветшавшего собора были обретены нетленными. Но и новый храм был разобран в 1501 г. Через два года итальянские мастера возвели большой пятиглавый четырехстолпный собор, который был освящен 6 сентября 1503 г. Этот храм, очень красивый, стройный и пропорциональный, украшенный изящными декоративными элементами, не только достойно гармонировал с крупными зданиями храмов и дворцов Кремля, но и стал примером для подражания, так как в нем в полной мере выразились черты новой московской архитектуры. Большой купол собора был украшен вызолоченными главой и крестом. В 1518–1519 гг. собор был расписан, а в середине XVI века после пожара расписан вновь. Древний иконостас после пожара 1626 г. заменили новым. В 1780 г. вместо пятиглавия поставили одну главу. Позакомарное покрытие заменили четырехскатным, снесли окружавшую собор галерею. В 1839–1849 гг. архитектор М.Д. Быковский проводил реставрацию храма Чуда архангела Михаила. Современники отзывались о ней восторженно, с чувством гордости за просвещенное время, научившееся ценить свое прошлое. Историк и москвовед Н.М. Снегирев писал: «Возобновление это может служить образцом тому, как надо реставрировать древние памятники церковного зодчества, не искажая их первобытного типа». В 1913 г. в подклете собора освятили церковь во имя священномученика Ермогена. В 1929 г. собор уничтожили вместе со всеми храмами и постройками Чудова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Такие же кокошники размещаются и в основании центрального барабана. Еще одно сходство – три апсиды кремлевского собора тоже украшены резным фризом, но к нему добавлен еще аркатурный пояс, а окна не имеют «углубленного» обрамления, столь характерного для суздальской архитектуры, и, кроме того, они более широки. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле, возведенный московскими мастерами (1506-1515 годы), как и Покровский собор в Суздале, с трех сторон окружен двухэтажными галереями с открытой аркадой увенчан тремя главами. По мнению исследователей ярославского зодчества, он испытал сильное влияние соборов Московского Кремля: Архангельского (1505-1508 годы) и Благовещенского (1484-1489 годы) Все перечисленные соборы, в том числе и собор Покровского монастыря в Суздале, строились по заказу и «иждевением» великих князей. Несколько слов следует сказать о внутреннем убранстве Покровского собора. Оно было столь же сурово, как и внешний облик. Росписи стен отсутствовали, и интерьер украшали только иконы в богатых окладах, шитые пелены и изысканная церковная утварь. Все это было по преимуществу вкладами семей знатных инокинь, или творением их рук. Пол был вымощен черной керамической плиткой. Первый этаж собора занимала усыпальница. Всего в ней насчитывалось 26 (27) захоронений (некоторые находятся под галереями и крыльцами) Особенным почитанием до наших дней пользуется рака великой княгини Соломонии Сабуровой (в иночестве Софьи), причисленной в 1650 году к лику святых, и поминаемая как преподобная София Суздальская. Гробница ее находится в юго-западном углу собора. Некогда ее украшал деревянный резной саркофаг и покров с богатым шитьем. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. Деревянный переход к храму-колокольне заменили каменным с пышным резным убранством (он существует и сейчас), проемы галерей заложили кирпичом, пристроили выносные крыльца (они тоже сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=05097

Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах. Напротив алтаря у левой колонны находится позолоченная кафедра для произнесения проповедей, украшенная резьбой и статуями апостолов Петра и Павла и четырёх евангелистов. Симметрично кафедре — у правой колонны располагается царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: скипетром, мечами и короной. Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки. Императорская усыпальница [ править править код ] Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

Во время больших праздников богослужения переходили на площадь, где служили молебен. Соборная площадь превращалась в огромный храм под открытым небом, где алтарем был Иван Великий с Успенской звонницей и ее главными для христиан храмами Рождества Христова и Воскресения, мужской половиной – Архангельский собор, женской – Успенский собор. Благовещенский собор символизировал вход в этот грандиозный молящийся храм, отворенный людям через Благую весть о Спасителе. По мнению историка Москвы М.П. Кудрявцева, так средневековые градостроители сумели воплотить и сложнейший апокалиптический образ нерукотворного храма Небесного Града. Это было истинным торжеством градостроительной идеи православной Москвы. Дополнял этот ансамбль храм Вознесения в Коломенском – летней царской резиденции. Традиционно считается, что этот благодарственный храм был возведен тем же архитектором Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного. В градостроительной модели Третьего Рима Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось вознесение Господне, и символом Второго пришествия Христа, которого ожидали тоже на Елеонской горе. Есть версия, что храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима. Оттого в Коломенском был построен именно Вознесенский храм, как и в Иерусалиме. По легенде, Господу даже уготовили символический трон в восточной части московского Вознесенского храма. «Величиною слово в слово» Идея Московского царства как богоизбранной державы особым образом проявилась при Борисе Годунове. Гордый царь решил прославить свою эпоху величайшим деянием, особенно потому, что он не был потомком Рюриков, а стал первым царем из бояр, избранным Земским собором, хотя законность его власти была освящена венчанием на престол. В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить еще один ярус Ивана Святого, и высота колокольни составила 81 метр – с тех пор и пошло его прозвище Иван Великий. Известна традиционная версия историков: Годунов начал это строительство для того, чтобы дать работу голодающему люду, стекавшемуся в Москву со всех концов России, а главное, сделать высокую дозорную башню для наблюдения и охраны рубежей Москвы от вражеских набегов и пожаров.

http://pravoslavie.ru/4167.html

1661 г.), 7) Успения пресв. Богородицы у царевен меньших (освящена в 1680 г.), 8) Сошествия св. Духа (освящена в 1681 г.) и 9) апостолов Петра и Павла (освящена в 1684 г.). – В этом перечне нет собора Спаса на Бору; о. Извеков ни слова не говорит о нем, и даже не упоминает, почему он исключил его из своего труда. Собор этот – «Спас на царском дворце», «что у великого государя на дворце», всегда принадлежавший к числу дворцовых церквей, есть в то же время одно из самых древнейших зданий гор. Москвы, по выражению И.М. Снегирева – «ровесник городу Москве» (Москва, Описание города, т. II, М. 1873 г., стр. 39) и, по всей справедливости, заслуживает наиболее полного и обстоятельного описания. А между тем о. Извеков не дает никакого... То обстоятельство, что собор этот находится не в самых дворцовых зданиях, а среди их (во дворе), коими он окружен, нисколько не может оправдывать исключение его из работы о. Извекова: ведь и Благовещенский собор не находится среди дворцовых помещений, а стоит особо, отдельно, отчасти даже выделившись от зданий дворца, к которому он примыкает только одной западной стороной. Таким образом за сведениями по истории и древностям древнейшей дворцовой церкви Московского Кремлясобора Спаса на Бору нужно обращаться к трудам ранейших исследователей Кремлевских святынь (См. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, Максимовича, М. 1792 г., ч. I, стр. 169–171; Москва или исторический путеводитель, А.Ф. Малиновского, ч. II, М. 1827 г., стр. 146–151; Памятники Московской древности, И.М. Снегирева, М. 1842–1845 гг., стр. 121–130; Москва. Подробное историческое и археологическое описание города, И.М. Снегирева и А.А. Мартынова, т. II, М. 1873 г., стр. 28–40, тоже самое в издании «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», А.А. Мартынова, год изд. 3, М. 1852 г., стр. 72–87). Отсутствие же речи о нем в «исследовании» о. Н.Д. Извекова – есть один из недостатков его работы. Другим недостатком следует признать – отсутствие плана Кремлевских дворцовых зданий с обозначенными на нем дворцовых церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини. Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной. Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

http://sobory.ru/article/?object=00238

Затеянная Иваном III Васильевичем (1440-1505) большая перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году старый собор был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось пять лет. В августе 1489 года с него сняли строительные леса и перед москвичами предстал белоснежный храм, увенчанный тремя куполами, окружённый с трёх сторон крытой галереей. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В облике собора проявилось много черт псковского зодчества. Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый. Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно поновлялись: при Алексее Михайловиче (1629-1676), при Екатерине II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729-1796) и трижды - в 19-м столетии. Благовещенский собор служил государевой домовой церковью, поэтом в системе его росписи большое место было отведенено теме светской власти. Её смысл - преемственность власти московских великих князей и царей от византийских императоров - через древних князей владимирских и киевских. На стенах храма - изображения византийских императоров, русских князей Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125), св. Александра Ярославовича Невского (1221-1263), св. Даниила Александровича Московского (1261-1303), Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41), св. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), Ивана III Васильевича (1440-1505). Здесь же помещены образы святых покровителей присоединённых к Москве русских земель - Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова. Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати мудрецов - тех, которые " не ведая закона, творили законное по природе " . Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его " света невечернего " . Среди этих мудрецов, изображённых со свитками в руках - Аристотель, поэт Менандр, Плутарх, Платон, Вергилий.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 15 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) Косма и Дамиан: История в картинках Космо-Дамианский монастырь   Православные праздники 16 июля Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652) Святой Филипп был митрополитом при царе Иване Грозном. Недолго он пробыл в своем священническом чине - его подвергли суду, а затем, Малюта Скуратов собственноручно убил его. Митрополит Филипп хотел мира и согласия в обществе, любви между людьми, поэтому обличал злостную политику Опричнины, публично не дал благословения Ивану Грозному. Митрополит Филипп   Мученика Иакинфа Римского   Благоверных князей Василия и Константина Ярославских   Святителя Василия, епископа Рязанского   Преподобных Анатолиев Печерских   Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских   Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского   Преподобного Никодима Кожеезерского   Православные праздники 17 июля Страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии Церковь чтит память святой царской семьи в день их убиения - 17 июля Царственные страстотерпцы: За что канонизирован император Николай II и его семья? Почему канонизирован Николай II? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Святая царица Александра Федоровна Романова: Афоризмы Джой. История царской собаки Дармштадт: Пьеса о раненом городе Храм, который строили святые: История русской церкви в Дармштадте, на родине двух православных святых Моя история: Романовы. Фоторепортаж с выставки «Православная Русь» Три книги о святых из династии Романовых Романовы Романовы Спецвыпуск «Романовы: 400 лет в истории»   Преподобного Андрея Рублева, иконописца Андрей Рублев - великий мастер своего времени. Им, совместно с Феофаном Греком, был расписан Благовещенский собор Московского Кремля. Его рукой написаны иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора  Троице-Сергиева  монастыря. Ему же принадлежит икона «Троица».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010