По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Успенский собор строился в 1559-1585 гг. по повелению царя Ивана Грозного. Заложенный при игумене Иоасафе II, он был завершен при царе Феодоре Иоанновиче и архимандрите Митрофане. В середине XVIII в. изменен его верх: покрытие по закомарам сменила четырехскатная кровля, увеличена высота центрального барабана, сделаны луковичные главы. До 1780 г. собор имел западную, крытую сводом паперть, где был погребен царь Борис Годунов с семьей. После замены паперти существующим крыльцом над гробницами сооружена каменная шатровая палатка. В 1880-1881 гг. подл зданием собора вырыт сводчатый подвал-крипта (ныне храм Всех Святых), что послужило причиной последующих серьезных деформаций несущих конструкций и укрепления их в 1909 г. В 1967 г. под руководством В.Балдина восстановлено позакомарное покрытие. Монументальное кирпичное здание повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, немного превосходя его в размерах. Это пятиглавый шестистолпный храм с пятью равновеликими апсидами и крестовыми сводами. Его величественный облик характеризует строгая простота и лаконизм архитектурного языка. Гладкие фасады, украшенные лишь аркатурно-колончатым поясом, расчленены мощными лопатками на прясла, завершенные полукружием закомар. Просторный интерьер зального типа отличают от " образца " могучие столбы квадратной, а не круглой формы. Пол из каменных плит. Стены, столбы и своды покрывают великолепные фресковые росписи, выполненные в 1684 г. ярославскими и местными мастерами во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым. Роспись была осуществлена на вклад погребенного в соборе архиепископа Рязанского Моисея, бывшего до епископской хиротонии протопопом кремлевского Благовещенского собора и царским духовником. К концу XVII- началу XVIII вв. относится резной вызолоченный пятиярусный иконостас стиля " нарышкинского " барокко со сквозными колонками, обвитыми виноградной лозой, и с " Распятием " в завершении. Иконостас значительно поновлялся в XIX в. Сохранились два бронзовых паникадила XVII в., выполненные в Оружейной палате. В соборе хранится деревянный гроб, в котором был погребен преподобный Сергий. Хранятся мощи прп. Иннокентия Московского (Вениаминова, ск. 1879) и прп. Максима Грека (ск.1556).

http://sobory.ru/article/?object=03961

1427 Преставление прп. Кирилла, основателя Белозерского монастыря, преподобного Никона, игумена Троицкого, преподобных Павла Комельского и Ферапонта Белозерского. 1429 Начало Соловецкой обители, основанной иноками прпп. Савватием и Зосимою с дозволения Ионы, архиепископа Новгородского. 1448 Собор русских епископов поставляет митрополитом Киевским и Всея Руси ранее уже нареченного на этот пост епископа Рязанского Иону. Положено начало фактической самостоятельности Русской митрополии. 1461 Преставление свт. митрополита Ионы. 1505-1508 Перестройка Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Строительство храма-колокольни Ивана Великого. 1523 Основание в Москве Новодевичьего монастыря. 1526-1542 Пребывание свт. архиепископа Макария на Новгородской кафедре. Макарий вводит общежительный устав в монастырях и разделяет монастыри на мужские и женские. 1551 Стоглавый Собор в Москве, подвергший пересмотру многие стороны церковной жизни. Составлен ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни духовенства, монашества и мирян. Узаконено заведение училищ и распространение просвещения как в духовенстве, так и в народе. Подтверждено закрепление вотчин за монастырями. 1555 Закладка в Москве Покровского собора (церковь Василия Блаженного). 1559 Мурза Чюрак от лица всех черкесов просит Ивана Грозного крестить их в христианскую веру. 1564 Выходит в свет " Апостол " , первая печатная книга на Руси. 1588 Канонизация московского юродивого Василия Блаженного. 1589 Патриарх Константинопольский Иеремия 23 января поставляет Иова патриархом всея России, а 26 января посвящает его в этот сан. Начало Московского патриаршего периода. 1592 Основание Донского монастыря в Москве в ознаменование победы над крымскими татарами. 1606 Убийство Лжедмитрия. Свержение Игнатия с патриаршего престола и заточение его в Чудов монастырь. Избрание патриархом Московским митрополита Казанского свт. Ермогена. 1607 Царь Василий Шуйский по совету патриарха свт. Ермогена вызывает из монастырского затвора патриарха свт. Иова, чтобы тот дал народу прощение за все совершенные измены после всенародного поста.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Барабан центральной главы в основании имеет декоративный пояс кокошников, а в завершении – трехчастные антаблементы. Подобными же трехчастными поясами в завершении и более простыми базами обладают и верхние столбы галереи. Все элементы наружного декора храма выполнены из тонко профилированного кирпича. При сооружении нового здания зодчие XVI века, следую воле заказчика, а также собственным пристрастиям, ориентировались, как правило, на какой-то определенный образец или на несколько таких образцов. В последнем случае облик здания как бы «складывался» из отельные черт, позаимствованных у более ранних памятников. Их комбинация была, как привило, достаточно индивидуальной и неповторимой, что и определяло своеобразие нового сооружения. Спасский собор в этой системе – не исключение, и в его архитектурном решении более или менее отчетливо прослеживаются черты восходящие к некоторым более ранним храмам и к различным архитектурным традициям. От своего домонгольского предшественника Спасский собор 1516 года унаследовал, в первую очередь, размеры, а также четырехстолпную трехапсидную структуру плана, типичную для древнерусских храмов. Однако древние черты переосмысливаются здесь в духе более поздних традиций, во многом определявшихся соборами Московского Кремля, которые оказали значительное влияние на русскую архитектуру XVI века. Это влияние ощущается, прежде всего, в некоторых внешних архитектурных признаках, которые, как уже отмечалось исследователями, восходят к кремлевскому Благовещенскому собору, построенному в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. К ним относятся высокий подклет, двухъярусные открытые галере, трехглавое завершение, пояс кокошников в основании центрального барабана и форма его аркатуры. Примечательно, что в Благовещенском соборе присутствие кокошников в основании центрального барабана было обусловлено наличием повышенных подпружных арок под этим барабаном, тогда как у Спасского собора такие арки отсутствуют. Следовательно, кокошники здесь лишены какой-либо конструктивной логики и возникли исключительно в подражание кремлевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. О древних церквях заставляет вспомнить и завершение из трех глав. Оно не было распространенным в зодчестве Древней Руси. Три главы, отвечающие конструктивным особенностям каждой из церквей, возвышались над Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119-1130 годы) и собором во имя Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 годы) в Великом Новгороде, Успенским собором Елецкого монастыря в Чернигове (начало XII века). Для нашей темы наибольшее значение имеет такое же завершение собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1222-1225 годы). Последний получил нынешнее пятиглавие только в 1528-1530 году, когда был перестроен на средства великого князя почти на две трети высоты и стал почти вдвое выше первоначального собора Богородице-Рождественский собор тоже украшен изящным аркатурно-колончатым поясом. Очень близко и «перспективное» оформление окон обоих соборов. Несомненно, облик городского храма оказал большое влияние на решение монастырского собора Однако это влияние было не единственным. В конце XV – начале XVI века в русских городах и монастырях вновь появляются соборы под тремя главами. Весьма мощным источником воздействия на архитектуру Покровского собора был Благовещенский собор Московского Кремля выстроенный псковскими каменщиками в 1484-1489 году. Он также первоначально имел три главы, с трех сторон его окружают открытые галереи с очень схожими по характеру резьбы столбами арок, стены делятся на три части лопатками и завершаются закомарами, по форме очень близкими Покровскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени. Строительство собора [ править править код ] Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан. Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен. 20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II. Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок. А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века. Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов. Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников. Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоровский_Г...

Предстоятель активно занимался строительством церквей, именно по его настоянию была построена первая церковь в тюрьме, вспоминал протоирей Дмитрий Смирнов. Собственно, храм Христа Спасителя, в котором проходила прощальная церемония, тоже, по сути, является памятником первосвятителю Русской православный церкви. Именно в годы его патриаршего служения был восстановлен этот самый большой в Москве храм. Во время трехчасовой службы звучали молитвы не только на церковнославянском, но и на греческом, грузинском, английском, румынском языках. Служба была тяжелой не только морально, но даже физически. Митрополит Кирилл в какой-то момент даже уступил ведение службы митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Последний путь Патриарха из храма Христа Спасителя монахини выстлали белыми розами, любимыми цветами усопшего, и по ним на руках переоблачившиеся в черное архиереи вынесли гроб с телом, покрытый зеленой патриаршей мантией. Трижды обнеся его вокруг церкви, гроб погрузили на катафалк, и траурная процессия отправилась в Богоявленский (Елоховский) собор, к месту погребения новопреставленного главы РПЦ. Около десяти тысяч человек стояли вокруг храма под проливным дождем ради того, чтобы хоть мельком увидеть Патриарха. Двенадцать траурных ударов буквально разорвали тишину. Зазвучал тридцатитонный Большой Царский колокол, а вместе с ним раздался колокольный звон 30-тонного же колокола «Реут» на колокольне «Иван Великий» Богоявленского собора Кремля. Около двух часов пополудни, примерно за полчаса до того, как траурная процессия, проделав шестикилометровый путь от храма Христа Спасителя, прибыла к Елоховскому собору, здесь началась панихида по Патриарху. Множество верующих с горящими свечами встречали траурный кортеж у входа в собор, который был устлан венками из белых цветов. Высшие иерархи церкви внесли гроб в храм. Сама церемония погребения была закрытой -- во время последней заупокойной службы (литии), которую возглавил митрополит Кирилл, могли присутствовать только священники. До восстановления храма Христа Спасителя именно Богоявленский кафедральный собор считался главным православным храмом России. Здесь в 1990 году Алексий II был возведен на патриарший престол и здесь же, согласно завещанию, он был погребен. Согласно последней воле предстоятеля, он был похоронен в правом Благовещенском пределе собора, близ раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского. На надгробии выбита надпись: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. 23.02.1929 -- 5.12.2008». Место захоронения было закрыто временной деревянной плитой, которую впоследствии заменят каменной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где и прослужил вплоть до своей кончины. Трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Закладку камня в основание собора 21 июля 2016 года совершил Святейший Патриарх Кирилл. Особое внимание владыка Феофан уделял возрождению Казанской духовной академии. К сожалению, этот проект не удалось завершить при жизни архипастыря. В регионе динамично развивался диалог с представителями иных религий, в первую очередь с мусульманами. Митрополит Феофан возглавлял православную часть Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам». Во всех епархиях, где трудился почивший митрополит Феофан, возрождались и основывались монашеские обители, закладывалась база духовного просвещения молодежи, велась активная и масштабная работа по развитию церковно-государственных отношений. Владыка неустанно трудился для поддержания межнацио-нального согласия. Многогранная общественная деятельность архипастыря отмечена высокими церковными и государственными наградами. Среди них орден Преподобного Сергия Радонежского III степени; орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден Святителя Иннокентия Московского II степени; орден Преподобного Серафима Саровского II степени; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством». Посмертной наградой митрополита Феофана стал орден Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени. Владыка был почетным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск. 20 ноября 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан преставился ко Господу. 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялись Литургия и чин отпевания новопреставленного митрополита Феофана. По благословению Его Святейшества заупокойные богослужения возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Митрополит Феофан  погребен в столице Татарстана за алтарем возрожденного усилиями Его Высокопреосвященства Казанского собора.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в др., как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, касавшийся издательской деятельности Церкви. Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда гос-во практически не принимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь. Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения правосл. миссии. Патриарх Алексий затронул также вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, к-рая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917-1918 гг. , по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов. В определении А. С. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдавии, об учреждении и восстановлении Владивостокской , Магаданской , Николаевской , Запорожской , Черкасской , Уральской , Чимкентской , Гродненской , Глуховской , Каменец-Подольской , Овручской , Новогрудской , Кемеровской , Йошкар-Олинской , Курганской , Якутской , Южно-Сахалинской , Петропавловской , Благовещенской , Белоцерковской , Горловской , Тульчинской , Хустской , Брянской , Барнаульской , Майкопской и Читинской епархий , а также объединение трех епархий - Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в Берлинскую и Германскую епархию .

http://pravenc.ru/text/АРХИЕРЕЙСКИЙ ...

Музей русской иконы им. Михаила Абрамова vk fb tw ok @ g+ lj Плафон от коронационного балдахина Был задействован при коронации Николая II и Александры Федоровны 14 мая 1896 года. Выполнен для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В центре плафона Малый герб Российской империи, а по углам – вензель вдовствующей императрицы в окружении цепи ордена Св. Андрея Первозванного. На груди орла герб Москвы в виде щита с изображением св. Георгия. Украшавшие балдахин гербы и императорские вензеля были выполнены в московских монастырях, славившихся золотошвейным мастерством. vk fb tw ok @ g+ lj Эскиз костюма коронационного герольда разработал герольдмейстер барон Б.В. Кёне для коронации императора Александра II. Декор основан на гербовых цветах империи: золотом (желтом), серебряном (белом) и черном. Далматик, предназначавшийся для коронации императора Александра III, выполнен из золотой парчовой ткани, заказанной в московском торговом доме «А. и В. Сапожниковы». Основной продукцией Сапожниковых были тяжелые парчовые ткани, отличавшиеся отменным качеством и принесшие фирме мировую славу. vk fb tw ok @ g+ lj В позднем Сказании о Гребневской Богоматери повествуется, что эта прославленная икона в 1380 году была поднесена в дар казаками городка Гребень великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, который следовал в Москву после победы на Куликовом поле. По легенде, икона была помещена в кремлевский Успенский собор, а в 1471 году вложена Иваном III в церковь Успения Богородицы «на Бору», которая находилась на Лубянке. Складень с иконой, который вы видите в витрине происходит из Архангельского собора Московского Кремля. С большой долей вероятности этот памятный образ мог быть вложен последней супругой царя Ивана Грозного Марфой Федоровной Нагой после перенесения в собор в 1606 году мощей их сына - царевича Димитрия. vk fb tw ok @ g+ lj Богоматерь Донская. Истома Савин по заказу Андрея Семеновича Строганова для Благовещенского собора Сольвычегодска. vk fb tw ok @ g+ lj Знамя Великий Стяг царя Иоанна Васильевича, 1560 г.

http://pravoslavie.ru/153039.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010