Ученый из Сомбатхея (Венгрия) Виктор Моисеенко, говоря о восприятии цвета, заключает: «Желто-синий канал – это один из важнейших физических элементов цветового зрения, который был первично зафиксирован в языковом сознании древнего человека» . Причем «желтый и синий ведут себя по-особому при изменении цветового тона в зависимости от яркости. В цветоведении это является своеобразным правилом: а) при увеличении яркости сверх нормативной спектральные цвета сдвигаются к желтому и голубому, б) при очень больших яркостях (соответствующих полуденному солнечному свету в южных широтах) цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и у голубого, остальные “выцветают” » . Для понимания цвета иконы Андрея Рублева «Святая Троица» (несмотря на внесенные поновления ее и реставрационные изменения в течение последних 300–400 лет ) эти замечания весьма существенны. Ибо основной авторский замысел, касающийся цвета, прочитывается достаточно хорошо. Глядя на икону, именно упомянутые Моисеенко цвета из всех хроматических видишь самыми интенсивными, в то время как остальные приглушены. Золотисто-желтые троны и крылья Ангелов, голубые подпапоротки и рефлексы на одеждах, синие хитоны и гиматий сразу создают праздничное настроение. Ил. 2. Преподобный Андрей Рублев. Воскрешение Лазаря. 1405 г. Благовещенский собор Московского Кремля Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: предшественники Рублева и его последователи в данной композиции, насколько нам известно, концептуально не писали белыми нимбы Ангелов (речь не идет о копиистах). Вспомним ранние памятники, где встречается сюжет «Гостеприимство Авраама»: живопись катакомб на Виа Латина (IV в.), ранние мозаики в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), в церкви Сан-Витале в Равенне (VI в.); вспомним известные памятники послеиконоборческой эпохи: фреску Софии Киевской (XI в.), мозаику собора в Монреале (Италия, XII в.), фреску в капелле Богоматери монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе (Греция, XIII в.), живопись южных врат собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII в.), икону, приписываемую кругу святителя Стефана Пермского и получившую наименование Зырянской Троицы (XIV в.), знаменитую фреску Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, что в Новгороде (XIV в.), церковь 40 мучеников в Тырново (Болгария, XV в.), храм Святой Софии в Охриде (Сербия, XV в.) – везде нимбы исключительно золотого цвета или цветов, его имитирующих.

http://pravoslavie.ru/43579.html

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

1993, февраль – В возрождающийся Успенский Княгинин женский монастырь в г. Владимире возвращена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. 1993, 7 апреля – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые после 1918 г. совершил богослужение в Благовещенском соборе Московского Кремля. 1993, 3 октября – В воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении с членами Священного Синода при многотысячном участии верующих были совершены Божественная литургия и молебен перед чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы специально доставленным из Третьяковской галереи в связи с политическим кризисом в стране. Святейший Патриарх коленопреклоненно прочитал перед иконой молитву свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений». 1993, 4 ноября – В день праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил и возглавил первое богослужение в воссозданном на Красной площади Казанском соборе (построен в 1635 г. князем Димитрием Пожарским в память об избавлении Москвы от иноземного нашествия и о прекращении смуты в России). 1993, 17 декабря – Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы возвращена из музея в Толгский женский монастырь Ярославской епархии при посещении Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Ярославской епархии. 1993, 18 декабря – Истечение слез из иконы Пресвятой Богородицы в селе Боян Черновицкой области. 1994, 3 июня – В день праздника Владимирской иконы Пресвятой Богородицы чудотворная икона на время богослужения была перенесена из Третьяковской галереи в Успенский патриарший собор Московского Кремля. 1994, (июнь?) – Начало мироточения двух икон Пресвятой Богородицы в женском Скоропослушницком монастыре, что в г. Печора (Республика Коми) Архангельской епархии. 1994, 2 июля – Начало мироточения от Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в приделе новомучеников Казанской церкви с. Пучково Нарофоминского р-на Московской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Свято-Троице-Сергиевой Лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе. 22 февраля 1993 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. 7 апреля 1993 года в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита. 10 апреля 1993 года в Лазареву субботу, в Богоявленском соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 24 февраля 2004 года возведен в сан архиепископа. Благодаря непрестанным трудам Владыки, в епархии действуют 103 прихода и четыре монастыря (три мужских и один женский). За время его управления Вологодской кафедрой состоялось обретение мощей святителя Антония Вологодского, преподобного Филиппа Ирапского, причислены к лику святых праведный Александр Баданин, 16 новомучеников и исповедников Российских. В епархии издается епархиальная газета " Благовестник " , открыт сайт епархии, действует Вологодское православное Духовное училище, ежегодно проводятся Прокопьевские, Игнатьевские, Димитриевские образовательные чтения. В 2007 году к 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Игнатия Брянчанинова при активной поддержке губернатора В.Е.Позгалева проведена реставрация усадьбы и храма в селе Покровском - родовом имении Брянчаниновых, где прошли детские и отроческие годы Святителя. С июня 2007 г. согласно договору о сотрудничестве, подписанном губернатором Вологодской области и архиепископом Максимилианом главный храм Вологодской епархии, Софийский собор Вологодского кремля, передан в совместное пользование. За заслуги в деле духовного просвещения жителей Вологодской земли архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан награжден орденом св.благ.кн. Даниила Московского II степени. За труды во славу Святой Церкви владыка Максимилиан также удостоен

http://expo.pravoslavie.ru/expo/photogal...

Незадолго до 20 авг. 1380 г. Г. встречал рус. войска на р. Северке перед Коломной, благословил блгв. вел. кн. московского Димитрия Иоанновича и рус. рать на битву с войском ордынского темника Мамая (см. Куликовская битва ). В сер. сент. 1380 г. Г. в Коломне встречал рус. воинов, возвращавшихся с Куликова поля. В авг.- нач. сент. 1382 г. Г. укрылся в Вел. Новгороде от войск ордынского хана Тохтамыша , осадивших Коломну. При Г. в Коломенской епархии широко развернулось каменное строительство. В 1379-1382 гг. в Коломне был воздвигнут кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы - один из самых больших храмов Московского княжества. В соборе предположительно находился деисусный чин, впосл. перемещенный в Благовещенский собор Московского Кремля . Ранее 1379 г. был построен собор в Спасо-Преображенском коломенском мон-ре. По-видимому, в 70-х гг. XIV в. в епископском селе близ Коломны завершилось строительство храма в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи на Городище. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 315, 337; Т. 6. Вып. 1. Стб. 459-460, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 75, 123, 154; Т. 23. С. 125, 129, 131; Т. 24. С. 136, 144-145, 154; Т. 25. С. 195, 202, 210, 214, 226; Т. 30. С. 125, 129; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 379, 406, 433; Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского/Пер. с древнерус. и ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 62-63, 74-83; Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998 (по указ.). Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1030; Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 82-83; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского; Мазуров А. Б. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI в. М., 2001 (по указ.); он же. Белокаменное строительство в Моск. княжестве (1325-1431 гг.): Общая панорама развития//Битва на Воже - предтеча возрождения средневек. Руси: Сб. науч. ст. Рязань, 2004. С. 139-144. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/164571.html

Интересно, что обе православные церкви Николаевская и Казанская расположены на одной улице, в нескольких сотнях метров друг от друга. Проект Казанского храма разработал известный российский архитектор Алексей Воронцов. Ранее он проектировал общественные здания, торговые комплексы, элитное жилье. Своим планом Казанская церковь несколько напоминает Благовещенский собор Московского Кремля: главное помещение находится на высоком подклете, храм выходит на улицу алтарной частью, чтобы войти внутрь, надо подняться по одной из двух лестниц и пройти через паперть в отличие от русских прообразов, в Гаване она открытая, что обусловлено климатом. Высота церкви около 30 метров, размеры главного помещения 18 на 18 метров. Оно может вместить 500 молящихся. Несущие конструкции храма железобетонные, стены выложены из кирпича. Проект был одобрен официальным Историком Гаваны Эусебио Леалем, который специально приезжал в Москву для обсуждения этого вопроса и встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Прораб стройки 60-летний кубинский инженер Педро Родригес Санчес. Четыре года назад, когда он руководил строительством «греческой» церкви в Гаване, Педро стал православным: он был принят через миропомазание и вскоре обвенчался со своей супругой в Николаевском храме. Регулярные богослужения проходят в Казанской церкви с марта 2008 года. Хотя внутренняя отделка храма еще далека от завершения, о. Владимир, прибывший в Гавану в декабре прошлого года, вскоре решил, что перемещение служб из временного здания (католической церкви) в постоянное будет способствовать как ускорению строительства, так и сплочению общины. На Пасху, по словам настоятеля, в церкви было около ста человек. Во второй половине августа, надеется о. Владимир, в Гавану морем будут доставлены купола, кресты и иконостас Казанской церкви. Их монтаж может быть закончен за месяц-полтора. В этом случае уже к середине октября русский собор в кубинской столице будет готов к освящению. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/431476.htm...

По окончании Божественной литургии в Благовещенском приделе собора, у надгробия на месте погребения Святейшего Патриарха Алексия II митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию по Святейшим Патриархам Алексию I и Алексию II. У раки с честными мощами святителя Алексия, митрополита Московского, митрополит Ювеналий совершил молебен Божией Матери и святителю Алексию. Затем владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Сегодня православная Москва отмечает два близких и дорогих ей праздника — в честь иконы Божией Матери Иверской, покровительницы нашего великого града Москвы, и святителя Христова и чудотворца Алексия. Промыслом Божиим так было угодно устроить, что в 1947 году цельбоносные мощи святителя Алексия из Московского Кремля были перенесены в кафедральный Богоявленский Патриарший собор. С тех пор молитва перед этими цельбоносными мощами приносит и утешение, и радость, и исцеление многим и многим, притекающим сюда с надеждой и верой, — сказал, в частности, митрополит Ювеналий. — Сегодня два великих именинника, которые носили имя святителя Алексия — блаженнопочившие Святейший Патриарх Алексий (Симанский) и Святейший Патриарх Алексий (Ридигер). Вчера, когда я помазывал елеем верующих, я узнавал лица тех, кто в юные годы молился здесь, и, думаю, помнит Святейшего Патриарха Алексия I. И, конечно, мы все с любовью молились сегодня о блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии II, который отошел ко Господу чуть больше года тому назад. Оба  Первосвятителя несли свое служение в сложное для Церкви и Отечества время. Святейший Патриарх Алексий I был избран сразу после Великой Отечественной войны, и он видел страдания и тяготы народа, устроявшего свою жизнь в послевоенное время. А Святейший Патриарх Алексий II два десятилетия возглавлял нашу Святую Церковь, возрождая ее после страшных лет гонений, и устроял епархии, приходы, и заботился о благочестии народа нашего». В заключение митрополит Ювеналий поздравил всех с праздником. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1101012.ht...

После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь, чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти, в течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икона была передана Святейшему Патриарху Алексию II. В настоящее время она постоянно находится в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Один раз в год — к празднику Похвалы Пресвятой Богородицы (празднуется в 5-ю субботу Великого поста) — Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят для всеобщего поклонения в Богоявленский Елоховский кафедральный собор г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Кирил об " Москви з очолив утреню з читанням за темою У урочисте святкування Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Президент передав Головному командуванню сил РФ список «Спас Нерукотворний» У парку у виставка «Хранителька присвячена Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад з ключовими словами – Великий – пандемия коронавируса   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5617056...

После чтения Евангелия были вознесены сугубые молитвы о Предстоятеле Русской Православной Церкви в связи с 54-й годовщиной служения Его Святейшества в священном сане. 7 апреля 1969 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком соборе  Александро-Невской лавры   митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов)  рукоположил монаха Кирилла (Гундяева) в сан иеродиакона. Архиепископ Матфей прочитал благодарственную молитву о благодеяниях Божиих, на Святейшем Патриархе Кирилле «в мимошедшее пятидесятичетырехлетие его служения у Престола Божия бывших». За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Иоанна Грузинова, клирика храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Леонов, клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы.  По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка вручил председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советнику Президента В.А. Фадеевву орден преподобного Сергия Радонежского III степени — во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения  По традиции после богослужения в праздник Благовещения Святейший Патриарх Кирилл вместе участниками молодежного движения «Патриаршие добровольцы» и благочестивыми верующими выпустил в небо голубей со ступеней Благовещенского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6017253.ht...

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241 ´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155 ´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI Новгородская II летопись (под 1561 г.)//Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3). Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

http://pravenc.ru/text/149271.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010