Совершить виртуальную экскурсию по храму Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 8 Телефон +7 495 695-41-46 ; +7 495 697-03-49 Электронная почта: head@kremlin.museum.ru Официальный сайт: www.kreml.ru Паломнику [ править править код ] Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, поэтому для его посещения требуется приобрести билет, по которому вы сможете осмотреть все достопримечательности Соборной площади. Билеты продаются в кассе музея, расположенной в Александровском саду у выхода метро “Арбатская” Арбатско-Покровской ветки или тот же выход со станции “Библиотека им. Ленина” (выход из метро по длинному переходу по указателям в Александровский сад). Билеты можно приобрести на официальном сайте музея . Собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Богослужения [ править править код ] Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее проводит Патриарх. Также богослужения проходят в честь следующих праздников: В обычные дни собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Как добраться [ править править код ] Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит большого труда. Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — это метро. Ближе всего, в 600 метрах от собора, расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Недалеко находятся и станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 5 минут пешком. Схема московского метрополитена

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Вторая тенденция вытекает из первой, это – принижение православия в регионе. Прежде всего это разительный дисбаланс в количестве действующих церквей и мечетей, сложившийся в нулевые и сохраняющийся сейчас. Ещё в 2014 г. зафиксировано, что в регионе действует уже 1524 мечети (в основном построенных как раз за последние десятилетия) и только 331 православная церковь, включая часовни, молельные дома и молитвенные помещения. При этом в республике стоят и разрушаются до полутысячи некогда великолепных храмов, построенных русскими купцами меценатами в XIX – начале XX веков. А ведь это позор нынешних властей региона и муниципалитетов, которого они, впрочем, никак не ощущают, поскольку никто за это с них не спросит. Вопрос колоколен – отдельный, больной. Благовещенский собор Казанского кремля – без колокольни, восстановленный исторический Казанский собор – тоже, и это целенаправленная политика, озвученная ещё в середине лихих девяностых тогдашним министром культуры Таишевым, который вслух заявил, что как министр-татарин против колокольного звона в столице Татарии. А то, что две православные церкви в Кремле стоят без крестов, а в генерал-губернаторской домовой церкви находится «Музей государственности татарского народа», в которой прямо в алтаре стоит трон с чучелом татарского хана – это ли не вызывающе? Уничтожен Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля вместе с его древним кладбищем, на котором во время раскопок была обнаружена пещерка с мощами святых, среди которых и мощи первого святителя Казанского Гермогена – в последующем патриарха Московского и всея Руси, священномученика. Это – не вызывающее антиправославие нынешних регионалов? Территорию монастыря и кладбища закатали в современную тротуарную плитку, по которой топчутся туристы и зеваки. Что же творится по республике за пределами Казанского кремля вполне можно догадаться. Следует здесь хотя бы кратко упомянуть и Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, установленном в Казани прямо напротив кремля на их братской могиле – церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Памятник федерального значения уникальной архитектуры, последние двадцать лет – в постоянных «ремонтах», и до настоящего времени пребывает в полуразрушенном состоянии, в мерзости запустения. Хотя по распоряжению Шаймиева 2002 г. реставрационные работы должны были завершиться ещё до октября 2004 года. Многочисленные обращения православной общественности по инстанциям и публикации в СМИ результатов не приносят. Приход храма фактически упразднён, регулярные богослужения не проводятся.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/14/...

В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен. Некоторые исследователи связывают эту перестройку с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу - взятие Полоцка. На четырёх углах собора были устроены одноглавые приделы, а сам собор переделан на пятиглавие - в результате храм увенчала горка из девяти золотых куполов. Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложен узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого. В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шёл на Куликовскую битву и перед которой русское воинство молилось перед боем. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесённая в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом (ум. 1389), и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Из. кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , 2000, Вече. Здание Благовещенского собора постройки 1397 г. было в 1482 г. разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 г. В 1564 г. были надстроены четыре верхних придела с их главками и пристроена вторая южная паперть. Три верхних придела: Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы и Входа в Иерусалим сохранили древние иконостасы. Четвертый св. Георгия был переустроен в 1822 г. и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 г. в первой южной паперти устроен придел Николая чудотворца. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Покрытие золотом серебряных и медных О. икон, крестов, богослужебных книг и др. предметов на протяжении столетий производили традиц. способом амальгамного золочения. В XVI-XVII вв. в мастерские Московского Кремля из царской казны поступали для этих целей золотые монеты, как правило «угорские» (венгерские), т. е. такие, к-рые были чеканены по стандарту венг. дуката ( Ширяков И. В. Золотая монета в России XV-XVII вв.: АКД. М., 2000. С. 10; Зверев С. В. Золотые и позолоченные монеты - привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля//Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 267). Мелко разрубленные и нагретые докрасна частицы золота растворяли в ртути, а затем густой смесью этих металлов (амальгамой) с помощью щетинной кисти покрывали лицевую поверхность предварительно очищенного и протравленного в кислом квасе или клюквенном соке серебряного оклада (об амальгаме: Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967. С. 47). После нанесения амальгамы серебряный предмет нагревали над жаровней с горячими древесными углями до испарения ртути (отсюда другое название способа - «через огонь»). Амальгамное покрытие было прочным, но дорогим; ложилось оно неравномерно, кроме того, наносило вред здоровью. В 1-й пол. XVII в. московские мастера часто применяли более рациональный прием золочения «через огонь» для нанесения прочного и равномерного слоя позолоты. Гладкие серебряные пластины басмы покрывали ртутью, а сверху накладывали тончайшие листы сусального золота, к-рые после испарения ртути прочно соединялись с поверхностью пластин. Остатки ртути удаляли нагреванием на горячих древесных углях. Затем на пластинах оттискивали орнамент. Для таких работ мастерам из царской казны выдавали листы сусального золота: напр., кормовому мастеру Серебряной палаты басманщику А. Фалееву в июне 1624 г.- 1000 листов, в апр. 1625 г. ему же с 8 товарищами - 1800 листов на золочение О. царских дверей и киота к чудотворному образу Пресв. Богородицы, «что у государева старого двора» ( Троицкий. 1930. С. 132). Для изготовления листа сусального золота слиток драгоценного металла многократно проковывали, отжигали и снова многократно проковывали через прочную мембрану (напр., бычий кишечник). Мастера использовали специально приготовленные «открасы», позволяющие изменить цвет или оттенок золочения. В XIX в. технология амальгамного золочения уступила место гальваническому.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

Первоначально Малый собор Донской обители имел квадратный в плане объём, который переходил в " горку кокошников " и венчался шлемовидной главой. Малый собор интересен, в частности, тем, что это один из первых храмов с крещатым сводом. Внутреннее пространство храма не имеет опорных столбов, что не было традиционно для монастырских храмов конца XVI века, которые большей частью были ориентированы на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Изобретение такой конструкции сводов позволило отказаться от столпов и тем самым увеличить " полезную площадь " храма. В новоотстроенном соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. На правой стороне местного ряда иконостаса был установлен список с чудотворного образа Донской Богородицы из Благовещенского собора Московского Кремля. В 1673 году к основному объёму храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная часть. В 1677-1678 годах возводятся приделы, увенчанные луковичными главами: южный в честь прп. Сергия Радонежского и северный в честь вмч. Фёдора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни. В этоже время был надстроен центральный барабан, установкой луковичной главы. Во время разорения французами в 1812 году было утрачено богатое убранство древних иконостасов Малого собора. Вскоре после освобождения Москвы от неприятеля в храме, как и во всём монастыре, начались восстановительные работы. В 90-х годах XIX столетия в соборе были проведены очередные реставрационные работы. Вновь открыты ряды кокошников на основном объёме четверика. Последний раз до Октябрьской революции, внутреннее убранство храма и роспись поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году. Стоит упомянуть и тот факт, что в Малом соборе с 1949-1963 годы служил протоиерей Николай Голубцов, священник, известный всей православной Москве как составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. " Это был действительно " пастырь добрый " , - писал о нём С. И. Фудель, - отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы... А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы " .

http://sobory.ru/article/?object=03428

Пророческий ряд появился в ростовом варианте (иконостас Софийского собора в Вел. Новгороде, 1528?). Важнейшим новшеством стало возникновение во 2-й пол. XVI в. поясного праотеческого ряда (наиболее ранний из достоверно датированных - в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, 1598). В центре его находилась икона «Отечество» (в более поздних И.- «Господь Саваоф», «Св. Троица (новозаветная)»). В Благовещенском соборе Сольвычегодска (кон. XVI в.) имелось 40 образов праотцев на 10 досках, в Троицком соборе Троице-Сергиева мон-ря (1600) - 21 икона праотцев. Над иконами праотцев устанавливали на столбиках резных или литых шестокрылов-херувимов. Началось также формирование пядничного ряда: маленькие вкладные иконы стали группировать на полке в нижней части деисусного ряда (Благовещенский собор Московского Кремля, Преображенский собор Соловецкого мон-ря и др.). Местные иконы оставались плохо упорядоченными, по преимуществу соблюдалось только положение храмовой иконы справа от царских врат. Наряду с многоярусными иконостасами в XV-XVI вв. были широко распространены И., состоявшие только из деисусного ряда. В Вел. Новгороде, по описи 1617 г., их было большинство (72 из 132). Все И. имели тябловую конструкцию: иконы стояли на брусьях-тяблах (рус. «тябло» от греч. τ μπλον; см.: Фасмер М. Этимологический словарь рус. языка. М., 1987. Т. 4. С. 139), концы к-рых заводились в кладку стен и вост. столбов. Лицевые стороны брусьев украшали орнаментальной росписью (тябла ц. прп. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского мон-ря, кон. XVI - нач. XVII в.), резьбой и позолотой (тябла ц. прп. Кирилла Белозерского того же мон-ря) или в особых случаях басменным окладом (такой оклад существовал на И. Успенского собора Московского Кремля в 1627). Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. В состав И. входят царские врата (или райские врата), расположенные в центре местного ряда, а также боковые врата, ведущие в жертвенник и диаконник .

http://pravenc.ru/text/389068.html

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе. Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние " фряжской " архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и к помощи в строительстве Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Елисеев был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.   В завершение Святейший Патриарх Московский и все Руси Кирилл еще раз поздравил верующих с праздником.  Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви. Ранее в Успенский собор было передано напрестольное Евангелие. За сегодняшним богослужением Н.Ю. Чаплин преподнес Предстоятелю Русской Церкви для Патриаршего Успенского собора напрестольные кресты. В дальнейшем будут изготовлены и переданы в восстанавливаемую ризницу собора кадила, выполненные в соответствующих ювелирных техниках, дарохранительница, икона Успения Пресвятой Богородицы и другие предметы утвари, создаваемые мастерами ювелирно-художественной мастерской «Апостол». Историческое значение в судьбах коренных народов Якутии сыграло вхождение этого края в состав Российского государства.  В 1632 году отряд енисейского стрелецкого сотника Петра Бекетова заложил на правом берегу реки Лены Ленский острог — будущий город Якутск, ныне это столица Республики Саха (Якутия). Этот год считается годом вхождения Якутии в состав Российского государства. В 1638 году был образован Якутский уезд, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 год) и Якутскую область (1784 год) Иркутской губернии. По словам известного якутского историка, профессора Г.П. Башарина, вхождение Якутии в состав России в XVII веке «явилось поворотным пунктом в истории Ленского края... История Якутии вовлечена в сферу общерусского исторического процесса. Судьбы якутов, эвенков, эвенов, юкагиров и других народов края связаны с судьбами русского народа, а через это — с судьбами народов великой страны».

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

Первые иконы на Руси были привезены св. князем Владимиром из Корсуни для построенной им Десятинной церкви. К XI веку относится деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия († около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Одна из самых древних чтимых на Руси икон - чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию она была написана св. евангелистом Лукой и вывезена из Константинополя около 1131 г. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся " Св. вмч. Георгий Победоносец " (XI в., Успенский собор Московского Кремля); " свв. апп. Петр и Павел " и " Спас золотая риза " из Софийского собора в Новгороде (XI b.). Высочайшие образцы русской иконы явлены в творчестве выдающихся иконописцев Феофана Грека, св. Андрея Рублева (около 1370 - 17 октября 1428), Дионисия (ок. 1440-1502). ХРАМЫ СТАЛИ УКРАШАТЬ ФРЕСКАМИ Фреска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. Фреска - это дыхание храма, она призывает человека к молитве и возводит его в горний мир. Техника выполнения фресок пришла на Русь из Византии. Впервые фрески были использованы при устроении Десятинной церкви. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (1037 г.). Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице (1198 г.). Особое место в русской православной традиции занимают фрески Дионисия, вершиной творчествакоторого являются росписи Ферапонтова Белозерского Рождественского монастыря (основан в 1397 г.). Большое значение в истории развития православной иконописи и фрески имеет творчество Феофана Грека (ок. 1340 - ок. 1410), расписавшего Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010