— Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались? — Первая научная реставрация собора относится к 1866 году, а тогда исследовательские возможности были несколько иными. За истекшие полтора столетия сильно изменились и представления о реставрации. То были пионерские попытки, нынешние шаги сделаны на основе углубленного представления о предмете. Практически на все вопросы в отношении истории собора удалось получить исчерпывающие ответы. Сделано это благодаря талантливым реставраторам Георгию Евдокимову и Ирине Калугиной, сотрудникам центральных научно-реставрационных производственных мастерских под научным руководством со стороны Музеев Московского Кремля. Каждый наш шаг мы делали достоянием гласности и выносили на обсуждение профессионального сообщества. — Что же удалось установить? — В нашей стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его «родословной» определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий — храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века. — С реставрацией связывают находки и открытия, были они сделаны на этот раз? — В 1405 году собор расписали, а в 1416-м он был разобран до подклета. Когда в 1483 году собор снова разобрали по подклет, то камни от него — белокаменные блоки — использовали как бут. Во время реставрационных работ под лестницей XIX века мы обнаружили часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. Как считает крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Дмитриевич Сарабьянов, она относится к эпохе Андрея Рублева и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Почти одновременно с Благовещенским храмом был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. Ранее нам приходилось отмечать, что именно в связи со строительством данного придела и была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» по специальной программе святителя Киприана (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. Почитание святых на Руси. С. 109). После сноса большевиками в 1929 г. Чудова монастыря его местный образ чудом уцелел благодаря тому, что давно находился в Архангельском храме Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Арх. соб., 22 соб., высота 235, 5 см - на 5-7 см доска наращена позднее). Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда « в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Т. 1. С. 240, 247). Вслед за церковным историком Лебедевым принято связывать создание иконы с преданием о вдове св. блгв. кн. Димитрия Донского – прп. Евфросинии (=1407), в миру Евдокии, вел. кн. Московской, которая незадолго до своего преставления заказала икону Архангела Михаила и повелела поставить ее в домовой церкви Рождества Богоматери (ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158). В ряде работ кремлевскую икону связывают с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101). Небесный страж у врат рая Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков. В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. В палате, где обыкновенно даруется аудиенция, высится трон из серебра, вызолоченный и украшенный многими драгоценными камнями, он достоин Верховного Величества. Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента В зале аудиенции пол и стены были сплошь устланы и увешаны персидскими коврами. Слева от стола стояло кресло, сплошь усыпанное тысячами восточных алмазов и разноцветных камней. Кресло это изготовлено для Алексея Михайловича, отца Петра. Все кресло оковано золотом, в которое и вставлены камни. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. (Царь) одет был в красное платье бархатное, камнями и алмазами насаженное, на шее его висело украшение из золота и камней, на голове (он) имел золотую корону, возложенную на шлем, из алмазов и других драгоценных камней сделанный, в руке держал золотой шар величиною с отроческую голову, который со всех сторон драгоценными камнями был насажен. Сверх того держал в руке жезл, насаженный блестящими камнями; сапоги, бисером украшенные, надеты были на ноги его, по обеим сторонам стояли четыре юноши в белом бархатном платье, перевязаны золотыми цепями, с мечами. Ульфред Яков — посол Дании в России в 1575 г. Часть сокровищ (Царя) хранится в так называемой Золотой Палате, где возвышаются, в порядке расположенные, груды драгоценных камней и жемчуга, причем ежедневно несколько искуснейших мастеров и других художников их заботливо перечищают и тем увеличивают их ценность. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Ложе (царя руссов) огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. Фадлан ибн — арабский путешественник, Х в. Евангелие. Мастерские Московского Кремля, 1571. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, эмаль, скань, зернь, чернь. Вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля Все улицы были полны народом, празднично разодетым, также много женщин в узорочьи из жемчуга и драгоценных камней. Масса Исаак (1587—1635) — голландский купец и дипломат

http://pravoslavie.ru/1791.html

В эпоху Ивана Калиты рядом с Кремлем активно развивался Посад (территория Китай-города), который превратился в Великий Посад. Тогда же и установилась основная планировка улиц, включавшая Никольскую, Ильинку и Варварку. Эти три улицы сохранились до сегодняшнего времени. Если выйти из метро «Китай-город» к выходу в сторону Зарядья, то мы выйдем как раз у бывших ворот стены Китай-города, которые носили название Варварские, а в переходе у выхода видна часть сохранившегося фундамента. Идя в сторону Кремля, мы впереди и слева от себя увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Храм красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это церковь Георгия Победоносца. Место это называется «что на Псковской горе». В разные времена ее упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в XVII в. Название «на Псковской горе» появилось в начале XVI в. (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля. Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 г. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины XVII в., «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки. Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз. Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд. Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие. Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.

http://sobory.ru/article/?object=03726

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один – князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского. Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль – в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах. Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли – " Монастырь за Торгом " . О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать. Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила – Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Предполагалось, что в результате реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик XVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом - формы конца XIX в. «Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму». http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/ Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря (исторический облик) Среди дошедших до нашего времени сооружений монастыря, построенных в XVI—XIX столетиях, особого внимания заслуживает Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый, По преданию, на средства Ивана Грозного после победы над Казанью в 1552 году на месте древней деревянной церкви Спаса. Однако каких-либо документальных подтверждений участия Ивана Грозного в строительстве собора не имеется, хотя в описи Киреевского, проведенной в 1624 году, отмечается, что «монастырь и церкви и образы и свечи и книги и ризы и колокола и все монастырское строение Госу­дарево». Несмотря на то, что архитектура собора XVI века в значительной мере пострадала при пристройке в 1839 году и ремонтных работах, проведенных во время реставрации в конце XIX века, вновь восстановлено большинство архитектурных деталей XVI века, в связи с чем Преображенский собор сохраняет в основном первоначальные архитектурные формы. Подобно Богородицкому Преображенский собор пятиглавый, четырехстолпный, одноэтажный. В связи с тем, что Спасский монастырь имел значение крепости на подступах к Мурому, архитектура собора очень строга и монументальна, детали лаконичны и четки. Существующие главы имеют несколько своеобразный силуэт: на вершинах куполов вкомпонованы луковичные главы, характерные для XVII века. Никакой сложности не представляет восстановить покрытие куполов XVI века, придав им шлемовидную форму. Фактически в настоящее время здание Преображенского собора бывш. Спасского монастыря — единственное из полностью сохранившихся монументальных сооружений XVI века в Муроме, так как большинство сооружений того времени утеряно безвозвратно (Благовещенский, Богородицкий соборы, Николо-Можайская церковь и другие), а старая Козьмодемьянская церковь почти 100 лет (с 1868 г.) находится в полуразрушенном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=04955

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Храм Иоакима и Анны действовал все время и не закрывался в советское время, благодаря чему сохранил многое из своего убранства. В 2013 году храму принесены в дар мощи святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Журнал: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2016 г. Древний Можайск некогда украшали восемь монастырей: Лужецкий, Сретенский, Борисоглебский, Петровский, Благовещенский, Троицкий, Петропавловский и Якиманский. Они служили не только местом особой молитвы, но и наряду с кремлем исполняли роль военных острогов пограничного города. После церковных реформ 1764 года почти все эти монастыри, в том числе и Якиманский, были упразднены, а собор Якиманской обители был обращен в приходской храм. Сохранилась одна из стен древнего собора, возведенного еще в конце XIV века. Старая церковь Иоакима и Анны в Можайске занимает особое место среди храмов Подмосковья. Знаменитый советский археолог и историк архитектуры Николай Николаевич Воронин выделял эту церковь в своей книге «Зодчество Северо-Восточной Руси». В главе, посвященной строительству в Московском княжестве конца XIV- начала XV веков, историк рассматривал шесть сохранившихся древних белокаменных храмов Подмосковья: Собор Троице-Сергиева монастыря (в Сергиевом Посаде), Никольскую церковь села Каменского (г.о. Наро-Фоминск), собор Саввино-Сторожевской обители, Успенский собор на Городке в Звенигороде, старый Никольский собор в Можайске и, наконец, можайскую церковь Иоакима и Анны. Таким образом, Якиманский или, как его еще называли в старину Акимо-Анненский храм, вошел в число наиболее ценных и древних памятников церковной архитектуры региона, хотя до нашего времени от оригинальной постройки дошел лишь фрагмент. К северо-востоку от Можайского кремля на бывшем посаде в разное время были построены три каменные церкви с одним и тем же посвящением, из которых две сохранились полностью, а самая древняя – частично. В книге старейшего можайского краеведа Н. И. Власьева «Можайск в его прошлом» упомянута легенда о постройке церкви Иоакима и Анны в Можайске Иваном Грозным. На самом деле, первый Иоакимо-Анновский каменный храм был возведен на этом месте еще раньше – в 1390-е годы. В конце XVIII века к древней церкви был вплотную пристроен храм-придел Леонтия Ростовского (Космы и Дамиана), который имел со старой церковью одну общую стену. В XIX веке древний храм Иоакима и Анны стал настолько ветхим, что его пришлось почти полностью снести – осталась только северная стена, бывшая одновременно южной стеной для Леонтьевской церкви. После сноса старинного храма церковь-придел Леонтия Ростовского получила посвящение праведным Иоакиму и Анне в память о прежней церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00460

Иконостас Рождественского придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Сер. XVI в. Иконостас Рождественского придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Сер. XVI в. Кроме того, И., как и алтарные преграды (особенно в виде глухих стенок, распространившихся в Сербии в XIV в.), закрывал зону алтаря, не позволяя мирянам видеть происходящее там священнодействие. Ни антепендиумы (напр., Пала д " Оро, 1105, собор Сан-Марко в Венеции), ни алтарные образа католич. храмов не имели такой функции, объясняемой особенностями восточноправосл. богослужения. Дальнейшее развитие И. получил на рус. почве, что, как считают, связано с деятельностью митр. Киприана (1390-1406). Не исключено, что высокие 4-ярусные И. появились именно в это время. В качестве причин их возникновения называют утверждение на Руси Иерусалимского богослужебного устава и новое чинопоследование литургии согласно «Диатаксису» патриарха Филофея Коккина. Однако указанные изменения не носили принципиального характера; если их связь с эволюцией И. существовала, то была весьма опосредованной. Свою роль в генезисе И. сыграли распространенные на Руси в XII-XIII вв. высокие деревянные алтарные преграды (в соборе псковского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря - ок. 5 м), а также глухие алтарные преграды раннемосковских храмов (Успенский собор на Городке в Звенигороде, кон. XIV в.; Рождественский собор Саввина Сторожевского мон-ря, 1405). Каменные глухие преграды размещались между вост. столбами и имели фресковые росписи, а иногда - резные архитектурные детали (архитрав, пилястры). Можно предположить, что размещение тябла-архитрава на большой высоте вызвало укрупнение размеров стоящих на нем икон, что в свою очередь усилило значение икон в интерьере и обусловило необходимость разработки для них единой программы. Возможно, из 4-ярусного И. происходит ростовой деисусный чин, перенесенный в Благовещенский собор Московского Кремля после пожара 1547 г. (датируется кон. XIV в. или нач. XV в., нек-рые иконы написаны греч. мастером, традиц.

http://pravenc.ru/text/389068.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010